Раскройте историческое значение выдающихся трудов М.Х.Дулати, К.Жалаири.



"Тарих-и Рашиди”. Мухаммед Хайдар Дулати из племени дулатов родился в 1499 г. в Ташкенте. У него было очень трудное детство. Хайдар в своем дневнике писал, как он переезжал из города в город, какие испытывал при этом унижения и трудности, как однажды вывихнул руку и целый месяц мучился, потому что не было возможности вправить вывих. Далее он пишет о приеме, оказанном ему таким знаменитым человеком, как Бабур, и о том, что все трудности и страдания, смерть родителей, унижения, встреченные в пути, — все было вмиг забыто после теплого приема. Матери Бабура и Хайдара были дочерьми могольского хана Жуниса. Мать М. Хайдара — Хуб Нигар ханум была младшей дочерью, а мать Бабура — Кутлык Нигар — средней дочерью хана.

М. Хайдар последние 10 лет жизни (1540—1551 гг.) правил Кашмирским уалиатом. Он поднял жизненный уровень своего народа, улучшил дороги, много сделал для повышения культурного уровня граждан. В 1551 г. он погибает от руки наемного убийцы. М. Хайдар оставил после себя уникальный исторический труд "Тарих-и-Рашиди” ("Рашидова история”) и поэму "Джахан-Наме”. "Тарих-и-Рашиди” был написан в 1544—1546 гг., когда он правил Кашмиром. "Тарих-и-Рашиди” — единственная из дошедших до нашей дней книг Мухаммеда Хайдара — была широко известна на Востоке. Это классическое произведение посвящено главным образом истории Моголистана, в состав которого входила и значительная часть современного Казахстана. Особая ценность этой книги заключается в том, что это первая и почти единственная работа, где с исчерпывающей полнотой и исключительной точностью сообщается о происхождении казахов, об их первых шагах на исторической арене, их связях с соседни­ми народами, местожительстве и образе жизни. На основании многочисленных документов и собственных наблюдений он подробнейшим образом излагает историю распада Золотой Орды и создания Чагатайского улуса. Мы находим у него уникальные сведения о Моголистане и его границах, о консолидации казахских племен в середине XV в. и их объединении в крупное государственное образование. Прекрасный литературный язык и высокий стиль произведения, логичность в изложении материала и глубокое знание жизни — все это показывает, что Мухаммед Хайдар был выдающимся ученым своего времени.Труды М.Х. Дулати, названного первым историком отечества, нашли достойное место в истории казахского народа.

"Сборник летописей”. Кадыргали би Косымулы Жалаири (1555— 1607 гг.) — знаменитый историк, получивший достойное признание в позднем средневековье. Он выходец из племени жалаиров. По данным письменных источников, родился в Отраро-Туркестанском регионе. Его предки со времен Караханидов были ноянами, визирями, биями, военачальниками; его дед Тепшик, отец Косымбек — батырами. А сам ученый был у хана советником, наставником, помощником. Кадыргали наряду с родным языком хорошо знал арабский и персидский. В своем "Сборнике летописей” он пишет о себе: "Япобывал в разных государствах мира и прочитал много книг, полных справедливых законов, умных, поучительных наставлений”. Из этого можно предположить, что ученый глубоко знал классическую восточную литературу и культуру. Ученый жил в сложное, противоречивое время. С востока делали постоянные набеги джунгары. Шла борьба за власть и в Сибирском ханстве между различными родами и племенами. Решая воспользоваться кризисом в ханстве, царская власть для завоевания Сибири специально пленила Ораза Мухаммеда. Это можно понять из письма царского правительства Тауке хану. "Сборник летописей” по содержанию и структуре делится на три части:

— первая часть — обращение к царю Борису Годунову. Ученый восхваляет царя без меры. Он его сравнивает и с мыслью, и с горами, и с синим морем, и с белыми облаками на небе и делает вывод: "Человек, обласканный тобой, и в смерти не будет раскаиваться”;

— вторая часть написана в духе труда Рашид ад-Дина "История народа”. Здесь всесторонне и кратко описывается история древнетюрко-монгольских племен. Дальше перечисляются предки и потомки от Чингисхана до хана Газана, до 1300 г.;

— третья часть считается особенно важной, ибо посвящена истории Казахского ханства. Эта часть состоит из девяти дастанов. Из них восемь посвящены ханам, имеющим непосредственное отношение к Казахскому ханству: Урус хану, Тохтамьпну, Тоглук-Тимуру, сыну Урус хана — Кажы- Керею, Кажы Мухаммеду, Абулхайру, Жадигеру, Оразу Мухаммеду и др. А один дастан посвящен одной из крупнейших фигур в истории Золотой Орды — бию Едите. В конце своего труда автор приводит такой афоризм: "Если число Алаша три, то общество катаган — два числа”. Здесь ученый число "три” расшифровывает как три составные части Казахского ханст­ва — Ташкентский вилайет, Каракалпакия и Киргизия. Здесь очень важно отметить, что Кадыргали слово "алаш” употребляет как общеказахское понятие. Труд ученого имеет огромное значение не только для истории казахского народа, он ценен для всех исследователей тюркоязычных народов


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 6745; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!