Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.



Журналистское творчество как профессиональная деятельность

Творчество в самом общем виде – появление нового в любой области человеческой практики. В результате творческого акта создаются новые реалии, образующие в совокупности культуру. Реалии эти могут представлять собой материальные ценности и характеризоваться вещественно-энергетической природой (орудия труда, знания, осветительные приборы) – их создание связано с биологической природой человека; могут представлять собой ценности духовные, характеризующиеся природой информационной (произведения науки, литературы, искусства…), или другими словами – информационные продукты. Толчком к созданию новых реалий, имеющих информационную природу, являются информационные потребности человека. Информационные потребности возникают в связи с познавательным процессом и потребностью в общении, определяется социальной ролью человека, его обязанностями, образом жизни. Информационный продукт призван удовлетворять информационные потребности человека.

Специфика информационного продукта состоит в том, что он есть неразрывное единство познания и творчества. Следовательно, создание информационного продукта включает обе эти стороны. Каждый человек познает объективную действительность, создавая ее образ в своем внутреннем мире непосредственно через собственный контакт с нею – или опосредовано через информационные продукты, созданные другими людьми.

Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива, общества служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно дополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми является социальной. Более высокая ступень взаимодействия человека с действительностью – это создание социальной информации, информационных продуктов.

Социальна информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением. Создание информационных продуктов есть творчество. В потоке информации, циркулирующей в обществе, выделяется журналистская информация. Журналистская информация по своей значимости и распространенности, может быть, самая социальная. Специфика журналистской информации состоит в единстве духовного (информационного) и соцально-управленческого начал.

В духовном отношении журналистская информация характеризуется: - идейной насыщенностью (т.к. аудитория не просто должна познакомиться с журналистским материалом, но усвоить идеи, взгляды); - актуальностью (которая состоит в злободневности, остроте тем); - популярностью (доходчивостью): в каком бы жанре не работал журналист его сообщение должно быть ясным и понятным: язык не должен содержать специальных терминов, если они не объяснены журналистом и адресованы массовой аудитории, следует избегать и сложных стилистических конструкций, оборотов, туманных намеков, ассоциаций.

 

В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует (по Г.В. Лазутиной):

1. в первую очередь – это новизна: журналисты сообщают обо всем новом – о том, что изменилось или должно измениться; СМИ помогают людям скорректировать свое поведение, свои поступки, намерения с учетом новых условий жизни или повлиять на действия властей, других организаций, чтобы предотвратить негативные изменения в реальной жизни; не всякие факты интересуют журналиста, а в первую очередь новость, каждый профессионал стремиться найти информацию, которая одновременно была бы полезна, необходима и интересна;

2. следующая важная черта – оперативность: журналист должен передавать информацию быстро, ведь новость может устареть;

3. Корконосенко добавляет к этому: документализм в отражении действительности (факты, точность), достоверность (в отличие от художника, для которого главное – создание образа);краткость материала,

4. аналитичность (резерв повышения эффективности влияния прессы на аудиторию),

5. "отпечаток" личности автора: особенно характерно это для российской журналистики, в которой получила развитие авторская, комментирующая публицистическая трактовка события.

Т.о., журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов, свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий. Кроме того, по Лазутиной, журналистская информация должна содержать новость, быть оперативной, актуальной, соответствовать потребностям аудитории, быть интересной, полезной и понятной читателям.

Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе – создавать новое.

Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт.

Творческая деятельность существует в двух формах – любительская (дилетантизм) и профессиональная. Первая – добровольное дело желающих, вторая – институционально организованное исполнение обязанностей по производству определенных информационных продуктов в обществе соответствующими профессиональными группами. Журналисты – одна из профессиональных групп. Журналистское творчество не совместимо с дилетантизмом, некомпетентностью. Труд журналиста профессионален, т.е. подчинен определенным законам, заданным алгоритмам, зависит от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций.

В журналистском творчестве стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий. Творчество журналиста ограничено жесткими законами и заключено в четко очерченные хронологические рамки.

Специфика журналистского творчества состоит в том, что в отличие от художников журналисты участвуют не в художественном, а в соцально-культурном творчестве. Их сверхзадача – изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, культурное оснащение социальных процессов. Или другими словами, создание информационных продуктов оперативного пользования, предназначенные для оперативного изменения действительности.

Т.о., специфика журналистского творчества обусловлена особенностями продукта журналистской деятельности – журналистской информацией.

В силу специфики журналистской информации главным критерием профессионализма в журналистском творчестве может быть названа способность донести социальное значение материала. Отсюда – особенности творческого содержания профессии журналиста – активное взаимодействие журналиста с социальной действительностью, особое требование – объективность. (Факторы, уменьшающие объективность: 1) общие закономерности познания (ни один фрагмент реальности человеческая психика не может отразить в полном объеме); 2) творческая природа сознания (способность "заместить" любую "отсеченную" существенную связь несущественной); 3) характер обстоятельств, в которых осуществляется работа журналиста).

 

 

Структурно-композиционные особенности журналистского произведения.

 

Композиция (от лат. «композицио» - сочинение, соединение, упорядочение) – литературоведческий термин, обознач.такое построение произведения, которое объединяет все части в единое целое и способствует воспроизведению целостной картины жизни в том плане, в кот. воспринимает и оценивает ее автор.

Требования к композиции: 1) последовательность частей должна быть мотивирована;

2) части должны быть соразмерными;

3) приемы композиции определяются содержанием и характером произведения.

Существует 2 варианта построения композиции:

1) композиция художественного произведения (сюжет и поэтические образы) Наверное, экспозиция, завязка, развитие действий, кульминация, развязка.

2) композиция нехудожественного произведения (композиция официально-делового, научного произведения строится по закону плана). В основе – логическое построение.

Классическая драматургия имеет 5 делений: экспозиция (изображение времени, пространства и героев), завязка (начало конфликта), развитие действия (эскалация конфликта, нарастание борьбы), кульминация (лат. culme – вершина – вершина конфликта, та фаза, в которой опр. победитель. Из кульминации видна и экспозиция и развязка), развязка (разрешение конфликта, изображение нового сост-я времени, пространства и героев).

Основные ошибки в построении структурных элементов композиции: отход в сторону от темы, слабая связь одной мысли с другой, бессистемное изложение материала, повторение мыслей, формулировок, цитата, логические погрешности в определениях, неудачная разбивка на абзацы, неправильные методы классификации.

Слово «композиция» происходит от латинского compositio – составление, связывание. В журналистском произведении (в силу особенностей публицистического отображения действительности – прерывистого и мозаичного) могут связываться различные события, разделенные во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т.д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Целостность достигается единством художественной формы и содержания. Основные группы элементов содержания – фактическая, проблемно-тематическая, идейно-концептуальная – обладают неодинаковой способностью к формообразованию. Например, фактическая сторона события лучше всего отображается в информационных жанрах, проблемно-тематическая – в аналитических, а идейно-концептуальная – в художественно-публицистических. Выбор той или иной жанровой формы всегда диктуется теми задачами, которые стоят перед журналистом. В одном случае ему необходимо информировать общественность о каких-либо знаменательных событиях, в другом – дать анализ происшедшего, в третьем – создать типический образ современника. Но прежде чем приступить к изложению материала, журналисту нужно выбрать оптимальную композиционную форму, которая «должна содействовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным». Нельзя забывать и о том, что любая форма есть отражение динамики развития и становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется. Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определенным образом подчиняются логическому раскрытию основной авторской мысли.

Композиционная гармония частей может быть достигнута через принципы монтажного построения текста. Данный подход был выработан в практике киноискусства, и, по сути, означает отбор за монтажным столом наиболее удачных эпизодов с целью их сцепления в единую целостную картину. Различные варианты монтажа – от простых, как в информационном сообщении: заголовочная строка (хед-лайн) – лид (активное начало) – корпус (остальная часть текста); до сложнейших, когда материал делится на главки: каждая из них может иметь свою композицию и отличаться своими монтажными эффектами, но в совокупности они образуют такую последовательность повествования, при которой оказывается возможным и объемное восприятие текста.

В практической журналистике выработаны различные приемы составления лида. Например, М. Шостак выделяет следующие виды: «лид-рассказ, лид-временное умолчание, лид-цитата, лид-говорящие подробности, лид-встряска, лид-стаккато, провоцирующий лид, лид-вопрос или прямое обращение и другие». Функциональное назначение лида – привлечение внимания аудитории к информации. С этой целью в одних случаях только упоминается основная канва события, в других – дается интригующая подробность, в третьих – используется яркая деталь, в четвертых – задается риторический вопрос и т.д. Выбор лида зависит от характера самого сообщения и тех целей, которые ставит перед собой журналист.

На концентрацию внимания читателей рассчитано и разделение большого текста на отдельные главки. Такой монтажный подход позволяет: 1) разбить все произведение на тематические блоки; 2) в каждом таком разделе рассмотреть тот или иной конкретный вопрос; 3) выстроить все части по принципу сюжетного развития: от завязки до кульминации; 4) с помощью логических мостиков придать тексту целостность. На газетной полосе статья, построенная по такому принципу, равномерно распределяет внимание читателя в пространстве произведения.

Следующий способ композиционного построения текста можно обозначить как прием «разработки мотива». В данном случае автор выдвигает «ударный эпизод» или же ищет интересный сюжетный ход. В качестве «ударного эпизода» может выступить интересный случай, встреча, история, событие, оттолкнувшись от которого автор динамически разворачивает действие, раскрывая заявленную тему.

ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: необходимое и достаточное количество подтем в журналистском тексте должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач по организации контакта текста с адресатом информации и быть принципиально сводимо к четырем.

1) ввод в ситуацию; 2) обозначение проблемы; 3) предъявление оценок и аргументов; 4) практическая постановка вопроса.

Выявление этих задач – серьезное основание для того, чтобы принять представление о композиции журналистского произведения как относительно устойчивом единстве четырех одноименных задачам элементов («композиционных узлов», или, что, то же самое, «композиционных блоков»), развернутое в работах Евгения Ивановича Пронина. В этом контексте понятия «подтема» и «композиционный узел» («композиционный блок») становятся синонимичными.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: последовательность «композиционных блоков» журналистского текста может меняться, но в любом случае она должна быть согласована с жанровой спецификой материала (мотивирована жанром) и подкреплена (оправдана) соответствующими монтажными приемами.

Другой подход к различению композиционных решений: в зависимости от значимости той или иной подтемы для автора он с помощью композиции акцентирует ее. Есть композиционные решения, в основе которых – акцент на ситуацию. Есть решения, подчиненные необходимости проакцентировать проблему. Есть такие, где акцент – на оценках и аргументах. Есть – выдвигающие в фокус практическую постановку вопроса. Есть, наконец, варианты, где авторское внимание распределяется между подтемами соразмерно, и тогда композиция приобретает вид классической цепочки: ввод в ситуацию – обозначение проблемы – предъявление оценок и аргументов – практическая постановка вопроса.

Третий тип связей в журналистском тексте по функциям сродни рамке: они удерживают его как целое. Но проявляются абсолютно не «рамочным» способом. Знаете греческое слово meta? Переводится «после, через, между...». Так вот, оно в нашем случае и передает суть дела: третий тип внутритекстовых отношений – метасвязи. Связи между связями... Они обеспечивают тексту качественно новый уровень единства. Дело в том, что метасвязи проявляют себя как материя очень тонкая: в результате пересечения смыслов и микросмыслов, передаваемых элементарными выразительными средствами разных рядов, в тексте возникает некий сверхсмысл...

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 3056; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!