Три закона диалектики (Гегель, Маркс):



1. Единство и борьба противоположностей. Противоречия – блага. Без них не было бы ни единства, ни борьбы. Это источник развития. (противоположности: горячо/холодно, светло/темно – обуславливают, но и исключают друг друга).

2. Количественные изменения переходят в качественные (и наоборот). (например, агрегатные состояния воды, как изменение состояний вещества).

3. Отрицание отрицания. Новое явление – развитие старого, которое начинает его же отрицать. Но развиваясь далее – начинает отрицать само себя. Например, пищевой пример (когда мы голодны – мы желаем поесть, а поев – голод проходит. Однако, наевшись, мы испытываем перенасыщение – отрицаем желание есть).

Как понимал цель истории Гегель?

Цель в истории. В истории действует некий дух, мировой разум, который постепенно разворачивается и направляет деятельность людей. Цель всемирной истории – свобода, вся история и направлена к этой цели; познание мировым духом самого себя.

Периоды:

1. Восточный мир. Свободен только один человек (деспот).

2. Греческий мир – осознание свободы, но свободны не все (аристократия, чиновники)

3. Римский мир – ставят проблему свободы в рамки правовых отношений (но не очень развита внутренняя сторона).

4. Германский мир – осознание того, что свобода – это неотъемлемое право каждого.

«Всё разумное – действительно, а всё действительное – разумно»

 

 

3. Философия марксизма

В чем заключается материализм в философии К.Маркса и Ф.Энгельса?

Материализм в философии К. Маркса и Ф. Энгельса.

Материалистическое понимание истории –> Экономический базис определяет надстройку –> Надстройка – идеология, культура.

Надстройка (семья, образование, наука, культура) – Базис (производственные отношения/производственные силы). -> основа любого общества.

Экономика – подлинная реальность.

 

МАТЕРИАЛИСТИЧ. ПОНИМАНИЕ.

· Марксизм – учение К. Маркса и Ф. Энгельса (19 в.)

· Движущая сила истории – борьба между классами.

· Классы – группы людей, различающиеся их местом в обществе.

· История – смена общественно-экономических формаций.        

Диалектический материализм:

· основной вопрос философии решается в пользу бытия (оно определяет сознание);

· сознание принимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

· материя находится в постоянном движении и развитии;

· Бога нет, он идеальный образ, плод фантазии. Он не оказывает влияния на окружающую действительность.

 

Формационный подход к истории. Понятие «общественно-исторической формации».

Формационный подход к истории. Понятие «общественно-исторической формации».

· История человечества едина

· Общественно-экономическая формация – совокупность производственных отношений, уровня развития производственных сил, связей, строя на определенном этапе исторического развития.

· Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее, а затем сама отрицается более новой формацией.

 

Переход в формацию решается только через революцию. Основной вопрос философии в пользу бытия. Материя в постоянном развитии (а оно проходит по законам диалектики).

Теория формации.

 1) Коммунистическая формация (бесклассовое общество);
2) Капиталистическая формация (буржуазия, пролетариат);

3) Феодальная формация (феодалы, крестьяне);

4) Рабовладельческая формация (рабы и рабовладельцы);

5) Первобытнообщинная формация (отсутствие классов).

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 316; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!