Катя Огонёк: неиспользованный шанс.



Две судьбы.

 

Наверное, эта заметка не понравится ни поклонникам Кати Огонёк, ни поклонникам Елены Ваенги. Поэтому адресована она прежде всего тем, кого по-настоящему волнует шансон как жанр и то, что с этим жанром сейчас происходит.  «Солдаты» жанра приходят и уходят - жанр остаётся.

Одни становятся классиками и вписывают своё имя в культурную сокровищницу, других ждёт забвение; одни становятся покойниками при жизни (увы, такое бывает всё чаще – не всем суждено пройти испытание славой и признанием), другие и после смерти – живее всех живых…  По-разному складываются судьбы тех, кто связал себя с русским шансоном.  Такого жанра нет нигде в мире. Более того – таким демократизмом и разноплановостью не обладает ни один другой жанр в самой России. Поэтому не будет преувеличением сказать: пока жив русский шансон – жива Россия. Русский шансон – один из столпов нашей культурной идентичности как народа. Но сегодня он переживает серьёзный кризис, находясь на перепутье. От того, по какому пути пойдёт его дальнейшее развитие, зависит судьба жанра. Не будет преувеличением сказать, что сегодняшний выбор траектории движения для русского шансона – это вопрос его жизни и смерти.

Мы рассмотрим историю и проблемы Жанра на примере двух его ярких представительниц. Двух певиц, судьбы которых заслуживают пристального внимания не из-за сходства, а как раз наоборот – из-за их удивительной противоположности.

          

  Похожие противоположности.

 

 …На первый взгляд у них не много общего.

Обе родились в 1977 году.

Обе в примерно одинаковом возрасте (14-16 лет) уехали из тех мест, где родились и выросли.

Обе пытались покорить своим талантом Москву.

Обеих знали и любили миллионы (если судить по количеству выпущенных дисков).

Обеим дал «путёвку в жизнь» жанр шансон…

На этом, пожалуй, всё. Сходство биографий исчерпывается, и начинается их  диаметральная противоположность, причём настолько диаметральная, что заставляет прийти к парадоксальному выводу: судьба одной певицы – это есть фактически АНТИсудьба другой…  Как такое могло получиться и почему?

                                                           ***

…Они очень разные – Кристина Пенхасова и Елена Хрулёва. Это видно уже начиная с обстоятельств их рождения.

Кристина родилась в едва ли не самой тёплой точке европейской России – на берегу Чёрного моря, в посёлке Джубга Краснодарского края, поздней весной, 17 мая. Родители её имели непосредственное отношение к миру искусства, папа - музыкант, мама – балерина.

Елена родилась в самом холодном месяце в году, 27 января, в одной из самых северных точек европейской России – городе Североморске, на берегу холодного Баренцева моря. Родители её никакого отношения к музыке и искусству не имели, папа - инженер, мама - химик.

Их карьеры стартовали одновременно.  Одна – с грандиозной перспективой, другая – с едва различимым светом в конце длинного туннеля…

               

Кристина Пенхасова: многообещающий старт.

 

Начало карьеры Кристины Пенхасовой в качестве певицы выглядело чрезвычайно многообещающим – её первый выход на сцену с песней про выпускные вечера объявлял сам Женя Белоусов – в тот момент ТВ-звезда первой величины. Было это в 1992 году, когда Кристине было всего 15 лет. А уже вскоре после этого девушка переехала в Москву, где почти сразу же попала в «разработку» к такому маститому композитору как Александр Морозов. Наверняка не обошлось без связей со стороны родителей, которые чрезвычайно много сделали для последующей популярности Кристины, но так или иначе, Морозов написал для молодой певицы не меньше десятка песен.

Но карьера поп-певицы у Кристины не пошла (о вероятных причинах этого – ниже), и альбом песен Морозова так и не был издан. Он увидит свет лишь спустя десятилетие, и совсем по другому поводу…

Однако, девушке удивительно везло. Потерпев поражение на эстрадной сцене, Кристина пробует силы в набирающем тогда силу жанре шансон – в то время имеющем репутацию «маргинального», но безумно любимого народом. В шансоне Кристине рады. Ей сразу пишет 10 песен известный шансонье Михаил Шелег, и они вскоре издаются на кассете. Название альбома – «Резиновый Ванюша», певица впервые берёт себе псевдоним Маша Ша. Альбом получился по-своему талантливым и остроумным, но чрезвычайно «хулиганским» даже по меркам 90-х. Кристине в то время было 20 лет, и вряд ли она вообще понимала, ЧТО она согласилась петь. Это и была её первая стратегическая ошибка, определившая будущее на много лет вперёд. Певица часто будет браться за материал, который либо ей лично не нравился, либо она его не очень понимала…  Второй ошибкой певицы стало то, что она легко согласилась петь под псевдонимом. Это вообще распространённейшая ошибка всех, кому посчастливилось добраться до вершин славы – люди начинают стесняться своего раннего творчества. Но рукописи, как известно, не горят, и прошлое всё равно настигает, напоминая о себе. Для публичного человека важно уметь правильно смотреть в будущее. Но не менее важно – умение смотреть в прошлое. Тот, кто не умеет этого делать, жестоко расплачивается за это…

Проект «Маша Ша» сделал Кристину более-менее известной на всю страну, но он не мог вывести её из «маргинального» состояния – с такими песнями рассчитывать на серьёзную популярность было невозможно. Неизвестно, как бы пошла карьера дальше, если бы не подвернувшийся вскоре проект «Белая тайга».

Но, прежде чем пойдёт речь о «Белой тайге», следует упомянуть про ещё один проект, в котором успела поучаствовать Кристина – недолгое сотрудничество с группой «Лесоповал». Эпизод более чем любопытный по многим причинам. К Михаилу Таничу Кристина попала вскоре после истории с Морозовым, когда ей было всего 18 лет (!). Принимая во внимание, что специального музыкального образования у Кристины не было, такой взлёт карьеры можно считать феноменальным.

Проект был перспективным. После нелепой гибели в 1994 году солиста «Лесоповала» Сергея Коржукова судьба группы повисла в воздухе. Было очевидно, что прежнего «Лесоповала» уже не будет, а каким должен быть «новый», и должен ли быть вообще – ответа не было. В этой ситуации, переформатирование проекта под частично женское лицо представлялось единственно спасительным и оригинальным решением. Тем более – как впоследствии покажет опыт «Белой тайги» - лицо Кристины как нельзя более удачно подходило под те песни, которые пел «Лесоповал». Однако, проект не пошёл. Молодую певицу просто выдавили из группы, и это была огромная ошибка – в итоге «Лесоповал» так и не повторил достижений эпохи С.Коржукова, превратившись в заурядную группу, работающую под стиль «парадного шансона». А вот карьера Кристины через несколько лет стремительно выстрелила после появления в её жизни легендарного поэта, композитора и продюсера Вячеслава Клименкова.

  

Катя Огонёк: неиспользованный шанс.

  

По странному совпадению, продюсером, «вдохнувшим жизнь в этот проект» (как утверждает официальная аннотация на диске) был Степан Разин – человек, сыгравший несколькими годами позже неблаговидную роль в судьбе Елены Хрулёвой, о чём - ниже.

Но для Кристины Пенхасовой проект «Белая тайга» сыграл роль твердотопливного ускорителя, рванувшего её карьеру певицы вверх со стремительностью и мощью космического челнока. Певица, взявшая для этого проекта псевдоним Катя Огонёк, буквально в одно утро проснулась сказочно популярной и признанным авторитетом в жанре. Диски расходились миллионными тиражами, их слушала вся страна, а жанр шансона получил новую и весьма перспективную певицу. Однако, было во всей этой истории несколько важных «но»…

Чтобы вызвать у публики дополнительный интерес, продюсеры проекта состряпали красивую легенду о том, что певица якобы записала его, сидя в тюрьме. Потому, мол, и псевдоним такой выбрала - «простецкий», но «народный» … Дескать, все они там на Большой эстраде «звёзды» великие, а тут – «огонёк», собирающий залы и стадионы без всякой рекламы! Внешне всё выглядело красиво и логично – тем более, что авторитет попсы к тому времени уже упал почти до плинтуса, и песни типа «Подруженьки» буквально взрывали затхлую атмосферу тогдашнего шоу-бизнеса.

Кристина, которой в то время был 21 год, со всем этим легко согласилась и стала «нехотя», но подтверждать свою легенду. Это была уже не просто стратегическая ошибка – это был капкан. Дело в том, что «Огонёк» в переводе с блатного языка означает чаще всего либо зажигалку, либо публичный притон, и «сидевшая» женщина выступать под таким псевдонимом ни в коем случае не могла. Ситуация подогревалась ещё и весьма эротичной внешностью 21-летней певицы. (На обложке «Белой тайги-2» она изображена с глубоким декольте, и её данным могли позавидовать до 90% её ровесниц…) Да и голос (низкий, с придыханием) тоже взывал у многих, особенно у тюремной аудитории, более чем понятные ассоциации. Ситуация с самого начала запахла конфузией. Было очевидно – если певица «сидела», её не надо было называть таким псевдонимом. Если Огоньком её всё же окрестили, ни в коем случае не надо было «сажать» её на тюремные нары. Но продюсеры жанра уже тогда демонстрировали чудеса глупости и совершенно немыслимого пофигизма, которые и привели впоследствии жанр к тяжелейшему кризису десятилетием позже.

Наконец, песни. С точки зрения стихов и музыки альбомы были сделаны почти безупречно. Спайка материала с голосом молодой певицы получилась идеальная. Страна не просто СЛУШАЛА новую певицу. Она ВЕРИЛА ей. И этого опять-таки не поняли вовремя ни продюсеры, ни сама Катя-Кристина.

А это был поворотный момент в жизни Кристины. Став Катей Огонёк, она перестала принадлежать себе. В 21 год на неё обрушилась такая слава, о которой она не смела и мечтать. Казалось, ей открыты все двери в этом мире…

Но именно с этого момента начался процесс, который приведёт молодую певицу к трагическому концу.

Катя Огонёк: точка перегиба. «Говорили про меня – «детка-малолетка». Малолеткой родилась, ею и помру!»

   

Проснувшись знаменитой, девушка многого не понимала и многое продолжала делать так, как будто ничего особенного не произошло. Она просто не знала, что ей делать с нежданно свалившейся на неё славой. Наверное, этим объясняется то, что уже одно из первых её интервью, данное весной 1998 года после премьеры «Белой тайги» на сцене питерского ДК им. Горького, буквально пестрит моментами, которых по всем писаным и неписаным «законам жанра» там быть не должно. Катя Огонёк воспринималась многими почти как национальная героиня и человек-символ, а из интервью предстала обыкновенная, не особо интеллектуально подкованная, и, что самое главное, не самостоятельная, девушка-подросток, которая, похоже, искренне не понимала, что же от неё хотят услышать, и кем она де-факто стала для миллионов своих слушателей… Именно отсутствия самостоятельности в принятии многих важных решений ей впоследствии не простит сама жизнь.

Справедливости ради надо отметить, что стать по-настоящему самостоятельной Кате Огонёк было нелегко хотя бы по одной причине – она никогда не писала песен сама. Она всегда пела только то, что ей приносили. Но мастерство певца в том и состоит, чтобы прочувствовать, прожить то, что написали другие, и преподнести это так, словно это написано тобой. Увы, у Кати Огонёк с этим часто возникали проблемы. Само исполнение песен ей давалось на удивление легко – песни получались очень выразительными, прочувствованными и вроде бы очень искренними. Но мало кто знал, что певица часто не пыталась как следует понять, что она поёт. Она выбирала песни не столько по содержанию, сколько по эмоциональному настроению. Некоторые песни, как она потом признавалась, ей и вовсе не нравились, но она их пела, потому что «надо было спеть». В их числе была и одна из лучших песен - «Свобода», ставшая для некоторых слушателей почти молитвой… Впоследствии выяснилось, что Кате «не нравился» и почти весь материал «Белой тайги» - мол, слишком много там было «блататы». Однако, всем уже очевидно – «Белая тайга» и другие ранние альбомы К.Огонёк если и были «блатными» (точнее, каторжанскими) , то исключительно по содержанию, а ни в коем случае не по духу!

1998-2002 годы стали «вторым рождением» русского шансона. Жанр, до того пребывавший в почти катакомбном положении, впервые проник в радиоэфир. Эйфория, которая возникала в связи с этим, была сравнима разве что с эйфорией поздней перестройки, когда стало «можно говорить» сразу и обо всём. В 1999 году открывается шансонная радиостанция в Петербурге, а годом позже – «радио Шансон» в Москве. Это событие ещё больше подхлестнуло успех Кати Огонёк – теперь её чувственные и в то же время мужественные песни звучали уже на всю страну из электронных СМИ. Примечательно, что примерно в то же время, в 1998 году, в радиоэфир пробует проникать начинающая певица Елена Хрулёва, но на фоне буквально вала талантов, ждавших «очереди» в эфире десятилетиями, в том числе маститых мэтров жанра, молодую певицу слабо замечают. Тем более, у неё нет нужных родственных связей в мире искусства, как у той же Кати Огонёк. Но тогда вообще никто не мог представить, как всё обернётся через какие-то 10 лет…

23 декабря 2000 года в Москве происходит событие, которому суждено было стать вершиной развития жанра. В это день жанр впервые продемонстрировал, что его артисты способны собрать стадион – в «Олимпийском» проходит Первый международный фестиваль «Звёздная пурга-2000». Более 40 участников, многих из которых зрители впервые УВИДЕЛИ в лицо, хотя выросли на их песнях целыми поколениями, более 6 часов музыки, которая до того звучала лишь из магнитофонных колонок… Одним из ключевых участников фестиваля была и Катя Огонёк. Правда, её участие в фестивале до последнего момента было под вопросом – певица вышла на сцену на 7 месяце беременности… Но народ по достоинству оценил этот подвиг – авторитет певицы поднялся ещё выше.

К сожалению, этот подвиг сыграет в судьбе Кати роковую роль. 13 февраля 2001 года у неё родится дочь Лера, а уже через 3 дня (!) 16 февраля, певица стоит на сцене питерского БКЗ «Октябрьский», участвуя в концерте «7 лет студии Ночное такси».( Кстати, до Питера певица добиралась самолётом – транспорт, который и без беременности не всем показан… ) Результат такого мужественного поведения не заставил себя ждать. Вскоре после рождения дочки у певицы обвально ухудшается здоровье. Её первый сольник в Москве 23 апреля 2001 года должен был стать трамплином к новым вершинам, но де-факто он стал точкой перегиба. Карьера певицы сначала «замирает», а потом идёт на спад. В сентябре 2001 года так и не состоится обещанный второй сольник в Москве, а презентация нового альбома «Дорожный роман» вместо концертного зала, проходит в казино(!!!). Впрочем, главной причиной всех последующих бед стало всё же не состояние здоровья певицы, а её роковое решение разорвать контракт с автором «Белой тайги» В.Клименковым и переформатировать своё творчество на лирический лад. По сути, певица сама, никого не спросив, решила выйти из амплуа «блатной» певицы и стать певицей чисто лирической.

В принципе, такой переход был возможен, но… не в том виде и состоянии, в каком пребывала к тому моменту Катя Огонёк. Чтобы перейти от «тюремной» тематики к какой-то ещё, необходимо было проделать колоссальную работу, в том числе и над собой. Необходимо было заинтересовать зрителя и слушателя новым амплуа столь же сильно, как и темой «тюрьмы», а это было чрезвычайно непросто. Нужны были абсолютно новые творческие идеи, работа над внешним образом, другие аранжировки, другой тип текстов и мелодий, работа над вокальными данными… Например, было очевидно, что Катя Огонёк вполне могла бы исполнять самые разные песни – от военных советских до народных русских. Песня «На безымянной высоте» в её исполнении вполне могла украсить собой любой День Победы. А народная «Шумел камыш» вполне могла вызвать у публики оцепенение, сравнимое с тем, что вызвала «Подруженька». Могла, могла… Но ничего этого сделано не было. Вместо долгой и кропотливой работы над собой певица пошла по самому лёгкому пути – она просто стала петь лирику в шансонном музыкальном обрамлении. Из песен постепенно ушёл дух жанра, его первоначальный смысл, уступая место этакой благости, лакированности, бесхребетности… Аудитория Кати Огонёк стала стремительно меняться – публика теряла к её новым песням интерес, особенно мужчины. Общение с поклонниками всё чаще проходило по принципу «между нами, девочками». По такому пути и до К.Огонёк прошло много певиц (включая А.Пугачёву), и итог у всех был примерно одинаков – падение активной популярности и творческий застой.

Забегая вперёд, надо сказать – следом за К.Огонёк на те же грабли наступил уже весь жанр шансона в целом. Когда в 2003 году в жанре произошёл раскол, часть его исполнителей тоже попыталась переформатировать своё творчество на «лирический» лад, пойдя по наиболее лёгкому пути – не меняя ни структуры текстов, ни аранжировок, ни внешнего вида, просто «убрать тюрьму» из песен. Итог – тяжелейший кризис, в котором жанр пребывает до сих пор, и конца которому не видно.

Катя Огонёк была безусловно талантливым человеком, но, пожалуй, этим всё и исчерпывалось – её талант не был «огранён» ни жизненным опытом, ни соответствующим музыкальным или актёрским образованием. А без этого трудно рассчитывать на стабильную творческую карьеру. Чуда, подобного проекту «Белая тайга», во второй раз не произошло. С 2001 по 2007 год Катя не дала ни одного сольного концерта в Москве, а её участие в сборниках ограничивалось только двумя песнями – «Прикуп» и «Аплодисменты», далеко не самыми лучшими. Выступления становились всё более рутинными, альбомы – похожими один на другой. Правда, интересные песни всё же попадались (например, «Воркутинская зима», «Разлучница-дорога»…), но на концертах певица их не пела, отдавая приоритет всё той же лирике, или «парадному блатнячку» («Прикуп»). Некоторую свежую кровь в творчество К.Огонёк внесла работа в 2005 году с поэтом Вадимом Цыгановым, написавшим для неё ряд по-настоящему качественных текстов, однако до их полного воплощения на сцене дело так и не дошло.

Второй сольник К.Огонёк в Москве, в феврале 2007 года прошёл почти незамеченным – там не нашлось достаточно места ни наиболее выразительным старым песням, ни новым песням на стихи В.Цыганова.

24 октября 2007 года 30-летняя певица скоропостижно скончалась. По официальной версии - от остановки сердца…

                                                     ***

Для многих эта смерть была неожиданной. Но только не для тех, кто объективно оценивал состояние, в котором оказался жанр в целом. Безвременная смерть в жанре – явление, увы, не редкое. И до К.Огонёк рано уходили Круг, Наговицын, Бурмистров… В 57 лет не стало в 2006 году легендарного Н.Резанова. Но именно смерть К.Огонёк отдавала каким-то нехорошим мистицизмом – было ощущение, что хоронят уже не конкретную артистку, а сам жанр – настолько далеко к тому времени зашли там процессы разложения. Красноречивая деталь – 7 раз при Катиной жизни в Кремле проходила церемония «Шансон года», и ни разу К.Огонёк не приняла там участие. Наградили её только в 2009 году – посмертно, разумеется, и под крокодиловы слёзы кремлёвской аудитории…

И ещё. Три года могила любимой миллионами певицы простояла без памятника и цоколя, единственная (!!!) на всём участке. Только в 2010 году памятник был установлен, а цоколя там нет до сих пор. Что это, как не признак явной уже не только творческой, но и нравственной деградации жанра шансон? Впрочем, судьба Кати Огонёк, как уже говорилось – это и есть во многом судьба самого жанра…

  

«У меня глаза северных цветов…». Сенсация, которую не ждали.

  

На фоне растущей деградации жанра шансон, погрязшего в гламуре и междоусобных дрязгах, рассчитывать на что-то новое и по-настоящему прорывное уже не приходилось, а история со смертью и похоронами К.Огонёк и вовсе подкосила авторитет жанра под корень. Поэтому появление в 2008 году певицы Елены Ваенги поначалу вызвало у ценителей шансона лёгкое оцепенение.

Новая певица ворвалась туда как пришелец с другой планеты, и многим поклонникам шансона долго было невдомёк, что перед ними – ровесница недавно скончавшейся Кати Огонёк… Наверное, если бы Ваенга следовала неумной привычке многих женщин скрывать свой возраст, поклонники жанра ещё очень долго пребывали бы в блаженном неведении.

                                                     ***

Активная творческая карьера новой певицы стартовала примерно в тот момент, когда карьера её ровесницы, девушки с берегов Чёрного моря, закончилась навсегда. Правда, мало кто тогда знал, что предшествовало такому повороту событий, и уж совсем мало кто задавался тогда вопросом – почему так долго этой певицы не было на сцене?

На самом деле, на сцене Елена Хрулёва начала стоять примерно в то же время, что и Катя Огонёк. Только вот судьба её складывалась диаметрально иначе. Не было у молодой певицы ни нужных связей, ни всевозможных «подарков» со стороны судьбы. К сцене она шла долго, трудно, порой мучительно, но уверенно и поступательно. Родители ей в творчестве не помогали, да и не могли помочь, так как не имели отношения к миру искусства. В 16 лет она «ушла из дома замуж» (по её собственным словам), и, поселившись с мужем в Петербурге, начала искать пути приложения своих талантов. Впрочем, подарки со стороны судьбы у неё всё-таки были – это знакомство с будущим мужем и продюсером И.Матвиенко, очень много сделавшим для её последующего продвижения, и… близость такого города как Петербург. Можно с уверенностью сказать – окажись на месте северной столицы, например, Москва – певицу Ваенгу мир бы так и не узнал. Именно Петербург стал для будущей «звезды» шансона плацдармом в будущее и первым слушателем – благодарным и очень требовательным одновременно. Этот город во многом сформировал её характер и многому научил – в прямом и переносном смысле. Здесь она получила оба своих образования – музыкальное и актёрское, здесь проходили её первые концерты, здесь формировались её первые и, наверное, наиболее преданные и верные поклонники.

Так получилось, что первой станцией, поставившей в эфир 21-летнюю певицу, была студия «Ночное такси». Было это в 1998 году, когда альбом «Белая тайга» К.Огонёк уже собирал миллионы слушателей по всей стране. Елене Хрулёвой такого подарка судьба не приготовила. В отличие от своей ровесницы из черноморского посёлка, она с самого начала сочиняла песни сама и хотела продвинуться как автор-исполнитель, хотя наверное понимала – это многократно труднее, чем «осваивать» материал, написанный другими композиторами и поэтами. Песни, которые она писала, не сразу находили путь к сердцу слушателя. Даже если песня хорошая, ей необходима соответствующая обработка, на поиск оптимального варианта всегда уходит много времени и сил. Да и объективно оценить собственную песню намного труднее, нежели чужую…

Как и Катя Огонёк, Елена Хрулёва первоначально не намерена была работать с «тюремной» лирикой, но, как и у Кати Огонёк, у неё тоже имеется свой «скелет в шкафу» по этой части.

В какой-то момент Елена решила попробовать себя в столице, и судьба свела её с продюсером Степаном Разиным, который подписал с ней контракт на выпуск альбомов. Предметом контракта стало около десятка песен, написанных Еленой на шансонную и околошансонную тематику, в том числе «Угостите даму сигаретой», «Володенька», «Номерок»… Однако контракт оказался составлен так, что право на исполнение этих песен перешло от неё к жене Разина Татьяне Тишинской, а саму Елену де-факто кинули. Это был первый серьёзный удар судьбы в творческой карьере молодой певицы и её первое фиаско в деле «покорения» Москвы. Говорят, своё отрицательное отношение к Москве Елена не изжила до сих пор, и понять её в принципе можно. Тогда же всё и вовсе казалось катастрофой…

Елена пережила тяжёлое время, но нашла в себе силы начать фактически с нуля. Её первым авторским альбомом стал «Портрет», выпущенный в 2003 году в Петербурге, который теперь надолго станет для Елены площадкой для творчества и новых экспериментов.

Для этого альбома певица впервые взяла себе псевдоним Ваенга. Выбирала она его вдумчиво и осознанно. Если Кристине Пенхасовой её псевдоним был фактически навязан с потолка продюсерами, то Елена Хрулёва принимала решение сама. Ваенга – так называется река на Кольском полуострове, в краях, где певица родилась и выросла. Было очевидно, что это оптимальный вариант – как по звучанию, так и по содержанию. «Ваенга» – почти «Волга». Звучно и разливисто. Но при этом – с северной спецификой.

Сам альбом состоял из 16 песен, чрезвычайно разных по стилям и содержанию. Но особый интерес у любителей шансона вызвала песня, стоявшая номером 1 – «Ордынка». Впоследствии, эта песня стала «скелетом в шкафу», которой певица с годами стала стесняться. Хотя стесняться там нечего. Песня превосходно сделана со всех точек зрения, в том числе и замечательно аранжирована, и воспринимается не столько как «блатная», сколько как танцевально-народная. Очевидно, что «Ордынка» - всего лишь один из многочисленных экспериментов молодой певицы, представленных на этом диске – от баллады «Оловянное сердце» до полухулиганского «Разговора» и игривой «Реснички»… Уже тогда стало ясно, что ядром творчества новой певицы должны стать баллады.

Но в 2003 году этот альбом умудрился пройти незамеченным за пределами Петербурга…

  

  

 Елена Ваенга: вызов устоям.                     

  

Тут следует сказать, что 2003 год занимает в истории шансона особое место. Это год «начала конца» жанра. Именно в 2003-м шансон начал стремительно переформатироваться под лирический вариант, что в итоге привело к вырождению жанра, его гламуризации. Многие артисты жанра, в том числе и «мэтры», стали широкой публике просто неинтересны – они уже не могли или не хотели сказать народу ничего такого, что народ реально волнует. Вошло в моду говорить с публикой «брендовыми фразами» типа «всё только о любви!» или «я вас всех люблю!!!», сопровождая это призывами делать «выше ладошки» и улыбаться по-голливудски – от стены до стены… Призыв к аплодисментам – приём крайне тревожный, заимствованный из поздней попсы конца 90-х. Это прямое свидетельство профессиональной деградации артиста. Другой напастью того периода стал диктат продюсеров и директоров крупных мероприятий, буквально ставивших артистам условия – что петь и даже что говорить со сцены. Многие сломались и либо ушли с официальной сцены совсем, либо превратились в «китайских болванчиков», пляшущих под чужую дудку по принципу «чего изволите?». Фестиваль «Звёздная пурга 2000», раскрывший подлинный талант подлинно талантливых личностей, так и остался первым и последним фестивалем настоящего шансона, а не его гламурно-лирической профанации.

К счастью, Елена Ваенга в тот период находится в стороне от этого шоу-болота. Находясь в Петербурге, она сочиняет новые песни, записывает альбомы, вырабатывает свой собственный стиль… Только в 2006 году доходит до первых больших концертов. Но пройдёт ещё около 2 лет прежде чем о новой певице заговорит вся страна.

Её первой серьёзной заявкой на Большую сцену становится сольник в БКЗ «Октябрьский» в 2007 году, приуроченный ко Дню Рождения. Это станет традицией – в отличие от многих женщин (Кати Огонёк в том числе), певица не только не скрывает свой возраст и даже вес (!), но и будет отмечать ДР ежегодным концертом в Питере. Концерт проходит с огромным успехом и приковывает к себе пристальное внимание ценителей как шансона, так и других жанров.

В новой певице необычно всё – энергетика, «беспощадная к себе» манера пения (некоторые сразу стали сравнивать её с Высоцким), открытое и прямое общение со зрителем, явная музыкальная и актёрская подготовка… Но самым необычным были сами песни. Хотя Ваенга пришла на сцену через шансон, в полной мере шансоном её песни назвать всё-таки было нельзя. Но и в рамки эстрады они никак не вписывались. Песни Ваенги не были «социальными» в традиционном для шансона понимании, но не было в них и того бессмысленного лирического гламура, заполоняющего в то время и попсу и шансон подобно саранче. Ваенга относительно редко улыбается, и в этом ещё одно её принципиальное отличие от эстрады и отформатированного шансона. Люди соскучились по песне-размышлению, песне-разговору, им успели осточертеть гламурная и тупая попса, равно как и бессмысленно веселящийся на пустом месте отлакированный шансон. Ваенга впервые делает то, что почти никто не делал уже 20 лет – она объединяет людей разных музыкальных вкусов, разных возрастов и поколений. На её концертах сидят в одном зале и любители шансона, и почитатели советской эстрады, народной песни и даже рока…

В 2008 году певица делает проект, который многим в тогдашней России и вовсе кажется непонятным – концерт песен о Великой Отечественной войне, приуроченный не к 9 мая, как было логично ожидать, а к 22 июня – дате, хоть и памятной, но очень уж «неудобной»… Однако она не только даёт концерт в этот день, но и делает его ещё одной своей традицией – отныне и ежегодно 22 июня в Питере – день концерта военных песен Елены Ваенги. Следует отметить – концерт этот произвёл на зрителей эффект разорвавшейся бомбы. К тому времени попса уже усиленно осваивала военную тематику и по приближении каждого Дня Победы обрушивала на головы зрителей «патриотические» концерты-сборники. Получалось тупо, глуповато, убого и гламурно. Что касается шансона, то он вообще интереса к военной тематике не проявил, хотя объективно был способен освоить такой материал. По сути, Ваенга сделала то, что могла, но не сделала та же Катя Огонёк – исполнила военные песни по-своему, со знанием дела и уважением к самим песням и зрителю.

 После этого о новой певице заговорили уже всерьёз. В ноябре 2008 года Ваенга впервые даёт сольник в Москве, в Театре Эстрады. Судя по всему, прошёл он весьма удачно, потому что ждать второго «пришествия» певицы в столицу пришлось совсем недолго: следующие концерты состоялись в январе 2009-го. И это было только начало…

   

 

К.Огонёк и Е.Ваенга: трагедия и триумф.  В чём причина? 

 

  Две певицы скорее всего не были знакомы лично, а если и знали что-то друг о друге, то разве что сценические имена. Тем не менее, анализируя биографии Е.Ваенги и К.Огонёк, невольно приходишь к мистическому выводу: жизнь и судьба Кати Огонёк как будто сыграли роль антипособия для Елены Ваенги при её восхождении на Олимп. Создаётся впечатление, что Ваенга буквально с лупой в руке по пунктам изучила биографию Кати Огонёк, чтобы раз и навсегда усвоить - как не надо делать и поступать, выбирая нелёгкую карьеру певицы русского шансона. Бросается в глаза просто поразительная разность поступков и суждений двух певиц.

1. Ваенга с самого начала сочиняла песни сама и только позже пришла к тому, чтобы исполнять песни чужого сочинения. Катя Огонёк ничего сама не писала никогда. Само по себе это ни хорошо ни плохо, однако замечено: исполнители, которые пишут сами, обычно более трепетно и ответственно подходят к исполнению «чужих» произведений.

2. Ваенга с самого начала давала концерты только с живым звуком. У К.Огонёк вопрос о живом оркестре (не путать с живым вокалом!) никогда не стоял даже в принципе. Единственное исключение – «Звёздная пурга 2000», где две её песни прозвучали под полноценный оркестр. Живая музыка – сама по себе колоссальная школа для любого профессионала.

3. Все решения относительно творчества Ваенга принимала и принимает сама. За К.Огонёк это зачастую делали продюсеры и директора.

4. Ваенга выбирала себе псевдоним вполне осознанно, и при случае грамотно и чётко могла объяснить, откуда он взялся. От К.Огонёк услышать что-либо вразумительное на эту тему было почти нереально, хотя её псевдоним, как уже говорилось, вызывал гораздо больше вопросов.

5. У Ваенги с самого начала не было никакой «легенды». Она предпочитала ничего о себе не скрывать. Поэтому в её биографии почти нет нестыковок. Биография К.Огонёк долгое время была для поклонников «тёмный лес».

6. Ваенга активно ведёт гастрольную деятельность по концертным залам страны. «Концертными залами» К.Огонёк все последние 6 лет жизни были тюрьмы и ночные клубы.

7. Ваенга не стесняется активно общаться со своими поклонниками, как на самих концертах, так и по интернету. Она всегда открыта и коммуникабельна. «Клубы» её поклонников очень активны и неистощимы на всевозможные мероприятия, связанные с певицей.  К.Огонёк до последнего момента не имела даже собственного сайта. Её поклонники вынуждены были жить словно в вакууме.  Но даже там, где могла, и когда могла, она предпочитала реально к себе никого не приближать кроме самых «близких». Впоследствии это обстоятельство стало роковым. По мнению многих, певицу погубила «слепая любовь» к человеку, абсолютно её недостойному…

Продолжать можно и дальше, но уже и так понятно, сколь разными путями шли по жизни две певицы, внесшие неоценимый вклад в искусство шансона. И всё-таки, главный вопрос остаётся – почему так произошло? Конечно, сыграли свою роль такие факторы как место рождения (говорят север сам по себе дисциплинирует тех, кто там родился, в отличие от тёплого юга) и социальное положение (родители К.Огонёк имели прямое отношение к миру искусства, что явно сыграло ключевую роль в начале её карьеры – ведь она сразу попала к таким мэтрам эстрады как А.Кальянов, А.Шаганов, А.Морозов, М.Танич…) Но главная причина всё же видится в другом.

Елена Ваенга в своих интервью неоднократно говорила, что очень благодарна судьбе за то, что та «выпустила» её на Большую сцену в 30 с лишним лет, а не на 10 лет раньше, потому что, приди к ней такая слава и признание в 20 лет, это могло бы кончиться весьма печально… Такое впечатление, что, произнося эти слова, Ваенга видела перед глазами трагическую судьбу Кати Огонёк.               

Анализируя и наблюдая короткую жизнь Кати Огонёк, её поступки и высказывания, постоянно ловишь себя на мысли о каком-то вопиющем контрасте между тем, что слышишь в песнях, и тем, что узнаёшь из интервью и видишь на сцене. А разгадка оказалась много проще! Возраст. Когда после смерти К.Огонёк её возраст перестал быть тайной, многие просто не могли поверить в эту цифру. Первоначально даже думали, что случилась опечатка, что не 30 лет ей было на самом деле, а 40… Слишком непосильный груз взвалила она на себя, будучи совершенно неподготовленной.

   Ваенга вступила на Большую сцену и познала блеск славы и признания практически в возрасте Христа. Но кто знает, как сложилась бы её карьера, если бы миллионы поклонников нашлись у неё на десятилетие раньше… Ответить на этот вопрос уже невозможно, но памятник Кате Огонёк на Николо-Архангельском кладбище со страшными цифрами «1977-2007» - словно немое предупреждение всем, кто жаждет слишком ранней славы и карьеры в непростом мире шоу-бизнеса…

12 ноября 2010 года произошло глубоко символичное событие, на мистицизм которого мало кто обратил внимание. В этот день состоялся первый сольный концерт Е.Ваенги на сцене Большого Кремлёвского дворца, после которого ей откроет двери центральное телевидение. Уже после концерта за кулисы к певице пришёл тот самый Степан Разин, который 10 годами ранее фактически «заставил» её всё начать с нуля. Пришёл и попросил прощения за всё. Ваенга простила. Наверное, она сама не сознавала в тот момент, насколько правильно поступила. По большому счёту, она должна была бы этому человеку поклониться в ноги. Ведь если бы не досадный эпизод 2000 года, фактически отодвинувший начало её карьеры на 10 лет, кто знает, кем была бы сейчас Елена Хрулёва, и была бы вообще?..

                                                        ***

Помимо возраста, есть ещё один фактор, который играет ключевую роль в карьере любого артиста песенного жанра – это музыкальное образование, причём не обязательно официальное.

В этом никто и никогда в мире музыкально-песенного искусства не признается ни вслух, ни даже перед самим собой, но есть неписаное правило: человек, желающий попробовать себя в таком деле как исполнение песен, должен обязательно иметь музыкальное образование, или нечто, похожее на него.

Когда не стало Кати Огонёк, все суждения о ней и её творчестве свелись по сути к одной формуле: «она пела с душой». Это безусловно соответствует истине, но… есть в этом лаконичном определении нотка некоего снисходительного пренебрежения, своеобразный «приговор» со стороны мира искусства: мол, пела-то с душой, но этого не достаточно, чтобы быть причисленной к «высокому искусству».

Между тем, о Елене Ваенге спектр суждений намного насыщеннее. И поёт с душой, и профессионал высокого класса, и мощная личность, и поющая актриса, и талантливый музыкант… Это лишь малая часть того, что говорят о ней даже относительно равнодушные к шансону люди.

Думаю, секрет тут прост. Мир песенного искусства никогда не признавал и не признал Катю Огонёк «своей» по одной простой причине. На вопрос радио «Шансон»: «Где Вы учились петь?» Катя честно ответила: «Нигде.» И это так. Музыкального образования в традиционном понимании у Кати никогда не было. Впрочем, в шансоне таких едва ли не большинство, и суть не в этом. В.Высоцкий традиционного музыкального образования тоже не имел, и на гитаре играл в-общем не слишком виртуозно, однако это не помешало ему буквально сделать гитару своим оружием. В. Токарев наоборот с гитарой на сцене никогда не появлялся, но имеет блестящее образование как музыкант и аранжировщик, и это всем известно. М.Шуфутинский также поёт всегда без гитары, но при этом – блестящий профессионал по части аранжировки, и это тоже всем известно.

Стратегическая ошибка Кати Огонёк заключалась в том, что, сумев стать на каком-то этапе едва ли не королевой женского шансона, она тем не менее не имела никакого музыкального образования – даже нетрадиционного! Мало кто знает, что к музыкальной стороне исполняемого материала эта певица практически не проявляла активного интереса, смотрела в основном на содержание, и то не всегда (показательна в этом смысле история с песней «Лейтенантик», когда певица призналась: «Я долгое время вообще не понимала, о чём я пою…»). Тем самым миру песенного искусства был брошен очень неприятный вызов. Катю охотно слушали, но её не считали профессионалом, и она не могла стать своей даже среди гораздо менее популярных, но формально более «образованных» певцов и певиц.

В отличие от Кати Огонёк, Елена Ваенга не только имеет музыкальное образование, но и демонстрирует его наглядно. Почти на каждом концерте её можно видеть сидящей то за фортепиано, то с гитарой… Такого до сих пор не демонстрировала ни одна певица. Рискну предположить, что именно это трепетное отношение к музыке как таковой сыграло главную роль в признании Ваенги как выдающейся певицы не только широкими слоями населения, но и самим «миром искусства». Хотя она конечно и поэт неплохой, и вокалистка сильная. Но самое главное – она выглядит хозяйкой своего творчества. И вовсе не потому что она сама пишет свои песни. Прежде всего, она осознанно выбирает свой репертуар. Ваенга никогда не будет петь что-то только потому, что ей «это принесли» и велели спеть. Да, её песни тоже неравноценны, но за каждую свою песню певица готова отвечать. Чётко и осознанно. Ваенга никогда не скажет «я не понимаю, о чём пою». Она может признаться, например, что не понимает красоты решётки Летнего сада, но что касается исполняемых ею песен – тут какое-либо непонимание недопустимо. Да, некоторые песни (особенно не своего сочинения) Ваенга может понимать по-своему, но в-общем, так и должно быть у настоящего профессионала. Недопустимо что-либо пропускать через себя, не понимая или не чувствуя содержания, а вот по-своему понимать – можно и порой нужно!

Сейчас, правда, «мир искусства» с Ваенгой откровенно заигрывает, осыпает комплиментами, сулит всевозможные перспективы, а это тоже «не есть хорошо». Дело в том, что Ваенга – хоть и «своя» в мире профессионалов, но абсолютно чужая для мира «тусовки», особенно в Москве. Тем не менее уже сейчас ясно – музыкальное образование Ваенги стало одним из решающих факторов, сделавших её карьеру столь успешной, и её имя среди «экспертов» и «знатоков» песенного искусства всегда будут произносить с гораздо большим придыханием, нежели имя К.Огонёк…

                                                               

  Кое-что о личной жизни…

     

Говоря о профессиональной стороне деятельности двух певиц, нельзя обойти вниманием и человеческий аспект. Увы, и тут поступки и биографии К.Огонёк и Е.Ваенги похожи как плюс и минус…

Уже после смерти Кати Огонёк проводился любопытный эксперимент. Группе экстрасенсов, не знавших, кто такая К.Огонёк, предложили посетить жилище певицы и дать характеристику хозяйке. В ходе эксперимента один из экстрасенсов сказал, что Кристине был сделан «заговор на смерть» предположительно по заказу бывшей жены её мужа. Правда, мама певицы в заговор не поверила, но остальные факты подтвердила. В момент встречи с К.Огонёк её будущий гражданский муж Леван был женат, и жена его находилась на позднем сроке беременности. Решение бросить старую семью созрело быстро… Сейчас уже не важно, был ли на самом деле заговор. Факт в том, что мотив для такого заговора объективно был!

На чужом несчастье, как известно, счастья не построишь. Знала ли об этом Катя Огонёк? Скорее всего, да. Но знать и осознать – разные вещи. Увы, слишком многое свидетельствует – Катя Огонёк много чего «знала», но мало над чем всерьёз задумывалась. Свою личную жизнь она строила по тем же принципам, что и профессиональную, то есть по логике «как кривая вывезет».  Кстати, Леван был не первым её мужем. И до встречи с «принцем на чёрном коне» (выражение К.Огонёк – будущий муж буквально подъехал к ней на улице на чёрном «Мерседесе»…) у певицы был некоторый опыт.

После премьеры «Белой тайги» весной 1998 года в ДК им.Горького в Санкт-Петербурге певица дала своё первое большое интервью, в котором наговорила много интересного, в том числе и про любовь... Прежде всего, Катя охотно поведала, что она – «девушка с крутым нравом», которую лучше не задевать, особенно мужчинам. При необходимости она может даже «сильно ударить мужчину», поскольку прошла курс восточных единоборств… Вообще мужчины пишут ей охотно, чаще женщин, и отвечать им приходится одно и то же. Вот, например, один поклонник даже приехал к ней домой, освободившись из зоны, и сразу с порога предложил пожениться. «Как только адрес узнал?» - удивляется Катя. «Неужели у вас так и не было любви?» - недоумевает журналист. «Ну почему же? Была, - отвечает 20-летняя певица. – Только вот что она мне дала, эта любовь? Ни денег, ни квартиры…» «Боже мой, неужели вы, исполнительница трогательных лирических баллад, в жизни циничны?» – вопрошает обалдевший журналист. Певица явно смущается, понимая, что сказала нечто «не то», но сформулировать дальнейший ход мыслей у неё не очень получается. «Я считаю, что любовь настоящая приходит в жизни только раз. Раз! У меня она уже была…» Потрясённый журналист задаёт вполне логичный вопрос: «Любовь вы подвергаете сомнению, дружбу тоже. Что тогда для вас главное сейчас?» Ответ неожиданный, но искренний: «Главное – это родители! Они даны один раз, и других не будет. Я живу ради них, они – ради меня.»

Напомню – всё это говорила исполнительница «Северной ночи», «Подруженьки», «Зацелую-залюблю» и прочих песен, сработавших по умам и душам многих людей в тогдашней России эффектом термоядерного взрыва.

Есть вещи, о которых можно думать, но которые при определённых обстоятельствах нельзя произносить вслух до конца своих дней. Катя Огонёк была публичным человеком, с огромным влиянием на умы миллионов, и многое из того, что она наговорила тем весенним днём 1998 года, она не имела права говорить ни тогда ни после, даже если бы она прожила до 100 лет.

Жизнь порой жестоко мстит не только за необдуманные поступки, но и за необдуманные слова. Прошло совсем немного времени, и куда подевался «крутой нрав» Кати Огонёк, когда её стали банально обворовывать все кому не лень, кто был с нею рядом?  Прошло каких-то 5-7 лет, и большинство мужчин, составлявших аудиторию Кати как певицы, сменилось большинством женщин. А «мечта» про любовь в комплекте с деньгами и квартирой в итоге обернулась своей полной противоположностью: певица, выпустившая миллионными тиражами более 10 дисков, умерла в условиях, близких к нищете. Впрочем, судя по всему, одно желание Кати всё-таки сбылось – возможно, самое главное...  

Заключительный момент интервью позволяет сделать вывод: Катя больше всего на свете боялась потерять родителей. Всё остальное было для неё минимум вторично. «Никогда не желайте чего-то слишком сильно – ваше желание может сбыться самым неожиданным образом» - гласит древняя мудрость. Желание не потерять родителей при жизни может сбыться только двумя путями: либо кто-то должен прожить слишком долго, либо кто-то – слишком мало…  Третьего не дано. Желание Кати сбылось.

                                                               ***

О личной жизни Елены Ваенги до 2000 года известно не очень много. Но факты таковы. За своего будущего мужа Ивана Матвиенко (тоже гражданского, как и в случае с К.Огонёк) она вышла довольно рано, а познакомились они при внешне очень похожих обстоятельствах. (Он ехал на машине, она – перебегала дорогу…). С тех пор они вместе уже 16 лет. Довольно много, особенно учитывая непростой характер Елены. Впрочем, особых сенсаций здесь нет. Гораздо более любопытная история – Ваенга и её родители.

В отличие от К.Огонёк, Ваенга с самого начала не могла рассчитывать на помощь родителей в своей профессиональной деятельности – хотя бы потому, что они не имели отношения к миру искусства. А после того как она «ушла из дома замуж», отношения с родителями и вовсе на какое-то время зашли в тупик. Одним словом – рассчитывать на их помощь будущей певице ни с какого бока не приходилось. О своих сложных взаимоотношениях с родителями Ваенга много рассказывает в своих интервью, из которых можно понять, что по-настоящему близкими ей людьми по жизни стали её бабушка, у которой она долгое время жила в Петербурге, и муж Иван, чрезвычайно много вложивший в её будущее, в буквальном и переносном смысле. Впоследствии Ваенга назовёт свой способ вести дела «семейным бизнесом», и это будет недалеко от истины.

   Было бы верхом абсурда утверждать, что Ваенга, в отличие от К.Огонёк, «не любит» своих родителей. Просто её чувства к ним более многогранны и лишены того «фанатизма», которое свойственно некоторым людям, которые склонны замыкаться в «узком семейном кругу», не замечая больше никого и ничего. Чрезвычайно непросто складывалась её судьба. Порой бывали моменты, когда казалось, что всё кончено и ничего больше не выйдет. Но семья каким-то чудом сохранялась, несмотря ни на что.  (К слову, примеров долголетнего «семейного бизнеса» в истории шансона крайне мало. Помимо Ваенги, с ходу можно вспомнить лишь Викторию и Вадима Цыгановых, чей творческий и семейный союз длится уже едва ли не четверть века.)

Сейчас желтая пресса и некоторые не очень умные поклонники пытаются выяснить «судьбоносный вопрос» - почему у Ваенги до сих пор нет детей? Сама певица часто отвечает, что ей просто некогда их завести. Как ни странно, это очень мудрый ответ, хотя сама певица возможно не подозревает об этом.  Дело в том, что у каждого своя миссия по жизни. И никто не знает, что именно из того, что он сделал, по достоинству оценит История. Для людей искусства это особенно актуально.

В отличие от Е.Ваенги, К.Огонёк стала мамой в 23 года, практически на пике карьеры. В такие моменты человеку кажется, что весь мир лежит у его ног и впереди – только Свет и новые Вершины. Казалось бы – девушке в который уже раз крупно повезло? Но, как мы знаем, судьба распорядилась иначе. Буквально через считанные месяцы после рождения дочери у певицы началось ухудшение здоровья (это было видно – певица стремительно набирала лишний вес, у неё увеличилась одышка), а карьера с лета 2001 года пошла под уклон. И песня «Дочка», впервые спетая К.Огонёк всё тем же летом 2001-го, сегодня звучит почти зловеще…

Каждому своё. Каждый делает свой Выбор по жизни. Карьера Елены Ваенги сегодня переживает если не пик, то явный подъём. И пока рано говорить, какую оценку в итоге поставит Е.Ваенге История. Ведь оценивается не только творчество, а и многое из того, что к творчеству не имеет прямого отношения. История знает немало примеров, когда один неосторожный поступок перечёркивал все былые заслуги и достижения. Сейчас в жизни певицы настал пожалуй самый трудный период – полгода назад ей открыло двери центральное ТВ и на неё обратил внимание шоу-бизнес Москвы. Не нужно лишний раз говорить, что это означает…

Пока Е.Ваенге каким-то чудом удаётся обходить подводные камни, которых на её пути становится всё больше. Есть надежда, что она выйдет из этого испытания без больших потерь. И пожалуй, главный «аргумент» для такой надежды – тот факт, Большая слава пришла к Ваенге более-менее вовремя, в  а не в 18-20 лет, как к её ровеснице с берегов Чёрного моря…                               

  


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 487;