Погребальные обычаи и обряды в Греции.



Оглавление.

Введение

1. Повседневная жизнь древнего грека…………………………………...3

2. Досуг и развлечения греков…………………………………………….5

3. Погребальные обычаи и обряды в Греции………………………….....7

4. Семья и брак у греков…………………………………………………..10

5. Дома и мебель древних греков………………………………………...14

6. Посуда древних греков……………………………...………………….18

 

Заключение

Список используемой литературы
                                                                       Введение.

Тема данной работы «Быт и повседневная жизнь древних греков» даёт возможность увидеть повседневную жизнь населения Древней Греции, с бесконечным множеством интереснейших мелочей бытового уклада и с особенностями их повседневной жизни: как выглядят улицы Древней Греции, как выглядят дома, как одевались древние греки, а именно во что одевались мужчины и женщины, так же мы можем даже проследить, как проходит день обычного древнего грека, узнать, чем же питались греки, как развлекались и т.п.

Сочинение Кучеренко Л.П.[1] «Общественная жизнь, быт и досуг древних греков и римлян» открывает обширный вид на деятельность древних греков в доисторические времена, их обычаи традиции и то чем они занимались в свои дни. Так же сочинение Бонгард-Левин Г.М.[2] «Древние цивилизации» рассказывает нам о местах где древние греки возводили свои деревни и города, Куманецкий К.[3] «История культуры древней греции и рима» в своём сочинении рассказывает нам о первой культуре и как она образовывалась в те времена у древних греков, историю и то как было положено начало древних греков раскрывает сочинение Лурье С.[4], «История греции». Об искусстве толкуется в великолепном сочинении Любимова Л.[5] «Исскуство древней греции», подводят итоги о религиях традициях ремесле культуре и истории древних греков два расширенных сочинения Кобылин М.М.[6] «История и культура античного мира», Никитюк Е.В.[7]
«Быт античного общества».

Повседневная жизнь древнего грека

Как же проходил обычный день древнего грека? Греки обычно вставали рано, на рассвете. Первый завтрак был очень скромным: несколько кусочков хлеба, намоченных в вине. Затем граждане отправлялись на главную городскую площадь - агору.

Агора - центр торговли. Крестьяне привозили сюда бобы, горох, лук, чеснок, оливы, инжир, виноград и другие овощи и фрукты, яйца, кур, мясо. Ремесленники выставляли одежду и обувь, посуду и светильники, топоры и серпы, оружие и украшения.

Совершив покупки, гражданин направлялся в другую часть агоры, где находились все главные здания города - суд, архив и т. д. Повсюду здесь стояли статуи богов, атлетов, знаменитых людей. Тут же можно было прочитать тексты законов, которые предлагались для обсуждения на ближайшем заседании народного собрания. Друзья и знакомые обменивались на агоре новостями, рассуждали о делах.

По вечерам греки часто ходили в гости. Они были людьми общительными и гостеприимными Гости укладывались на ложа, где они полулежали-полусидели. Перед каждым ложем стоял отдельный столик с угощением: рыбой и мясом со всевозможными овощами и приправами. Ложками пользовались редко, вилок не было. Ели руками, которые вытирали мякишем хлеба или специально приготовленным тестом. В конце трапезы подавали сладкие пирожки, миндаль и фрукты. Тогда еще не знали ни чая, ни кофе, ни какао, ни пива. Пили только вино, смешанное с водой: наливали в чашу одну часть вина и две части воды или поровну вино и воду (пить неразбавленное вино, по мнению греков, значило вести себя как варвары). После еды украшали головы венками и совершали возлияние богам[8]. Чаши наполняли вином, и начиналась беседа на разные темы. Это мог быть серьезный спор о политике или философии. Но часто просто приятно проводили время - играли на лире, читали стихи, рассказывали веселые истории, загадывали загадки. Собравшихся развлекали музыканты, танцоры, акробаты.

Но это описан день богатого грека. Иначе жили бедные граждане. Аристофан описывает, как бедняки начинали свой день:

«По петушечьей утренней песне

Поднимаются все на работу -

Ткачи, печники, скорняки, мукомолы, Гончары, столяры, маляры...»

Эти люди не проводили все утро на агоре, не вели философских бесед. Основной пищей бедняков были ячменная похлебка и лепешки из ячменной муки, мелкая рыбешка, дешевое вино[9].


Досуг и развлечения греков.

Все греческие праздники имели религиозный характер. Жертвоприношения и другие обряды часто сопровождались песнопениями, танцами, торжественными процессиями, спортивными играми и музыкальными состязаниями в честь богов. Праздники длились от одного до нескольких дней. В каждом полисе были свои праздники, но кроме них было и четыре общеэллинских: раз в пять лет Олимпийские игры в честь Зевса в роще Альтис близ Олимпии в Элиде, раз в три года Пифийские игры в честь Аполлона на Криссайской равнине под Дельфами, раз в два года Немейские игры в честь Зевса в Немейской долине недалеко от Клеон в Арголиде и раз в два года Истмийские игры в честь Посейдона в посвященном этому богу сосновом лесу близ Коринфа. Из аттических наибольшее значение имели: Панафинеи в честь Афины (раз в пять лет со времени правления Писистратидов праздновались Великие Панафинеи), Элевсинии - мистерии в честь Деметры и Коры, Дионисии (Сельские и Городские), Ленеи в честь Диониса и т.д.

В Афинах театральные представления давались во время Леней и Городских Дионисий в течение трех дней. Руководство всей постановкой и ее материальное обеспечение входило в число так называемых литургий (хорегия). Со времени Эсхила по жребию из всех желающих из числа граждан избиралось трое актеров. Хорег на свои средства нанимал учителя для актеров, пятнадцати членов хора, заказывал костюмы, маски. Трагедийные актеры использовали 25 видов масок, котурны (обувь на высокой подошве), длинную и пеструю, очень дорогую одежду.[10] У комедийных актеров было 43 вида масок (по Поллуксу), они выступали в обычной обуви или босиком, в собственной повседневной одежде или подчеркивающей карикатурность персонажа (у Аристофана в "Осах" хор, изображавший афинских присяжных, был снабжен длинными стилями, похожими на жало ос). В сатировой драме актеры одевались в одежды для трагедий, Силен - в хитон из меховой шкуры, сатиры в козлиные и оленьи шкуры. В IV в. до н.э. появляются особые театральные сообщества, состоявшие из так называемых технитов Диониса (поэтов, актеров, хоревтов, музыкантов, лиц, дававших напрокат театральные костюмы), которые брали на себя организацию постановки. Представления длились целый день (утром - тетралогия, т.е. три трагедии и одна сатирова драма, вечером - комедии). Зрители вели себя довольно свободно в театре - обедали на своих местах, уходили и приходили, когда хотели, громко выражали свои эмоции. Вход был платным и бедным гражданам со времени Перикла выдавали так называемые театральные деньги.

Из музыкальных инструментов греки часто использовали струнные инструменты во время религиозных процессий и театральных постановок. Это были - лира, кифара, барбитон, форминга, пектида, магада, эпигоний, тригон. Они имели разное количество струн - от 5 до 40; струны изготавливались из животных жил или кишок; при игре использовали плектр из дерева, слоновой кости или металла - небольшую, заостренную с обоих концов, палочку. Из духовых можно назвать различные виды авлосов (из тростника, дерева, слоновой кости, трубчатых костей животных; отличались длиной, количеством отверстий, были двойными - с правой или мужской и левой или женской трубками), салпингу и керас (военную трубу), пастушескую сирингу (из семи или девяти тростниковых трубочек разной длины, соединенных между собой). Из шумовых инструментов, использовавшихся во время праздников в честь Диониса и Кибелы можно назвать цимбалы, тимпан, кроталы, систр, в театре использовался крупекс (римский скабелл)[11].

Погребальные обычаи и обряды в Греции.

У древних греков забота о надлежащем погребении умерших считалась священным долгом. Обычай обязывал забирать тела погибших с поля боя и даже в случае необходимости вступать за них в новое сражение с врагом. Некрополи (в переводе с греческого "города мертвых) являются важнейшим источником сведений для изучения истории, религиозных культов, этнического и социального состава населения. Раскопки некрополей дают большое количество памятников прикладного искусства прекрасной сохранности (ваз, ювелирных украшений, оружия и т.д.). По обычаю греков некрополи располагались за стенами города или вдоль дорог. Но в некоторых дорических полисах некрополь был в черте города. Иногда кладбищами служили частные сады или поля. В Афинах был государственный некрополь в районе Керамика у Дипилонских ворот, где хоронили афинских граждан, погибших на войне.

В Микенах раскопками Г. Шлимана были открыты два типа погребений: шахтовые гробницы (глубиной до 5 м, с богатым инвентарем, в том числе оружием и золотыми масками) и купольные гробницы (огромные сооружения; так называемая Сокровищница Атрея была высотой в 14 м с диаметром основания 14 м). Но среди древних погребений были и простые -небольшая яма в земле и невысокий земляной холм, вокруг которого, согласно Гомеру, могли посадить деревья. Обряд погребения знатного воина Гомер описывает в 24 песне "Илиады"[12].

В исторические времена появляются погребения в вырубленных в скалах склепах, вход в которые имитирует фасад дома или храма (в Ликии, на островах Эгейского моря). При погребении в городском некрополе погребальные памятники (стелы) были обычно прямоугольной формы, высокие и узкие. Верхняя их часть была украшена рельефными пальметками или фронтоном; на средней части помещалось рельефное изображение погребенного, сцена заупокойной трапезы или сцена прощания с семьей; внизу высекалось имя, иногда небольшой текст - имя отца погребенного, откуда он родом, данные о его жизни, наставления живым, проклятия потенциальным грабителям и т.д. В Афинах существовало государственное постановление, ограничивающее роскошь погребального памятника - он должен был быть не дороже того, который за 3 дня могли построить 10 мастеров. Но в IV в. до н.э. появляются надгробные стелы, украшенные резьбой и росписью, некоторые из них представляют высокохудожественные памятники. На них вместо одиноко стоящей фигуры (в раннее время - обычно юноши с венком, позднее - пожилого мужчины с бородой, но, в любом случае, только мужского персонажа) появляются целые сюжетные композиции. Например, на памятнике Дексилею изображен воин на коне, поражающий копьем поверженного врага, упавшего под копыта его коня; часто встречаются и женские изображения - например, на стеле Фрасиклеи помещена сцена прощания матери с дочерью - сама Фрасиклея сидит на высоком стуле, дочь припала к ее коленям, рядом стоит служанка с открытой шкатулкой. В эллинистическое время иногда использовали саркофаги (в переводе "пожирающие плоть"), сделанные в виде храма, боковая сторона которого украшалась рельефом с сюжетной композицией (Сидонский, так называемый Саркофаг Александра)[13].

Богатые гробницы строились в виде храма (например, гробница около Ксанфа в Ликии в виде храма ионического стиля на высоком фундаменте и с колоннадой, основание сооружения, все фронтоны и фризы покрыты рельефами). Самый знаменитый памятник в виде храма - Мавсолей, который причисляли к семи чудесам света[14]. Построен он был в Галикарнасе карийскому царю Мавсолу его женой Артемисией (более 30 м в высоту и 30 м по каждой стороне основания). Украшен Мавсолей был скульптурами Скопаса, Бриаксия, Тимофея, Леохара, от которых сохранились значительные фрагменты.

В некоторых областях погребение совершалось в керамических гробах, составленных из отдельных дугообразных плит (на Эвбее, в Аттике), детей хоронили в амфорах (некрополь в афинском Пирее). Могли совершать захоронение в земляной могиле или неглубоком, выложенном камнем, склепе. Если тело не было найдено, то устраивали символическое погребение - кенотаф(ий)[15].


Семья и брак у греков.

В Аттике брак считался законным только в том случае, если и муж и жена обладали полными гражданскими правами (по закону Перикла о гражданстве 451 г. до н.э. требовалось обладать ими на протяжении трех поколений). Если это условие не соблюдалось, то дети от такого брака считались незаконнорожденными и были ущемлены в правах (например, после смерти отца они не становились наследниками, а могли претендовать только на 1000 драхм). Обручение происходило на основании брачного договора, в котором обязательно указывался размер приданного невесты (денег, одежды, украшений, рабов), которое должно было составлять не менее 1/10 стоимости всего имущества ее отца; муж мог пользоваться только доходами с него, в его полную собственность оно не переходило. При разводе приданное возвращалось в семью родителей бывшей жены. Особенно выгодными невестами были эпиклеры (наследницы клера в случае отсутствия в семье прямых наследников мужского пола; их старались выдать за дальних родственников, чтобы все же оставить землю в роде). Если семья погибшего за отечество гражданина была не в состоянии обеспечить невесту приданным, то это иногда делала или община или сообща несколько богатых граждан. По-видимому, афинскими законами возраст для вступления в брак не оговаривался, но обычно девушки выходили замуж с 15 лет, юноши женились после 20 лет. После смерти мужа жена имела право на повторный брак, но более почетным считалось вдовство. Муж мог, умирая, назначить ей нового мужа, чтобы сохранить семью и обеспечить детей. Развод был возможен - при этом муж просто отсылал жену к ее родителям, жена же должна была подать письменную жалобу на мужа архонту. Но в Афинах случаи разводов в V-IV вв. были редким явлением[16].

Свадьбу праздновали обычно в месяце гамелионе (середина января - середина февраля), посвященном богине Гере как покровительнице законного брака и семьи. Совершались особые обряды жертвоприношения и очищения. В доме невесты, украшенном ветвями лавра и маслины, справлялся свадебный пир, который имел важное значение, как свидетельство законности брака. Невеста была в белом хитоне и обязательно с покрывалом на голове (отсюда термин, обозначающий невесту - нимфе у греков). Женщины на свадебном пиру присутствовали, но сидели отдельно, вместе с невестой. Жених и его друзья были одеты в белые хитоны и гиматии, с венками на головах. После пира они отводили или отвозили невесту на колеснице в дом жениха. Процессия шествовала медленно, под звуки авлосов и кифар. За молодыми шла мать невесты с факелом, зажженным от очага родного дома. Дом жениха также был украшен ветвями лавра и маслины. У дверей невесту встречала свекровь с факелом, зажженным от своего очага. Таким образом, невеста переходила под покровительство богов домашнего очага мужа. В знак своих будущих обязанностей она вносила в дом мужа сковороду и сито, при этом ее осыпали смоквами, орехами, сладостями. Свадебные обряды отличались в разных греческих государствах - в Беотии, например, сжигали дышло свадебной колесницы, символизируя невозможность возвращения невесты в семью родителей[17].

В обязанности жены входило ведение домашнего хозяйства, контроль за работой рабынь, забота о детях, приготовление пищи, изготовление одежды (прядение, ткачество, украшение одежды вытканными и вышитыми геометрическими и растительными узорами, иногда целыми сценами из жизни богов и героев). На вазах есть изображения вышивальщиц с прямоугольными пяльцами, прях и ткачих; во время раскопок были найдены бронзовые ножницы и наперстки, серебряные и костяные веретена с пряслицами. Муж-горожанин занимался государственными делами, посещал гимназии и театры, служил в войске; в сельской местности - занимался земледелием и скотоводством. В домашней жизни греческие женщины были достаточно независимы, решая многие хозяйственные вопросы по своему усмотрению. Но их общественная жизнь ограничивалась участием в некоторых религиозных праздниках (например, в Афинах - в Великих Панафинеях, Элевсинских мистериях). В исторические времена патриархальные обычаи не позволяли хозяйке дома присутствовать на обеде, если в доме были посторонние, в остальных же случаях вся семья обедала вместе[18].

В Афинах отец сразу же после рождения ребенка брал его на руки, тем самым признавая свое отцовство. На пятый день совершали очистительные обряды и амфидромию (обнесение вокруг очага), устраивали пир. На седьмой или десятый день отмечали ономатесию (наречение имени) - приносились жертвы богам и устраивался пир, ребенку гости дарили игрушки, матери - расписные вазы. Двери дома в зависимости от пола ребенка украшали масличным венком в знак гражданской храбрости или шерстяным - в знак женского трудолюбия. В ближайший праздник Апатурий имя ребенка вносили в список фратрии его отца и устраивали жертвоприношение. В богатых семьях заботу о ребенке поручали кормилице. У детей было много игрушек, они развлекались подвижными играми, слушали сказки и басни, в том числе Эзопа. Мальчиков воспитывали дома до 6 лет, девочек - до выхода замуж. В 7 лет мальчик начинал посещать мусическую школу, где обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальном инструменте. С 10 лет мальчики начинали посещать еще и гимнастическую школу, занимаясь в частных палестрах. С 16 лет юноши посещали государственные гимназии. В школу его сопровождал раб-педагог, который оставался при нем до совершеннолетия (т.е. до 18 лет). С 18 до 20 лет молодые афиняне были эфебами (в первый год они изучали военные дисциплины и занимались спортом, во второй - выполняли функции почетного экскорта для афинских магистратов и гостей высокого ранга и охраняли границы Аттики). В эллинистическое время крупные гимназии были не только в Афинах , но и в Пергаме, Эфесе, Приене, Сесте, Кизике и т.д. Из найденных там надписей видно, что их деятельность была четко организована, в курс обучения входила также литература, философия и некоторые другие науки, для чего при гимназиях были библиотеки. Основной целью афинской системы воспитания было гармоничное развитие душевных и физических качеств. Но такой полный курс обучения могли позволить себе только дети состоятельных родителей, остальные же ограничивались элементарными знаниями. После 20 лет желающие могли и дальше продолжать свое образование у философов, софистов и риторов. К III в. до н.э. в понятие всестороннего образования были включены: грамматика, литература, риторика, философия, арифметика, геометрия, астрономия, география, этнография, рисование. Этот круг необходимых дисциплин у греков переняли римляне и затем он сохранял свое значение до ХVIII века[19].


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 505; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!