Игра «Многообразие и значение растений».



Знакомство с разнообразием растительного мира начинается с 1 класса. Вначале учащиеся знакомятся с травянистыми и древесными формами, голосемянными и цветковыми растениями, позже – с органами цветкового растения, узнают об особенностях хвойных растений, папоротников, водорослей. Здесь можно использовать игру-тест.

Детям раздают карточки с изображениями растений из различных групп со всеми органами, включая цветки и плоды. По правилам игры необходимо вычеркнуть органы, отсутствующие на самом деле у данного растения. В процессе игры дети оценивают выполнение задания товарищем. Каждый участник получает баллы за правильную проверку задания.

Игра «Кто где живет».

Игру проводят на уроке при изучении вопросов о местообитании растений и животных, представлений об экологических факторах.

Для игры необходимо подготовить три кубика.

Первый кубик позволяет выбрать среду, где живут растения и животные. На его шести гранях обозначены различные местообитания: лес, тундра, степь, пустыня, лесостепь, почва.

На грани второго кубика нанесены различные значения температуры: -20о С, 0оС, +10оС, + 20оС, + 30оС, +50оС.

Третий кубик демонстрирует обеспеченность влагой или её качество: пресная вода, соленая вода, мало осадков, много осадков, достаточное количество воды, воды очень мало.

Смысл игры заключается в том, чтобы по тем или иным выбросам кубиков составить среды или природной зоны и определить, какие организмы могут в ней обитать. В игре могут участвовать от четырех человек, до всего класса одновременно.

Один ученик выбрасывает первый кубик. Выпадает, например, пустыня. Остальные играющие дают характеристику пустыни и предполагают, какие животные могут в ней обитать. Второй выбрасывает кубик «температура», например, -10оС. В этом случае участники предполагают, что это может быть скорее ледяная пустыня, и соответственно определяют, какие могут быть здесь животные. Третий ученик выбрасывает кубик «вода», например, солёная вода. Участники игры должны дать описание ледяной пустыни, но находящейся в соленой воде, т. е. в море или океане. Они приходят к выводу, что это скорее всего арктическая пустыня. Круг сузился, и теперь задача играющих назвать как можно больше растений и животных.

В том случае, если условия оказываются не соответствующими ни одной из реальных ситуаций (например, лес, +50оС, соленая вода), участники обоснованно бросают один из кубиков еще раз. Игру можно проводить, разбив класс на две команды и выбрав жюри из трёх человек, которое будет оценивать результат. Каждая из команд может дополнять ответы другой команды.

Игра «Кто что ест».

При изучении жизни животных в различных сообществах ученики знакомятся с растительноядными, насекомоядными, хищными животными. Кроме того, им даются элементарные представления о цепях питания и объяснятся, как одни организмы зависят от других. Учащиеся должны четко знать, что любая цепь начинается с растений, и сделать вывод о роли растений на Земле. В этом случае можно использовать игру «Кто что ест».

Для игры потребуются карточки с изображением животных и растений: ягоды – 15 карточек, листья – 15, насекомые – 10, птицы – 10, млекопитающие и пресмыкающиеся -10, улитки -10, черви – 10.

В игре участвует весь класс. На доске рисуется схема цепи питания, состоящая из растений, растительноядных животных и хищников. Весь класс разбивается на три группы: растительноядные, насекомоядные и хищники. Из разложенных на столе карточек каждая группа должна выбрать свою пищу, причем пищи должно быть столько, чтобы данное животное могло бы выжить. Поэтому оптимальное количество карточек для каждой группы оговаривается. Участники игры от каждой команды по очереди подходят и выбирают карточки. За каждую правильно выбранную карточку команде дается одно очко, а за каждую ошибку очко снимается. Выигрывает та команда, которая наберет максимальное число очков.

Из учащихся класса выбирается «экспертная комиссия», которая подсчитывает баллы и приходит на помощь команде в случае затруднения.

Далее учащимся предлагается составить из набранных карточек цепи питания. Для этого из имеющихся групп формируются новые группы по три-четыре человека, причем в каждую из них обязательно входят ребята из всех трех групп. Они с помощью имеющихся у них корточек составляют цепи питания.

Игра «Сети питания».

Для формирования понятия «сеть питания» можно предложить следующую игру. Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг и каждый ученик – «растение» получает в руки клубок ниток. Задача остальных участников получить этот клубок от того «организма, которым он питается, причем не обязательно от одного. Чем больше нитей будут у играющего, тем лучше. Клубки передаются от «растений» к «растительноядным животным», от них к «хищникам» или «всеядным». В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения нитей – «сеть питания», построенная на основе многочисленных цепей питания. Причем в руках у ученика – «животного» могут быть нити от разных «растений» и «растительноядных животных». Учащиеся делают вывод о многочисленных связях в природе между организмами.

После этого учитель объявляет, что какие – то деревья вырубили, другие растения погибли в результате неправильного обращения. Ребята, исполняющие роль этих растений выпускают из рук нити. Связи начинают нарушаться и ослабевать. Растительноядным животным нечем питаться. Участники, выполняющие эту роль, тянут нить, и если конец окажется в руке, это означает, что «животное» погибло, участник выходит из игры. Так как животное может питаться различными растениями, то у участника – «животного» могут быть еще нити. До тех пор пока конец нити находится в руках «растений», вся цепочка сохраняется. После «гибели» последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все «животные».

В результате игры учащиеся делают вывод о значении растений для жизни живых организмов, отмечают, чем отличается цепь и сеть питания.

Игра «Природные сообщества».

Эту игру можно использовать как на уроке, так и на кружковых занятиях при знакомстве с разнообразием растительного и животного мира, природных сообществ, взаимосвязи живых организмов в сообществе.

Урок начинается с рассказа о природных сообществах. Термин «сообщество» учащимися разъясняется как «жизнь сообща, совместно». При этом следует отметить, что совместно, рядом друг с другом могут проживать не любые растения и животные, а лишь определенные, приспособленные к данным условиям. Природные сообщества Земли очень разнообразны. Они складываются на суше и в мировом океане.

Ярким примером наземного сообщества является лес. Учащимся сообщается, что все организмы в лесу тесно взаимосвязаны, составляют как бы единый целый организм. Но лес бывает разный: хвойный, смешанный, широколиственный, наконец тропический. Каждое такое сообщество характеризуется определенными растениями и животными.

Цель игры: правильно составить данное сообщество и цепи питания в нем.

Для игры необходимы разрезные карточки с изображением растений и животных тайги, смешанного леса, дубравы размером 6х5 см. Кроме того, необходим набор больших карточек с изображением лиственных и хвойных деревьев, доминирующих в сообществе, размером 20х12 см.

Например, набор малых карточек: лещина, кислица, майник, ландыш, шиповник, клен, мох, папоротник, вороний глаз, лиса, кабан, белка, бурундук, волк, лягушка, жук-короед, паук-крестовик, ласка, зяблик, дятел, сова, тетерев, куропатка и т.д.

Набор больших карточек: сосна, ель, дуб, береза, липа, осина и т.д.

Ход игры. Игру лучше проводить попарно. Учащимся выдаются одинаковые наборы малых карточек и 2 большие карточки с изображением деревьев. Причем набор больших карточек отличается у каждой пары. Моделирование сообщества осуществляется с помощью больших карточек. По большим карточкам учащиеся должны определить, в каком лесу растут данные деревья, и из малых карточек выбрать те организмы, которые обитают рядом с этими деревьями в данном сообществе. Кроме того, они должны составить несколько цепей питания, характерных для данного лесного сообщества.

Эту игру можно слегка видоизменить и предложить учащимся ответить на вопрос «Что будет, если...?» Они должны смоделировать ситуацию, при которой какие — то организмы (растения или животные) исчезли из сообщества в результате хозяйственной деятельности человека или просто изменения каких-либо условий. Например, вырубка леса, исчезновение насекомоядных птиц и тд. Прогнозируя возможные изменения в сообществе, учащиеся тем самым убеждаются в необходимости мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 895;