Разговор со случайным знакомым



Сборник

Роберта Рождественского

«Диалоги»

Содержание:

 

Предисловие

Тема

1. Стихотворение«Отдать тебе любовь?..»

2. Стихотворения «Здравствуй! Кого я вижу!»

3. Стихотворение «Подслушанный разговор»

4. Стихотворение «Разговор со случайным знакомым»

5. Стихотворение «Приходит врач, на воробья похожий...»

6. Стихотворения «Марк Шагал»

7. Стихотворение«Человек»

8. Стихотворение «Баллада о телефонных звонках»

9. Стихотворение «Отец и сын»

10. Стихотворение «Пример дляподражания»

· Предисловие

Роберт Рождественский

Дата рождения: 20 июня 1932 года

Дата смерти: 19 августа 1994 года

Деятельность: поэт, переводчик


Шестидесятники - поколение советской интеллигенции. Историческим контекстом, сформировавшим взгляды шестидесятников, были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели».

Почти все поэты-шестидесятники стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве и подобно своим далеким предшественникам писали лирические стихи, поэмы, повести и романы.

Термин шестидесятники прижился после того, как в журнале «Юность» в 1960 была напечатана одноимённая статья критика Станислава Рассадина. Автор позже критически отзывался о распространившемся слове:

«…само понятие шестидесятник заболтано, обессмыслено, да и с самого начала не имело поколенческого смысла, являясь приблизительным псевдонимом времени. (Признаю вполне самокритически — как автор статьи Шестидесятники, напечатанной буквально за несколько дней до наступления самих 60-х, в декабре 1960 года)».

На этой волне появляется ряд новых имен: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский и другие. Стихотворения Роберта Рождественского оказались гораздо современнее и актуальнее той эпохи, в которой он жил. Его творения - без срока давности.

Еще в самом начале творческого пути поэт успешно разрабатывал форму прямого диалога с читателем, используя агитационные и ораторские приемы. Рождественский с подкупающей искренностью говорил с читателем. Его язык и интонация были понятны, просты.Он вводил диалоги с лирическими героями в свои стихотворения не в переносном, а в прямом смысле этого слова:

Я не верю стихам, которые льются. Рвутся - да!

Рвущиеся стихотворения –  диалоги, которые разрывают привычную для читателя канву, вносят контраст, противопоставление. Раньше поэты просто использовали обращение к читателю. Например, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

…Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми ее скорей!…

 Рождественский же усиливает, подчеркивает разговором обращение к читателю, внутри своего произведения, что и позволяет ему вести диалог.

Порой диалог - форма целого стихотворения, а иногда только некоторые фрагменты, внесенные для усиления эффекта. Стоит отметить, что в творчестве шестидесятников происходит синтез двух искусств: поэзии и ораторского мастерства. Это ,в свою очередь, способствует появлению диалоговой формы в стихотворениях.

(Фото Роберта Рождественского на встрече в издательстве)

 

· Тема

Диалог- форма речи, представляющая собой разговор между двумя или более лицами, обмен репликами, где каждая реплика- прямая речь. В стихотворениях с диалогом оба собеседника получают возможность высказаться, потому что разговор  построен на речи обоих героев.

Диалоги у Рождественского представляют собой законченную историю, в которой раскрывается та проблема, которая волнует автора.

· Стихотворения

Первые два стихотворения композиционно полностью построены на диалоге двух некогда любивших друг друга людей, что придает им бытовой характер, ведь в обычной жизни мы всегда для общения используем диалог. Создается ощущение интимности, мы как будто являемся невольными свидетелями ссор, расставаний.  «А помнишь, как я сердолики тебе искал?»- личные воспоминания в разговоре двух людей. Благодаря диалогу читатель искренне верит в показанную ему картину. Нет рисованности, возвышенной лексики, только бытовая ситуация.

Отдать тебе любовь?..

- Отдать тебе любовь

- Отдай!

- Она в грязи...

- Отдай в грязи!..

- Я погадать хочу...

- Гадай.

- Еще хочу спросить...

- Спроси!..

- Допустим, постучусь...

- Впущу!

- Допустим, позову...

- Пойду!

- А если там беда?

- В беду!

- А если обману?

- Прощу!

- "Спой!"- прикажу тебе…

- Спою!

- Запри для друга дверь...

- Запру!

- Скажу тебе: убей!..

- Убью!

- Скажу тебе: умри!..

- Умру!

- А если захлебнусь?

- Спасу!

- А если будет боль?

- Стерплю!

- А если вдруг - стена?

- Снесу!

- А если - узел?

- Разрублю!

- А если сто узлов?

- И сто!..

- Любовь тебе отдать?

- Любовь!..

- Не будет этого!

- За что?!

- За то, что

не люблю рабов.

(1969 г.)

(Фото Роберта Рождественского с дочерями)

 

Здравствуй! Кого я вижу!

-Здравствуй! Кого я вижу!

Больно глазам!

Прямо, как в сказке: вдруг, посреди зимы — летнее чудо!

Вот и не верь чудесам…

-Здравствуй! Действительно, вот и встретились мы…

-Дай мне очухаться!

До сих пор не пойму:

Вышел из дома, а ты навстречу идешь!

А помнишь, какое солнце было в Крыму?

-Помню. Теперь мне больше нравится дождь…

-Я же тебе написать обещал…

Но, знаешь, не смог.

Сперва заболел, а потом навалились дела…

Ты понимаешь: работа. Падаю с ног.

-Я понимаю. Я писем и не ждала.

-А помнишь, как я сердолики тебе искал?

И рано утром ромашки бросал в окно…

Помнишь, как мы смеялись у синих скал?

-Помню. Сейчас это и вправду смешно.

-А помнишь, как мы на базаре купили айву?

Как шли по дороге, а рядом бежал ручей…

Послушай, как ты живешь,

-Да так и живу.

-А помнишь?..

-Помню…

Только не знаю — зачем…

 

(Фото Роберта Рождественского с семьей)

 

Следующие стихотворения–«Подслушанный разговор», «Разговор со случайным знакомым». И здесь автор не уходит от диалогов. Первый- разговор мамы и дочки. Девочка мечтает быть моряком, вырасти, иметь живого коня, но ей говорят:«Ешь котлету»,  - возвращая все мечты на землю. Но наше настроение меняется при чтении последней фразы:от улыбки - и сразу к мурашкам по коже.

 

Подслушанный разговор.

- Снова дралась во дворе?

- Ага.

Мама,

но я не плакала

Вырасту -

       выучусь на моряка

Я уже в ванне

плавала!

- Боже!

Не девочка, а беда!

Сил моих больше нету.

- Мама,

а вырасту я когда?

- Вырастешь!

Ешь котлету.

- Мама,

купим живого коня?

- Коня?!

Да что ж это делается?

- Мама,

а в летчики примут меня?

- Примут.

Куда они денутся?!

Ты же из каждого,

                   сатана,

душу сумеешь вытрясти!

- Мама,

а правда, что будет

                   война,

и я не успею

Вырасти?..

 

(Фото Роберта Рождественского детские годы)

 

В следующем произведении происходит разговор «слепого с глухим». Лирический герой говорит о высоком, о красоте мира, а случайный знакомый отвечает ему междометиями. Здесь диалог является резким контрастом между миром лирического героя и обыденностью.

Разговор со случайным знакомым

- Смотри, как дышит эта ночь.

Звезда, уставшая светлеть,

упала, обожгла плечо...

- Чо?

- Смотри, как вкрадчивый туман

прижался к молодой воде...

- Где?

- Он полночью поклялся ей,

он взял в свидетели луну!..

- Ну?!

- Они сейчас уйдут в песок,

туда, где не видать ни зги...

- Гы!..

- И ощутив побег реки,

в беспамятстве забьётся ёрш!..

- Врёшь!..

- Да нет, я говорю тебе,

что столько тайн хранит земля,

берёзы, ивы и ольха...

- Ха!..

- А сколько музыки в степях,

в предутреннем дрожанье рос...

- Брось!

- Да погоди! Почувствуй ночь,

крадущийся полёт совы,

сопенье медленных лосих...

- Псих!..

- Послушай, разве можно так:

прожить - и не узнать весны,

прожить - и не понять снега?..

- Ага!..

 

А в стихотворении «Приходит врач, на воробья похожий…» диалог ведется между врачом и больным. Доктор настолько серьёзен, что не слышит больного, у которогодуша страдает. И на вопрос: «почему?»  герой отвечает целым рассказом о детстве, о мечтах, которые не исполнились. Результат этого диалога – воспоминания серьезного, взрослого врача о детстве; можно сказать, что в нем просыпается ребенок.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 684; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ