Место Церкви постепенно занимают нехристиане



Закономерный вывод из этой диалектики: спасение без Христа — возможно:

«Бог действует во всем мире, спасая — возможно, только как оглашенных, — если глас Божий доходит до чужого, а не до своего. Так что тут не то что сложно, а просто гораздо богаче, чем мы часто воспринимаем: мол, есть какое-то царство благодати, и потом пустыня, вроде северного полюса…

Вопрос: Так значит, возможно спасение без Христа?

Я бы сказал — да; возьмите слова апостола Павла о том, что язычники руководствуются законом Божиим, написанным в их сердцах, что иудеи руководствуются законом Божиим, данным Моисеем, христиане — законом Христовым идут (Рим. 2, 14 и след.)». [49]

Спасение уже начинает передаваться внешним, нехристианам:

«Господь скажет: с этого виноградника плодов больше не собрать, этот виноградник вымер; остается только дать ему высохнуть и сжечь… И оглянется Господь, и даст Свое животворное слово, слово истины, слово жизни тем, которые не знали, тем, которые за оградой нашей, как Лазарь бедный у ворот богача, и принесут плод, и прославят Бога, и то, что Он дал, воспримут не как должное, а как неожиданную радость, как милость непостижимую, и из благодарности поживут так, что имя Божие прославится среди людей… суд Божий начинается с Дома Божия». [50]

Особенно близки митр. Антонию протестанты, но у них заимствования чисто риторические. Другое дело богословы-католики, причем, конечно, не традиционалисты, а модернисты, вроде кардинала Кёнига или Карла Ранера. У них митр. Антоний черпает учение об отношении Церкви к миру.

В области же вероучительной, философской митр. Антоний опирается на иудаистов: особенно часто цитируется христоненавистник Маймонид, а также хасид Мартин Бубер [51], иудейский фольклор [52].

Как говорит митр. Антоний: «Я не антисемит, я с глубоким вдохновением читаю Ветхий Завет, я с огромным интересом изучаю и, в какой-то мере, знаю не только ветхозаветную, но и позднейшую еврейскую письменность». [53] И это чистая правда, поскольку митр. Антоний ссылается на иудаистов не в каких-либо второстепенных вопросах, а кладет эти положения в основу своего учения. Выше мы приводили учение о непознаваемости и неименуемости Бога, почерпнутое митрополитом у Маймонида. [54]

Этическое учение. Отношение митр. Антония к абортам

Поскольку вера разрушена как система понятий, то, в системе митр. Антония, Евангельские заповеди теряют свой прежний смысл.

Митр. Антоний утверждает: «Мне кажется, что центр всего Евангелия не в этическом учении… Этическое учение — производное и почти второстепенное для меня. Мне кажется, что для христианина абсолютный центр Евангелия — историческая личность Христа, Который был и Бог, и человек, и если это изъять, то учение Христа является одним из учений, которое можно воспринимать в большей или меньшей мере». [55]

«Мы не спасемся тем, что с натугой сердца, мучительно заставляя себя, помня о Господних заповедях, будем их творить; они должны войти нам в плоть и кровь так глубоко, так совершенно, чтобы быть естественным движением души, а не простым послушанием закону, который нам дан извне… И если (исполняем заповеди) только по долгу, то, Боже, как мы далеки от того, чтобы быть детьми Небесного Царства!» [56]

Добродетель в общем не нужна, она «исключается любовью»: «Со словом «добродетель» у нас связано что-то совсем ложное. Это коротко выражено словами одного католического святого XVIII века: чем мне противнее что-нибудь делать, тем добродетельнее мой поступок… Но дело-то в том, что в таком порядке добродетель только говорит, что в тебе мало любви и как ты далек от неба. В каком-то смысле добродетель исключается любовью с точки зрения того, кто любит; она является только тому, кто видит». [57]

Результат разрушения этической системы Христианства можно видеть конкретно в отношении митр. Антония к абортам:

«Бывают случаи, когда аборт неизбежен, но эти случаи только медицинского порядка. Когда зачинается ребенок, который не может родиться, который будет уродом, который будет чудовищем, — да, в таком случае аборт допустим». [58]

«Я думаю, что это тот случай, когда лучше бы ребенку не родиться на свет, чем родиться в таком страшно изуродованном, психически и физически, состоянии. Когда ты думаешь о том, что вот — родился этот ребенок; пока он еще малюсенький, это еле заметно. Но если человек вырастет, ему будет двадцать лет, и тридцать лет, и еще столько лет, и в течение всей жизни — ничего, кроме физической муки, физического страдания или психической растерянности, не будет. И вот тут, я думаю, можно медицински рассматривать вопрос о том, что да, в данном случае законно было бы совершить аборт. Потому что — имеем ли мы право присуждать десятилетия психического и физического страдания потому только, что мы хотим, чтобы этот ребенок родился и был бы моим сыном, моей дочерью.

Я не знаю, как это канонически обусловить, но медицински, я думаю, тут есть очень серьезный вопрос, который можно решать врачу, даже верующему, в этом порядке». [59]

Примечания

[1] митр. Антоний Сурожский. О вере (Доклад в Московской Духовной Академии)//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 86

[2] Там же. С. 83

[3] Там же. С. 83

[4] св. Иоанн Златоуст. На Псалом 115//Творения: В 12 т. СПб., 1899. Т. 5. Кн. 1. С. 346

[5] митр. Антоний Сурожский. О вере (Доклад в Московской Духовной Академии)//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 96

[6] митр. Антоний Сурожский. О Боге// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 94

[7] митр. Антоний Сурожский. Диалог верующего с неверующим// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 48

[8] Там же. С. 48

[9] митр. Антоний Сурожский. По поводу выражения «неразделенная Церковь»// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 273

[10] митр. Антоний Сурожский. О вере (Доклад в Московской Духовной Академии)//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 89-90

[11] митр. Антоний Сурожский. Диалог верующего с неверующим// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 13

[12] митр. Антоний Сурожский. Рождество Христово//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 14

[13] св. Григорий Богослов. О вочеловечении (против Аполлинария)//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 2. С. 131

[14] св. Григорий Богослов. Послание 3, к пресвитеру Кледонию, против Аполлинария первое//Собрание творений в 2-х т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Т. 2. С. 12

[15] митр. Антоний Сурожский. Тело и материя в духовной жизни//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 56

[16] Там же. С. 57

[17] Там же. С. 58

[18] митр. Антоний Сурожский. Проповедь на отпевании//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 59

[19] митр. Антоний Сурожский. Преображение Господне//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 18

[20] митр. Антоний Сурожский. Память Свв. Отцов Первого Вселенского Собора//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 135

[21] митр. Антоний Сурожский. Торжество Православия//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 101

[22] митр. Антоний Сурожский. Рукоположение во священника//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 54

[23] митр. Антоний Сурожский. О Закхее-мытаре//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 90

[24] митр. Антоний Сурожский. Проповедь на отпевании//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 59

[25] митр. Антоний Сурожский. Диалог верующего с неверующим// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 34

[26] Там же. С. 34

[27] Там же. С. 34

[28] Там же. С. 34

[29] митр. Антоний Сурожский. О Священном Писании//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 70

[30] митр. Антоний Сурожский. Диалог верующего с неверующим// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 43

[31] Там же. С. 18-19

[32] Там же. С. 19-20

[33] Там же. С. 39

[34] митр. Антоний Сурожский. Вознесение Господне — Пятидесятница//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 137

[35] митр. Антоний Сурожский. Диалог верующего с неверующим// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 38

[36] митр. Антоний Сурожский. Усекновение главы Иоанна Предтечи//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 33

[37] митр. Антоний Сурожский. О званых на пир//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 39

[38] митр. Антоний Сурожский. Беседа на приходском великопостном говении//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 66

[39] митр. Антоний Сурожский. Воскресение о слепорожденном//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 133

[40] митр. Антоний Сурожский. Беседа на приходском великопостном говении//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 67

[41] митр. Антоний Сурожский. Новогодний молебен//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 10-11

[42] митр. Антоний Сурожский. О прощении должника царем//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 154

[43] митр. Антоний Сурожский. Беседа на приходском великопостном говении//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 69

[44] Об ответственности христиан за весь мир. 13 августа 1967 г.

[45] митр. Антоний Сурожский. День памяти Апостолов//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 37

[46] митр. Антоний Сурожский. О блудном сыне//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 18

[47] митр. Антоний Сурожский. О Таинствах// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 128

[48] митр. Антоний Сурожский. Церковь должна быть так же бессильна, как Бог// О встрече. СПб.:Сатисъ, 1994. С. 76

[49] митр. Антоний Сурожский. О некоторых категориях нашего тварного бытия// О встрече. СПб.:Сатисъ, 1994. С. 166

[50] митр. Антоний Сурожский. О предостережении Христа//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 41

[51] митр. Антоний Сурожский. О некоторых категориях нашего тварного бытия// О встрече. СПб.:Сатисъ, 1994. С. 131-132

[52] Когда Бога нет. http://www.metropolit-anthony.orc.ru/uchites/uchites.htm

[53] митр. Антоний Сурожский. Тело и материя в духовной жизни//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 58-59

[54] митр. Антоний Сурожский. О вере (Доклад в Московской Духовной Академии)//Проповеди и беседы. М.:»Либрис», 1991. С. 96

митр. Антоний Сурожский. О Боге// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 94

[55] митр. Антоний Сурожский. Диалог верующего с неверующим// Беседы о вере и Церкви. М.:СП Интербук, 1991. С. 12

[56] митр. Антоний Сурожский. О Страшном Суде//Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Проповеди. М.:Свято-Данилов Монастырь, 1993. С. 96

[57] митр. Антоний Сурожский. О некоторых категориях нашего тварного бытия// О встрече. СПб.:Сатисъ, 1994. С. 175

[58] митр. Антоний Сурожский. Вопросы брака и семьи. http://www.practica.ru/Ma/index.htm

[59] Митрополит Антоний (Блум) оправдывает возможность абортов//Благодатный огонь. N 8. 2002 г. СС. 106-107

[60] св. Дионисий Ареопагит. О Божественных Именах//пер. о. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос-Айрес,1957. Гл. 2. пар. 1. С. 32

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!