ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ
Мелиоративные мероприятия по орошению и осушению земель и более широко по улучшению физико-химических и биологических свойств земельных участков имеют огромное хозяйственное значение для большинства стран мира. Опыт показывает, что организация рационального использования земель невозможна без одновременного осуществления мелиоративных мероприятий и землеустройства.
Это обусловлено тем, что проведение мелиоративных мероприятий (по орошению, осушению, улучшению земель) осуществляется не вообще на каких-то абстрактных участках, а на конкретных земельных массивах, принадлежащих определенным землевладельцам и землепользователям. Поэтому данные мелиоративные земли должны не только вписываться в общую систему ведения хозяйства, учитываться при планировании урожайности и структуры посевов, рационов кормления, способов содержания скота и т. п., но и входить в общую организационно-территориальную структуру сельскохозяйственного предприятия (то есть соединяться дорогами с хозяйственными центрами, определять размещение угодий и севооборотов, полей и рабочих участков, скотопрогонов и т. д.).
Поэтому мелиоративные мероприятия с технической и технологической точки зрения должны осуществляться на основе проектов мелиорации (технико-рабочих проектов), а с организационно-хозяйственной и землеустроительной — на основе проектов землеустройства, которые должны составляться первыми и предшествовать проектам мелиорации.
|
|
Мелиорация и землеустройство, безусловно, различаются, поскольку объектом мелиорации является земля как физическое тело. Цель мелиорации — улучшить производительные свойства конкретного земельного участка, что требует определенных капиталовложений и увеличения эксплуатационных затрат.
Напротив, объектом землеустройства является территория, а главная его цель — улучшение ее организации. В процессе землеустройства изменяются в первую очередь территориальные свойства земли (состав и площади угодий, размещение угодий и севооборотов, границы, форма и конфигурация земельных массивов и т. д.). Такое изменение не может рассматриваться вне процессов хозяйственной деятельности; поэтому при землеустройстве обязательно решаются две важнейшие задачи:
приспособление территории к производству (отвод земель для соответствующих нужд, установление состава и площадей угодий, формирование земельных массивов, размещение их границ и т. д.);
приспособление производства к территории (установление специализации, структуры посевов с учетом качества земель, проектирование различных типов и видов севооборотов, дифференцированное размещение культур и т. п.).
|
|
Землеустройство в отличие от мелиорации имеет помимо технической также экономическую, экологическую и юридическую стороны. Соответственно при землеустройстве не только наводят порядок в существующем использовании земли (ликвидация меж, клиньев, введение севооборотов, проектирование рабочих участков), но и устанавливают наилучшие способы развития хозяйства (мелиорация, культуртехнические мероприятия, производственное строительство, размещение дорог и т.д.). Во избежание ошибок решение всех перечисленных вопросов должно осуществляться при непосредственном участии землеустроительных органов или по согласованию с ними. Это же касается и территориального планирования производства.
9. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Все главные вопросы организации производства в сельскохозяйственных предприятиях связаны с использованием земли. Земельные массивы в обозначаемых границах отводятся внутрихозяйственным производственным подразделениям; территориальные особенности землепользования и система расселения определяют организационно-производственную структуру предприятий; специализация, сочетание отраслей, тип кормопроизводства и содержания скота, структура посевных площадей зависят от качества, местоположения и площадей земельных участков хозяйства; размещение севооборотов и полей, сенокосооборотных и пастбищных участков, кварталов и клеток многолетних насаждений влияет на организацию труда и его производительность и т. д.
|
|
Таким образом, эффективная система ведения хозяйства и организация производства сельскохозяйственного предприятия немыслимы без рациональной организации его территории, то есть без землеустройства.
Рациональная организация территории должна лежать и в основе внедрения прогрессивных систем земледелия. Они опираются на технологии возделывания сельскохозяйственных культур, ориентированные на агротехнически однородные рабочие участки, выделяемые в ходе землеустройства. Поэтому никакая система земледелия не будет эффективной и действенной, если она не учитывает качественных особенностей конкретных участков, организации территории и производства в хозяйстве.
Идеальным является вариант, когда проект внутрихозяйственного землеустройства разрабатывается одновременно с бизнес-планом (планом организационно-хозяйственного устройства) сельскохозяйственного предприятия или лежит в его основе. Правильно составленный проект землеустройства, в подготовке которого участвуют специалисты разного профиля (землеустроители, агрономы, экономисты, почвоведы и др.), включающий комплексные расчеты по агроэкономическому обоснованию (см. Т. 2 настоящего издания), дает полную информацию об организации производства и территории хозяйства.
|
|
Таким образом, при разработке и внедрении прогрессивных систем земледелия в сельскохозяйственных предприятиях наряду с агрономами обязательно должны участвовать и землеустроители. Не случайно в 1978 г. тогдашний руководитель СССР, землеустроитель по своему базовому образованию Л. И. Брежнев в книге «Целина» писал: «В сельском хозяйстве с нулевым циклом можно сравнить землеустроительные работы, ибо землеустройство — это своего рода генеральный план, которым определяются контуры и характер хозяйства, расположение и размер его полей, лугов, пастбищ, места для строительства усадеб, источники водоснабжения и многое другое, очень важное для жизни и производства»" (Брежнев Л. И. Целина. — М., 1978.— С. 12—13).
Еще раньше, в 20—40-е годы, об этом писали видные ученые-аграрники, занимающиеся вопросами организации сельскохозяйственного производства и внедрения новых систем земледелия: В. Р. Вильяме, С. Г. Колеснев и др. В последней четверти XX в. академики РАСХН А. А. Жученко, А. Н. Каштанов, В. И. Кирюшин, возглавляющие крупнейшие школы развития адаптивного сельского хозяйства, ландшафтно-экологического и адаптивно-ландшафтного земледелия, в своих исследованиях и экспериментах опирались на труды землеустроителей [Жученко А. А. Стратегия адаптивной интенсификации сельского хозяйства (концепция). — Пущино, 1994; Каштанов А. П., Лисецкий Ф. П., Швебс Г. И. Основы ландшафтно-экологического земледелия. — М.: Колос, 1994; Кирюшин В. И. Экологические основы земледелия. —М.: Колос, 1996].
Центральные научно-исследовательские институты России данного профиля: ВНИЭТУСХ (директор — академик РАСХН В. В. Милосердое), ВНИЭСХ (директор — член-корреспондент РАСХН И. Г. Ушачев), ВИАПИ (директор — член-корреспондент РАСХН А. В. Петриков), а также региональные институты Российской академии сельскохозяйственных наук всегда согласуют свои исследования с учеными-землеустроителями.
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И РЕЛИГИЯ
Люди древних цивилизаций придавали очень большое значение землеустройству. Границы между участками строго охранялись законами и указами правителей. Межевые (пограничные) знаки были освящены религией. На них часто наносили тексты, славшие проклятия на головы нарушителей межевых знаков, например: «Cursed is he that removed his neighbors land-mark» [«Будь проклят тот, кто передвинет межевой знак (камень) соседа» — англ См • Тетерин Г. Н. История развития геодезии. — Новосибирск: СГГА, 1999.-С. 86].
Закладка межевых камней сопровождалась религиозными обрядами, жертвоприношениями. У римлян был бог границ Терминий. Ежегодно 13 февраля у пограничного камня отмечался день, посвященный этому богу.
Древние, наделявшие своих богов разными качествами и способностями, включали в последние и землемерие. Так, египетский бог Тог именовался строителем храмов, каналов, указывающим границы полей, измерившим землю сию, владыкой начертания и т. д.
Упоминание о землемерии есть в Библии. Известно, что земледелие в древности было одним из главных источников средств к существованию и основной сферой деятельности населения. Это занятие пользовалось всеобщим уважением, и его не чуждались даже люди богатые и знатные.
Моисей, который был обучен всей премудрости Египетской (Деян.: 7, 22), при занятии израильтянами земли Обетованной сделал земледелие одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове. «Моя есть земля», — говорил сам Бог о себе (Лев.: 25, 23) и даровал землю своему народу. Он повелел равномерно разделить ее по числу лиц мужского пола. Сообразно с этим при Иисусе Навине земля была разделена на участки и каждый «по особому размежеванию» получил известный участок (Нав.: 27, 5; Ам.: 7, 17, и др.).
В Библии также сказано: «Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем. Доставшемся тебе в земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе во владение (Вт.: 19, 14).
Относительно земли и межевания некоторые притчи Соломоновы гласят: «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (12, 11); «Много хлеба бывает и на ниве бедных, но некоторые гибнут от беспорядка» (13, 23); «Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи» (23, 10). Пророк Исайя сказал: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис.: 5, 8).
В Коране, священной книге мусульман, также есть аяты (фразы или их фрагменты), которые предписывают уважительное отношение к земле и указывают на наличие определенных территорий и границ, в рамках которых живут народы.
Например, сура (глава) вторая, аят 269 (267) гласит: «О вы, которые уверовали! Расходуйте лучшее из того, что приобрели, и того, что извели Мы вам из земли. И не устремляйтесь к дурному из этого, чтобы расходовать...». В трех предыдущих аятах есть образные сравнения силы веры с садом на холме: «...его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то роса». И наоборот, кто верует «... подобен он скале, на которой земля: но постиг ее ливень и оставил голой» (Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. — М.: Наука, 1990. — С. 57—58). Очевидно, уже в эпоху Мухаммеда арабы имели представление об эрозии, о рациональном составе земельных угодий на склонах (не пашня, а сад) и необходимости целесообразного использования земель.
В Исламе очень рано появляются правовые термины «вакф» (вакуф) — имущество, переданное для нужд общины, государства или частного лица (в состав которого может входить и земля), и «аз-зар» — договор об аренде земли, а также другие, характеризующие земельные отношения. Например, в VIII—IX вв. вводятся понятия «дар ас-сульх» (или «дар аль-ахд») — земля (мирного) договора, «харадж» — поземельная подать, взимавшаяся за использование земель в виде доли урожая или по твердой ставке натурой или деньгами и др. (Ислам. Краткий справочник. — М.: Наука, 1983. — С. 32-44, 47-116).
В Коране словом «ризк» называются средства существования, которые Аллах дает человеку. С XVI в. в Османской империи этим словом называли участок земли, приносящий доход.
Заметим, что буддизм, а также национальные религии Китая и Японии (даосизм, синтоизм, конфуцианство), представляя собой специфические типы мировосприятия, по нашим данным, не придают особого значения отношению человека к устройству земли.
В христианских странах землеустройство по-прежнему считается очень важным делом, требующим от землеустроителя не только хороших профессиональных знаний, но и особой духовной подготовки и воспитания. Не случайно профессия землеустроителя часто является потомственной, а землемеры США и ряда других стран, принимая профессиональную присягу, клянутся Богом, обещая честно и добросовестно выполнять землеустроительные работы.
С 1766г. землемеры России, а также понятые, участвующие в генеральном межевании, также принимали присягу, в которой клялись Всемогущим Богом перед святым Его Евангелием и обещали поступать по чистой совести при использовании землеустроительных дел.
В Константиновском межевом институте (ныне Государственном университете по землеустройству) — центре подготовки межевых инженеров (землеустроителей) для всей России — в 1869 г. была введена в действие и освящена домовая православная церковь во имя святых Константина и матери его Елены. В настоящее время она восстановлена и действует в Государственном университете по землеустройству.
Контрольные вопросы и задания
1. Регулирует ли землеустройство земельные отношения?
2. Как связано землеустройство с регистрацией объектов недвижимого имущества, земельным кадастром, мониторингом и оценкой земель?
3. Для чего нужны при землеустройстве топографо-геодезические и обследовательские работы?
4. Как используются в землеустройстве земельно-информационные системы?
5. Почему землеустроительные мероприятия должны лежать в основе переселенческих, расселенческих и градостроительных действий?
6. Чем землеустройство отличается от мелиорации?
7. Почему организация территории определяет организацию производства сельскохозяйственных предприятий и должна увязываться с системами ведения хозяйства и системами земледелия?
8. Расскажите, какое значение придавали землеустройству различные религии мира.
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2242; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!