Природа морали и нравственности

Морально-нравственные основы деятельности

Школьного сообщества

В 2007 и 2008 г г. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.

Морально-нравственной основой деятельности Школьного сообщества являются базовые национальные ценности:

· патриотизм и гражданственность – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, укрепление демократического федеративного правового государства, укрепление национальной безопасности; национальные ценности и духовные традиции;

· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода, ответственность за другого человека;

· труд и творчество – уважение к труду, готовность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности в соответствии с установкой «становиться лучше», целеустремленность и настойчивость;

· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

· традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

· природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Принципы деятельности Школьного сообщества

1. Принцип готовности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

2. Принцип готовности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальнойпрактикена основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

3. Принцип развития совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

4. Принцип готовности выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

5. Принцип способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

6. Принцип трудолюбия, бережливости, жизненного оптимизма, способности к преодолению трудностей;

7. Принцип осознания ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

8. Принцип готовности к профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед собой,семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

9. Принцип готовности к противостоянию внешним и внутренним вызовам.

 

 

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования.

М.: Просвещении, 2009.

Природа морали и нравственности

Мораль - самая древняя форма человеческого сознания, ее зачатки можно видеть в первобытном строе. Очень простой вариант структуры морали был намечен в древности. Ведь нравственность - это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны - поступки, практические действия. Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отношений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве находятся сознание, деятельность и отношение. Иначе в структуре нравственности выделяются: 

• нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

• нравственная практика; 

• нравственные отношения. 

Особенность нравственного сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности.

Нравственная практика является результатом объективации морального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Структура нравственной практики может состоять из следующих составляющих: 

• замысел (намерение или постановка цели); 

• мотивация, обоснование замысла; 

• выбор цели, средств; 

• принятие решений; 

• действия, реализующие нравственную установку и линию поведения человека. 

 Особенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом. 

Вместе с тем, для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. 

· Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения. 

· Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством.

· Регулятивная функция – одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако, регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. 

· Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам личности, достоинству других

· Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития. 

Шалашников, Г. В. Этика деловых отношений : Рабочая тетрадь / Г. В. Шалашников .— : Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, 2012 .— 53 с.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 153;