Из воспоминаний учительницы Галины во время однодневной  экскурсии. Поезд «Липецк-  Волгоград», июль 1983 г.

Сохранившиеся архивные документы. 1.Поимённый список жителей Кинд (Баскаковка) за 1796 год    Adam, Albert, Bartel, Becker, Beckman, Belger, Bender, Berg, Best, Bilo/Billeau, Bley, Brand / Brandt, Darmstadt, Derr, Dietrich, Doring Dohring, Dortman, Ebert, Eif ?, Elscheidt, Emerich ?, Emig / Emich, Emigel, Fabar, Feldbus?, Fink, Folgandt, Folgard ?, Genze, Genzel, Gerber, Gort ?, Gotz, Hartmann, Haselbach / Hasselbach, Hoart, Hoffgezank, Jagler, Keksel, Kespel, Kholrad, Kind, Klein, Konrad, Koppel, Lraus / Krauss, Krott, Langolf, Lehr, Loos, Lotz, Lubich, Lundenberg, Macheleit, Magely ?, Makhalai ?, Meinhard, Menger, Menz, Muller, Papst, Peter, Pikelhaupt / Pickelhaupt, Prefid ?, Reichmann, Reitz, Rempe, Repp, Retig, Riepus, Rosseler, Rott, Russ, Sauer, Schafer / Schaffer, Schmidt, Schneider, Schnepp, Schrader, Schultz, Schwartz, Schweitzer, Selzer / Seltzer, Silzer, Spader, Spahr, Speyer ?, Steindecker, Storben?, Storbeck, Sturtz, Tillman, Ungefucht, Fogel, Felk, Folkert, Walker, Wasmutt, Weidenbach, Weigel, Werner, Winkler, Winterholer, Yemilich?, Zimmerman. Первоначально село заложено у р. Малый  Караман, а в 1770 перенесено на более благоприятное место. Основатели 39 семей из Австрии, Дармштадта, Саксонии и Дании. Лютеранские приходы Екатериненштадт, Неб-Рязановка. хутор у р. Келька, в 80 км к сев.-вост. от Покровска. Жит.: 93/93 нем., Сегодня эти хутора объедены в совхоз Подлесновский с центральной усадьбой на месте хутора Кельк (Фурманово). № 40 Штамп: Архив Дело О разрешении построить Лютеранскую церковь в селе Кинд- Баскаковке. Началось 2 марта 1874 года                      Решено 7 марта 1874 года Отдел 2 Стол 1 Штамп: НГИА СССР Фонд 821, опись 5 Единица хранения № 586 Получено 2 марта 1874 года.              1. Его Высокопревосходительству Господину Министру Внутренних Дел, Генерал–Адьютанту, Генералу от Кавалерии Александру Егоровичу Тимашеву Евангелическо-Лютеранской Генеральной Консистории Представление. Представляя при этом утверждённые в надлежащем порядке план и смету на постройку деревянной, на каменном фундаменте, церкви в селении Баскаковке Николаевского уезда Самарской губернии, Евангелическо-Лютеранская Генеральная Консистория, на основании 652 статьи,1 части, 11 тома Свода Законов, изданного в 1857 году, и согласно с представлением Московской Евангелическо- Лютеранской Консистории, имеет честь почтительнейше просить Ваше Высокопревосходительство соблаговолить разрешить упомянутую церковную постройку; причём Генеральная Консистория имеет честь донести, что постройку эту предполагается произвести на средства, имеющиеся в самом приходе. Президент, Генерал- Адъютант, барон (подпись) Вице- Президент, Епископ (подпись) № 201 Марта «2» дня 1874 года. Предложено Генеральной Консистории            7 марта 1874 года. Секретарь (подпись) Отдел 2 Стол 1              7 марта 1874 года № 626/119 Евангелическо- Лютеранской Консистории Предложение. Вследствие представления Генеральной Консистории от 2 марта сего года за № 201, я разрешаю на основании 652 статьи 1 части 11 тома Свода Законов на постройку лютеранской церкви в селении Баскаковке-Кинд Николаевского уезда Самарской губернии, о чём предлагаю Консистории с возвращением плана и сметы. Министр Внутренних Дел, Генерал-Адъютант Тимашев (подпись) Управление департаментом, сенатор (подписи) Входящие № 803/138                                                             2 марта 1874 года.

Проект маслобойни

Самарского архива Online Фонд 1 ,Опись 12 ,дело 5431
"По прошению поселянина Христиана Иоановича Лангольф  о разрешении постройки маслобойни в с. Кинд Николаевского уезда" от 1 сентября 1916 года. (Дядя Эмилии Симоновны Лангольф)    2

Депортация                                                Татьяна Дерр                                                                            Воспоминания моей свекрови, Дерр  Эмилии Симоновны,                   в девичестве Лангольф, 1905 года рождения, проживающей                      в селе   Кинд, Унтервальдовского района, Немецкой Поволжской республики до октября 1941года. В 1923 году Эмилия вышла замуж за односельчанина Дерр Давида Давидовича, 1903 года рождения. Он был коммунист, председатель сельского совета села Кинд. В годы политических репрессий многим односельчанам помог избежать ссылки, выдавал справки, чтобы они могли скрыться от преследования. Отец семейства ждал рождения сына, а в семье родились пять девочек: Каролина- 1924 г. Елизабета- 1926 г. Ида – 1928г, Хельга- 1930г, Мария- 1934, и наконец, сыновья- погодки, Давид-1937г. и Виктор -1938г. К осени 1941 году Эмилия ждала восьмого ребёнка. Вся семья была депортирована в Красноярский край. Дорога в Сибирь длилась два месяца. Елизабета 14 лет и Мария 7 лет, умерли от дифтерии. Вскоре умерла и недельная, родившаяся в теплушке девочка. Поезд останавливался, но из вагонов выходить не разрешали и со слезами они упрашивали конвоиров разрешения выйти и похоронить детей. Приехали на станцию Глядень. Для двух семей, Дерр и Фельк, власти предоставили брошенную баню в деревне Антропово. Уже в январе 1942г.отца Дерр Д.Д. и старшую дочь Каролину, забрали в трудовую армию. С оставшимися четырьмя детьми Эмилия пережила все тяготы переселенцев - немцев, особенно доставалось мальчикам, Давиду и Виктору.            Эмилии в то время было 36 лет. Ежемесячно немцы обязаны были ходить с детьми, отмечаться. Под комендатурой дети находились до 16 лет. ( Есть фото с номерами на курточке двенадцатилетнего Давида.) Зимой и летом 5 км. пешком до центральной усадьбы колхоза, полураздетые, голодные и в постоянном страхе, шли они гуськом за мамой. Малышей тащили на самодельных салазках. Так продолжалось до 1953 года. Реабилитированы были в 1956 году.3   

             В сентябре 1977 г, в Липецке, на нашей маленькой кухне, сидели мы с Эмилией Симоновной, и она вспоминала эти черные дни Поволжья и тяжёлые военные годы в Сибири. На её руках вертелся мой годовалый сын, её внук - Давид, назван так в честь деда. У неё русская речь с ярким немецким акцентом. Одета в темно - синее платье, кружевной белый фартук, на седой голове кружевная белая шапочка, лицо строгое, а взгляд пронизывает вопросом: Зачем тебе это надо? Я не знала, что ей ответить тогда. Сейчас, как матери отвечаю: Что бы помнили ваши потомки - Дерр.                         

       В крнце августа 1941 года, Дерр Д.Д вызвали в район, в село Унтервальд. Приказали привезти домовые книги, где записаны все жители с. Кинд. Он взял с собой старшую дочь Каролину и учителя Генриха, добрались к вечеру, и пришли в школу, где уже были военные. Старшеклассники помогали, писали списки и уточняли количество. Каролина рассказывала, что все были под присмотром милиционеров и военных. Она и другие ребята составляла списки семей своего  села. Семьи были большие от 7 до 15 человек. Надо было писать правильно и быстро.  Обычно почту по реке доставляли, а вдруг прилетел самолёт. Все ждали что-то важное, так как немцев в армию не брали, то народ решил , что объявят демобилизацию. Много молодёжи до утра не уходили домой, они хотели идти на фронт. И вот вместо демобилизации – объявили депортацию. Собравшимся на площади зачитали  Указ Президиума Верховного Совета СССР о переселении немцев, живущих в республике немецкого Поволжья (АССР Н.П.) в районы Сибири, Казахстана, Алтайского края. А когда военный стал говорить, что есть достоверные данные, полученным военными властями, о том, что  среди немецкого населения находятся диверсанты и шпионы, которые готовятся взрывать сёла и быть пособниками фрицам, люди все закричали - « Неправда, таких среди нас нет», « Это наша земля и мы её хотим защищать от врагов»,« Покажите нам этих предателей»,« Кто кого скрывает?». Военные сразу выводили из толпы, тех, кто кричал. Тогда все замолчали ( Немцы- лютеране очень послушный и уважительный народ) и выслушали все приказы. Тогда и поняли, что немцы, проживающие в Поволжье, только немецкое население, отныне враги Советской власти. Поэтому решено переселить всё немецкое население в районы Сибири, Новосибирской, Омской областей, Алтайского и Красноярского  края, Казахстана и другие соседние местности. Переселенцам пообещали оказать государственную помощь при устройстве в новых районах. Каролина приезжала в Липецк из Киргизии. Она рассказывала, что сразу поняла, почему ученики составляли списки немецких семей. Отец, коммунист до последнего дня, даже в Сибири, успокаивал жену: «Не бойтесь, нас Советская власть не тронет, не обидит». Он был выше среднего роста, крупного телосложения, светловолосый. Умер от истощения в лагере, на «трудовом фронте» в 1943 г.

          Эмилия Симоновна иногда смахнёт слезу, но продолжает говорить спокойно. Я не сразу поняла всю трагедию, мой муж тоже Дерр Давид Давидович, не рассказывал никаких подробностей. В Поволжье маленькие с братом были, а в Сибири от местных ребят отбивались. Старшая сестра Ида Давидовна, после войны вышла замуж за русского парня Василия, так в семье появился защитник. Хельга стала Фельк, парнишка из немцев тоже. А вот сыновья не послушались мать и в комсомол вступили, и на русских женились. В армию из колхоза их не взяли, они с самого детства на бригаде, с утра около тракторов и комбайнов. Оба автомеханики, отличные работники. Когда встречаются, вспоминают детство уже в Сибири. Там узнали, что такое клеймо «враг народа». И трезвые мужики не могут сдержать слёз. С Поволжья только помнят, как с узелками в руках (что могли держать дети 3х и 4х лет), отец усадил их в кузов. Первая в жизни дальняя дорога была не интересная, а тяжелая, голодная, долгая и жуткая!                                                                 5                                                                                                                  

     Из истории депортации.                                             Председатель сельского совета должен был объявить :
1.Подготовиться к переселению  2 сентября 1941 года.
2. Каждая семья имела право взять груза до 1 тонны весом.
3. Все вещи должны быть упакованы в мягкой таре (тюки).
4. Разрешается брать на семью один сундук (ящик) в котором можно сложить кухонную посуду и другую хозяйственную утварь весом не более 70 килограммов.
5. У кого есть зерно, должны сдать на хлебоприемный пункт и получить квитанцию. На новом месте поселения, им, согласно квитанции, возвратят  зерно и скот.
6.Председатель обязан организовать за два дня посев оставшиеся семян и оставить технику на бригадном стане.

 3 сентября 1941 года через посыльных председатель сельского совета сообщил, что все граждане должны к 11 часам перед своим домом выносить вещи. Вывоз груза начнется в 12 часов на берегу Волги. Груз вместе с людьми и вещами не более 1000 килограмм. В  сельском совете разместилась новая власть. 3. 09.41года все село было перевезено на берег Волги, и началась погрузка вещей переселяемых на баржу. Люди услышали громкое объявление. Кто-то объявил через громкоговоритель, чтобы все, кто отплавает, поторопились попрощаться, и зашли на баржу. Что тут началось! Люди, как будьто только сейчас поняли, что они прощаются со своёй Родиной, которая перестала быть для них «матерью». Все женщины и дети рыдали, а мужчины, молча и беспомощно. стояли рядом. Эмилия Дерр прощалась с родной младшей сестрой, Марией Лонгольф, которая вышли замуж за русского,    и работала в школе. Немецкая Республика Поволжья, граждан СССР перестала существовать. Села остались пустыми, скот бродил по улицам, коровы ревут, их некому было доить, собаки выли, многие были на привязи. Сентябрь был жаркий, воды нет, корма нет. Мария писала об этом в .Красноярск, куда через два месяца добралась семья Дерр и Фельк, что они ходил по всем дворам, отвязывали собак, калитки открывали и привязывали, чтобы ветром не закрывались.   В общем, было жутко в селе без жителей. Первые переселенцы прибыли уже в ту же ночь, 3 октября 1941 года из Мордовии и   Украины. Привезли их на сельскую площадь. Половину оставили в Унтервальдене  (сейчас райцентр Подлесное), а остальную половину заселили в село Кинд, ( сейчас Баскаковка) в колхоз «Путь к социализму». Постепенно заселились земли бывшей республики немцев Поволжья.  Крупное заселение происходило в 1942 году и в последующие годы из Пензенской и Ульяновской области и из разных районов Саратовской области.

Из воспоминаний учительницы Галины во время однодневной  экскурсии. Поезд «Липецк-  Волгоград», июль 1983 г.

         «Нас, девчонок из Мордовии призвали на трудовой фронт.          Мы собирались копать окопы на передовой, а нас предупредили, что на сельскохозяйственные работы. В сентябре 1941 года мы приехали на поезде в Саратов. Мы ведь были молодые, веселые, пели песни и ничего не боялись. Выгрузились из вагонов и сели в кузов машины. Привезли нас на берег Волги рано утром. Одна из девочек громко воскликнула: «Господи, красота-то, какая!». На неё все зашикали, мы ведь комсомольцы. На барже переплыли на другой берег. Мы такого восхода в наших краях никогда не видели. Когда баржа к берегу пристала, мы все возбуждённые, шутим, вещички свои на себя и пошли в село Баскаковку. До сих пор такую картину не могу забыть. Идем по улице, сопровождающий сказал, чтобы по два-три человека разделились и занимали любой дом, какой приглянется. А село не живое, ни одного человека, по улицам собаки бегают, но даже не лают. Во двор зашли, всё открыто, корова мычит. Наша Серафима сразу  к корове, руки в кадке помыла и начала доить. Первые в дом мы с Равиёй зашли. Надо же чистота, как в церкви, на столе скатерть с бахромой, посуда, мы такую и не видели. А печка-то тёплая и в ней большой котелок тушёной капусты с мясом. Мы за стол сели и молчим, смотрим друг на друга. Сами решили, что всю деревню фашисты расстреляли, а наши освободили и теперь нам здесь работать. Серафима на ферму, Равия на зерновой ток, а я в школу пошла. Там из местных учительница осталась. Звали Мария и фамилия у ней русская, она немецкий язык преподавала. Правду о том, что здесь произошло, узнали после смерти Сталина, когда некоторые немцы вернулись, но они не сразу рассказывали, боялись».

(записано мною Т.Н.Дерр)

 Внуки и правнуки Дерр Давида Давидовича от старшей дочери Каролины живут в Германии. Внуки Виктора. Иды и Ольги (Хельги) в Красноярском крае. Внуки Давида в Липецке и в Саратове.     В некоторых семьях до сих пор сохраняется традиция называть сына именем отца. Так продолжается русский род с немецкой Фамилией - ДЕРР- TERR,территория которой и  корни, вытянулись от великой русской реки Волги в России и по всему миру с 1796 г. из личного архива и рассказов родных список поколений - Дерр.

 № Фамилия Имя Отчество год жизни            место захоронения                 

1. Дерр Давид Давидович - 1790 - 1853 годы     с.Кинд                                                               2. Дерр Давид Давидович - 1812 - 1896 годы     с.Кинд                                                                   3. Дерр Давид Давидович - 1838 - 1930 годы    с.Кинд                                       4. Дерр Давид Давидович - 1861 - 1941 годы   с.Кинд                                                                         5. Дерр Давид Давидович - 1880 - 1951 годы.  Казахстан                                 6. Дерр Давид Давидович - 1903 - 1943 годы.    ВятЛаг.                      7. Дерр Давид Давидович - 1937 - 2003 годы.   Липецк

За два века проживания немцев по фамилии Дерр в России, отмечается, что среди мужчин преобладали профессии механиков, хлеборобов, строителей. Вероисповедание – лютеранство.           8


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 115; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ