Раскройте особенности формирования новой конфессиональной реальности в Казахстане.



На сегодняшний день в Казахстане действует более 4000 религиозных объединений, представляющих более 40 различных конфессий и деноминаций. Проблема укрепления межконфессиональной и межнациональной толерантности требует постоянного внимания. От ее решения зависит внутриполитическая стабильность и безопасность, уверенное движение Казахстана в направлении новых горизонтов развития. Казахстан старается не только обеспечить стабильность в своей стране, но и подвигнуть представителей религий всего мира к проведению глобального конструктивного диалога. Ярким примером успеха такой политики стало проведение в 2003, 2006 годах в Астане I и II Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Идея диалога, проводимая в Астане, привлекла внимание мирового сообщества. И увеличившееся число стран-участников на Съезде является прямым подтверждением этому. Если в 2003 году на съезд прибыло 17 делегаций от различных религиозных конфессий, то в 2006 году - 29, причем не только лидеров религиозных конфессий, но и ученых, политических деятелей стран Европы и Азии, лидеров и посланников ведущих международных организаций - ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО. По этому поводу Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил: «Эта динамика показательна и отражает растущий авторитет нашего форума. Оно означает, что мы продолжаем идти по пути взаимного понимания, совместного поиска ответов на сложные вопросы, порождаемые современным миром». На I Съезде лидеры мировых и традиционных религий пришли к выводу, что в условиях дефицита любви, гуманности и милосердия на долю религии в XXI веке выпадает особая миссия - возродить нравственно-духовные основы бытия. Эта историческая задача связана с необходимостью сохранения религиозных различий, самобытности этносов, межконфессионального и межэтнического диалога. Проблема становится все острее, поскольку современная эпоха охвачена глобализацией, имеющей противоречивый характер. С одной стороны, она объединяет мир, увеличивая его технические и информационные возможности. С другой - угрожает национальной самобытности и этнической уникальности, стремясь подвести народы и культуры под общий знаменатель. На съезде много говорилось о том, что религии должны вступить в диалог ради умелого и своевременного разоблачения фанатиков, искажающих основы вероучений и совершающих преступления против веры и человечества. По завершению I Съезда принята совместная Декларация, где участники заявили, что «продвижение таких ценностей, как толерантность, истина, справедливость и любовь должно быть целью любой религиозной проповеди; многообразие религиозных убеждений и исповеданий должно вести не к взаимному подозрению, дискриминации и унижению, а к взаимовосприятию и гармонии, демонстрирующей уникальность каждой религии и культуры; религии должны стремиться к большему сотрудничеству, признавая толерантность и взаимовосприятие как существенные инструменты мирного сосуществования всех народов». Лидеры и высокие представители мировых и традиционных религий, выразив общее понимание о необходимости продолжения конструктивного межконфессионального диалога, приняли решение проводить съезды лидеров мировых и традиционных религий на регулярной основе и создать постоянно действующий орган международного и межконфессионального диалога - Секретариат Съезда. Решение о проведении II-го Съезда вновь в Астане стало большим достижением для Казахстана, что продемонстрировало международное признание эффективности казахстанской модели межконфессионального и межэтнического согласия, роли и места нашей республики на мировой арене. 12-14 сентября 2006 в Астане прошел второй съезд лидеров мировых и традиционных религий. В работе форума приняли участие делегации из более чем 20 стран, которые представляют все мировые и традиционные религии и конфессии мира: ислам, христианство, иудаизм, буддизм, даосизм, синтоизм и другие. В качестве почетных гостей были приглашены известные политические и общественные деятели, среди которых генеральный директор ЮНЕСКО Коичиро Мацуура, заместитель Генерального секретаря ООН Сергей Орджоникидзе, экс-премьер-министр Малайзии Мохаммад Махатхир, а также представители законодательных органов, неправительственных организаций из разных стран. « Уже второй раз под небом Астаны собирается столь представительный форум. Я приветствую вас и хочу выразить свою признательность и благодарность нашим высоким гостям. Дворец мира и согласия, о строительстве которого я говорил на нашем первом форуме, сегодня впервые открыл двери для вас. Первый съезд мировых и традиционных религий, состоявшийся здесь, в Астане, в 2003 году, привлек внимание всего мира. До этого столь универсального по представительству конфессий форума не было. Та астанинская встреча дала серьезный импульс для глобального диалога религий, различных форумов, конференций как регионального, так и мирового масштаба. Сегодня мы открываем Второй съезд лидеров мировых и традиционных религий. Если три года назад в нашем форуме участвовали 17 конфессиональных делегаций, то в нынешнем съезде принимают участие уже 29 делегаций. Эта динамика показательна и отражает растущий авторитет нашего форума». Такими словами открыл форум Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, инициатор организации диалоговой площадки между цивилизациями. Естественно, казахстанский лидер задал основное направление выступлениям практически всех делегатов съезда. Представители духовной элиты планеты соглашались, что в нашем непростом мире уже давно пора обсудить вопросы свободы вероисповедания и уважения представителей других религий, роли религиозных лидеров в укреплении международной безопасности. Верховный имам, шейх Аль-Азхара Мухаммад Саид Тантауи, прибывший в Астану из Египта, особо отметил, что все небесные религии, все вероисповедания всегда выступают против терроризма: «Своим участием в религиозном конгрессе мы это и хотим подтвердить. Кто проследит историю террора и постарается раскрыть его основные причины, тот увидит, что многое происходит в пространстве, в котором противоборствуют два состояния: безопасность и страх. Тем самым одна группа людей широко пользуется благодеяниями и спокойствием, в то время как остальные изнемогают от проблем нестабильности, не находя помощи». По его словам, наш мир состоит из человеческих сообществ, ограниченных государствами, связанных узами патриотизма и имеющих свою расовую, религиозную принадлежность и т.д. Вдобавок к этому, государство в данный момент сильно влияет на общество. Насколько международные отношения будут проникнуты оттенком мира, взаимного уважения, сотрудничества во благо общих идей, настолько и расширится зона безопасности и укрепятся его корни среди народов, что будет способствовать созданию среды спокойного конструктивного диалога по всем животрепещущим вопросам». Патриарх Константинопольский Варфоломей I, глава Константинопольской православной церкви, разделил мнение главы Казахстана. Он особо отметил, что, говоря о межрелигиозном сотрудничестве, следует взять пример с нашей страны, где в мире и согласии живут сотни народностей и десятки представителей различных конфессий. Форум проводился ровно через пять лет после трагедии 11 сентября в Нью-Йорке. Это не случайное совпадение. Казахстанская инициатива диалога религий стала попыткой увести человечество от пропасти межцивилизационного конфликта, на краю которой мы стоим. Сейчас уже ясно, что тогда, в 2001м, в состоянии шока Европа и Америка невольно поставили знак равенства между терроризмом и исламом. Понятно, что идеология терроризма лишь украшает себя религиозными «аксессуарами», но пиар-технологии делают свое дело: семена нетерпимости падают на благодатную почву нищеты, необразованности или невостребованности среди прихожан разных конфессий. Мир изменился. Часто на одной территории живут бок о бок представители разных культур, последователи разных верований. Помочь им найти понимание - это трудная задача как для светской власти, так и для духовной. Где-то ситуация накаляется до предела, как это было во Франции или происходит сейчас в маленькой Кондопоге, а где-то, в Казахстане, в обществе складывается атмосфера толерантности и веротерпимости. Ее отметил еще пять лет назад, после нью-йоркских событий - Папа Римский Иоанн Павел II: «Мир и согласие в Великой степи приятно удивляют и доказывают, что мир в многонациональном государстве можно сохранить». Символично не только место проведения форума - в специально построенном в виде пирамиды, символизирующей связь времен и культур, Дворце мира и согласия. Для делегатов стало немаловажным, что он организован по инициативе светской власти, а не традиционно доминирующей в принимающей стране конфессии - ислама. На съезде не было «первого среди равных». Возможно, поэтому за казахстанским «круглым столом» впервые оказались представители мусульманского и иудейского духовенства. Участники второго съезда лидеров мировых и традиционных религий приняли совместную декларацию и принципы межрелигиозного диалога, основанного «на честности, толерантности, смиренности и взаимоуважении». «Диалог не должен быть нацелен на обращение в другую веру либо оскорбление собеседника другого вероисповедания, а также на демонстрацию превосходства одной религии над другими», - говорится в документе. Съезд еще раз подтвердил желание представителей всех конфессий жить в мире. Как отметил его святейшество Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх Белоруссии: «Русская православная церковь неизменно открыта к диалогу с дружественными традиционными религиозными общинами. Миропорядок может быть построен только на братском сосуществовании всех народов. Это невозможно без утверждения нравственных норм, кладезем которых является религиозная традиция». Духовенство нашей республики представлял на съезде Верховный муфтий, председатель духовного управления мусульман Абсаттар хаджи Дербесали. Он отметил, что Казахстан представляет собой образец межрелигиозной гармонии и согласия. Более 70 процентов населения страны связаны с культурой ислама, а остальные соотечественники относятся к другим конфессиям. Но все они независимо от религиозной принадлежности проявляют искреннее уважение и терпимость к иноверцам. Поэтому на нашей земле атмосфера созидания и согласия. Таким образом, Первый и Второй съезды мировых и традиционных религий оказали огромное влияние на укрепление межконфессиональной толерантности в мировом масштабе. В том, что это достижимо, убеждает опыт государства Казахстан, изначально выбравшего путь либерализации деятельности религиозных объединений, но не ставшего сторонним наблюдателем за религиозными процессами. Съезды лидеров мировых и традиционных религий в Астане, строительство Дворца мира и согласия, идея создания Международного центра культур и религий, занимающегося исследовательскими, образовательными и гуманитарными программами, предложение ввести во всех странах на государственных телеканалах программу «Религиозный час» - все это приближает Казахстан к решению двуединой задачи. Первое - утверждение страны в роли лидера в Евразии и второе - обретение особой роли для Казахстана уже не только для региона, но и всего мира. Когда верховный имам Аль-Азхара в Египте Мухаммед Саид Тантауи говорит с трибуны Второго съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане, что нельзя «принуждать к вере, поскольку это порождает лицемеров и безбожников», аплодисменты достаются прежде всего Казахстану, создавшему атмосферу для такого рода деклараций. Когда за «круглым столом» в Астане встречаются духовные лидеры саудовские и иранские имамы, с одной стороны, и израильские раввины, с другой, мир с надеждой смотрит на Казахстан. Возможно, религиозные диспуты сделают то, что не смогли сделать политические переговоры за десятки лет. Сегодня Казахстан находится в ожидании события года - III Съезда мировых и традиционных религий. И нет сомнений в том, что III Съезд будет проведен на высоком организационном уровне, и громкий голос авторитетных в мире глав конфессий, их искренние призывы к миру, взаимопониманию и сотрудничеству вновь прозвучат с казахстанской земли. Президент Республики Казахстан, возлагая большие надежды на миротворческий потенциал предстоящего в 2009 году Съезда, в своем ежегодном Послании народу Казахстана в 2008 года отметил, что III Съезд лидеров мировых и традиционных религий является одним из крупнейших международных мероприятий, имеющих глобальное значение. Очередной Съезд должен стать форумом по укреплению мира и стабильности на планете. На наш взгляд, Казахстан в очередной раз имеет возможность продемонстрировать, что в основе идеи создания Съезда лидеров мировых и традиционных религий лежит убеждение в том, что наряду с бесконечным многообразием культур существует одна глобальная цивилизация, основанная на общих ценностях терпимости и свободы. Этой цивилизации свойственна терпимость к инакомыслию и торжество культурного многообразия. Следовательно, многообразие - это и есть основа для диалога между цивилизациями, реальность, которая диктует необходимость такого диалога. Именно эту глобальную цивилизацию мы призываем отстаивать и утверждать, вступая в новый век

93. Раскройте основные идеи выступления Президента Республики Казахстан Н.А.Назарабева от 15 декабря 2014 г. «Тәуелсіздік толғауы».

«Выступление нашего Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева «Тәуелсіздік толғауы» 15 декабря на торжественном собрании - это напутствие, заветы старшего, умудренного опытом человека, болеющего всем сердцем за свою страну, к молодому поколению. Это напутствие должно проходить красной нитью через всю образовательную программу. Не только для сегодняшних, но и для будущих учеников. И не только на уроках истории - через всю образовательную программу. Это можно в каждом предмете использовать и доводить до молодежи - практически по всем школьным предметам, на классных часах и внеклассных мероприятиях. Каждое высказывание Главы государства может стать темой отдельного урока»

 

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

 

- Независимость - это всеобщий труд, именно трудом она создаётся. Это труд школьников и студентов, постигающих науки, труд людей всех профессий, преумножающих наше национальное богатство, труд казахстанцев, воспитывающих каждое новое поколение в безграничной преданности нашей Родине. Независимость - это великое единство нашего народа, его уникальной истории, культуры, государственного языка, уважения к этническим языкам всех казахстанцев.

 

Каждое такое президентское поздравление становится ещё и программным документом. Ну нельзя ведь говорить о независимости и не рассказать, что независимую страну ждёт в ближайшем будущем. Тем более, если ждут её настоящие испытания.

 

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

 

- Уважаемые казахстанцы, сейчас наступают тяжелые времена. Вы всё это слышите и видите. Будет трудно и нам, потому что мы часть мировой экономики. И это надо принимать во внимание каждому казахстанцу. Нам придётся пойти в это время на сокращение части расходов уже утверждённого бюджета. Но я говорил и сейчас хочу повторить, это не затронет наших социальных расходов. Наверное, вот эти годы тяжёлые мы не сможем дальше поднимать, допустим, пенсии или зарплаты, но сегодняшний уровень сохранить обязаны. Кризис пройдёт, сложности пройдут, и мы снова вернёмся к политике, которую мы проводим, и мы обязательно наверстаем динамику по всем направлениям. Поэтому я эти заявления делаю, как всегда, честно, открыто, перед народом, чтобы мы всё это понимали. Но я твёрдо убеждён, что мы преодолеем всё это нормально.

 

Стали известны и две главные задачи для правительства. Первая - дедолларизация экономики, то есть вытеснение американской валюты из экономической жизни государства, вторая задача - таргетирование инфляции. Это когда обесценивание денег происходит в жёстком заданном коридоре - можно меньше, но главное - не больше. Но всё это мирское, а ведь есть ещё и «духовные скрепы».

 

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

 

- Мы будем отмечать важную дату национальной истории и культуры - 550-летие Казахского ханства. Вместе со странами СНГ и всем миром мы будем праздновать Великую Победу в Великой Отечественной войне. Для нас память о подвиге военного поколения свята на все времена. Мы народ, во все времена относящийся к своему прошлому с благодарностью и великим прощением. Наше восприятие истории прошлого всегда должно быть цельным и позитивным. Оно должно объединять всех казахстанцев, а не разъединять их. Об этом я говорю все годы независимости.

 

Если внутреннюю политику слегка подкорректировал мировой кризис, то вот с внешней всё без изменений. Уже с 1 января Казахстан начнёт жить в новых реалиях - как полноправный участник Евразийского экономического союза. И вот внешнеполитический приоритет номер один.

 

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан:

 

- У нас один исторический путь, длиною в столетия - это Россия. В народе говорят: человек и друга, и врага выбирает сам, а соседа даёт Бог. Действительно, Богом данные мы соседи с Россией. Так было, так сегодня есть и будет при наших будущих поколениях. Сейчас наша общая история формирует прочную основу для интеграции в рамках Евразийского экономического союза.

 

На второе место в списке приоритетных для республики партнёров Нурсултан Назарбаев поставил Китай, затем США и страны Евросоюза. То есть, многовекторность она, быть может, слегка ослабела, но никуда не делась.

 

Как выяснилась, помимо серьезных расчетов и всесторонних прогнозов, есть и ещё одна причина, которая позволяет Нурсултану Назарбаеву абсолютно уверенно смотреть в будущее. Сегодня глава государства заявил, что Казахстан родился под счастливой звездой, а каждого гражданина страны хранит дух Независимости. Ну как можно при таких обстоятельствах не достигнуть успеха?

 

P.S. Сам пункт «Тәуелсіздік толғауы» из данного послания дан только на казахском языке. В интернете нет перевода или альтернативы на русском языке

 

94. Докажите, что современный Казахстан – наследник Великой преображенной степи – Ұлы Дала елі.

В настоящее время все мы строим новый Казахстан с невероятно новыми возможностями и перспективами, которых никогда не было в истории наших предков. «Наша земля со многими тысячелетиями истории меняется на глазах. Небеса над нами - свидетели происходящих перемен в каждом ауле и городе современного Казахстана. Степное солнце освещает наши благие дела. Небо и солнце - в цветах нашего флага. В 21-м веке вновь преображается и расцветает необъятное пространство степной Евразии. Мы зажгли новый маяк нашей истории, поэтому сегодня и навсегда наш Казахстан - это Ұлы дала елі, это Страна Великой преображенной степи, колыбель и дом всего многоэтнического народа нашей родины. Именно таково народное имя нашей любимой Отчизны - Страна Великой степи», - сказал в этой связи Нурсултан Абишевич Назарбаев.
Это название, по мнению главы государства, отражает и прошлое, и настоящее, и будущее нашей родины, в нем закреплен наш казахстанский характер и его основные черты.
Роль личности в истории
Говорят, что историю делают личности. Если обратиться к нашим тюркским истокам, то начиная с Аттилы в Великой степи было немало ярких личностей, вершивших великие дела и в трудный час становившихся щитом для народа. Этот гордый дух предков всегда был в сердцах казахского народа, унаследовавшего богатейшее культурное наследие, традиции и образ жизни номадов, а также огромные просторы от Волги до Алтая. Многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории завершился во второй половине XV века, а в письменных источниках появилось имя «казах». В ту эпоху это слово среди жителей Великой степи означало «свободный скиталец» и очень точно отображало образ жизни неистовых кочевников.

 

Вековая цель наших предков о создании вечного народа, вечного государства сегодня получает новое звучание в идее Нурсултана Назарбаева «Мәңгілік Ел» – вечного государства казахов. Недаром еще Рашид ад-Дин писал: «Все тюркские племена, участвовавшие в походах Шынгысхана, для придания себе славы стали называться монголами (воинами вечного государства), хотя исторически они были тюрками». Эту мысль автор повторяет несколько раз.
Судьбу сегодняшнего Казахстана невозможно представить без Н.Назарбаева. Именно с его именем связаны становление независимости и расцвет республики, признанной всем миром. В своей книге «В потоке истории» Глава государства пишет, что в нашей истории нет ничего такого, чего могло бы стыдиться нынешнее поколение. История казахского народа написана копытами коней. Наши предки боролись за выживание, а мы должны бороться за то, чтобы стать великим народом.

 

Провозгласивший единство народа Елбасы дал понять всем казахам: где бы они ни были, за ними есть Отечество, которое станет опорой, и их тепло готовы принять соплеменники. Отказавшись от сокрушительного оружия, внеся огромный вклад в сохранение мира и укрепление безопасности на планете, казахстанское государство стало островком стабильности и согласия.
Н.Назарбаев не только стоял у истока и заложил основы развитого независимого государства, но и создал новую столицу – Астану, которая превратилась в прекрасный город, вызывающий гордость и восхищение.
За Н.Назарбаевым твердо закрепилась репутация сильного и влиятельного лидера, уверенно ведущего свою страну по пути прогресса. Среди плеяды способных и талантливых руководителей современной эпохи он выделяется редким даром предвидения и умением сосредоточить усилия на наиболее приоритетных и важных направлениях государственной деятельности. Нельзя забывать, что именно Президенту РК удалось вывести страну из тотального хаоса в ряды наиболее успешных государств. Он напряженно работал, чтобы в корне изменить не только государственную систему, но и ментальность народа, утратившего традиции демократии и собственной государственности. Он не просто руководит страной, а служит своему народу.
В сердце Евразии
Н.Назарбаеву было предписано историей стать у истоков независимости и поднимать родную страну на уровень современных государств. И сегодня видны результаты его последовательной политики и энергичных действий. Казахстан известен во всем мире, растет его авторитет. У Президента Казахстана есть неиссякаемая вера в свой народ, который он нацеливает на решение важнейших задач. И результаты налицо. Мы уверенно движемся к важной цели – войти в число 30 самых конкурентоспособных стран.
Казахская земля всегда была привлекательна царившим здесь духом степной демократии. Хотя вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана, важнейшие государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, маршруты кочевания – решал собиравшийся раз в год съезд султанов и представителей общин. В то время институт совета биев играл роль современного парламента.

 

В мире всегда уважают не только крепкую экономическую состоятельность, но и богатый духовно-культурный потенциал. И если наша республика имеет все условия для ускоренного развития и процветания благодаря богатейшим недрам, природным богатствам, то духовный потенциал нации сокрыт в ныне здравствующих людях, чья жизнь посвящена народу и деяния которых множат его славу.

 

С первых дней обретения независимости Казахстана наш Президент неустанно заботится о сохранении национального наследия казахов и дальнейшем развитии языка, культуры и традиций. По его инициативе была разработана и реализована программа «Культурное наследие», которая включает в себя ряд масштабных проектов. В рамках программы было выпущено 100 томов серии «Бабалар сөзi» («Слова предков»). Этот не имеющий аналогов в мире труд обогатил духовность независимого Казахстана, стал подтверждением слов Главы государства «только сильный духом народ может построить сильное государство».
Народ верит Лидеру нации и связывает с его именем расцвет государства. Об этом говорят итоги последних президентских выборов. И опять на своем высоком посту Н.Назарбаев продолжает нацеливать народ на укрепление казахстанской государственности и вхождение в число 30 развитых стран мира. Именно с этой целью им выдвинуты пять институциональных реформ, затрагивающих госаппарат, судебную систему, промышленность, вопросы национальной идентичности и стабильности общества. Это огромный вызов и большая работа для страны. Успех таких реформ может быть обеспечен только при твердой воле власти и народа.

 

Одной из важных реформ Президент назвал дальнейшую консолидацию казахстанского общества. Все граждане республики должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности, иметь доступ к равным возможностям. Таким образом, создается нация единого будущего, а пять институциональных реформ – это пять шагов, которые приведут общество и страну к единству и стабильности, выведут Казахстан в ряд успешных государств современности.
Почитая своих предков, мы уверенно идем вперед, черпая силу в свободолюбивом духе казахского народа, который он гордо несет от времен Казахского ханства до создания независимого государства. Историческая память помогла народу сплотиться вокруг Лидера нации и ответить вызовам времени, а Казахстану – стать одним из ведущих государств современного мира.
В цивилизованных странах высоко оценивают заслуги и почитают память выдающихся исторических личностей, способствовавших сплочению и процветанию родного народа. Богата славными именами народных защитников – смелых и храбрых батыров, просвещенных правителей, мудрых биев – и казахская история. Особое место в ней принадлежит ханам Керею и Жанибеку, позднее – Касыму, Хакназару, Жангиру и его сыну Тауке, а в XVIII веке – ханам Абулхаиру и Абылаю, казахским батырам Богенбаю, Кабанбаю, а также биям Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би. Эти люди стали признанными лидерами народа не только по их социальному статусу, но и по реальным заслугам. И мероприятия, посвященные 550-летию Казахского ханства, увековечили в памяти молодого поколения подвиг ханов, батыров и биев, а также помогут сплотить народ Казахстана вокруг идеи «Мәңгілік Ел».

Колыбель степной цивилизации
Именно безусловность уважения правовых обычаев предков, укрепившихся в народном правосознании и поощряемых безупречной судебной деятельностью биев, была центральным фактором, стабилизирующим развитие казахского кочевого общества и его должную самоорганизацию и в целом способствовавшим удержанию самого Казахского ханства на столь обширном пространстве. Академик С.Зиманов отмечает: «В основе казахского права и самой его структуре, нормативной системе лежали народность и вольная, естественная свобода человека, то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые были созвучны вечным стремлениям человека. Это было одной из фундаментальных причин того, что казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режимов».
Институт казахского правосудия биев – непреходящее ценностное явление не только казахской, но и тюркской кочевой цивилизации, имеющее общецивилизационное значение как один из выдающихся примеров правовой культуры.
Уровень развития и благополучие любого государства напрямую зависят от того, насколько патриотичны его граждане. Безусловно, патриотизм означает в первую очередь любовь к своему Отечеству, к родной земле. В то же время это понятие не статично, оно видоизменяется, наполняется новым смыслом. Об этом говорит Президент РК в Стратегии «Казахстан-2050», внедряя термин «новый казахстанский патриотизм». И это не случайно. Сегодня казахстанский феномен сохранения межэтнического и межконфессионального согласия признан во всем мире, о нем говорят и пишут с нескрываемым уважением в разных уголках земного шара.
Участники конференции исследовали принципы построения системы патриотического воспитания студентов вне учебной деятельности. Выводы, к которым пришли ученые, впечатляют: уровень развития казахстанской молодежи, ее культура, образованность являются одним из стратегических ресурсов нашей страны в ХХІ веке. Именно современная молодежь, обучающаяся в вузах, в будущем сформирует основу политической, экономической и научной элиты общества. Поэтому от того, как будет ориентирована молодежь, какие ценности казахстанской культуры и истории составят мировоззренческое ядро ее личности, каков будет уровень ее гражданской ответственности, зависит успешность развития казахстанского общества.

 

Казахстан – наследник Золотой Орды
В советское время был единый учебник «История СССР» и небольшая книга по Казахской истории для факультативных занятий. Вследствие этого молодое поколение было оторвано от национальной истории. Имена великих ханов и батыров Казахского ханства постепенно стирались из памяти народа. Дошло до того, что большие почести получали те, кто старался всячески очернить их великие деяния. Об этом в свое время с горечью писал Гафу Каирбеков: «Правителей других народов восхваляют, почему же тогда все наши ханы считаются плохими?» Это политика, преследовавшая цель искоренить народную память, имела место всего лишь четверть века назад. В это сложно поверить, но это были горькие реалии советской эпохи.
Независимость вернула забытое и возродила память о прошлом. В Алматы и Астане, в областных центрах и крупных населенных пунктах возведены памятники великим: ханам – Керею и Жанибеку, Абылаю и Абылхаиру; батырам – Кабанбаю, Богенбаю, Наурызбаю. Их имена присвоены городам и селам, вузам и школам. Множество томов научных исследований и художественных произведений были посвящены жизни наших предков, полной героических подвигов и тяжелой борьбы.
Как подчеркнул Н.Назарбаев, с обретением независимости высокий дух наших героических предков, оставившим нам нашу необъятную Великую степь, воодушевил молодое поколение

95.Раскройте основные положения программы «Народ в потоке истории».

5 июня 2013 года в Астане прошло расширенное заседание Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана с участием Тажина Марата Муханбетказиевича занимавшего на тот момент пост государственного секретаря Республики Казахстан. Перед научной общественностью была поставлена задача по реализации программы научных исследований «Народ в потоке истории».

 

Целью научной программы является воссоздание на базе передовой методологии и методики объективной истории казахского этноса и его исторических предшественников с древности до современности, истории сложения этнической и государственной территории, этапов формирования полиэтничности населения Казахстана. Предполагается осуществление научной программы в период с 2014 по 2016 годы.

 

На сегодняшний день перед современной исторической наукой Казахстана стоит важнейшая задача: реконструкция истории казахского народа с новых теоретико-методических установок, учитывая опыт мировой историографии, логику перемен, происходящих в сознании и поведении граждан страны. Время и общество требуют от ученых-историков комплексного подхода в изучении исторических процессов на территории Казахстана, кроме сугубо исторических исследований необходимы исследования междисциплинарного характера.

В связи с целями и задачами программы особое научное и историческое значение имеет изучение выдающейся роли Первого Президента на новом этапе национальной истории, созданной им казахстанской модели государственного строительства. В этом контексте особого подхода требует изучение истории формирования будущего политика и государственного деятеля мирового масштаба на заре его трудовой и политической карьеры. На основе научно-поисковых работ и свидетельств соратников Н.А.Назарбаева в Историко-культурном центре удалось собрать немало документов, фото-, аудио- и видеоматериалов о деятельности будущего Президента по развитию Центрального Казахстана. Объективное и правдивое изложение экономических и социально-политических процессов, которые происходили в городе Темиртау и Карагандинской области в 60-80-е годы ХХ века, признание весомого вклада молодого Нурсултана Назарбаева в этих свершениях должно стать одним из основных направлений в формировании программы «Народ в потоке истории», - говорится в статье. Историко-культурным центром Первого Президента на ближайшую перспективу разрабатывается комплекс мероприятий по освещению деятельности Главы государства на новейшем этапе национальной истории. Подготовлены к изданию две книги: «Историко-культурный центр Первого Президента» и «Материалы о трудовой деятельности Н.А.Назарбаева в Карагандинской области. (Доклады, выступления, письма, справки, информации с 1967 по 1979 годы)», пишет Ж.кульбаева. Эти книги призваны осветить события, связанные с деятельностью Н.А.Назарбаева по преобразованию социально-политического, культурно-экономического облика Центрального Казахстана и улучшению условий жизни населения. Документы тех лет свидетельствуют о многих фактах, подтверждающих личный вклад будущего Лидера нации, всей душой болеющего за благо простого человека труда, в решение самого широкого спектра вопросов и проблем. «На примере жизни и деятельности Главы государства очередной раз убеждаешься в том, что творцом истории народа, нации и государства являются неординарные и масштабные личности с простыми, ясными и в то же время амбициозными целями. Перед учеными-историками, политологами стоят серьезные задачи по формированию правдивой объективной трактовки истории Казахстана.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 5170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!