Былины как исторический источник



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения былины как исторического источника    5

1.1 Былины как эпические произведения    5

1.2 Былины как исторический источник 6

1.3 Художественное своеобразие былин    10

ГЛАВА 2. Изучение повседневной жизни в Древней Руси, отраженной в былинах    12

2.1 Общий взгляд на повседневную жизнь жителей Древней Руси 12

2.2 Былины новгородского цикла и их историческое значение 16

2.3 Отражение повседневности в былинах 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 


 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Былина – это песня о древности, а античность в понимании человека этого времени - фундамент основ, его реальность, какой бы фантастической она ни казалась, не вызывала никаких сомнений. Неслучайно на севере, где сохранился народный эпос, былины назывались «старинами» (термин «эпос» ввел фольклорист Сахаров). Эпосы актуальны сейчас, потому что с их помощью можно узнать историю нашей Родины.

С древнерусских времен слово выполняло великую социальную миссию и жило в сознании людей как художественное явление, как самостоятельный образ, воплотивший в себе многовековой опыт народа, заложенный в языке. Исходя из этого, обращение к древнерусской литературе, в том числе к Былинам, есть возвращение к истокам духовности.

Больше всего нас интересует вопрос повседневной жизни жителей Древней Руси, что так или иначе отражено в былинах.

Объект исследования: былины как исторический источник.

Предмет исследования: отражение повседневной жизни жителей Древней Руси в былинах.

Цель исследования – выявить особенности повседневной жизни в русских былинах на примере Новгородского цикла.

Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:

  1. Рассмотреть былины как эпические произведения;
  2. Рассмотреть былины как исторический источник;
  3. Проанализировать художественное своеобразие былин;
  4. Охарактеризовать повседневную жизнь жителей Древней Руси;
  5. Рассмотреть былины новгородского цикла и их историческое значение;
  6. Изучить отражение повседневности в былинах.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Научная новизна. Новизна в данном случае заключается в том, что исследуется реальная жизнь наших предков на основе былинных сюжетов, языка былин.

Практическая ценность работы.

Эпическая традиция не утратила своего воспитательного значения. Несмотря на то, что эпосы давно прекратили свое устное существование, они во многом основаны на традиционной системе воспитания культурного опыта человека. Учитывая, что анализ эпоса затрагивает глубокие пласты общественного восприятия мира, можно говорить об использовании этого произведения в исследовании менталитета и национальной самобытности древних славян.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения былины как исторического источника

 

Былины как эпические произведения

 

Былины – это эпические произведения эпохи раннего феодализма с упором на историческую достоверность, прославление героев, монументальные образы которых являются воплощением лучших качеств народа, и их героические подвиги, разрешающие конфликты.

Тема, характер деятельности главных героев и художественные особенности былины не совпадают. Есть новгородские и киевские циклы и былины о героях старшего возраста. Русский эпос исторического времени складывался прежде всего как военный эпос. Это естественно, поскольку историческое сознание людей определяется утверждением своего места и значения среди соседних государств.

Самые ранние былины этого периода - былины о Добрыне Никитиче. В них отразились процессы, связанные с становлением и расцветом Киевской Руси. В большинстве военных эпосов герои вынуждены вступить в бой с противником, который в виде различных монстров захватывает Киев или окружает его бесчисленными войсками и грозит уничтожением людям и всему государству.

С развитием феодальных отношений начинают проявляться классовые противоречия, что отражено в эпосе. В былинах об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Сухмане намечаются конфликты социального характера. Внутренняя жизнь Древней Руси порождала и другие конфликты, разрешение которых требовало героических способностей. Особенно бурной и насыщенной политическими событиями была жизнь Новгорода. Новгородские былины донесли до нас неповторимый колорит внутренней жизни старинного торгового города [2].

Гордость Новгорода своим народом и богатством ярко отражена в былинах о Садко. В эпосах о Ваське Буслаеве оживает бурная жизнь Новгорода с его междоусобными распрями и политическими конфликтами, разрешенными резней на Волховском мосту, долгими смелыми походами по русским и нерусским водным путям, рожденными людьми [4].

Былинное творчество в период своего расцвета также захватывает повседневные темы. История Соловья Будимировича и Забавы Путятичны звучит торжественно и радостно. Внутренние конфликты могут привести к трагическому исходу. Таков эпос про Дунай и Настасью. В былинах о старших героях - Святогоре, Волхе, Микуле Сельяниновиче и Волге Святославиче - прославляются деяния этих могущественных людей, но их деятельность не имеет ничего общего с решением государственных или национальных проблем. Обладатели великой державы становятся бесполезными в эпоху объединения восточнославянских племен и образования государства. На смену им приходят новые герои, которые не обладают такой безмерной силой, но достаточно сильны, чтобы прославить родную землю, обеспечить свою безопасность [5].

Без привлечения эпической поэзии невозможно построить ни историю Киевской Руси, ни историю русской общественной мысли, поскольку нельзя довольствоваться односторонними, классово-ограниченными оценками исторических событий, оставленными придворными летописцами и церковной литературой.

 

Былины как исторический источник

 

Русские былины дают относительно ясную и полную картину исторической повседневной ситуации Киевской Руси, включая реалии духовной культуры. Чтобы определить принадлежность бытовой среды к той или иной эпохе, необходимо проделать очень кропотливую работу, выборочно рассматривая упомянутые в эпосе предметы и культурные явления и группируя их.

Чтобы исследовать историческую повседневную ситуацию по эпосам, необходимо четко понимать, к какому периоду русской истории следует отнести формирование былины как жанра.

Большинство исследователей правильно относят создание основной массы былин - в известной нам форме - к эпохе основания могущественного Киевского государства, считая их современными Владимиру 1.

Это направление было доминирующим в русском фольклоре на протяжении всего его существования. Изучение былин в историческом плане естественно было связано с изучением древнерусского быта и общественных отношений.

Оптимизм, выраженный в эпосах, уверенность в силе и непобедимости русского народа, запечатленное в нем богатство повседневной жизни, живые черты военной демократии в социальных институтах - вот черты, которые советские историки считают характерными для начального периода Киевской Руси [12].

Конечно, не следует забывать о непрерывном процессе модернизации при передаче былин, но не следует забывать и о поистине удивительном «чуде народной памяти», о незыблемости традиции.

Суть сюжета былины остается неизменной, а его интерпретация мало меняется, почти не вводятся новые персонажи, особенно эпизоды, а бытовые черты только модернизируются, а новые не появляются. В большинстве эпосов нет исторических несоответствий в отношении основных ситуаций и образов [20].

Несомненно, что былина, несмотря на свою в какой-то мере верность истории в идеологическом и бытовом плане, не признает привычную хронологию, смещая и комбинируя события, персонажей и реалии разных эпох, а также преломляя их через призму художественного творчества. Очевидно, что степень признания того или иного эпического произведения историческим источником зависит от степени способности понимать все это, а также от соотношения традиции и модернизации эпоса.

В изучении былин можно выделить два направления: они были представлены, с одной стороны, учеными, безоговорочно или с определенными оговорками признавшими историческую достоверность эпосов и возможность их привязки к определенной эпохе, а с другой стороны, ученые отрицают эту возможность из-за специфики художественной природы фольклора. Однако на практике существует множество взглядов, которые являются переходными между этими крайними взглядами.

Среди современных фольклористов точку зрения на состав основного цикла былин Киевской Руси очень удачно сформулировал В.П. Аникин. В том, что «в эпоху существования Киевского государства» архаический пласт мифов и легенд был переработан, общий смысл изменений, произошедших в эпическом фольклоре более поздней эпохи, он видит в «историзации старых традиций», в прославление воинской доблести [12, с. 124].

Он выдвигает эпоху Киевской Руси как «конкретную жизненно важную историческую, социальную и бытовую основу эпоса», на которой базировался «творческий процесс». Древнейшее ядро ​​эпоса сформировалось в X-XII веках.

Позже, в сложные исторические времена, былины, изображающие «золотой век» России, ее независимость, могли быть использованы как моральная опора в борьбе с завоевателями. Действительно, концентрация героических дружин при дворе киевского князя, даннические отношения соседних земель, произвол в возмездии в семейно-бытовой сфере, повседневной жизни - все указывает на то, что начальный этап становления раннеклассового древнерусского государства нашло отражение в былинах [19].

Без учета конкретной исторической ситуации в эпосах становится легко произвольно отбросить их либо тысячелетия назад, либо в 17 век. Русский героический эпос, конечно, создавался на основе тысячелетнего развития устного народного искусства, черпая оттуда и сюжеты в их общей форме, и художественные образы, и приемы, но как жанр он мог сформироваться только в конце 1-го тысячелетия нашей эры. Основная методологическая опасность в изучении эпоса заключается именно в замене их анализа как жанра анализом архаических сюжетов, используемых и модернизированных эпосом, происхождение которых почти теряется в примитивности, и существующих традиционных элементов поэтики. в нем наряду со многими другими компонентами [12].

Для выявления древних черт быта наиболее важны «общие места» в эпосе – устойчивые фрагменты повествования: развернутые сцены застолья, отъезда героя и т. д., что сопровождается «широким описанием». подробностей военной и мирной жизни, боев, обстановки и быта».

«Общие места», как и неизменные эпитеты, сохранили по традиции самые архаичные и аутентичные черты, поскольку новое творчество затронуло их несравнимо меньше, чем меняющаяся тематика эпического полотна. Подобно заставкам, концовкам и сюжетным миниатюрам в летописях, которые рисовальщики-переписчики в неизменном виде перенесли с более древних копий, «банальности» зачастую были намного старше самого текста. Особое значение «общих мест» в эпосе состоит в том, что они как вспомогательные эпизоды не акцентировали внимания композитора и исполнителей эпоса, что способствовало механической консервации их содержания [24, с 34].

Одним из средств хронологизации эпосов может быть изучение реалий в них, позволяющее установить нижнюю границу, до которой эпосы не могли возникнуть в том виде, в каком они дошли до нас: это почти неизменное «общие места», которые особенно важны в этом отношении.

Археология позволяет в большей степени установить «нижний горизонт» в памятниках эпоса. Сам термин проник и в то же время прочно закрепился, это означает, что былины складывались не позднее времени существования обозначенного ими предмета или явления: обычай захоронения и т.п.. Поздние изменения словаря ничего не меняют; хотя новые образы проникают в былины, заменяя старые (например, паровые машины на корабле садко), никто не будет спорить, что былины образовались не ранее 19 века, когда был изобретен пароход. Для хронологизации важны самые древние термины и понятия, а не самые новые [14].

 1.3 Художественное своеобразие былин

 

Былины создаются тонизирующим (его еще называют эпическим, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, стихотворные строки могут иметь разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В эпическом стихе первое ударение, как правило, приходится на третий слог с начала, а последнее ударение - на третий слог с конца.

Для эпоса характерно сочетание реальных образов, имеющих ясный исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, столичного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Часто эпопея начинается с соло. Это не связано с содержанием эпоса, но представляет собой самостоятельную картину, предшествующую основному эпосу. Итог - финал эпопеи, краткое подведение итогов или шутка («теперь старые времена, теперь дело», «вот где закончились старые времена») [9, с. 24].

Эпос обычно начинается с начала, которое определяет место и время действия. Далее следует экспозиция, в которой герой произведения выделяется, чаще всего в технике контраста.

Образ героя – в центре всей истории. Эпическое величие образа эпического героя создается раскрытием его благородных чувств и переживаний, в его действиях раскрываются качества героя.

Троица в былинах – один из основных приемов изображения (на богатырской заставе три богатыря, богатырь совершает три похода - «Три похода Ильи», Садко трижды новгородские купцы на пир не приглашают, он трижды бросает жребий и т. д.). Все эти элементы (троица лиц, тройное действие, словесные повторы) присутствуют во всех былинах. Немаловажную роль в них играют гиперболы, используемые для описания героя и его подвигов. Описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), как и описание силы воина – героя, гиперболично. Здесь появляются фантастические элементы [7, с. 51-52].

В основной повествовательной части эпоса широко используются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов и антитезиса.

Текст эпоса делится на постоянные и переходные места. Переходные отрывки – это части текста, созданные или импровизированные рассказчиками во время выступления; постоянные места - стабильные, мало изменяемые, повторяющиеся в различных эпосах (героический бой, скачки героя, седло коня и т. д.). Рассказчики обычно узнают более или менее точно и повторяют их по ходу действия. Переходные отрывки, с другой стороны, рассказчик говорит свободно, изменяя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в исполнении былин - одна из жанровых особенностей древнерусского эпоса [2].

Работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былины». Исследователь считал, что «эпопея способна вызвать интерес, способна взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом от неожиданности и захватить победителя грандиозным триумфом» [14, с. 88].

Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха киевского князя Владимира, для других – это эпоха новгородской свободы. Действие эпоса происходит в эпоху российской независимости, славы и могущества России. В эту эпоху князь Владимир царствует «вечно», а герои живут «вечно». В былинах все время действия относят к условной эпохе русской старины [13, с. 53].

 

 

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!