I . Семейное предание «Свадебное платье – трагедия коллективизации»

К вопросу о вариантах проезда А.С. Пушкина по Нижегородской губернии в сентябре 1833 года( Исследование)

Тулупов Никита,

учащийся Лицея,

г.Бор

Введение

В нашем семейном музее хранятся фотографии моих родственников, чьи судьбы тесно переплетаются с историей моей страны.

С одной из старинных фотографий на меня глядит мой родственник Петровичев Денис Акимович. Мы выяснили, что сделана эта карточка в 1914 году, когда Денис Акимович был призван в действующую армию. Поэтому он в военной форме…. Судя по его выправке, статной фигуре можно предположить, что он был храбрым воином и с честью выполнял свой долг. Нас заинтересовала его судьба, но, к сожалению, нас отделяет от тех событий более ста лет.

Мы обратились к изучению самых сложных и трагических событий XX века, среди которых ключевым событием является Великая русская революция.

    Тема революции и последующих за ней событий остается волнующей и актуальной для всего прогрессивного человечества, которое стремится ответить на вопрос: «Так что же это было? Октябрьская революция - прогресс или катастрофа?»

   Проводя параллель с современной ситуацией в России и в мире, можно утверждать, что в целом ряде стран в последние годы осуществляется импорт революционных технологий и цветных революций, которые всегда приносят вслед за собой кровь, смерть граждан, разрушения и бедствия для тех стран, которые стали жертвами подобных экспериментов. Предотвратить подобные потрясения поможет историческая память и сохранение преемственности поколений. Практически в каждой семье бережно хранятся и передаются от дедов к внукам семейные реликвии.

     Проблема– в современном мире нет однозначной оценки Великой русской революции и последующих событий.

   Цель работы: дать свою оценку Великой русской революции и последующих событий.

  Гипотеза: смена политического курса нашей страны дает нам право предположить, что Великая русская революция – это зло.

ГГ Задачи:

— собрать и систематизировать материал для исследования, используя домашний архив и литературу;  

— подтвердить историческими фактами положительное и отрицательное влияние Великой русской революции на судьбы людей;

— выявить значимость семейных реликвий при изучении истории страны.

Методы исследования

интервью, анализ, историко-культурологический комментарий, обобщение архивных данных и литературы по теме.

Объект исследования

Определение значимости истории семьи в истории Великой Русской революции.

Предмет исследования

История семьи Тулуповых, Чеботаревых и Блекловых в истории Великой Русской революции.

   

В начале нашего исследования мы обратились к толковому словарю, для того чтобы дать определения Добра и Зла.

Добро - «Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу», «Положительное деяние по отношению к людям. Благодеяние», «Восторжествовать по чести, по правде»[1].

   Зло -  «Нечто дурное, вредное, противоположное добру. Результат неправедности, непослушания Богу, результат греха. Зло не было сотворено Богом, и оно не существует изначально в мире (в творении) как нечто самостоятельное - оно творится человеком»[2].

  Далее мы выстроили ассоциативный ряд применительно к этим понятиям в контексте революционных событий. Например, добро – установление справедливого порядка в обществе. Зло – гибель невинных людей…

  В истории нашей страны 1917 год стал переломным – с этого года началось установление новой государственной власти, называемой диктатурой пролетариата.

  Питирим Сорокин, борец против Октябрьской революции, отмечал ее исторический характер: «Русская революция была и политической, и экономической, и религиозной, и семейной, и образовательной, и научной, и художественной, и философской. В этом смысле, возможно, это была самая безграничная революция в истории человечества»[3].

    На следующем этапе работы мы проанализировали исторические и литературные материалы о революции и нашли примеры Добра и Зла для подтверждения или опровержения нашей гипотезы.

    Изучая историю своей семьи послереволюционное время, архивные документы города Бор, мы убедились в том, что эти события затрагивали каждого. О том, что пережил наш народ в 20-30 годы двадцатого столетия, пишет М. А. Шолохов  в романе «Поднятая целина», в рассказе «Родинка» из цикла «Донские рассказы». Концепт Добра проявляется в рассказе, когда на фоне трагических событий гражданской войны Николка мечтает об учебе, которая была невозможна до революции для детей батраков. Уставший от братоубийственной войны атаман банды белых вспоминает о доме как символе Добра, о плуге и косе, которые помнят руки, о сыне, которого он любит. Но Добро пока не может восторжествовать, ему противостоит Зло: кровь, «чудная и непонятная боль точит изнутри»[4], гибель людей и самое страшное: отец убивает собственного сына.

     Как и Николка, мои родственники, жившие в то время, мечтали о мирной счастливой жизни, об учебе. Их мечты осуществились после революции.

      По родословной линии моего отца и деда я, Тулупов Никита, принадлежу к роду Тулуповых и Чеботаревых. Мужчины нашего рода достойно служили Родине, когда ей грозила опасность, некоторые отдали за неё жизнь.

      Мой прапрадед Чеботарев Степан Иванович был русским крестьянином, трудолюбивым и добросовестным. Землю любил Степан Иванович. Но у него не было своей земли, и ему приходилось батрачить на помещика. И только после революции 1917 года он получил возможность свободно трудиться на своей земле так же, как герои романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».

         Концепт Добра проявляется в мечтах героев о Счастье, которое открыла им революция. Зло - это нещадная эксплуатация одних другими. Давыдов Семен – рабочий - двадцатипятитысячник из Ленинграда, бывший матрос - рассказывает о собственном детстве, когда отца арестовали за забастовку, чтобы прокормить четверых детей, мать была вынуждена пойти на улицу. Добро – это возможность подняться с колен веками угнетаемого народа. Давыдов говорит: «Я за свою партию, за дело рабочих всю кровь отдам! ….»[5]

И в жизни моих предков революция стала Добром.

I . Семейное предание «Свадебное платье – трагедия коллективизации»

Наша семья хранит семейное предание о свадебном платье, оно передается из уст в уста.

 После войны и революций мирная жизнь складывалась непросто. Чеботаревы имели прекрасное хозяйство: двухэтажный дом, две лошади, полный двор домашнего скота, землю. Кроме этого мужчины «чеботарили» (отсюда и фамилия), то есть шили кожаную обувь, бурки, куртки из кожи.

   В первой трети двадцатого века в Печерском храме Нижнего Новгорода старшая дочь Чеботарева Степана Ивановича Ольга венчалась с Тулуповым Куприяном Николаевичем с 1910 года рождения, жителем деревни Боталово Борского района. Это мой прадед. Исследуемая фамилия была образована в качестве отчества от личного именования предка Тулуп. Данное мирское имя восходит к русскому слову «тулуп», которым в старину называли теплую верхнюю одежду, «обнимающую все тело, весь стан». В семье Тулупова Николая Григорьевича и Тулуповой Татьяны Ивановны, моих прапрадедушки и прапрабабушки, было три сына: Михаил, Павел, Куприян и дочь Анна. Тулупов Михаил Николаевич, с 1894 года, житель дер. Боталово, Семеновского уезда Борской волости. Погиб летом 1916 года. Источник информации о Михаиле Тулупове его младший брат Куприян (1910-1991), от него мой дед Тулупов Николай Куприянович и ныне еще здравствующая племянница Михаила, с 1927 г.р., Антонина Павловна (дочь Анны Тулуповой).

   Вторая кровная линия нашей семьи – род Тулуповых. Мало что осталось известным о корнях рода. Мой прадед (не отец, а дед моего деда) Николай Григорьевич родился в деревне Мыс Толоконцевской волости. Сохранились уникальные портреты Николая Григорьевича и Ираиды Ивановны написанные карандашом (думаю что рисункам около ста лет) Деревни с которыми связана история нашей семьи, имеют богатое историческое прошлое. Сохранилась подлинная Писцовая книга 1621г.-1624г. Толоконцевской волости, составленная писцами Дмитрием Васильевиче Лодыгиным, Василием Ивановичем Полтевыми дьяком Дементием Образцовым по поручению царя Михаила Федоровича Романова и его отца патриарха Филарета Никитича[6]. В нашем семейном музее хранится копия этой Писцовой книги, что также является нашей семейной реликвией.

    Революция дала возможность нашей семье встать крепко на ноги и создать свое хозяйство.

      Но в 1929 году грянула коллективизация. Чтобы уберечь семью от высылки в Сибирь (в семье уже было пять детей), когда отобрали землю и скот, пришлось вступить в колхоз. Моя прабабушка, Ольга Степановна, уже невеста на выданье, приготовленное свадебное платье зарыла в землю на огороде, чтобы не отобрали организаторы колхоза. Эта история сохранилась также в воспоминаниях нашей семьи, сохранился рисунок этого платья, нарисованный Юрием Чеботаревым, по воспоминания самой Ольги Степановны как символ коллективизации, которая стала трагедией для нашего народа.

     Борис Гинзбург в своей книге по истории коллективизации Нижегородского края пишет: «…Методы привлечения крестьян в колхозы носили не только экономический, но и политический характер. Если крестьянин не идет в колхоз, значит он против Советской власти. А это контрреволюционное преступление – 5-8 лет лишения свободы, вплоть до расстрела по ст. 58 УК РСФСР.

      К началу 30-х гг. прошло всего 13 лет после революции, даже поколение не сменилось, и в сознании части населения еще не появилась уверенность, что Советская власть – это всерьез и надолго. Даже в начале II мировой войны некоторые крестьяне встретят немцев с распростертыми объятьями.

      Процесс раскулачивания, таким образом, свелся, в основном, к репрессивным мерам…»[7]

      «…В первой половине 1931 года все формы антиколхозных выступлений в Нижегородском крае были направлены против каждого шестого колхоза…»[8]

       Общая численность пострадавших в результате коллективизации по стране - 5 миллионов крестьянских хозяйств. Свыше одного миллиона крестьян вместе с семьями были высланы, стали спецпоселенцами в отдаленных районах страны. Истреблялись и репрессировались наиболее трудолюбивые и предприимчивые группы крестьян. Об этом имеются свидетельства потерпевших. Из их воспоминаний можно заключить, в частности, что репрессировали людей не только за состояния. Часто по разнарядке подвергалось преследованию определенное число самых рядовых людей из каждого села. Таким образом, человеческие судьбы решались казенно. В протоколе заседания президиума Ветлужского райисполкома от 26 июля 1931 года «Об утверждении плана операции по выселению кулацких хозяйств» мы прочитали, что всего за один день решено было выслать 84 хозяйства (437 человек) из 44 деревень. В это время среди организаторов колхозов ходячим было рассуждение: «Не беда, что перегнем. Если и угодим в тюрьму, то за революционное дело»…»[9]

         «…Как видим, Сталин был хорошо информирован о том, что делалось в деревне. Достаточно сказать, что на его имя с осени 1929 до весны 1930 г. поступило не менее 50 тыс. писем о перегибах в коллективизации, раскулачивании, налоговой политике. Кроме того, на имя М.И. Калинина за то же время пришло примерно 85 тыс. жалоб

         Сталин не только не реагировал на жалобы, но и сам побуждал местные органы власти форсировать коллективизацию. Еще в декабре 1929 г. на Всесоюзной конференции аграрников-марксистов он попытался «теоретически» обосновать ускоренные темпы коллективизации. Приведя высказывание Ф. Энгельса о необходимости осторожности и осмотрительности при переводе крестьян на путь общественного хозяйства, Сталин заявил, что Энгельс исходил из наличия частной собственности крестьян на землю; но у нас ее нет, так как земля национализирована. «Вот где одна из причин той сравнительной легкости и быстроты, с какой у нас развивается в последнее время колхозное движение…»[10]

          Память о тех событиях хранят наши семейные реликвии. Это фотографии, запечатлевшие моих прабабушку и прадедушку, которые стали членами колхоза «Новая жизнь», первого председателя и счетовода этого колхоза, снимок первого заседания колхозников. Эти люди беззаветно трудились на благо своей родины и строили счастливое будущее. Именно они отстояли нашу землю в годы Великой Отечественной войны. Бескорыстный труд моих родственников, как и других советских людей, безусловно, можно считать Добром.

           Революция и все последовавшие за ней события несли в себе как Добро, так и Зло. И это проявлялось во всех сферах жизни людей. Следующим этапом нашей работы стало осмысление событий, связанных с разрушением храмов в городе Бор. В книге «Борское Заволжье в фотографиях» есть информация о храмах и священниках Нижегородского края. Наш город начинался с Никольского храма, Храм на Руси являлся объектом не только архитектурного, но и духовного значения. В храме воплощался образ Вселенной, что являлось основой системы духовных ценностей общества.

             Во многих областях России до революции священники не только работали учителями, но и возглавляли школы. Например, в Карелии, вначале двадцатого века из школ в 12 деревнях 7 были церковно-приходскими.

           В нашем школьном музее есть экспозиция, посвященная истории семьи учителя лицея Вавиловой Ларисы Николаевны. Родной дедушка Ларисы Николаевны по папиной линии Вавилов Егор Иванович 1903 года рождения в 1937 году был арестован по решению Тройки НКВД Башкирской АССР и с 26 ноября 1937 года по 25 октября 1943 года содержался в местах заключения.

            Вавилов Егор Иванович был священнослужителем в одной из деревень Башкирской АССР. Имея трех малолетних детей, он и его жена честно трудились и вместе со всеми строили справедливое общество. По ложному доносу его обвинили в контрреволюционном заговоре и в том, что он в молитвах призывает к борьбе против Советской власти.

             В книге «Борское Заволжье» есть фото «Падение колокольни Крестово-Воздвиженской церкви» 10 августа 1936 года в городе Бор. Этот снимок сделал Виктор Михайлович Торгованов. Проявив пленку и напечатав фотографии, он стал их раздавать. И уже вечером другого дня его арестовали. В этой же книге есть фотография детей у стен Знаменской церкви города Бор накануне ее разрушения и осквернения прицерковных могил. Среди моих родственников нет одинаковой реакции на эти события. Одни считали, что таким образом советское правительство боролось с мракобесием, и видели в этом Добро. Другие же переживали это всё как величайшую русскую трагедию и считали происходящее Злом.[11]

             Образование и церковь в нашем государстве всегда были тесно связаны.

             Во многих областях России до революции священники не только работали учителями, но и возглавляли школы. В изучении истории народного образования особое место принадлежит сельским учителям, поскольку именно от них в конечном счете зависел успех внедрения всеобщего начального образования в жизнь села на местах. 

               23 января 1918 г. был опубликован «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах», пункт 9 которого также провозглашал отделение школы от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных учреждениях не допускалось. Последний закон соответствовал сложившейся мировой практике и, говоря современным языком, нормам гражданского общества.

               Советская власть боролась с безграмотностью, по всей стране создавались ликбезы. Образование стало доступно бывшим батракам.

                 Мой родственник, Василий Михайлович Грунский, - кубанский казак. Родился он в станице Курганная Краснодарского края второго февраля 1919 года. Голод, разруха, сиротство, гражданская война, преследования заставили многих казаков покинуть родные места. Так, волею судьбы, с 1932 г. Василий Грунский стал борчанином. Советская власть дала возможность В. Грунскому получить образование, в 1935 году Василий, шестнадцатилетний подросток, был зачислен в ФЗУ затона им. В.М. Молотова. В 1936 г. он закончил училище, освоив четыре специальности: сварщик, котельщик, слесарь, кузнец. Работать начал в затоне имени Карла Маркса. Тридцатые годы ХХ века в СССР - период масштабной индустриализации, какой не знала ни одна страна мира. Не хватало кадровых рабочих. В январе 1938г. Василий уезжает на Дальний Восток - в город Благовещенск - на - Амуре. Работал в затоне имени Ленина по специальности сварщик-котельщик. Двенадцатого декабря 1940 года Василий Михайлович был призван в Советскую армию. Рядовой Грунский начал службу в Сибири, на станции героя гражданской войны Сергея Лазо в 108 отдельном орудийно-зенитном дивизионе в составе танковой дивизии. Жизнь его связана с нашим городом Бор, с заводом «Теплоход».  Без образования, которое дала советская власть членам моей семьи и другим жителям страны, не было бы мощного государства, победившего фашистскую Германию.

Заключение:

              Политический деятель двадцатого века В. Шульгин пишет о Гражданской войне: «Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия, не знали…»[12]

                  У каждой из сторон, белых и красных, свое представление о Добре, которое они творят для Отечества. Но и у тех, и других руки в крови, так как для достижения своей цели они идут путем насилия. 

               Поэтому трудно сегодня ответить на вопросы: «На чьей стороне ваши симпатии? Кто, по-вашему, здесь «свой» и «чужой»? Нужны ли нам изменения, которые влекут за собой гибель людей?»

                  Среди членов моей семьи нет однозначного взгляда на исследуемые события. Граждане современной России так же расходятся в оценках революции, как К. Маркс и А. Пушкин: «Революции - локомотивы истории (Карл Маркс). «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (А. С. Пушкин).

                  В результате наша гипотеза «Великая русская революция – это зло» не подтвердилась. Рассуждая о Добре и Зле в революции, в результате исследования мы пришли к выводу о том, что противоборство Добра и Зла привело к трагедии целого народа.Кто же в этом виноват? Роковое стечение обстоятельств? Какая стоящая над людьми стихийная сила сталкивает их друг с другом помимо их воли? Над этими вопросами задумывается не одно поколение людей. Мы знаем одно: нам не нужны изменения, которые влекут за собой гибель невинных людей. Но если власти не проводят нужные народу реформы, всегда начинается революция.

Источники  

1. Документы и фотографии из семейного архива Тулуповых и Чеботаревых.

2. Личные воспоминания внуков Тулуповых и Чеботаревых по рассказам их родителей.

3. Воспоминания Николая Павловича Тулупова по рассказам матери Натальи Ефремовны Тулуповой.

4. Рассказы Антонины Павловны Игнатьевой – дочери Анна Николаевны Тулуповой.

5. Рассказы Власковой Ирины Викторовны – внучки Любови Ивановны Чеботаревой.

6.  Копия Писцовой книги Толоконцовской волости из семейного музея.

Литература

7. Варенцова Л.Ю., Васюточкина Н.В., Гоголева И.С., Харитонов Ю.В., Борское Заволжье в фотографиях, Нижний Новгород, 2007.

8. Гинзбург Б.Я., Коллективизация Нижегородской губернии: итоги и последствия (1928-1933 гг.) [Электронный ресурс] // Дата обращения 12.12.2017 Сайт Я-История.

  9. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка, М., 2002.

 10. Ивницкий Н.А., «Великий перелом»: трагедия крестьянства. Коллективизация и раскулачивание в начале 30-х годов. По материалам Политбюро ЦК ВКП(б) и ОГПУ // Судьбы российского крестьянства., М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1995.

   11. Кривова Н. А., Власть и церковь в 1922–1925 гг., М., 1997.    12. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства от 24 декабря 1917 года. № 9. Отдел первый.       13. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах // Декреты Советской власти, Т. 1, М., 1957.    14. Ответственный редактор Фадеева И.Е., Редколлегия: Сулимов В.А., Гурленова Л.В., Питирим Сорокин и Парадигмы Глобального развития XXI века (к 125-летию со дня рождения) Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции.


    15. Читалов Д.И., Раскрестьянивание: как это было. Нижегородский предприниматель, Н.Н., 2003., № 7.

    16. Шолохов М.А., Донские рассказы. Красноярское книжное издательство, 1985.

    17. Шолохов М.А., Поднятая целина, Москва: Советская Россия, 1960.

 

 

     

Приложения

Петровичев Денис Акимович со своими сослуживцами

                   

Чеботаревы

Ираида Ивановна                                         Степан Иванович

 

 

Их дети:

                                                                

Елизавета                               Михаил  Николай

 

Семья Чеботаревых                                            Клавдия

              

Рукописные портреты Тулуповых

Николай Григорьевич                                       Татьяна Ивановна

 

Их дети:

     Михаил                      Павел        Анна             Куприян

 

Тулупов Николай Григорьевич (справа) с дочерью Анной

Тулупов Куприян Николаевич Чеботарева Ольга Степановна

                         

Колхоз «Новая жизнь»

Принятие устава колхоза.

 

 

 

Первый день работы

 

Ложка Грунского Василия Михайловича

 

 


[1] Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка, М., 2002., Т. 2., С. 784

[2] Там же

[3] Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства от 24 декабря 1917 года. № 9. Отдел первый, С. 131.

[4] Ответственный редактор Фадеева И.Е., Редколлегия: Сулимов В.А., Гурленова Л.В., Питирим Сорокин и Парадигмы Глобального развития XXI века (к 125-летию со дня рождения)
Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, С. 23

[5] Шолохов М.А., Поднятая целина, Москва: Советская Россия, 1960, С. 731

 

1. [6] Копия Писцовой книги Толоконцовской волости из семейного музея.

 

[7] Гинзбург Б.Я., Коллективизация Нижегородской губернии: итоги и последствия (1928-1933 гг.)

[8] Там же

[9] Ивницкий Н.А., «Великий перелом»: трагедия крестьянства. Коллективизация и раскулачивание в начале 30-х годов. По материалам Политбюро ЦК ВКП(б) и ОГПУ // Судьбы российского крестьянства., М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1995, С. 249

 

[10] Кривова Н. А., Власть и церковь в 1922–1925 гг., М., 1997, С. 11

 

[11] Варенцова Л.Ю., Васюточкина Н.В., Гоголева И.С., Харитонов Ю.В., Борское Заволжье в фотографиях, Нижний Новгород, 2007, С.113  

[12] Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства от 24 декабря 1917 года. № 9. Отдел первый, С. 152.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 74; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!