В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.



Nbsp; Департамент образования Ярославской области     М.И. Рожков, Л.В. Байбородова,      Т.Н. Сапожникова     Разработка концептуальных основ воспитания гражданской идентичности ярославских школьников с учетом региональных особенностей Ярославль – 2011 Оглавление   1. Гражданская идентичность как качество личности……..…….   2. Критерии,  показатели и уровни сформированности гражданской идентичности школьников……………….……...   3. Требования ФГОС общего образования второго поколения к воспитанию гражданской идентичности учащихся на разных ступенях обучения……………………………..………………..   4. Региональные особенности воспитания гражданской идентичности………………………………………..……………   5. Принципы воспитания гражданской идентичности школьников………………………………………….…………...   6. Модель воспитания гражданской идентичности школьников..   7. Содержание и средства воспитания гражданской идентичности школьников в учебном процессе………………………………..   8. Содержание и средства воспитания гражданской идентичности школьников в процессе внеурочной деятельности и внеклассной работы……………………………………..……….   Список использованной и рекомендуемой литературы………… 3     6   10     17     21   24     39   56   70 1. Гражданская идентичность как качество личности С одержание понятия «гражданин» существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В старорусском языке первоначально оно имело значение «горожанин», а затем стало характеризовать человека, который осознает свою идентичность с тем местом, где он живет, причем многопланово – в национальном, культурном смысле, в экономическом и т.д. В европейский языках слово «гражданин» (греч. «polities», лат. «civis», англ. «citizen») – это лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции. В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств: «гражданин» – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы [28]. Юридические публикации регламентируют роль гражданина в государстве перечнем особых функций, к числу которых относят: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д. [25]. Термин «гражданский» (лат. «civilis») впервые начал применяться в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения и понятия, например: «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и другие. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова он уже имеет четыре основных значения: - юридическое толкование: «гражданский» – относящийся к сфере имущественных, родственных и прочих частных отношений между гражданами, регулируемых гражданским (частным) правом («гражданское право», «гражданский кодекс», «гражданский процесс»); - военное толкование: «гражданская», то есть не военная жизнь людей («гражданская служба», «гражданская власть», «гражданский порядок»); - церковное толкование: «гражданский», то есть светский, не церковный образ жизни и все то, что совершается в отличие от церковных обрядов («гражданский брак», «гражданская панихида»); - общественное толкование: «гражданский», то есть сопряженный с морально-этической оценкой поведения человека как гражданина («гражданская позиция», «гражданская активность», «гражданский долг», «гражданское мужество») [25]. В научной литературе это понятие рассматривается в трех аспектах. Первый – разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д. Второй – раскрывается в философских работах. Понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. Гражданин (греч. polities, лат. civis, англ. citizen) – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции; это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. Третий аспект рассматривается в педагогической литературе, где к числу основных, нравственных свойств личности относят гражданскую ответственность и гражданский долг. Интегративным качеством, определяющим воспитание гражданских качеств, является гражданская идентичность.

В современных источниках гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.

Гражданская идентичность не тождественна гражданству, а имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. [С. 37]. Она выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, основанное на признаке (качестве) гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта.

В свою очередь, гражданская идентичность является компонентом социальной идентичности, то есть индивидуального знания о том, что человек принадлежит некоторой социальной группе, являющейся частью гражданского общества. В этом ключе особая роль отводится символическому универсуму, принадлежность к которому в восприятии людей является основой реальности данного сообщества. Наличие «своей» символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Кроме того, символ является материализованным носителем идеи (словесным, событийным или предметным), в данном случае идеи единства, целостности, и обладает способностью обеспечивать мотивацию совместных действий. Он отражает значимые для общности ценности и образы.

Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, фигур исторических (национальных) героев, наиболее значимых исторических и современных знаменательных для страны событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности.

Среди факторов становления и поддержания гражданской идентичности личности в процессе жизненного самоопределения наиболее значимы:

- знание и осознание сопричастности к общему историческому прошлому,

- владение национальным языком, являющимся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

- интериоризация культурных ценностей (политических, правовых, экономических), фиксирующих основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

- переживание человеком совместных с обществом эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.

Базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей. Развитие личности происходит через специфическое усвоение личностных смыслов.

Однако необходимо отличать идентификацию от подражания, поскольку это более тонкий процесс восприятия общих образцов мышления и поведения.  Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого субъект принимает, ставя себя на его место.

По мнению В.А. Петровского, идентификация образует одну из форм отраженной субъектности, «... когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели и т.п.». Это происходит благодаря рефлексивным способностям человека.

Рефлексия – это не только познание человеком самого себя в определенной ситуации и в определенный период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти. В процессе рефлексии и осуществляется важный акт самоопределения, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности.

Способности к рефлексии являются ведущими при усвоении социальных ценностей и норм [23].

Исходя из вышесказанного, под гражданской идентификацией мы понимаем процесс отождествления человеком себя с сообществом граждан определенного государства на основании установления эмоциональной связи и включения (посредством рефлексии) в свой внутренний мир и принятие как собственных исторически сложившихся в нем норм и ценностей.

Таким образом, воспитание гражданской идентичности предполагает формирование готовности к реализации социальной роли гражданина России.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1657;