ДЕЙСТВУЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО, ПРИРОДА ТЕРПИТ НЕУДАЧУ 12 страница



В Комментарии сказано:

Сыны Махата ускоряют развитие человеческого Растения. Они суть Воды, падающие в сухую почву латентной жизни, и Искра, оживотворяющая человеческое Животное. Это Владыки Вечной Духовной Жизни… В начале [Второй Расы] некоторые [из Владык] только вдохнули в Манушья [людей] своё естество, другие же сделали человека своим обиталищем.

Это значит, что не все люди стали воплощением «Божественных Мятежников», но лишь некоторые из них. У остальных же было просто ускорено развитие пятого Принципа посредством брошенной в него искры, что и объясняет огромную разницу в умственных способностях отдельных людей и целых рас. Если бы в своём стремлении к умственной свободе «Сыны Махата», выражаясь аллегорически, не проскочили через Промежуточные Миры, животный человек никогда не смог бы оторваться от этой Земли и самостоятельно достичь конечной цели. Циклическое Странствование должно было бы пройти через все планы существования, наполовину, если не полностью бессознательно, как видно на примере животных. И только благодаря этому мятежу разумной жизни против мертвенной пассивности чистого духа мы являемся теперь такими, каковы мы есть, – самосознательными, мыслящими людьми, наделёнными способностями и свойствами Богов, которые мы используем как во благо, так и во зло. Следовательно, Восставшие – наши Спасители. Пусть философы хорошенько задумаются над этим, и им откроется не одна тайна. Лишь притяжение противоположностей может скрепить на Земле два полюса – Дух и Материю, и, расплавившись в огне обретения самосознания и страданий, они сольются в Вечности. Здесь кроется смысл множества до сих пор непонятных аллегорий, опрометчиво называемых «выдумками».

Начнём с того, что это объясняет утверждение из «Пэмандра» о том, что «Небесный Человек», «Сын Отца», получивший природу 109] {НЕДОУМЕНИЕ АССИРИОЛОГОВ} и естество Семи Руководителей, или Создателей, и Правителей материального мира,

Взглянул сквозь Гармонию и, пробившись сквозь силу ( [Семи) ] Кругов ( [Огненных) ], тем обнаружил и проявил природу, рождённую в нисходящем порядке.[253]

Это объясняет остальные стихи в этом герметическом повествовании, а также греческую аллегорию о Прометее. Но, главное, это объясняет множество аллегорий «Войны на Небе», в том числе и войну из «Откровения», связанную с христианской догмой о «падших ангелах». Объясняет это и «Восстание» древнейших и высших Ангелов и смысл их низвержения с Неба в бездну ада, то есть, в материю. Это разрешает даже недавнее недоумение ассириологов, выразивших своё удивление в словах покойного Георга Смита:

В связи с этой частью [восстанием] я думал сначала, что война с силами зла предшествовала Сотворению. Теперь же я думаю, она последовала за Падением.[254]

В том же труде[255] Георг Смит даёт изображение Священного Древа, Змия и мужчины и женщины с древнего вавилонского цилиндра. Древо имеет семь ветвей – три со стороны мужчины, четыре со стороны женщины. Эти ветви соответствуют семи Коренным Расам, в самом конце третьей из которых произошло разделение полов и, так называемое, Падение в зарождение половое размножение. Три первых Расы были бесполыми, а затем стали гермафродитами, остальные четыре состояли из отличных друг от друга мужчин и женщин. Как говорит нам писатель:

Дракон, который в халдейских рассказах о Сотворении вводит человека в грех, является порождением Тиамат, живого начала моря и хаоса… который воспротивился божествам при сотворении мира.[256]

Это заблуждение. Дракон представляет собой мужское начало, или фаллос, олицетворённый, вернее, анимализированный, а Тиамат, «олицетворение духа Хаоса», Бездны, или Глуби, представляет женское начало, Утробу. «Дух хаоса и беспорядка» символизирует ту умственную пертурбацию, к которой он и привёл. Это чувственный, притягательный, магнетический принцип, который очаровывает и прельщает, вечно-живой, активный элемент, ввергающий весь мир в смятение, хаос и грех. Змий искушает женщину, а та искушает мужчину, и оба включаются в кармическое проклятие, хотя лишь как естественное следствие порождённой причины. Георг Смит говорит:

110]

Ясно, что дракон включён в проклятие за Падение и, что боги [Элохим, возревновавшие, увидев, что бренный человек сам стал Создателем, подобно всем животным], призывают на голову рода человеческого все бедствия, которым он и подвергается. Знание и мудрость принесут ему горе, его ждут семейные распри, тирания, гнев богов… желания разочаруют его, и молитвы его будут тщетны… он совершит будущий грех. Последующие строки, несомненно, продолжают это перечисление, но наше повествование вновь обрывается и возобновляется лишь подготовкой богов к войне с силами зла, которыми руководит Тиамат (женщина).[257]

Этот отрывок был изъят из «Книги Бытия» из соображений монотеизма. Но стремление – рождённое, без сомнения, страхом и уважением перед догматической религией с её предрассудками, – восстановить халдейские фрагменты с помощью Книги Бытия представляет собой ошибочную стратегию, ибо как раз последняя как стоящая к нам намного ближе любых фрагментов и должна поясняться с помощью первых.

_____

СТАНСА IV. – Продолжение.

17. ДЫХАНИЕ[258] НУЖДАЛОСЬ В ФОРМЕ. ОТЦЫ ДАЛИ ЕЁ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ПЛОТНОМ ТЕЛЕ. ЗЕМЛЯ СФОРМИРОВАЛА ЕГО. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ДУХЕ ЖИЗНИ. СОЛНЕЧНЫЕ ЛХА ВДОХНУЛИ ЕГО В его ФОРМУ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В ЗЕРКАЛЕ ТЕЛА СВОЕГО.[259] «МЫ ДАЛИ ЕМУ своё!» – СКАЗАЛИ ДХИАНИ. ДЫХАНИЕ НУЖДАЛОСЬ В проводнике ЖЕЛАНИЙ.[260] «ОНО есть у нЕГО!» – СКАЗАЛ ОСУШИТЕЛЬ ВОД.[261] НО ДЫХАНИЕ НУЖДАЕТСЯ В УМЕ, ЧТОБЫ ВМЕСТИТЬ ВСЕЛЕННУЮ. «МЫ НЕ МОЖЕМ ДАТЬ ЕГО!» – СКАЗАЛИ ОТЦЫ. «у меня НИКОГДА НЕ было ЕГО!» – СКАЗАЛ ДУХ ЗЕМЛИ. «ФОРМА СГОРИТ, ЕСЛИ Я ДАМ ЕЙ СВОЙ!» – СКАЗАЛ ВЕЛИКИЙ ОГОНЬ[262]… ЧЕЛОВЕК[263] ОСТАЛСЯ ПУСТЫМ, БЕССМЫСЛЕННЫМ БХУТой… ТАК БЕСКОСТНЫЕ ДАЛИ ЖИЗНЬ ТЕМ, КТО[264] СТАЛИ ЛЮДЬМИ с КОСТЯМИ В ТРЕТЬЕЙ.[265]

Поскольку полное объяснение будет дано в комментарии на Стансу V, то сейчас достаточно лишь нескольких замечаний. «Отец» примитивного физического человека, или его тела, это витальный электрический Принцип, пребывающий в Солнце. А его «Матерью» является Луна в силу присущего ей таинственного начала, 111] {ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВОДОРОД} которое так же явно влияет на регулируемые ею продолжение рода и развитие эмбриона у человека, как и на рост растений и животных. «Ветер», или Эфир, означающий в данном случае средство передачи влияния двух этих светил и рассеяния их на Земле, называется «Нянькой»,[266] тогда как лишь «Духовный Огонь» делает человека божественным и совершенным существом.

Но что же это за «Духовный Огонь»? В алхимии это общее обозначение водорода, а в эзотерической действительности это эманация, или Луч, исходящий от своего Ноумена, «Дхиани Первого Элемента». Водород пребывает в газообразном состоянии лишь на нашем земном плане. Но даже в химии водород «был бы единственной существующей формой материи, в нашем смысле слова».[267] Он очень близок к протилу, который есть наш лаям. Он – отец и производитель, так сказать, вернее, упадхи (основа), как воздуха, так и воды, и фактически представляет собой «огонь, воздух и воду», одно в трёх аспектах; отсюда химическая и алхимическая троица. В мире проявления, или материи, это объективный символ и материальная эманация субъективного и чисто духовного, энтитативного реального Бытия в области Ноуменов. Годфри Хиггинс имеет все основания сравнивать и даже отождествлять водород с греческим To On, или «Единым», поскольку, как он замечает, водород не есть вода, хотя он и порождает её; не огонь, хотя проявляет, или создаёт, его; и не воздух, хотя воздух можно считать продуктом сочетания воды и огня – ибо водород содержится в водном элементе атмосферы. Это три в одном.

Обратившись к сравнительной теогонии, не трудно установить, что тайна этих «Огней» была элементом Мистерий всех древних народов, особенно в Самофракии. Нет ни малейшего сомнения в том, что Кабиры, самые загадочные из всех древних Божеств, Богов и людей, великих Божеств и титанов, тождественны Кумарам и Рудрам, возглавляемым Карттикеей – тоже Кумарой. Это совершенно очевидно даже экзотерически. И эти индусские Божества, как Кабиры, были олицетворением священных Огней самых оккультных начал Природы. Некоторые ветви Арийской Расы, азиатские и европейские, индусы и греки сделали всё возможное для сокрытия их истинной природы, если и не значения. Как и в случае Кумар, число Кабиров неопределённо. Одни говорят, что их было лишь трое или четверо, другие утверждают, 112] что семеро. Axierus, Axiocersa, Axiocersus и Casmilus вполне можно считать вторым «я» четырёх Кумар – Санат-Кумары, Сананды, Санаки и Санатаны. Первую четвёрку божеств, чьим отцом считался Вулкан, часто путали с диоскурами, корибантами, анактами и т.д., как Кумар, чьим предполагаемым отцом является Брахма – вернее, «Пламень Гнева Его», побудивший его на девятое, или Каумара, Творение, результатом которого стали Рудра, или Нилалохита (Шива), и Кумары, – путали с Асурами, Рудрами и Питри по той простой причине, что все они суть одно: взаимно соотносящиеся Силы и Огни. За недостатком места мы не будем описывать эти «Огни» и их истинное значение, хотя, может быть, попытаемся сделать это впоследствии, если продолжению этого труда суждено увидеть свет. А пока можно сделать ещё некоторые пояснения.

Вышесказанное представляет собой одни только тайны, решение которых не подлежит описанию, но предоставляется личной интуиции читателя. Если он пожелает узнать что-нибудь о тайне Огней, то пусть обратится к некоторым трудам алхимиков, которые, как и оккультисты, весьма правильно связывают Огонь с каждым Элементом. Он должен помнить, что древние считали религию, естественные науки и философию тесно и неразрывно связанными между собой. Эскулап был сыном Аполлона – Солнца, или Огня, Жизни и, вместе с тем, Гелиоса, Пифиоса Пифийского,[268] и Бога Мудрости оракулов. В экзотерических религиях, как и в эзотерической философии, Элементы – особенно Огонь, Вода и Воздух – считаются прародителями наших пяти физических чувств и, значит, имеют непосредственное оккультное отношение к ним. Эти физические чувства относятся даже к более низкому творению, чем то, которое в пуранах называется Пратисарга, или «Вторичное творение». «От Неделимого Огня исходит Жидкий Огонь» – гласит оккультная аксиома.

Кругом олицетворяется Мысль, диаметром ( [или линией) ] – Слово, а сочетанием их – Жизнь.

Бат-Кол в Каббале является дочерью Божественного Гласа, или Изначальным Светом, Шекиной. В пуранах и индусском экзотеризме Вак Вач, Глас, это Логос женского начала Брахмы – преображение Адити, Предвечный Свет. И если в еврейском мистицизме Бат-Кол это внятный, сверхъестественный глас небесный, открывающий «избранному народу» священные традиции и законы, то только потому, что Вак Вач ещё до иудаизма называлась «Матерью Вед», которая вошла в Риши и вдохновляла их своими откровениями, как и Бат-Кол, по утверждениям, вдохновлявшая израильских пророков и еврейских 113] {ЭВОЛЮЦИЯ ЧУВСТВ} первосвященников. И обе существуют и по сей день в соответствующем священном символизме, ибо древние связывали Звук, или Речь, с Эфиром Пространства, свойством которого является Звук. Поэтому Огонь, Вода и Воздух суть изначальная Космическая Троица.

Я – твоя Мысль, твой Бог, более древний, чем Влажное Начало, Свет, что во Тьме [Хаосе] светит, и сияющее Слово Божие [Звук] есть Сын Всевышнего.[269]

Итак, нужно хорошо изучить «Первичное Творение», чтобы понять Вторичное. Первая Раса имела в себе три рудиментарных Элемента, но ещё не обладала Огнём, ибо, согласно древним, эволюция человека, рост и развитие его духовных и физических чувств были подчинены эволюции Элементов на Космическом плане этой Земли. Всё начинается от Прабхавапьяя, эволюции творящих и чувствительных принципов Богов, и даже самого так называемого Творящего Божества. Это мы видим из имён и эпитетов Вишну в экзотерических писаниях. Так же, как и орфический Протологос, он именуется Пурваджа, «прегенетический» что можно перевести как «прото-», и другие имена в своём нисходящем порядке всё больше и больше связывают его с Материей.

В порядке эволюции Элементов и Чувств, или Космического Земного «Человека», или «Духа», и смертного физического человека можно проследить следующие параллели:

1.Эфир.................. Слух........................... Звук.

2. Воздух............... Осязание.................... Звук и Осязание.

3. Огонь или Свет.. Зрение........................ Звук, Осязание и Цвет.

4. Вода.................. Вкус........................... Звук, Осязание, Цвет и Вкус.

5. Земля................ Обоняние................... Звук, Осязание, Цвет, Вкус и Обоняние.

Как мы видим, каждый Элемент к собственному свойству добавляет свойства предшествующего. Точно так же каждая Коренная Раса обогащается чувством предыдущей. То же верно и по отношению к семеричному «творению» человека, который постепенно развивается на протяжении семи стадий и на тех же принципах, что будет ясно в дальнейшем.

Таким образом, Боги, или Дхиан-Чоханы (Дэвы), исходят от 114] Первопричины – не Парабрахмана, который являет собой Абсолютную Причину и, потому, не может быть назван «Перво-причиной», – но Первопричины, называемой в браминских книгах Джагад-Йони, «Мировым Чревом», а человечество происходит от этих активных сил Космоса. Но в Первой и Второй Расах люди не были физическими существами, а всего-навсего рудиментами будущих людей, Бхута’ми, происшедшими от Бхутади, «источника» или «точки происхождения Элементов». Следовательно, вместе со всем остальным они произошли от Прабхавапьяя, «места, откуда исходит и где растворяется всё сущее», как объясняет комментатор на Вишну Пурану «Вишну-пураны». Оттуда же происходят и наши физические чувства, и даже высший «тварный» Бог нашей философии. Поскольку он един со Вселенной, то назовём ли мы его Брахмой, Ишварой или Пурушей, это Проявленное Божество, а, значит, «тварное», или ограниченное и обусловленное. Это несложно доказать даже на основании экзотерических учений.

После того, как его назвали непознаваемым, вечным Брама (бесполый или абстрактный) Брахманом, или бесполым, абстрактным, Брахмой, Пундарикакшей, «высочайшей и непреходящей славой», когда вместо Садаика-Рупа, «неизменной», или «непреложной», Природы, он стал называться Эканека-Рупой, «единым и множественным одновременно», он, Причина, сливается с собственными следствиями, и имена его в эзотерическом порядке образуют следующую нисходящую шкалу:

Махапуруша, или Параматман........... Превышний Дух.

Атман или Пурваджа (Протологос).... Живой Дух Природы.

Индрияатман, или Хришикеша........... Духовная, или Мыслящая, Душа (единая с чувствами).

Бхутатман.......................................... Живая, или Жизне-Душа.

Кшетраджна Кшетраджня................... Воплощённая Душа, или Вселенная Духа и Материи.

Бхрантидаршанатах........................... ложное восприятие – материальная Вселенная.

Последнее наименование означает нечто воспринятое или представленное под влиянием ложного или ошибочного восприятия как материальная форма, но что в действительности является лишь майей, иллюзией, как и всё в нашей физической Вселенной.

Эволюция Дхиан-Чоханических Сущностей протекает по строгой аналогии с атрибутами этого Брахмы и в духовном, и материальном мирах. Свойства этих Сущностей, в свою очередь, отражаются в Человеке коллективно и в каждом из его принципов, из которых каждый заключает в себе в том же поступательном порядке долю различных их «Огней» и «Элементов» Элементов.

_____

115] {Tabula Smaragdina «ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ»}

СТАНСА V

ЭВОЛЮЦИЯ ВТОРОЙ РАСЫ

18. Сыны Йоги. 19. Бесполая Вторая Раса. 20. Сыны «Сынов Сумерек». 21. «Тень», или Астральный Человек, входит внутрь, и человек развивает физическое тело.

18. ПЕРВЫЕ[270] БЫЛИ СЫНАМИ ЙОГИ. СЫНЫ ИХ СТАЛИ ПОТОМСТВОМ ЖёЛТОГО ОТЦА И БЕЛОЙ МАТЕРИ.

Вот перевод этих предложений из позднейшего Комментария:

Сыны Солнца и Луны, питомцы Эфира [или «Ветра»] (а)…

Были они тенями Теней Владык (b). Они [тени] умножились расширились. Духи Земли одели их. Солнечные Лха согрели их [т.е. сохранили Витальный Огонь в нарождающихся физических формах]. Дыхания имели жизнь, но были лишены понимания. Не было у них ещё собственных Огня и Воды (с).

(а) Вспомним в связи с этим Tabula Smaragdina «Изумрудную скрижаль» Гермеса, эзотерический смысл которой открывался семью ключами. Её астрохимический смысл хорошо известен изучающим, а теперь можно дать и антропологический. Упоминаемое в ней «Единое Создание» это Человек. В «Скрижали» Сказано:

Отцом этого Одного и Единственного Создания является Солнце, а Матерью Луна. Ветер носит его на руках, и Нянька его – пылкая (Spirituous) Земля.

А оккультный вариант того же места дополняется фразой: «и Духовный Огонь – наставник ( [Гуру) ] его».

Огонь этот представляет собой Высшее «Я», Духовное Эго, или то, что, будучи полно Танха или желания жизни, вечно перевоплощается под влиянием своих низших личных Я, меняясь с каждым рождением., вечно перевоплощается под влиянием своих низших личных «я», меняющихся с каждым рождением и исполненных танхи, или желания жить. По странному закону Природы, на этом плане высшая (Духовная) Природа должна находиться, так сказать, в рабстве у низшей. Если Эго не найдёт прибежища в Атмане, Всеобъемлющем Духе, и не растворится совершенно в его естестве, личное эго может привести его к печальному концу. Это невозможно полностью понять, если изучающий не ознакомится с тайной эволюции, протекающей в трёх плоскостях – духовной, психической и физической.

Факторами, устремляющими к эволюции и ускоряющими её, т. е., стимулирующими 116] рост и развитие человека к совершенству, являются (а) Монада, или то, что действует в ней бессознательно через присущую ей Силу; и (b) низшее астральное тело, или личное «я». Первая, будь то в растительном или животном теле, одарена этой Силой и в действительности сама и является ею. Благодаря тождественности со Всесилой, которая, как сказано, присуща Монаде, она всемогуща на арупа, или лишённом форм, плане. Однако, на нашем плане, в силу кристальной чистоты своего естества, она, обладая безграничным потенциалом, остаётся индивидуально пассивной. Так, способствующие росту растений солнечные лучи не выбирают себе растений для излияния на них. Пересадите растение в недоступное для них место, и они не последуют за ним. Точно так же и с Атманом: если Высшее «Я», или Эго, не поднимается к своему Солнцу – Монаде, – низшее эго, или личное «я», всегда будет брать верх. Ибо именно это эго со своим неистовым себялюбием и животным желанием безрассудной жизни (танха) и является «строителем храма», как называет его Будда в «Дхаммападе».[271] Поэтому и сказано, что Духи Земли облачили Тени и расширили их. К этим «Духам» временно относятся человеческие астральные «я», и именно они дают, или строят, физический храм человека для пребывания в нём Монады и её сознательного принципа Манаса. Но согреваются Тени «Солнечными» Лха, или Духами. Это верно как физически и буквально, так и метафизически, или на плане психическом и духовном, ибо лишь Атман согревает Внутреннего Человека, т.е., озаряет его Лучом Божественной Жизни, и только он может дать Внутреннему Человеку, или перевоплощающемуся Эго, бессмертие. Таким образом, для первых трёх Коренных Рас и до срединной, или поворотной, точки Четвёртой формирующими силами Рас являются астральные Тени «Прародителей», Лунных Питри, которые строят физическую форму и постепенно направляют её эволюцию к совершенству, что происходит за счёт пропорциональной утраты духовности. А от этой поворотной точки уже Высшее Эго, или воплощающийся Принцип, Nous, или Ум, начинает управлять животным эго и руководить им во всех случаях, когда последний не влечёт его вниз. Коротко говоря, духовность находится на восходящей дуге, и животная, или физическая, сторона препятствует её неуклонному эволюционному продвижению только тогда, когда себялюбие личности так сильно заразило внутреннего, истинного Человека своим убийственным вирусом, что притяжение вверх утратило всю свою власть над мыслящим разумным человеком. Мы со всей ответственность утверждаем, что в настоящий период человеческой эволюции порок и злоба являются анормальными, неестественными проявлениями порочность 117] {«ОБОЛОЧКИ» ШЕБА ХАХАЛОТ} и злоба, проявляющиеся на нынешнем этапе человеческой эволюции, анормальны и неестественны – во всяком случае, должны быть такими. И тот факт, что человечество никогда не было более себялюбиво и порочно, чем сейчас, когда цивилизованные народы превратили себялюбие в этическое понятие, а порок в искусство, лишний раз подтверждает исключительность этого феномена.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 250; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ