Работаем с текстами, построенными по последовательной (цепной) логической схеме



Упражнение 1. Необходимо прочитать тексты, сформулировать любым из предложенных выше способов проблему каждого. Можно попробовать сформулировать одну проблему (одного текста) разными способами. Сформулируйте позицию автора. Помните, что иногда удобнее сначала сформулировать позицию автора, так как он ее обычно в тексте предъявляет, а потом, исходя из его позиции (ответа на вопрос), сформулировать вопрос (проблему), который его волновал, ответ на который (позиция автора) он искал.   1. Что человеку важно? Как прожить жизнь? Прежде всего не совершать никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. А ведь в жизни могут быть и тяжелые ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (По Д.С. Лихачеву)   2. Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. Однако человека, который оступился, подстерегает серьезнейшая опасность: ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность – это самое страшное. Как-то один мой сослуживец сказал, что не верит ни одному человеку, что все люди прохвосты. Я понял, что и мне ему нельзя верить: человек, убежденный только в силе зла, может и сам стать злом. (По Д.С. Лихачеву)   3. О человеке мстительном говорят «злопамятный». Но и другие – благодушные – помнят зло лучше и дольше, нежели добро… Или я ошибаюсь? Может, в натуре нашей есть какой-то «антиген» добру, который неистребим. И напоминает о себе навязчиво, лишь на время прикидываясь спящим? Помнить добро активно, верно, долго – недостижимый идеал для человечества? Измерять шаги времени светлыми поступками и передавать память о них потомству – можно ли жить иначе! Но мы живем… иначе. (По В. Огневу)     4. Показатель культуры – отношение к памятникам. Вспомните строки Пушкина: Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.   Животворящая святыня! Земля была б без них мертва… Поэзия Пушкина мудра. Ни одно слово в ней не лишено смысла. Почему же любовь к «отеческим гробам» «животворящая»? Да потому, что она ценностна, творчески активна, потому что она – одно из слагаемых культуры. Культура личности формируется в результате деятельной памяти одного человека, культура семьи – результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личностную, так и культура всего человечества совершенствует, обогащает культуру каждого отдельного народа. (Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном)   5. За неимением лучшего термина, позволю себе называть привычным для уха словом «мещанин» человека бездуховного, для которого близкие материальные цели – смысл жизни. В 20-е годы прошлого века мещанин по-своему прогрессировал: он теперь зеркальным шкафом интересуется, - сказал поэт. Сегодня – счетами в швейцарском банке и пляжем на Канарских островах. От Присыпкина осталось мало видимых примет. Бездуховное животное говорит по-английски, решает судьбу культуры. Ему все позволено. Потому что оно само себе может все позволить. И тем не менее не все так просто, возразят мне. Жизнь повернула к капитализму, а это обязывает. Все так. Но неистребимость мещанина остается и в новом веке. И не только в России. Общество потребления – константа нашего времени. И умение видеть мещанина как собирательный образ бездуховного человека – долг и обязанность наша. (По В. Огневу)    

Работаем с текстами, построенными по параллельной (веерной) логической схеме

Упражнение 4. Необходимо прочитать текст и анализ его структуры, помогающий понять, как развивается авторская мысль через веерное расположение доводов.

 

(1)Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко – украинской, Шекспир – английской, Данте – итальянской, Сервантес – испанской? (2)Этому много причин. (3)Вот главные из них.

(4)Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации. (5)Не просто «отобразить» национальные особенности русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры.

(6)Пушкин – это гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления: в любви, в дружбе, в печали и в радости, в военной доблести. (7)Во всем он создавал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь.

(8)Пушкин – величайший преобразователь лучших человеческих чувств. (9)В дружбе он создал идеалвозвышенной лицейской дружбы, в любви – возвышенный идеал отношения к женщине. (10)Он создал возвышенный идеал самой печали. (11)Три слова «печаль моя светла» способны были утешить тысячи и тысячи людей. (12)Он создал поэтически мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). (13)Он открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний…

(14)«Пушкин – это наше все», – сказал о нем Аполлон Григорьев. (15)И он был прав.

(По Д. Лихачеву)

 

Анализ структуры текста (объяснение развития авторской мысли)

Д. Лихачева волнует вопрос: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры?».

Для ответа на вопрос он подбирает несколько доводов:

«Пушкин – это гений, сумевший создать идеал нации».

«Пушкин – это гений, который во всем искал и создавал в своей поэзии наивысшие явления, творческое напряжение».

«Пушкин создал идеал лучших человеческих чувств».

Все доводы равноценны, нет ситуации, когда один довод вытекает из другого, поэтому мы можем говорить о веерной (параллельной) связи, веерном способе развития мысли.

Каждая микротема (абзац) развивает каждый конкретный довод, автор доказывает его справедливость.

Все доводы, взятые вместе, помогают нам понять, почему Пушкин стал знаменем русской культуры.

В конце текста Д. Лихачев, цитируя А. Григорьева, делает вывод.

 

Для того чтобы было проще работать, можно составить логическую схему текста.

 

Упражнение 6. Необходимо прочитать текст и схему к нему, сформулировать проблему. Используя схему, объяснить, как автор обосновывает то, что проблема действительно существует.

Напишите первую часть сочинения (проблема, комментарий, позиция автора).

 

(1)Землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов приносят убытки и жертвы, в которых люди не виноваты, – не умеем мы пока регулировать стихию. (2)За что и приходится платить. (3)Однако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.

(4)Гроза. (5)Одно из величественных атмосферных явлений. (6)Напряжение разряда достигает миллиона вольт, ток – сотни тысяч ампер. (7)Но можно уверенно заявить: уже более ста лет ни один объект, оборудованный исправной грозозащитой, не был поражён молнией. (8)Ни один! (9)Природа грозы исследована Ломоносовым и Франклином ещё двести с гаком лет назад, и нынче расчёт грозозащиты любого объекта входит в программы курсовых проектов студентов и считается очень лёгким заданием. (10)Надо только постоянно контролировать исправность этих простейших устройств, как того требуют правила. (11)И совсем уж зря обвиняют небесные «стрелы» в лесных пожарах, хотя в тайге молниеотводов нет. (12)Пожарища полыхают не от небесного огня, а от земного.

(13)Не менее удивительны и «электрические» пожары. (14)Причиной этих пожаров почему-то называют короткие замыкания. (15)Дескать, что поделаешь: провода глупые замкнулись – что с них возьмёшь? (16)Но не было, нет и не будет в мире пожара от короткого замыкания – причиной огня является неисправность защитного прибора.

(17)Зима у нас сопровождается природными явлениями, называемыми морозами. (18)И… авариями водоводов, трубопроводов, системы центрального отопления… (19)Но даже 60-градусный мороз не приводил и не приведёт к разрушению этих коммуникаций – они ломаются ото льда, в который превращается вода при сбое в энергоснабжении. (20)В этих случаях, если подачу тепла быстро восстановить нельзя, полагается слить воду из системы, для чего предусмотрены специальные вентили. (21)Операция простенькая, незамысловатая, не правда ли? (22)Но не сливают. (23)В трубах, радиаторах образуется лёд, его объём чуть-чуть больше, чем у воды, но этого «чуть-чуть» вполне достаточно, чтобы разрушить радиатор. (24)А потом неделями, месяцами на морозе ремонтируют поломанную из-за разгильдяйства систему отопления.

(25)И каждый год – одни и те же грабли. (26)Может, не все знают пословицу: «Пожалев копейку, поплатишься рублём»? (27)Все знают. (28)Но зачем суетиться, авось гром и не грянет, а зима будет тёплой (климат-то, говорят, меняется). (29)А уж коли грянет беда, в катастрофе всегда можно обвинить атмосферное явление.

(По Г. Черникову)

 

Работаем с текстами, построенными по последовательной (цепной) логической схеме

Упражнение 7. Прочитайте текст и анализ его структуры, помогающий понять, как раскрывается авторская мысль через расположение материала по последовательной схеме. Сформулируйте проблему и позицию автора.

 

(1)Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.

(2)Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. (3)Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. (4)Наоборот, по ночам они разгораются. (5)И нет такого снотворного, чтобы усыпить их.

(6)Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. (7)Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. (8)Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза.

(9)Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно,липкое, как сосновая смола. (10)Это — сожаление о том, что не удалось — да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.

(11)Да что там — весь мир! (12)На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.

(13)Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. (14)Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству.(15)Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. (16)Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. (17)Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. (18)Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.

(По К.Г. Паустовскому)

Анализ структуры текста (объяснение развития авторской мысли)

Текст начинается с размышления К.Паустовского о том, что человека всегда мучают сожаления. Затем автор отмечает самое сильное сожаление о быстротечности времени. Из этого сожалениявытекает другое, сожаление о том, что человек из-за быстротечности времени мало успевает увидеть. Но К.Паустовский убежден, что все это не так и страшно, так как с сожалением о том, что мало увидел, легко справиться, нужно только уметь видеть необыкновенное рядом с собой.

Анализируя такой текст, мы говорим не о доводах, а о вспомогательных тезисах, помогающих развивать проблему.

Обратите также внимание на то, что союз «но»предупреждает нас о том, что после него последует самое главное, ради чего автор и писал текст.

Для того чтобы было проще работать, можно составить логическую схему текста.

 

Упражнение 8. Прочитайте несколько вариантов первой части сочинения (проблема, комментарий к проблеме текста и позиция автора) по тексту упражнения 7, ответьте на вопросы и выполните задания. Предлагаются возможные варианты комментария, так как в данном тексте поднимается несколько проблем.

 

1.

К. Паустовский в своем тексте размышляет о сожалениях, которые мучают человека постоянно. Можно ли как-то от них избавиться? Ответ на этот вопрос и ищет автор. (К1)

Сначала автор с горечью отмечает, что нет такого снотворного, чтобы усыпить сожаления. Он даже называет два самых сильныхсожаления, тесно связанных между собой: о чрезмерной стремительности времени и о том, что «не удалось… увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии». (К2)

Казалось бы, от сожалений избавиться невозможно, но К. Паустовский знает, как разрешить проблему. Необходимо научитьсявидеть необыкновенное рядом с собой. По мнению автора, если человек научится ценить впечатления не по количеству, а по качеству, например, будет видеть чудо в капле воды и листьях ольхи, то он перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющей ему видеть многое. (К3)

2.

К. Паустовский поднимает проблему быстротечности времени. (К1)

С горечью он отмечает, что время столь стремительно, что человек и оглянуться не успевает, как и детство, и юность незаметно проходят.Самое же печальное, по мнению автора, в том, что из-за этой быстротечности времени человек «не успеваетувидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии», даже свою страну он не успевает узнать по-настоящему. (К2)

Однако, по мнению К. Паустовского, все не так уж печально. Необходимо только научиться видеть необыкновенное рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Человек, замечающий чудо в капле воды и листьях ольхи, перестанет жалеть, что мало увидел, а значит, и не будет жалеть о быстротечности времени, не позволяющем ему видеть многое. (К2)(К3)

3.

К. Паустовского волнует проблема того, что человек очень мало успевает увидеть в своей жизни. (К1)

По его мнению, это связано с тем, что время очень стремительно. Именно эта стремительность времени не позволяет человеку увидеть мир во всем его ошеломляющем и таинственном разнообразии. (К2)

Можно ли помочь разрешить эту проблему? Автор убежден, что да. Достаточно только научиться видеть необыкновенное рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству. Например, заметить, что листья ольхи «похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок», а в капле воды «отражается калейдоскоп света и красок». (К2, К3)

К. Паустовский убежден, что «можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много»(К3)

4.

Почему так важно уметь видеть чудо рядом с собой, ценить впечатления не по количеству, а по качеству? Ответ на этот вопрос ищет К. Паустовский в своем тексте. (К1)

Он размышляет о сожалениях, которые делают жизнь человека невыносимой, и называет два самых сильных, связанных между собой: сожаление о чрезмерной стремительности времени и сожаление о том, что «не удалось… увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии». Но этот рассказ нужен автору только затем, чтобы помочь нам понять, как от сожалений можно избавиться. (К2)

К. Паустовский убежден, что справиться с ними поможет именно умение видеть чудо рядом с собой, так как способность ценить впечатления не по количеству, а по качеству позволят перестать сожалеть о том, что мало увидел, а значит, и о быстротечности времени. Вот почему так важно такое умение. (К3)

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 523; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!