Случаи объединения различных точек зрения в одном и том же слове.



ПримерВ. Шкловского: фраза каторжника из «Записок из мертвого дома» Достоевского «Как тилисну (ее) по горлу ножом» и замечает: «… это артикуляционное движение как нельзя лучше соответствует тому положению лицевых мускулов, которое инстинктивно вызывается особым чувством нервной боли, испытываемой нами при представлении о скользящем по коже …».Таким образом, человек, приносящий боль, произнеся данное слово, как бы принимает одновременно и точку зрения своей жертвы.

Влияние авторского слова на чужое слово

Внутренняя речь. Часто - когда передаются чувства и мысли героя, причем угадывается характерный для этого героя текст, но при этом речь о герое ведется в 3 лице.Пример: Петя уже не думал теперь о подаче прошения. Уже только ему увидать бы Его (то есть государя. — Б. У.), и то он считал бы себя счастливым! («Война и мир»,).

В таких случаях часто, если личное местоимение 3 лица (относящееся к герою) на местоимение 1 лица, то получается обычный случай монологической прямой речи.

Вообще внутренний монолог героя (который формально может быть дан даже от 1 лица) очень часто несет следы большего влияния авторской обработки: индивидуальность персонажа, проявляющаяся в его диалогической прямой речи, часто устраняется автором во внутреннем монологе и заменяется собственно авторскими словами. Автор, передавая внутреннюю речь, может сосредотачиваться на их сущности, а не на их форме.

Подобные случаи обработанной автором прямой речи очень часто используются для передачи того, что должно было происходить в сознании описываемого персонажа; в таких случаях нередко происходит ссылка как бы на условный внутренний монолог, которого нет на самом деле, но который в принципе мог бы быть представлен.

Пример: Сколько раз она ни говорила себе, что не надо позволять себе горячиться уча племянника, почти всякий раз, как она садилась с указкой за французскую азбуку, ей так хотелось поскорее, полегче перелить из себя свое знание в ребенка, уже боявшегося, что вот-вот тетя рассердится, что она при малейшем невнимании со стороны мальчика вздрагивала, торопилась, горячилась, возвышала голос, иногда дергала его за руку и ставила в угол (описание с точки зрения княжны Марьи, которое переходит в описание с точки зрения мал. князя Николая Болконского, а затем снова .переходит в описание сточки зрения княжны).

Влияние автора на прямую речь действующих лиц. Автор говорит за своего героя (Что тот мог бы сказать). Или пропускает его речь через свой «фильтр». Так, например, в «Войне и мире», русские дворяне или Наполеон говорят по-французски, а автор очень часто дает ее по-русски.(Волошинов: замещенная прямая речь). Или, например,передача картавости Денисова непоследовательна – автору важно не столько досконально точно передать фонетические особенности каждой фразы Денисова, сколько дать читателю общее впечатление от его манеры выражения.

«Внутренняя» и «внешняя» позиция автора. Натуралистическое воспроизведение иностранной или неправильной речи специально подчеркивает дистанцию между позицией говорящего действующего лица и позицией описывающего его наблюдателя (с точки зрения которого в данный момент ведется повествование).

Там, где писатель сосредоточивается не на внешних особенностях речи, а на ее существе, так сказать, не на ее «как», а на ее «что» —там фразеологическая точка зрения описывающего приближается к точке зрения описываемого (говорящего) персонажа.

Натуралистическое воспроизведение внешних особенностей речи нередко используется автором для того, чтобы дать читателю представление об общей манере

речи, характерной для описываемого персонажа, — после чего автор может уже и не подчеркивать в дальнейшем особенностей его манеры говорить. (Пример:  немец-генерал в Оренбурге в «Капитанской дочке».При его характеристике нам сообщается про его немецкий акцент, сначала это передается в его прямой речи («Поже мой!Тавно ли…»), но затем передача акцента прекращается и речь генерала передается нормальным русским языком. Мы как бы уже вошли в описываемое действие — воспринимая его теперь не со стороны, а изнутри — и перестали слышать акцент генерала.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 231; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ