Классицизм и неоклассицизм в Западноевропейском искусстве.
Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону.Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения.В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины.
Классицизм 18 – начала 19 веков часто именуется неоклассицизмом, ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади.
Стиль Рококо во французской живописи эпохи просвещения
|
|
Первым безордерным стилем европейского искусства за многие века стал стиль рококо, возникший во Франции.Центром формирования рококо был не дворцовый парадный интерьер, а салон частного дома, аристократическая гостиная.Главной заботой изобразительного искусства стал декор помещений. Любимыми темами художников рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра.Традиционная французская куртуазность, воспетая трубадурами в середине века, как бы измельчала, и место прекрасного возвышенного идеала заняло пикантное и сладострастное.
Ведущим живописцем рококо был Франсуа Буше (1703-1770), придворный художник Людовика XV.Буше не пренебрегал ни одним жанром изобразительного искусства, он расписывал веера, изготовлял рисунки для гемм, посуды, рисовал эскизы маскарадных нарядов, причесок и многочисленных «багателей».Искусство Буше создало целую эпоху и стало почти синонимом слова «рококо».
Главной темой живописных полотен Буше являются традиционные для XVIII в. изображения пастухов и пастушек (пастораль), мифологических персонажей, развлекающегося общества.
Стиль ампир в архитектуре 19в
Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века.Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль.Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.
|
|
Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля с его массивными лапидарными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.
Эволюция русского портретного жанра с 17 по 19 вв
Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественныхидеалов. Наиболееизвестным автором парсун считается СимонУшаков. Во второйполовине XVII в. парсуна часто пишется нахолсте в технике масляной живописи, хотяманера исполнения продолжает содержатьиконописные традиции. Временемокончательного превращения парсуннойживописи в западноевропейскийживописный портрет считаются 1760-е гг.,однако, в провинции техника парсунысуществовала и в более поздний период. В первые десятилетия после основания Петербурга в нем выдвинулась группа молодых художников, обратившихся кизображению реального мира, к передаче психологического облика человека. Первые русские портретисты Иван Никитин и Андрей Матвеев были посланы Петром I за границу совершенствовать свое ремесло.XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский. В его портретах отразилось влияние стилясентиментализма.Жанр портрета становится необыкновеннопопулярным в русском искусстве конца XVIII века.Это подтверждает и широкое распространение провинциального портрета.Как правило, их заказчиками были представители небогатогодворянства и купечества, а иногда и знатныевельможи.Зачастую провинциальные художникикопировали существующие образцы, повторялиприемы, разработанные столичной школой.
|
|
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1953; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!