Династия Зайнуллиных-Хасановых



Л.Г.Валиахметова.

История села Аллагулово и семьи Хисамутдиновых.

РодХисамутдиновых начинается в селе Аллагулово Мелекесского района Ульяновской области, тогда Симбирской губернии.

История села начинается в 1807году. По рассказам дедушки Хасана,первыми поселенцами были вернувшиеся из царской ссылки татарин Атнагыл и еще двое: русский и мордвин. Здесь протекала река Грязнуха, был густой лес. Земля была помещичья, усадьба барина находилась в 6 километрах и называлась Барское. Расположена она на берегу реки Черемшан, сейчас называется Приморское. На небольших расстояниях (5-6 км) располагались деревни крестьян.

Аллагулово росло. Когда вопрос встал о строительстве храма или мечети, между мусульманами – татарами и христианами произошла размолвка. Русские и мордва ушли отсюда и в 8 километрах на берегу Грязнухи основали село Лебяжье, построили из кирпича красивую церковь. А татарское село стало называться Атнагыл по имени первого жителя и основателя села. Татары по сей день называют село именно так. А географическое название – Аллагулово. Это мы знаем со словХасана Хисамутдиновича Хисамутдинова. Со временем речка высохла, остались пруды возле нескольких  деревень, через которые она протекала. Пруды пополняются вешней водой, сюда селяне гоняют скот на водопой.

Лес вокруг Аллагулова вырубался на постройки. Оставшаяся часть леса сгорела во времена пожаров, которых было много в засушливом Поволжье.

 В 90-е годы 20 века в сырых местах оврага выросли кустарники тальника.

В Аллагулове было построено четыре мечети, все были деревянные. У каждой мечети был свой приход и свой мулла.

В середине села мечеть была покрашена в желтый цвет, в которой служил Шагбанов Хисамутдин. У него было две жены. Ислам разрешал многоженство, если мужчина мог обеспечивать каждую жену отдельным домом и материально.

От старшей жены у Хисамутдина было четверо детей, от младшей жены-единственный сын Хасан, родившийся в1870 году. Он был общим любимцем в семье, и отец делал все, чтобы дать ему достойное воспитание и образование. Сначала Хасан учился в медресе при сельской мечети. Затем отец отдал его в Мелекесское медресе, потом родители отправили его в Казань в высшее мусульманское медресе, где учились юноши из элитных семей. Там готовили служителей мечети высшего сана. Хасан оттуда выйдет мязином. В общей сложности он учился 14 лет, в совершенстве знал арабский язык, самостоятельно выучил русский язык. На родном татарском языке говорил не на диалекте, а на чистом литературном языке. Газеты читал на трех языках. Попутно с языками овладел и светским образованием.

Когда Хасанучился в Казани, родители его женили. Жена муллы одной мечети была из села Поповка и очень хотела иметь подружку из родного села. Она посоветовала мужу, чтобы женили сына Хисамутдина Шагбановича Хасана на ее подружке из Поповки. Пришли к Шагбановым, договорились. Хисамутдин написал сыну в Казань письмо, в котором сообщал, что его женили и он скоро должен приехать на свадьбу. Родители невесты послали подарки. Хасан очень волновался, что будет неудобно перед шакертами (так назывались учащиеся медресе), если подарки будут слишком по-деревенски простыми и грубыми. Но они оказались по- городскому очень искусно сделаны и упакованы. Отец невесты Хайрутдин Шамгунович служил приказчиком у купца в Петербурге, ездил на ярмарки, и, конечно, подарки были подобраны со вкусом.

Итак, Хасана Хисамутдиновича Хисамутдинова (фамилию давали по имени отца) женили в 1897 году на Шамсекамяр ХайретдиновнеШемгуновой из Поповки (прежнее название Калмаюр)

 

 

Шамсекамяр Хайретдиновна умела читать. Её обучала грамотная абыстай. Девочек принято было учить только читать, писать не разрешали, чтобы не могли писать письма юношам.

ХисамутдиновыХасан и Шамсекамяр (кратко Камяр) стали жить самостоятельно в Аллагулове. Прожили вместе 61год, жили очень дружно, были трудолюбивыми, вместе вели хозяйство, мужественно переносили все трудности и испытания жизни, вырастили и воспитали шестерых детей:

Сягадэт (1898 г.р.),Борхана (1898г.р.),Абрара (1901 г.р.),Кибру (1906г.р.), Хадичу (1908 г.р.), Талигу (1912г.р.).

Хасан Хисамутдинович служил в мечети, был азанчи.

ШамсекамярХайретдиновна вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, обучала сельских девочек чтению. Просто для девочек в селе не было никакой школы. Для мальчиков же при мечетях были медресе. Еще Камяр лечила народными средствами односельчан. Лишай лечила древесным углем, соринку из глаза вылизывала языком, принимала роды, лечила глазные и ушные болезни. Она была добрая, могла отдать последнее людям. В 1944 году из Соль-Илецка приехала дочь Кибра Хасановна с двумя детьми, привезла немного соли. В селе об этом узнали и стали приходить просить немного соли. Камяр Хайретдиновна давала всем. Дочь Талига Хасановна заметила, что соли остается совсем немного, завязала в узел и бросила на чердак. Когда пришли очередные просители, Камяр, увидев, что в миске соли почти нет, все равно хоть щепоточку давала. Она была трудолюбивая, любила и требовала от дочерей чистоты и аккуратности. Но могла и строго отругать детей, затем и внуков.

Хисамутдиновы стремились дать достойное образование своим детям. Это было целью, смыслом их жизни, и они этого добились, несмотря на многие трудности. Все шестеро их детей стали учителями.

Первым учителем своих детей был сам Хасан Хисамутдинович. С 5-6 лет учил их грамоте, дав им начальное образование. Когда в селе открыли школу для девочек, среди первых учениц были дочери Хисамутдиновых. Старшие Сягадат и Кибра учились в Мелекессе (ныне Димитровград).

Хасан Хисамутдинович личностью был неординарной и человеком высокообразованным. Будучи родом из семьи мусульманского духовенства и получив высшее образование в Казани, он делал все, чтобы дети получили светское образование. Знал в совершенстве три языка. Хасан Хисамутдинович был человеком высокой духовности и настоящим альтруистом, придерживался философии непротивления злу насилием. Внуков и внучек у него было 19, и всех учил принципу: «Если в вас бросают камень, бросьте в ответ хлеб».

Хасан Хисамутдинович был хозяйственный, все умел, даже носки вязал, был очень трудолюбивый. Несмотря на то, что был служителем мечети, на земле работали всей семьей сами, никогда не нанимали ни работников, ни прислугу. Иногда у сельского кулака брали они молотилку, за что платили зерном. Был и такой случай. Хасан Хисамутдинович нанимался к кулаку во время уборки урожая. Ему было не совсем удобно перед односельчанами, поэтому работал по ночам при лунном свете.

Старшая дочь Сягадэт 1898-го года рождения после учебы в Мелекессе работала учительницей в соседнем селе Филипповке.

 

 

В Аллагуловской школе работал молодой учитель Садреев Калим из Самарской губернии. Он был женат, имел ребенка и был другом старшего сына Хисамутдиновых Борхана, к которому часто приходил в гости. И когда у Калима умерла жена, он пришел к Хисамутдиновым свататься к их дочери Сягадэт. Отец согласился, привез её из Филипповки и выдал замуж за КалимаСадреева. В голодном 1921 году ребенка отдали в детский дом, где он и умер.

 Старший сын Хисамутдиновых Борхан Хасанович тоже 1898 года

рождения был эрудированным, на редкость умным и демократичным человеком.

Учился он в большом медресе в селе Кызылсу. Там он с другими учащимися требовал преподавания не только религиозных, но и светских предметов. За это он был исключен из учебного заведения, продолжил учебу в Мелекессе, затем работал учителем в Симбирске (Ульяновске). Он был в семье непререкаемым авторитетом, учил сестричек русскому языку, старался воспитывать по-новому, т.е. по-европейски

Судьба его сложилась трагически. Он выступал против кровопролития гражданской войны, не приветствовал ни белых, ни красных. Насильно мобилизованный белочехами, Борхан с другими сбежал и скрывался несколько дней у родителей на сеновале. Но его обнаружили и отправили в Сибирь–в Новониколаевск. Белочехи взяли его там в штаб секретарем, просто грамотных людей не хватало.БорханХасанович спас многих людей, выдав им поддельные документы. Последнее письмо родители получили от него из Новониколаевска (ныне Новосибирска) в 1920 году, где он сообщал, что сбежал от белочехов, и собирается ехать не то в Томск, не то в Омск. Больше вестей от него не было. В Новосибирске есть мемориальная стена, у которой белочехи расстреляли красноармейцев и сочувствующих им. Был ли среди них Борхан - неизвестно. Родители ждали его всю жизнь, надеялись на какое-то чудо. БорханХасанович навсегда остался 22-х летним молодым человеком.

Другой сын Хисамутдиновых Абрар Хасанович 1901-го года рождения учился в Самарском татарско-башкирском педагогическом техникуме.

 

В 20-е годы служил в армии в Средней Азии, после службы там же работал учителем и учился заочно в Ташкентском университете. В Ташкенте же встретил свою будущую жену Насиму Асановну, там же они поженились.

Следующие три дочери:

Кибра,

Хадича

и Талига тоже стали учителями.

В труднейшие голодные 20-е годы надо было спасать детей от голода и давать образование.

В 1921 году Хисамутдиновы приехали в Самару. КамярХайретдиновна устроилась судомойкой в детском приемнике, а Хасан Хисамутдинович стал работать дворником. На базе приюта - общежития открылся татарско-башкирский педагогический техникум, куда зачисляли на 1-й курс имеющих первоначальное образование, среди которых оказалась Кибра Хасановна 1906 года рождения. Хадича Хасановна 1908 года рождения была зачислена на подготовительный курс. Младших Талигу 1912-го года рождения и Камиля 1915-го года рождения отдали в детский дом.

Вместе с Кибройв одной группе учился Зайнуллин Гариф, за которого она вышла замуж после окончания техникума в 1926 году.

Хадичу Хасановну судьба помотала еще больше. Детей ее возраста эвакуировали на Украину. Эшелон с голодными детьми производил жалкое впечатление. На одной станции худенькую и бледную Хадичу взяла на время одна еврейская семья. После голодных лет детей вернули в Самару. Хадича Хасановна закончила педагогический техникум, на последнем курсе вышла замуж за однокурсника Халикова Габдулхака, затем вместе они уехали в Татарию, работали учителями.

Младшая Талига тоже училась в этом же педагогическом техникуме. Она еще не завершила учебу, Хадича Хасановна взяла её к себе в Татарию. Талига Хасановна там помогала Халиковым присматривать за детьми, училась, начала работать учительницей. Она встретилась с молодым учителем Гали Бакировичем и вышла за него замуж.

Младший сын Хисамутдиновых Камильумер в детском доме в 1921 году от голодного истощения.

Итак, семья Хисамутдиновых выжила в голодные годы, хоть и с потерями. Семья вернулась в Аллагулово в добротный большой дом, который построили еще в 1910 году. Построить дом помогли тогда родственники Камяр Хайретдиновны, которые в то время жили вполне зажиточно. Ведь до этого дома Хисамутдиновы трижды строили скромные дома, которые сгорели при пожарах. В 1926 году приехал из Ташкента в отпуск сын Абрар Хасанович. Привез он сестричкам подарки, помог родителям покрыть крышу дома железным листом, покрасил лаком старый тарантас. Хисамутдиновыбыли счастливы. Кроме работы на земле и службы в мечети, Хасан Хисамутдинович разводил цветы у дома.

Но пришла новая беда. «Декрет о земле», принятый Советской властью на заре своего становления, обещал крестьянам дать землю. Но очень скоро стало понятно, что земля не будет крестьянской, а вся земля объявится государственной. Крестьяне на ней должны были вести коллективное хозяйство. Государству удобнее было брать налоги с колхозов, чем с каждой индивидуальной семьи. Коллективизация началась в конце 20-х – начале 30-х годов. Трагедией прошлась она по стране. Всю живность и инвентарь в подворьях надо было сдавать в колхоз. Больно задела коллективизация и жителей Аллагулова, и семью Хисамутдиновых. Большевики опирались на самую бедную часть крестьян. Это те, кто не мог вести свое хозяйство, или не умел, или не хотел. У них не было ничего, что можно было сдать в колхоз. Поэтому они шли туда с удовольствием. Именно им доверили создавать колхозы и руководить ими. О таких в народе говорят: «Из грязи да в князи». Чувствуя власть над благополучными семьями, они стали раскулачивать, т.е. конфисковывать имущество крепких хозяев и выселять их из села. Раскулачивали не только кулаков, но и середняков, каковыми были Хисамутдиновы. Конфисковали у них все: скот, инвентарь, тарантас, кур, дом и утварь. При этом с циничной ухмылкой растаптывали цветы у дома. Об этом вандализме рассказывал ХасанХисамутдинович внучке Розе в 50-е годы. Хасан Хисамутдинович был объявлен лишенцем, т.е. лишался всех демократических и гражданских прав и был выселен из села на три года. Ему было 60 лет. Трудолюбивый и доброжелательный человек, Хасан Хисамутдинович не пропал. Устроился он на мельницу в Бугульме рабочим. КамярХайретдиновна оставалась в деревне, жила у родственников, но к ней приходили, требуя выплаты налога. Это было смешно, если бы не было так грустно.

А ведь репрессия Хисамутдиновых была незаконной, активисты села действовали произвольно. Об этом в 90-е годы узнала их внучка ЛенизаГарифовна, получив ответ на запрос в республиканский архив Татарстана. В ответе была информация о работе Хисамутдинова Хасана на мельнице в Бугульме, но не как репрессированного, раскулаченного, а как свободного человека.

Хасан Хисамутдинович не сопротивлялся, никогда не жаловался на советскую власть, примирительно говорил так: «У каждого времени свои законы и нормы жизни, их надо уважать». Да, он был непротивленцем. Безгранично добрым альтруистом. Активист, выселивший его из села, перед смертью вспомнил о всевышнем. Он попросил родственников, чтобы его отпевал именно ХасанХисамутдинович, который сделает это грамотнее всех. ХасанаХисамутдиновича пригласили, и он пошел и совершил ритуал отпевания. Значит, простил.

В 1933 году Хасан Хисамутдинович вернулся в родное Аллагулово, стал работать в колхозе. Строить новый дом не было ни сил, ни средств. Жили с КамярХайретдиновной по квартирам или в покинутой кем-нибудь избе. Мечеть, в которой некогда служил Хасан Хисамутдинович, стала зернохранилищем, в котором он и стал работать сторожем. На религию при Советской власти было гонение, церкви и мечети закрывались. Из четырех мечетей в Аллагулове осталась действующей только одна, куда разрешалось ходить только пожилым людям.

В 1935 году Хисамутдиновым дети прислали сколько-то денег на покупку дома. Купили маленькую избушку, чуть больше бани, с соломенной крышей, без фундамента. Сени были дощатые, пол был застлан наполовину досками, наполовину – земляной. У входа на двух чурбаках лежала дощечка, которая выполняла роль крыльца. На двоих хватало. Но ведь каждое лето надо было принимать в эту избушку по многу детей и внуков, до 20 человек!

 Всего у Хисамутдиновых было 19 внуков.

 

 

 

 

Это дети СягадэтНажат(1924 г.р.),Равиль(1926 г.р.),Дамир(1928г.р.), Азат (1939 г.р.);

дети АбрараФян (1929 г.р.), Эйлер (1936 г.р.), Флюра (1938 г.р.);

дети Кибры -Леруна(1931г.р.), Лениза (1935 г.р.);

дети Хадичи - Роза (1929 г.р.),Виль(1931г.р.), Валерий(1944 г.р.);

дети Талиги - Луиза(1936 г.р.), Азалия (1938 г.р.), Алинура (1940 г.р.),

Альберт (1946 г.р.),Светлана (1948 г.р.),Альмира (1953 г.р.),

Деляря(1956 г.р.).

 

 

 

 

 

 

Не успели как следует оправиться от очередной беды, грянуло новое испытание на страну, на семьи людей, на Хисамутдиновых.

1941-й год!!! Началась Великая Отечественная война. Ушли на фронт теперь уже единственный сын Хисамутдиновых Абрар Хасанович, муж Кибры Хасановны Гариф Зайнуллович Зайнуллин, муж ХадичиХасановны Габдулхак Халикович Халиков, муж Талиги ХасановныГали Бакирович Валиуллин, будущий муж старшей внучки Хисамутдиновых Нажат Калимовны Галимжан Аминович Тухватуллин.

Не вернулисьАбрар Хасанович и Гариф Зайнуллович.Они пополнили список потерь семьи после Борхана Хасановича. Неизвестно где их могилы. Знаем только, где примерно остались они навсегда:

Борхан Хасанович - в Новосибирске 22 -х лет от роду;

Абрар Хасанович – на Курской дуге в 42-х летнем возрасте;

Гариф Зайнуллович – под Сталинградом в 42 года.

Повезло вернувшимся с победой в 1945 году Габдулхаку Халиковичу, Гали Бакировичу, Галимжану Аминовичу. Но вернулись они с телесными и душевными ранами. Они не стали долгожителями.

Как только началась война, Хисамутдиновы взяли к себе из Татарстана дочь Талигу Хасановну с тремя маленькими детьми. Как только дочь Кибра Хасановина получила в Соль-Илецке извещение о без вести пропавшем муже, Хисамутдиновы взяли к себе и ее с двумя детьми в 1944 году. В избушке места хватало всем. Дети чувствовали тепло и заботу. Их мамы работали в местной школе. Камяр Хайретдиновна вела хозяйство по дому, присматривала за внучками, готовила еду. Хасан Хисамутдинович ухаживал за живностью, вел огород, ремонтировал обувь односельчанам и членам большой семьи, по ночам работал сторожем в колхозном зернохранилище. Старикам до конца 50-х годов не давали ни пенсии, ни другого пособия. Хасан Хисамутдинович, несмотря на почтенный возраст, чувствовал ответственность за благополучие семьи, т.к. был единственный мужчина в семье. Работал он красиво. Дети любовались, глядя, как их дед делал остро наточенным ножом деревянные гвоздики, ведь железных гвоздей не было. Прял он из пакли суровую нитку и смолил её. Всё это использовалось для ремонта обуви. Материала тоже не было, он подбирал на улице брошенную обувь, обрывки кожи и брезента или резины. Из такого подручного материала изготавливал обувь. Внучки были обуты. А ведь в школу многие ходили (точнее бегали) босиком, даже зимой. Дети учились в школе, кроме младшей Алинуры, а старшую Леруну отправили учиться в Мелекесс (сейчас Димитровград), которая в свои 13 лет каждую неделю проходила 20 километров в деревню и обратно, чтобы унести на себе картошку на неделю.

80-летний Хасан Хисамутдинович помогал внучкам готовить уроки, особенно подготовиться к уроку по такому сложному предмету, как Сталинская Конституция. Он не отступал от принципов религии ни разу в жизни.

Прожив на свете 97 лет, он не знал даже вкуса спиртного. Что интересно, внуков он не учил молитвам, не прививал религиозных принципов. В этом тоже проявлялась его настоящая мудрость. Ведь внуки все были пионерами, комсомольцами, а верующие подвергались гонениям. Будучи мязином, дед Хасан Хисамутдинович был сведущ буквально во всех областях. Следил за политикой, читал газеты. А в 1961 году в возрасте 91-го года он очень восторгался достижениями науки, что позволило человеку преодолеть, как он говорил, семь слоев неба и выйти в космос, восхищался подвигом Гагарина; даже посетовал, что за 14 лет светского образования мог бы достичь большего, чем только служитель мечети.

После войны приехал муж Талиги ХасановныГали Бакирович, приехала вдоваАбрара Хасановича Насимя Мухаметвалиевна с тремя детьми. В избушке Хисамутдиновых место нашлось всем. Но НасимяМухаметвалиевна долго не задержалась: в местной школе не было вакансии. Она с детьми уехала в село Лашманка. Но в каникулы все непременно приезжали к бабушке и дедушке. А старший сын Фэнв Аллагулове закончил семилетнюю школу, т.к. во время войны пришлось ему бросить учебу и работать с 12 лет.

Съезжаться летом в Аллагулово стало традицией. Приезжали дети, внуки, когда были студентами и когда уже были семейными и имели своих детей. В 1951 году приехала внучка Роза (дочьХадичи Хасановны) с мужем МихаиломРуссовичем и сыномВитей. Это был первый смешанный брак в роду. Михаил был молдаванином. Родственники робко, но осуждали. Дедушка Хасан Хисамутдиновичпервый положил конец пересудам, сказав: «Еще неизвестно, кому больше повезло, Розе или Мише. Не судите, они счастливы- это очень хорошо». Позже в роду будет много смешанных браков, и восприниматься это будет в порядке вещей. Течет в жилах наших родственников кровь русская, украинская, немецкая, еврейская, чувашская, казахская, белорусская, таджикская, башкирская. Все дружны и общаются друг с другом от души.

На месте избушки Хисамутдиновых в 50-е годыГалиБакирович с ТалигойХасановной построили более просторный дом, покрытый шифером. В этом доме в 1958 году умерлаКамяр Хайретдиновна в возрасте 85 лет. Она была жизнерадостная и активная в жизни. Как-то раз её дочери Кибра и Талига Хасановны обсуждали свои репетиции в художественной самодеятельности и посетовали по поводу нежелания одной молодой учительницы участвовать в инсценировке. Камяр Хайретдиновна вмешалась: «У неё, наверное, мох на сердце вырос, я умирать буду-сяду!» Помнила ли она эти слова, сказанные лет за 10 до своей смерти, но она это сделала. Умерла она от рака пищевода. До конца была в полном сознании и понимала, каково её состояние. За неделю до кончины она нашла силы прийти на свадьбу внучки Ленизы, даже прошлась под музыку, изображая танец. Последний день её смерти потрясает силой её воли: сходила самостоятельно в баню, легла в постель и на последнем вздохе поднялась, произнесла: «Умираю» и упала на подушку уже бездыханная.

После смерти Камяр Хайретдиновны многочисленные потомки продолжали приезжать в основное подворье к деду Хасану и его дочери ТалигеХасановне, которая была такой же гостеприимной, с удовольствием хлопотала на кухне и всем находила добрые слова.

В 1967 году не сталоХасана Хисамутдиновича. Ему было 97 лет. В 95 лет он ослеп, жизнь потеряла для него всякий смысл, и он умер.Прожил ХасанХисамутдинович большую и трудную жизнь, но считал себя счастливым. Счастьем считал он то, что в голодные годы (а это 1921-й, 1932-й, 1946-й годы), когда люди ели друг друга, его семья выжила, благодаря поддержке друг друга. Его многочисленные потомки по сей день живут постоянно общаясь друг с другом, поддерживая и помогая друг другу. Это то главное, что оставил Хасан Хисамутдинович своим потомкам в наследство. Где некогда стояла избушка Хисамутдиновых, сейчас стоит большой красивый дом его внука Альберта Галиевича. Так же, как когда-то Хисамутдиновы, затем их дочь Талига Хасановна с мужем, Альберт Галиевич и его жена Халида Ярулловна радужно встречают всех родственников, которые приезжают на землю предков. На могиле ХасанаХисамутдиновича стоит мраморный памятник, поставленный внуками и правнуками.

Аллагулово в 70 – 90-е годы 20 века преобразилось, сельчане построили красивую мечеть из красного кирпича, гонения на религию уже не было. Село было электрифицировано после запуска Куйбышевской ГЭС. В домах появился электрический свет, радиоприёмники и телевизоры. Село газифицировали, в домах стало газовое отопление, провели водопровод. Жители села построили красивые добротные дома, стали выращивать овощи и фруктовые деревья. Построили двухэтажный кирпичный Дом культуры, около которого стоит памятник землякам, не вернувшихся с Великой Отечественной войны.

В 90-е годы колхозы были упразднены, сельчанам наконец-то дали землю. Но… расцвет села закончился. Уже выросло новое поколение людей, которое не знало другой формы организации сельскохозяйственного производства, кроме колхозной. Можно было бы и научиться, но у людей не было средств приобрести технику. Проще было отдавать землю в аренду деловым людям за определенную плату натурой. Фермерские хозяйства не заводились. Есть два хозяйства, но они не стали рентабельными и не были примером для передачи опыта. Оставшись без работы, трудоспособная часть населения стала уходить в город. Село осиротело. Садик закрыли за отсутствием детей. В школе учатся всего 40-42 учащихся, а когда-то были параллельные классы и учились в две смены. Дом культуры стоит в полуразрушенном состоянии. Люди приезжают из города к пожилым родственникам или в свои дома, как на дачу. Подобное происходит и в других близлежащих сёлах, которые объединены в одно Лебяжьее поселенье. Немного грустно… Самым красивым и ухоженным общественным зданием является мечеть. ХасанХисамутдинович верил в бессмертие души. Так пусть же его душа радуется возрождению прихода при мечети в его родном селе.

 

Династия Зайнуллиных-Хасановых

Хасанова Кибра Хасановна 15.05.1906 года рождения в голодный 1921-й год была отдана в Самарский детский дом, на базе которого был открыт татарско-башкирский педагогический техникум. Техникум закончили 11 человек в 1926 году. В одной группе с Киброй учился Зайнуллин Гариф 1900 года рождения из Ново-Ермакова Камышлинского района.Он ухаживал за ней. Гариф был активистом: с 1922-го года участвовал, живя в деревне, в общественно- политической жизни своей родины, обучал грамоте своих односельчан. Вступил в партию. Он без ведома Кибры устроил так, чтобы их вместе направили на работу в Бузулукский уезд. Там они хотели пожениться, зарегистрировать брак. Но одна учительница, которая там работала и там же вышла замуж, рассказала, что в этой очень религиозной деревне её стали гнать, потому что она при замужестве не совершила религиозный обряд мусульман - никях. Значит, перед всевышнем грешна и имеет незаконнорождённых детей. Вот она и посоветовала, чтобы Гариф и Кибра здесь не оформляли брак, а объявили, что приехали сюда молодоженами. Так и сделали.

Брак остался незарегистрированным до конца жизни, и Кибра осталась с девичьей фамилией- Хасанова. Школа была маленькой, Гариф -директор, Кибра -учительница.

В 1927 году у них родился сын Виль, но в 1929 году умер от дифтерии, которая тогда не лечилась.

Окончив педагогический техникум, Гариф снова погружается в общественно-политическую работу в деревне. Участвует в деле коллективизации крестьян.

Затем Гариф Зайнуллович (по некоторым документам Сагдеевич ) и Кибра Хасановна работали в районном центре Камышле в опорной школе. Гариф Зайнуллович был директором.

 В 1931 году он по направлению партии по программе «1000 коммунистов» поехал учиться в Оренбург в педагогический институт. В этом же году в апреле родилась дочь Леруна(Ленин раскрепостил угнетенные народы).Имя дали из коммунистического журнала, где были напечатаны новые имена.Кибра Хасановна работала в Старо-Ермакове, затем поехала в Оренбург, там работала и заочно училась в педагогическом институте.

В 1935 году Гариф закончил педагогический институт и по назначению поехал в Соль-Илецк директором татарской школы, преподавал там математику.

Зайнуллин был образцом для студентов. Гариф Зайнуллович, перед которым Казанский архиерей когда-то закрыл двери 2-х классного училища, сегодня закончил высшую педагогическую школу отличником.

Кибра Хасановна стала преподавать татарский язык с образованием «учительский институт» (т.е не законченное высшее)

 В ноябре 1935 года родилась Лениза (Ленинские заветы).Имя все из того же коммунистического журнала с новыми именами. Очень заботливый и любящий семью Гариф Зайнуллович нанимал няню для детей. Беспокоился о здоровье жены. Он не просто любил жену, а обожал ее, заботился и проявлял максимум внимания к ее состоянию, настроению, здоровью. Посылал её каждый год на курорты.

Леруна училась в русской школе. Ленизу водили в детский сад. Леруна Гарифовна, будучи в зрелом возрасте, вспоминает об отце так:

«Помню папу как большого доброго, всегда с улыбкой человека. Он ни разу за всю жизнь не поднял не то что руку, но и голос ни на детей, ни на маму. Помню в Соль- Илецке, как он нас вел в садик: Ленизу на санках везла Ласка (овчарка), а меня - за руку папа, как он вохапке (как дрова) нёс домой французские булки - и всё с доброй улыбкой на лице. Помню эпизод с куклой. У нас до этого были тряпичные куклы с фарфоровой головой. Гуттаперчевая новая кукла с приклеенными «настоящими» волосами -это был верх мечтаний любой девочкив то время. Больше чем Барби сейчас. И вот такое счастье попало ко мне в руки: я, конечно, не знала уж как её обиходить. В коридоре стояла ванна с водой. Я её искупала, и у новой куклы отвалились волосы. От горя я плакала навзрыд. Пришел папа, взял на руки, стал успокаивать, ни одного даже упрекающего слова. Помню с папой поездку в Москву. Был рай с едой в основном из вкусного московского мороженого. Ходили в мавзолей, но большее впечатление осталось от похода в ЦУМ. Я отстала от папы, стала плакать. Меня подобрали, отвели в радиорубку. «Я потеряла папу» (не он меня) объявили по радио. Взволнованный папа появился, забрал меня и всю дорогу подшучивал надо мной, что мама и вся страна теперь знают, что я «потеряла папу». Мне было, наверное, лет 6-7, и я в это свято верила.»

Я же, Лениза Гарифовна, помню, как отец купал меня, играл «чок – чок - на бочок», запрягал собаку Ласку в санки и катал меня. Сам бежал рядом. По дороге в садик зимой обязательно прокатит на санках с горки (а мама этого не делала, и я плакала по этому поводу). Мне нравилось ходить в садик именно с папой, а не с мамой.

 Счастье Зайнуллиных было полным. Шел 1941 год… Начало июня… Все еще живы, все, все, все. Счастье Зайнуллиных еще не нарушено.

 22 июня прозвучал стальной голос Левитана. Война…Гитлеровская Германия вторглась на территорию нашей страны без объявления войны. Для нашей страны это была Отечественная война, Великая. На защиту Родины встал весь народ. Гариф Зайнуллович ушел на фронт 14 ноября 1941 года, а 16 ноября мне, Ленизе, исполнилось 6 лет, а старшей сестре Леруне было 10 с половиной лет.

Гариф Зайнуллович, уходя на фронт говорил, что оставляет на жену двух детей: «Береги свое здоровье для них. По возможности пусть Леруна помогает тебе».

Наша мама Кибра Хасановна вспоминает: «Леруна училась хорошо Их школу взяли под госпиталь. Дети учились в каком-то неотапливаемом помещении вроде сарая. Дети мерзли. У Леруны распухли суставы. Одежды теплой не было. Из старого матраса сшила ей теплые штаны. На мою зарплату можно было купить 4 кг муки. Хлеб строго по карточкам. 10-ти летняя Леруна мне помогала: с соседями ходила на соляную гору, приносила соль, толкла её и ездила в Оренбург продавать. Так приносила домой деньги.»

 Лера (так кратко мы называли Леруну) вспоминает, как прощались с отцом:

«Самое мучительное воспоминание о папе-это прощание. У меня всегда при этом воспоминании сжимается сердце и на глазах слёзы. Мы провожали его с мамой до вокзала поздно вечером, уже почти ночь, очень темно. Не доходя до вокзала стали прощаться: папа не хотел, чтоб мы прощались при людях. Мы остались с мамой стоять на пустынной темной дороге, а папа пошел к вокзалу. И вот когда его уже почти не стало видно, я не знаю почему, но истошно закричала: «Папа! Ты куда?» - и бросилась за ним, повисла на нём и плакала, плакала. Ребячье сердце чуяло, что это насовсем. Я и сейчас думаю, «ну почему?». Ну может, если б я не зарыдала, может он вернулся бы? До сих пор у меня в ушах этот детский крик «Папа! Ты куда?» Представляю, что переживал в этот момент папа».

Тем не менее жизнь продолжалась. Кибре Хасановне надо было быть сильной. Её назначили директором школы. В 1943 году я, Лениза, пошла учиться в 1-ый класс.

В начале войны из Москвы были эвакуированы на восток правительственные органы. В Соль- Илецк эвакуирован был Верховный суд. К нам в однокомнатную квартиру с большой кухней (как вторая комната) подселили судью Верховного суда Марию Васильевну с сыном - подростком Валерием. Валерию в 1943 году исполнилось 17 лет, и его мобилизовали в действующую армию. Когда он уезжал, при прощании крепко обнимал Леру и плакал. 12-ти летняя Лера не понимала тогда, почему он так плачет, крепко обнимая её. Только через многие годы уже в зрелом возрасте Лера поняла, что Валера впервые в жизни влюбился и оплакивал свою несостоявшуюся невесту, несостоявшуюся свадьбу. Он погиб, не доехав до линии фронта. Их эшелон попал под бомбежку.

Хотя эти записи о Хасановых, ноя сделаю отступление и напишу о людях, которые были очень дороги для нашей семьи, особенно отцу Гарифу Зайнулловичу и его родителям: Сагдееву Зайнулле Сагдеевичу и Сагдеевой Сарвяр.

 У Сагдеевых было 10 человек детей:

1) Гариф Зайнуллович - учитель математики, затем директор школы

2) Нигмет Зайнуллович-следователь, затем прокурор

3) Тэмизя Зайнулловна – колхозница

4) Кэримя Зайнулловна – учительница начальных классов.

5) Мирза Зайнуллович – учитель математики

6) Риза Зайнуллович - учитель начальных классов

7) Рахим Зайнуллович – закончил техникум лесничества, был председателем сельсовета.

8) Мукаррямя Зайнулловна -учицельница начальных классов

9) Нагим Зайнуллович – механизатор.

10)Хайри Зайнуллович – учитель математики, затем заведующий районо.

Риза Зайнуллович умер до войны. Оставшиеся 6 сыновей ушли на фронт. Кисть какого художника и перо какого писателя сможет передать чувства матери, проводившей защищать страну, возможно, ценой своей жизни, шестерых сыновей-богатырей.

 А сколько таких матерей было по стране… Трое не вернулись: Гариф, Рахим, Нагим. Они остались молодыми навечно. Но вернулась память о них. В самарскую областную Книгу Памяти занесены имена всех трех братьев. Это 19 том. На родине в селе Камышла на памятнике невернувшимся землякам с ВОВ высечены имена всех трех братьев.

9 мая 1945 года Германия капитулировала. Победа!

 Для многих в стране, в том числе для нас троих, 9 мая - праздник со слезами на глазах. В 1942 году Кибра Хасановна получила извещение о том, что Гариф Зайнуллович пропал без вести.

Наша мама сделала всё, что было в её силах, чтобы найти следы отца. Обращалась в официальные органы и к частным лицам, которые вместе с ним воевали. Тщетно…

Как бесценную реликвию мама бережно хранила письма отца с фронта, а сейчас уже без мамы мы храним эти письма в ламинированном виде. В письме перед Сталинградской битвой, обращаясь к маме и к нам, дочерям, ласковыми и нежными словами пишет, что скучает и не может скрыть своих слез от рядом находящихся товарищей.

Кибра Хасановна рассказывала дочерям, что их отец перед уходом на фронт просил ставить в патефон пластинку с песней из татарского спектакля «Ватан» (Отечество). Но во время переезда в 1944 году на родину Кибры Хасановны эта пластинка разбилась. Слов полностью не помню, там были слова о том, что есть только два пути: приехать с победой или погибнуть. Содержание песни созвучно с другой песней о войне. Я рискну перевести с татарского на русский язык:

«Если погибну, смешаюсь с землею-прости.

Не плачь, дорогая, будь сильной, терпи;


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 815; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!