М.В.Ломоносов – первый русский мыслитель мирового значения

ТЕМА: Основные этапы развития и особенности русской философии

План

1. Возникновение и истоки русской философской мысли.

2. М.В.Ломоносов – первый русский мыслитель мирового значения.

Основные понятия

Протофилософия, славянофилы, западники, историософия, Соборность, Всеединство, софиология, бого­человечество, интуитивизм, космизм, ноосфера, народничество, анархизм.

 

Возникновение и истоки русской философской мысли.

    Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея это вопрос о существовании России во всемирной истории.

    Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.). Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, идею соборности и т.п. По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).

      Основной вопрос русской философии это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.

Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.

В условиях традиционного общества может сложиться протофилософия. Что касается философии, то она становится реальностью только при определенных условиях. Поэтому вряд ли право­мерно датировать возникновение русской философии эпохой языче­ской культуры мифа, хотя и есть смысл проследить ее истоки, ухо­дящие корнями в это время. Философская мысль, реализуя пред­посылки, складывается в процессе христианизации духовной жизни Руси. Она носит нравственную направленность, обеспечивая возможность "уразуметь невежество свое" и формировать достой­ное поведение.

     Для русской философии характерно:

- во-первых, сильная подверженность религиозному влиянию (православию и язычеству);

- во-вторых, специфическая форма выражения философских мыслей (художественное произведение, литературная критика, «эзопов язык», что объясняется политической несвободой и жёсткой цензурой);

- в-третьих, целостность, т.е. стремление всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом интеллектуальных проблем;

- в-четвертых, большая роль проблем морали, нравственности, понятность, доступность простому народу.

     Основные этапы русской философии и яркие представители той эпохи:

- период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (Владимир Мономах, Климент Смолятич, Филипп Пустынник);

- период борьбы против монголо-татарского ига, зарождения, становления и развития централизованного государства (Сергий Радонежский, Максимилиан Грек, Андрей Курбский);

- философия XVIII века (Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев);

- философия XIX века:

– декабристская (П. Пестель, Н. Муравьев, И. Якушкин, В. Кюхельбекер и др.);

- историческая (П.Я. Чаадаев);

- западников (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский);

- славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья К.С. и И.С. Аксаковы);

- монархическая (Н.В. Федоров, К.Н. Леонтьев);

- религиозная (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой);

- революционно-демократическая (Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин);

- марксисты (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин);

- либерального направления (В.С. Соловьев);

-философия XX - нач. XXI веков:

- религиозная (П.А. Флоренский, С.Л. Франк),

- естественнонаучная (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и др.),

    С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.

     В становлении русской философии внесли свой вклад митропо­литы: Илларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич. "Слово о законе и благодати" - одна из первых попыток рассмотреть соот­ношение права и закона. С точки зрения Иллариона право сопря­жено со свободой человека, а закон — "с суетой земных страстей". Закон закрепляет рабство, право утверждает свободу. В Ветхом завете доминирует Закон, в Новом завете - Право (благодать). Ветхий завет сменяется Новым заветом, закон - правом, рабство - свободой. И в этой смене есть суть развития истории человечества.

     Позицию равновесия светской и духовной власти отстаивал ду­ховный наставник Владимира Мономаха - Никифор Грек. Человек представляет не только небесную и тленную, божественную и тварную сферы, но и объединяет их. Через человека эти сферы сооб­щаются друг с другом. Посему светская и духовная власть должны не противостоять, а дополнять друг друга, находиться в состоянии равновесия.

      Рассматривая соотношения разума и чувства, Климент Смоля­тич отдает предпочтение разуму, ибо чувства - опора души, а ум - ее руководитель.

      Русское философствование - это рациональная форма освоения мира, но в ипостаси, отличной от классического, европейского рационализма, уходящего корнями в схоластику средневековья. Этот рационализм тяготеет не столько к академизму, сколько к практике. Возможно, это — одно из объясне­ний того, что в лоне русской философии зародились концепции различной направленности, но не сложилось ни одной законченной философской системы, за исключением философии всеединства В. С. Соловьева.

       Развитие русской философской мысли проходило в противо­стоянии двух тенденций. Одна ориентировала на самобытность, обусловленную своеобразием русской действительности. Вторая выражала стремление вписать Россию в общий процесс развития европейской культуры. Первоначально эти тенденции проявляются внутри духовенства, которое раскалывается на иосифлян (сторон­ников централизации и упрочения светской власти) и нестяжате­лей, ратующих за духовное обновление русской церкви на пути укрепления духа, а не усиления отвлеченного рассудка. Разум должен быть не средством достижения истины, а способом возвы­шения чистой веры (Нил Сорский).

       Позже противостояние отмеченных тенденций нашло свое вы­ражение в противоборстве славянофилов и западников.

       В том, что в XIX в. философия в России была уже самостоятельной, у большинства исследователей сомнений нет. Во второй половине XIX в. русская философия уже представлена рядом оригинальных, интересных по содержанию, завершенных философских систем.

       Русская философия отличается значительным разнообразием нередко противоречивых направлений, течений, воззрений. Есть среди них материалистические и идеалистические, рационалистические и иррационалистические, религиозные и атеистические. Но только в своей совокупности они отражают всю сложность, глубину и оригинальность отечественной философской мысли.

 

М.В.Ломоносов – первый русский мыслитель мирового значения

      Ученым, философом мирового уровня был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), разработавший естественно-научные проблемы и внесший неоценимый вклад в гуманитарные науки. В философии он был сторонником механистического материализма, заложил традиции материализма в русской философии. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Ломоносов отождествлял материю с веществом. Он понимал ее как состоящую из мельчайших частиц – атомов, образующих более сложные формы (корпускулы), порождающих все многообразие в этом мире. Ученый считал материю непроницаемой. При этом он утверждал: “…природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением”. Ломоносов был близок к мысли, что движение есть изменение вообще. С идеей единства мира тесно связана его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе.

      Ломоносов особое внимание уделял научному опыту, хотя опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности. Чтобы из опыта получить истину, необходимы анализ и синтез мышления. Ученый в ходе исследования выдвигает гипотезы, но лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истине.

      Отношение Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В своих работах он также большое внимание уделял этике, морали, нравственности.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 447; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!