ГЛАВА 2. Изучение повседневной жизни в Древней Руси, отраженной в былинах



 

Общий взгляд на повседневную жизнь жителей Древней Руси

 

Историк И.Е. Забелин писал, что домашняя жизнь человека «представляет собой среду, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих исторических событий» [3, с. 44].

В центре повседневной жизни человека находится семья. В Древней Руси семьи обычно были большими. Дед, его сыновья с женами, внуки и т. д. Все жили семьями. Детство прошло в очень тяжелых условиях, что нашло отражение даже в терминах, применяемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Порка считалась основным методом воспитания. Поучительные избиения были нормой. Родители иногда продавали младенцев в рабство из-за голода [4, с. 18].

Однако не следует преувеличивать негативное влияние жестокого воспитания. Как правильно заметил В.В. Долгов, превентивная жестокость была единственным способом спасти жизнь ребенка в ситуациях, когда родитель не мог контролировать своего ребенка все 24 часа в сутки (из-за занятости на работе и других причин). Конечно, не было яслей, детских садов и общеобразовательных школ. Богатые еще могли поставить ребенку няню, а бедные? Как сделать так, чтобы ребенок не лазил туда, где в этом нет необходимости, если большую часть времени он предоставлен самому себе? Ответ один: запугать, защитить свою жизнь запретами и наказаниями, которые могут принести пользу. Он не пойдет к волкам в лес, не сплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, хотя и в своеобразных формах [11, с. 29].

Однако детство, даже такое тяжелое, длилось недолго, особенно среди низших классов.

«Социальной границей окончательного созревания на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Другой, не менее важный показатель зрелости – создание собственного хозяйства. По словам В.В. Колесова, «Кажется, что имущественный критерий был даже важнее, поскольку взрослость - это вообще независимость, и, оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь решающего голоса - вся власть принадлежала главе семьи. Свадьбы всегда отмечаются и описываются как очень значимые события, но князь становится активным политическим деятелем только после того, как получает во владение приход" [15, с. 63].

Все это привело к тому, что общество раннего русского средневековья не знало четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было возраста начала дееспособности, не было четко определенного периода, в течение которого нужно получать образование, все это появилось намного позже. Граница брачного возраста долгое время оставалась единственной институциональной границей, существовавшей в официальной культуре" [15, с. 70].

Среди крестьян были случаи, когда восьми- или девятилетние мальчики женились на взрослых девочках. Это было сделано для того, чтобы в семью попал лишний работник. Представители знати и позже женились, но свадьбы в 12-15 лет были нормой. Взрослый глава семьи - муж - был полноправным сувереном в своем доме. Супруг считался лишь приложением к «сильной половине», поэтому собственные имена древнерусских женщин до нас почти не дошли: их называл либо отец, либо муж (например, Ярославна, Глебовна, так далее.).

Отношение к слабому полу иллюстрирует известная в средневековье притча: «Не птица в птицах сыч, ни в зверях зверь ёж, ни рыба в рыбах рак, ни скот в скотах коза, ни холоп в холопах работает, [так] ни муж в мужах, кто жены слушает».

Без разрешения мужа жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали какие-то права. До замужества дочь могла унаследовать имущество отца. Раб, который жил с господином в качестве жены, получил свободу после его смерти. Вдовы имели все права главы семьи и хозяйки.

Однако для мужей семейная жизнь не всегда была беззаботной. Из-за неравноправных браков и возрастных мезальянсов проблема «злой жены» стояла остро в средневековом обществе. В законодательство даже была внесена специальная статья: «В случае избиения жены мужа - штраф в размере 3 гривен» (как за кражу княжеского коня). Таким же штрафом был наказан случай, когда жена ворует имущество мужа, пытается его отравить. Если женщина упорствовала в своем желании уничтожить мужа и неоднократно посылала к нему наемного убийцу, ей разрешалось развестись [16, с. 110].

Людей Древней Руси называли в основном по именам, но часто у них были и разные прозвища. Отчества использовались редко. Человек, названный по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), был дворянином; так называли князей, позже - крупных бояр. Лично свободные представители среднего сословия употребляли «полутворческие отчества» (к их именам добавлялись суффиксы -ов, -ев, -ин, например «сын Иванова Петрова», т. е. Его отца звали Петром). У низших слоев общества отчества вообще не было, существовали только имена. Также в Древней Руси не было фамилий. Они появляются только в XV - XVI веках, первоначально в среде феодалов.

Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнат (для богатых). В домах основной мебелью были скамейки, на которых они сидели и спали. У богатых были деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранилось в сундуках или сумках, которые были набиты под скамейками. В темноте помещения освещались горящей деревянной щепой - факелом или глиняными масляными лампами, свечами.

По археологическим данным мы можем лишь частично восстановить облик старинных русских жилых домов. Основным типом была избушка. Это был деревянный прямоугольный бревенчатый сруб, установленный либо непосредственно на земле, либо на опорах (камнях, бревнах). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко обтесанных досок. Определенно была печь; на самом деле слово «изба» означает «жилище с печью». Однако дымоходы были редкостью; печи топили «по черному», то есть весь дым уходил в хату. Свет проникал в дома через маленькие окна, прорезанные в стенах. Как правило, это были «перетяжки»: узкая удлиненная щель в стене, которая закрывалась («прикрывалась») доской [13, с. 71].

Бедняки жили в полуземлянках. В земле была вырыта прямоугольная яма, стены укреплены деревянным каркасом, обмазанным глиной. Затем над крышей сооружали дощатую или бревенчатую крышу, иногда приподнимая ее над поверхностью небольшого бревенчатого дома. Поскольку в условиях русской зимы без отопления невозможно существовать, в полуземлянках были установлены и саманные купольные печи, топленные «по-черному». В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, они могли держать скот [13, с. 72].

Чем богаче был человек, тем сложнее представляла собой конструкция его жилища: к избе (теплому жилому помещению) пристраивали навес и холодное помещение, служившее кладовой. Состоятельные люди объединяли бревенчатые клетки в целые галереи, которые иногда возводились на специальных столбах в несколько этажей. Такой жилой комплекс назывался хоромами, а если при этом его украшали скругленные двускатные крыши, шести- или восьмиугольные бревенчатые домики, то теремом. В теремах жили князья, бояре, главы городской администрации. Большинство построек были деревянными. Некоторые церкви и гражданские постройки (башни) были построены из камня, но последних крайне мало. Кроме того, во дворе зажиточных людей были различные хозяйственные постройки: погреба, бани, скотницы, сараи, кладовые и т. д.

Основной одеждой была рубашка-блузка из холста, для богатых - из тонкого полотна. Он застегивался на деревянные, костяные или металлические пуговицы, подпоясывался узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие брюки обычно заправляли в сапоги или заворачивали в онучи. Основная часть населения носила в качестве обуви лапти или порше (нога обматывалась цельным куском мягкой кожи и перевязывалась), зимой - валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти [28, с. 122].

Дворяне одевались богаче. Аристократа можно было отличить по тому, что у него на плечах было корзно - плащ из дорогой ткани. Верхнюю одежду украшали вышивкой, мехом, золотом и драгоценными камнями на плече (вырез), гофре (подол одежды) и запястье (рукава у рук). Платье шили из дорогих тканей: аксамит (бархат), паволока (шелк). На ногах князей и бояр были высокие сапоги из цветного сафьяна (популярны были красный, синий, желтый). Головные уборы были круглые, мягкие, отороченные мехом. Зимние шубы шили из меха соболя, бобра, куницы [28, с. 124].

Пищевые продукты изготавливались в основном из злаков (рожь, овес, просо, реже пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные крупы, кисели, тушеные блюда, отвары и т. д. Мясо ели мачо и чаще свинину, чем говядину и баранину. А вот речная рыба пользовалась большой популярностью, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных столбов. Пили хлебный квас, мед, фруктовые отвары. Посуду использовали в основном деревянную, в зажиточных домах - железную, медную, серебряную.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!