Задания для самостоятельной работы



Задание 1.: Заполните таблицу сравнения человека и животных (выберите несколько критериев, по которым можно выделить общее и различия, см. пример под № 1).

Основание для сравнения Человек Животное
1. Речь Способность к членораздельной речи Использование звуков и сигналов, связанных с определенным состоянием, вызываемым воздействием внешних или внутренних раздражителей
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    

 

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел II. Гл. 4, § 1,2.

Дополнительная:

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

 

Тема 3. Психоанализ о природе человека

Тезисы лекции

1. Психоанализ — направление в современной философии, объяс­няющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

реакция вытеснения (из сознания в бессознательное) отрицатель­ных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологиче­ской зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики:

топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляет­ся в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнооб­разные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изго­няются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как сово­купность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

"Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и же­лания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонен­тами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя ре­альность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, куль­турные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное че­ловеческое Я")испытывает мощное давление с трех сторон:

бессознательного - "Оно";

• внешнего мира;

• норм, запретов - "Сверх-Я";

и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемле­мые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру"

желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и куль­турного творчества.

4. Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психо­аналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системе в основе бессозна­тельного лежит "либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несек­суальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализовантрояко:

• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть про­цесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологиче­скую систему, где по-новому смотрит на проблему возникнове­ния энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного по­ведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечи­вает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструк­тивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существо­вать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация по­давленной энергии и преобразование ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал — коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подав­ляются все больше и больше. Это приводит:

• к массовым психозам, всенародной депрессии;

• к необходимости конструирования более сложных, изощрен­ных ритуалов.

7. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

Объединение людей в массу, идентификация с лидером спо­собствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии са­моценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лиде­ру), безопасности.

Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только лич­ность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

8. На основе учения Фрейда возникло философское течение неоф­рейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адле­ром, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концеп­цию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болез­ней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так на­зываемого фрейдо-марксизма.

Основная идея его концепции заключается в том, что вос­нове нормальной жизни и деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу. Общество бес­пощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим лю­дям, подчиняться начальству, властям — это приводит к "невро­тизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.

Единственный способ спасти человека — полное ниспровер­жение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепоще­ние, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окру­жающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознатель­ное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жиз­ненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлю­цинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действитель­ность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречи­вости человеческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия челове­ческого существования:

патриархат и матриархат;

• гуманистическое и авторитарное сознание;

• власть и подчинение;

• стремление к обладанию и просто жизнь;

• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

• "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить

эти противоречия. Главный способ их решения - культивирова­ние всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.

План семинара

4. Теория З.Фрейда. Структура психики. Понятие либидо. Внутренний конфликт как главная проблема душевной жизни человека. Понятие сублимации.

5. Теория К.Г.Юнга. Коллективное бессознательное. Понятие индивидуации.

6. Теория А.Адлера. Понятие комплекса неполноценности. Принцип компенсации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие сферы человеческой психики выделяет Фрейд?

2. Какова основная проблема человеческой души и два основных способа ее снятия, по мнению Фрейда?

3. Как можно узнать содержание бессознательного, по мнению Фрейда?

4. Что называет Фрейд рационализацией?

5. Что такое либидо? Как трактует либидо Юнг, в отличие от Фрейда?

6. Что в теории Фрейда вызывало возражение и у Юнга, и у Адлера?

7. Какую новую подсистему в психике человека выделил Юнг и на каком основании?

8. Что такое архетипы, по мнению Юнга?

9. Что такое индивидуация по Юнгу?

10. В чем суть принципа компенсации Адлера?

Первоисточник

Фрейд З. О психоанализе.

Вопросы:

1. Каковы причины истерии с точки зрения психологической теории Брейера и Фрейда? Какие примеры приводит Фрейд?

2. Что такое истерическая конверсия?

3. Как лечил истерию Брейер?

4. Что такое расщепление личности?

5. Как объяснял Брейер возникновение истерических симптомов в отличие от Фрейда?

6. Какова теория истерии Жане и почему Фрейд с ней не согласен?

7. Как Фрейд объясняет возникновение истерических симптомов?

8. Что Фрейд считает доказательством существования вытеснения?

9. Почему Фрейд считает необходимым исключить гипноз?

10. Какими путями можно сделать освобожденные психоанализом бессознательные влечения безвредными для индивида?

11. На чем основана техника узнавания по свободно возникающим мыслям больного?

12. Каково отношение между возникающими мыслями больного и вытесненным комплексом?

13. Каково основное правило психоанализа?

14. Что такое сновидения по мнению Фрейда и что надо учитывать при их толковании?

15. Почему ошибки и описки можно использовать для исследования бессознательного?

16. Каково, по мнению Фрейда, значение сексуального фактора в этиологии неврозов?

17. Каковы фазы развития детской сексуальности?

18. Что такоеперверзия и какое отношение она имеет к неврозу?

19. Что такое ядерный комплекс невроза?

20. Что называет Фрейд бегством в болезнь?

21. Что такое перенесение и какую роль оно играет в терапии неврозов?

22. Что такое сублимация?

 

 

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I.Ч. IV. Гл. 1, § 4.

Дополнительная:

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

Тема 4. Экзистенциальная концепция человека

Цель: приобрести целостное представление о философии экзистенциализма; освоить категориальный аппарат; научиться применять положения экзистенциализма для анализа и оценки конкретных ситуаций.

Отрицание универсальной человеческой природы. Человек как собственный проект. Личность и свобода. Подлинное и неподлинное бытие. Пограничная ситуация. Смысл жизни и ценности.

Категории человеческого существования. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии. Счастье. Любовь. Свобода. Творчество.

Тезисы лекции

 

Экзистенциализм – философское направление 40-60 г. 20 в. Основная проблема экзистенциализма - определение природу человека, ее соотношения с другими началами мироздания. Выделяют две ветви экзистенциализма: религиозную (К.Ясперс, Н. Бердяев, Г. Мар-сель) и атеистическую (А. Камю, М.Хайдеггер, Ж. Сартр). Основное понятие этой школы – экзистенция, существование конкретного человека с его проблемами. Бытие человека - динамическая и открытая реальность, которая должна постоянно «делать себя». Это - «не-завершенное» существование держащее «вопрос о своем бытии». В отличие от простого бытия вещи экзистенция всегда не совпадает с собой и с миром, это - «беспрерывная неустойчивость». Экзистенцию нельзя объяснить, она лишена основ и предпосылок. Ей грозит постоянное растворение в обезличенной повседневности. Экзистенциализм утверждает, что «существование предшествует сущности»: человек, рождаясь как индивид, элемент рода, в действии становится личностью. Человеку необходимы для этого постоянный выбор своих идеалов, ценностей, поступков; «выход из себя» т есть дистанцирование от мира и от себя прошлого; нужно собирание себя «из рассеяния и бессвязности», то есть проектирование себя. Поэтому экзистенция постоянно стремится к трансценденции - выходу за свои пределы. В повседневном обезличенном существовании мира ей не выжить. Природа экзистенции проявляется в «пограничных ситуациях» - страхе и страдании. Противопоставлялись неподлинное существование, когда человек стремится жить «как все», не подозревает своих скрытых возможностей и не ищет ни смысла жизни, ни своего истинного призвания, и подлинное существование - сознательный выбор своей судьбы. Переход между ними происходит в ситуации духовного кризиса, когда за сутолокой повседневных дел у человека появляется ощущение бессмысленности существования, а все проблемы, кроме смысла жизни, представляются второстепенными. Экзистенция - открытая возможностям и созидающая их деятельность самоопределения и самоосуществления человека. Она не выводится из каких-либо объективных причин или идей (в том числе из истории, культуры, бессознательного). Главная проблема человека в мире - отстоять свою личность, не превратиться в «винтик». Основная характеристика человека - свобода. Но свобода понимается пессимистично, как неразрывно связанная с ответственностью и заброшенностью. Трагичные нотки экзистенциализму придает то, что человек смертен и должен смириться с тем, что его свобода и жизнь закончатся. Осознание конечности жизни пронизывает ее. Материальный мир называли «миром объективации», в котором господствует необходимость, все - объекты, и нет субъектов. При этом человек «заброшен» в мир, ему никто не помогает «свыше», никто не навязывает ориентиров. Он сам выбирает признаваемые им нормы и этим выбирает себя. Вся жизнь человека определялась экзистенциализмом как сочетание свободы и «заброшенности», риска и решимости выйти за собственные границы. Но риск принятия решений - это и есть «подлинное существование», которое гораздо труднее и интереснее, чем спокойное существование в рамках традиций

План семинара

1. Отрицание универсальной человеческой природы. Человек как собственный проект.

2. Личность и свобода.

3. Подлинное и неподлинное бытие. Пограничная ситуация.

4. Смысл жизни и ценности.

5. Категории человеческого существования. Счастье. Любовь. Свобода. Творчество.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое экзистенциализм? Назовите представителей.

2. Что означает «сущность предшествует существованию»?

3. Что такое «пограничная ситуация» и кто ввел этот термин?

4. Каково содержание понятия «экзистенция»?

5. Каковы характеристики подлинного и неподлинного существования человека?

6. Как человек может обрести свободу?

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I. Ч. IV. Гл. 2, § 2. Раздел II. Гл. 4, § 3,4.

Дополнительная:

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

 

Первоисточник

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм.

Вопросы:

1. Объясните выражения Сартра «исходить из субъективности» и «существование предшествует сущности».

2. Объясните выражение Сартра «выбирая себя, мы выбираем всех людей».

3. Почему Сартр утверждает, что человек – это тревога? Является ли тревога препятствием к действию?

4. В чем состоит тревога Авраама?

5. Что хотят сказать экзистенциалисты, говоря о покинутости?

6. Что объясняет Сартр на примере истории со своим учеником?

7. Что понимает Сартр под отчаянием?

8. Почему, по мнению Сартра, экзистенциализм внушает ужас некоторым людям?

9. Почему всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью по мнению Сартра?

10. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов «вы можете делать что угодно»?

11. Как отвечает Сартр на упрек в адрес экзистенциалистов в том, что они не могут судить, поскольку человек сам выбирает?

12. Как решает Сартр вопрос о ценностях и смысле жизни?

13. В чем состоит отличие между классическим и экзистенциалистским гуманизмом?

 

5. Этика

                                       Тема 1. Понятие морали и основные этические теории


Цель: формирование у студентов представления о морали и этических теориях, понимание нравственных ценностей, смысла этических проблем.

 

Тезисы лекции

Понятие этики

Понятие «этика» происходит от древнегреческого ethos (этос). Сначала под этосом понималось место совместного проживания, дом, жилище, звериное логово, гнездо птицы. Затем им стали главным образом обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Например, Гераклит считал, что этос человека – это его божество. Такое изменение смысла понятия выражало связь между кру–гом общения человека и его характером.

Понимая слово «этос» как характер, Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить особенный класс человеческих качеств, которые он назвал этическими добродетелями. Этические добродетели, таким образом, являются свойствами человеческого характера, его темперамента, душевными качествами.

Для более точного перевода аристотелевского термина «этический» с греческого языка на латинский Цицерон ввел термин «moralis» (моральный). Он сформировал его из слова «mos» (mores – множественное число), которое, как и в греческом, использовалось для обозначения характера, темперамента, моды, покроя одежды, обычая.

Цицерон, например, рассуждал о моральной философии, имея ввиду ту же область знания, которую Аристотель назвал этикой. В IV веке н. э. в латинском языке появился и термин «moralitas» (мораль), который является непосредственным аналогом греческого понятия «этика».

Эти слова, одно греческого, другое латинского происхождения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке таким словом стало, в частности, «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit». Эти термины повторяют историю появления понятий «этика» и «мораль» от слова «нрав».

Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином. Со временем ситуация изменилась, В процессе развития философии, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за этими словами начинают закреплять разный смысл.

Так, под этикой прежде всего подразумевается соответствующая область знания, наука, а под моралью (или нравственностью) – изучаемый ею предмет. Хотя у исследователей возникали различные попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.

Моралью он называл, таким образом, то, какими видит поступки человек в его субъективных оценках, переживаниях вины, умыслах, а нравственностью – то, чем на самом деле являются поступки личности в жизни семьи, государства, народа. В соответствии с культурно-языковой традицией часто понимаются под нравственностью высокие основополагающие позиции, а под моралью, наоборот, приземленные, исто–рически очень изменчивые нормы поведения. В частности, заповеди Бога можно назвать нравственными, а вот правила школьного учителя – моральными.

2. Этика и мораль как предмет этики

Что такое мораль (нравственность)? Этот вопрос является ключевым, начальным в этике на протяжении всей истории данной области знания. Он охватывает примерно две с поло–виной тысячи лет.

Различные философские школы и мыслители давали на него самые различные ответы. До сих пор нет бесспорного, единого определения морали, что имеет прямое отношение к особенностям данного феномена. Рассуждения о морали или нравственности оказываются разными образами самой морали совсем не случайно.

Мораль, нравственность – гораздо больше, чем сумма фактов, которая подлежит исследованию. Она выступает и как задача, требующая своего решения, а также и теоретического размышления. Мораль – это не просто то, что есть. Она, скорее всего, то, что должно быть.

Существуют некоторые самые общие характеристики морали, которые на сегодняшний день широко представлены в этике и очень прочно закрепились в культуре.

Эти определения в большей мере соответствуют общепризнанным взглядам на мораль.

Мораль же предстает в двух различных обликах:

1) как характеристика личности, сумма моральных качеств и добродетелей (правдивость, доброта);

2) как характеристика отношений в обществе между людьми, сумма моральных правил («не лги», «не кради», «не убий»).

Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель.

Разум дает возможность человеку верно, объективно, взвешенно рассуждать о мире. Иррациональные процессы протекают иногда независимо от разума, а иногда зависят от него Они протекают на вегетативном уровне.

Они зависят от разума в своих аффективных, эмоциональных проявлениях. В том, что связано с удовольствиями и страданиями. Аффекты (страсти, желания) могут возникать с учетом приказов разума или вопреки им.

Таким образом, когда страсти в согласии с разумом, мы имеем добродетельный, совершенный строй души. В другом случае, когда страсти господствуют над человеком, мы имеем порочный строй души.

Мораль можно при этом рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность, главным образом, конечно, сдержанность в отношении аффектов, эгоистических страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетельствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также умеет управлять ими.

Но не следует думать, что аскетизм является главной моральной добродетелью, а многообразие чувственной жизни – тяжелым моральным пороком. Царствовать над своими страстями и управлять ими – не значит подавлять. Так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть связанными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения, наилучшее соотношение разума и чувств (страстей), и то, как достигается такое соотношение.

Рассмотрим основные этические ценности.

Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям человека в его жизни. Человек, который по природе стремится к удовольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно поземному.

Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.

Роль удовольствий и страданий определяют с биологической точки зрения, тем, что они выполняют функцию адаптации: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него.

В этом смысле удовольствие, конечно, играет положительную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния.

В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone – «наслаждение»). В основе этого учения лежи! представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья.

 «Наслаждение является целью человеческой жизни, добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сделал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основным естественным регулятором психических процессов, душевной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независимости.

Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивидуальной воли. За наслаждением всегда находится желание, которое должно быть подавлено общественными установлениями. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми.

Конечно, для каждого отдельного человека удовольствие приятно и оттого желанно. В результате оно может представлять для индивида ценность саму по себе и определять, влиять на мотивы его поступков.

Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стяжании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально-философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.

Наслаждение как позиция и ценность в ней и признается, и принимается. Стремление человека к наслаждению определяет мотивы гедоника и иерархию его ценностей, образ жизни. Назвав добро наслаждением, гедоник осознанно строит свои цели, сообразуясь не с добром, а с наслаждением.

Может ли наслаждение быть фундаментальным мораль–ным принципом? В истории философии можно найти три подхода. Первый – положительный, принадлежит предста–вителям этического гедонизма. Другой – отрицательный, принадлежит религиозным мыслителям, а также философам-универсалистам (B. C. Соловьев и др.). Они критиковали гедонизм, считали, что разнообразие пристрастий, вкусов, привязанностей не позволяет признать за удовольствием ста–тус морального принципа. Третий подход развивался эвдемонистами (Эпикур и классические утилитаристы). Эвдемонисты отрицали безусловность чувственных наслаждений. Но они принимали возвышенные наслаждения, считая их подлинны–ми, и рассматривали их как универсальное моральное основание поступков.

Польза. Это положительная ценность, в основе которой находятся интересы, отношение человека к различным объектам, постижение которых дает возможность сохранять и повышать ему свой социальный, политический, экономический, профессиональный, культурный статус. Принцип полезности можно, таким образом, выразить в правиле: «Исходя из своего интереса, извлекай из всего пользу».

Так как интересы выражаются в целях, преследуемых человеком в своей деятельности, то полезным можно считать то, что способствует достижению целей, и также то, благодаря чему цели достигаются.

Полезность в результате характеризует средства, необходимые для достижения какой-то цели. Наряду с пользой утилитарное мышление включает и другие ценностные понятия, на–пример, «успех», «эффективность». Таким образом, нечто признается полезным, если:

1) отвечает чьим-то интересам;

2) обеспечивает достижение поставленных целей;

3) способствует успешности действий;

4) способствует эффективности действий. Как и другие практические ценности (успех, целесообразность, эффективность, преимущество и т. п.), польза является относительной ценностью в отличие от абсолютных ценностей (добро, истина, прекрасное, совершенство).

Справедливость. Этимологически русское слово «справедливость» происходит от слов «правда», «праведность». В евро–пейских языках соответствующие слова происходят от латинского слова «justitia» – «юстиция», свидетельствующего о его связи с юридическим законом.

Справедливость – это один из принципов, который регулирует взаимоотношения между людьми по поводу распределения или перераспределения, также взаимного (в обмене, дарении), социальных ценностей.

Социальные ценности при этом понимают в самом широком смысле. Это, например, свобода, возможности, доходы, знаки уважения или престижа. Справедливыми называют тех людей, которые исполняют законы и отвечают добром на добро, а несправедливыми тех, кто творит произвол, нарушает права людей, не помнит сделанного им добра. Справедливым признается воздание каждому по его заслугам, а несправедливым – незаслуженные наказания и почести.

К Аристотелю восходит традиция деления справедливости на два вида: распределительную (или воздающую) и уравнивающую (или направительную). Первая связана с распределением имущества, почестей и других благ между членами общества. В этом случае справедливость в том, чтобы определенное количество благ было распределено пропорционально заслугам. Вторую связывают с обменом, и справедливость призвана уравнять стороны. Справедливость полагает определенный уро–вень согласия между членами общества относительно принципов, по которым они живут. Эти принципы могут меняться, но понимание справедливости будет зависеть от того, какие правила установились в данном обществе.

Милосердие. В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме признавалась многими мыслителями. Хотя высказывались и достаточно серьезные сомнения: во-первых, можно ли считать милосердие этическим принципом и, во-вторых, можно ли заповедь любви считать императивом, тем более фундаментальным. Проблему видели в том, что любовь, даже в самом широком понимании, является чувством, субъективным, не поддающимся сознательной регуляции явлением. Чувство нельзя вменить («сердцу не прикажешь»). Таким образом, чувство нельзя считать универсальным основанием нравственного выбора.

Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, которое содержит в себе и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо теологического значения имело и существенное этическое содержание. Этический аспект различения Декалога и заповеди люб–ви был воспринят в новоевропейской мысли.

По мнению Гоббса, нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и значительно ограничивают притязания каждого на обладание всем. Милосердие же раскрепощает, а не ограничивает.

Оно требует от одного человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Указывая на равенство и эквивалентность золотой заповеди, Гоббс истолковывал ее как стандарт общественных отношений.

Таким образом, милосердие является высшим моральным принципом. Но нет оснований всегда ожидать его от других Милосердие необходимо считать долгом, а не обязанностью человека. В отношениях между людьми милосердие является только рекомендуемым требованием. Милосердие можно вменять человеку как моральный долг, но он сам вправе по–требовать от других только справедливости и не более.

 

План семинара1

6. Понятия «этика», «мораль», «нравственность», их происхождение и смысл.

7. Ситуация морального выбора: критерии моральной оценки.

8. Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое этика и мораль? В чем отличие между моралью и нравами?

2. Почему детерминизм делает мораль невозможной?

3. Что такое этический релятивизм?

4. Как связаны между собой знание и добродетель согласно Сократу?

5. Какие главные добродетели выделил Платон?

6. Почему этика Аристотеля характеризуется как натуралистическая?

7. Что является высшим благом и как его достичь, согласно Эпикуру?

8. В чем отличие этики стоиков от этики эпикурейцев?

9. Как, по мнению стоиков, человек должен относиться к жизни и почему?

10. Что такое гедонизм? Каковы разновидности гедонизма?

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I. Ч. I. Гл. 2, § 11, 16, 17. Раздел II. Гл. 12, § 3.

Дополнительная:

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

Первоисточник

1. Эпикур. Письмо к Менекею.

Вопросы:

1. Каково отношение Эпикура к смерти?

2. Какие желания неразумно удовлетворять по мнению Эпикура?

3. Что выступает условием счастливой жизни согласно Эпикуру?

4. Как Эпикур трактует понятие удовольствия?

 

План семинара 2

1. Этика И. Канта.

2. Утилитаризм (И. Бентам, Дж. Ст. Милль).

3. Моральный нигилизм Ф. Ницше.

4. Этика А. Швейцера.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое категорический императив и каково его значение в этике Канта?

2. В чем состоит принцип автономии воли по Канту?

3. В чем главное отличие между деонтологической и утилитаристской этикой?

4. Что такое утилитаризм?

5. В чем состоит главный принцип утилитаризма?

6. Почему Ф. Ницше называют моральным нигилистом?

7. Почему А. Швейцер считал, что чистая совесть является изобретением дьявола?

 

Литература

Основная:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 5-е изд., доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2012. – Раздел I. Ч. I. Гл. 5, § 3. Раздел I. Ч. IV. Гл. 1, § 3.

Дополнительная:

  1. Популярная философия [Электронный ресурс] : учебное пособие / Гусев Д.А. - М. : Прометей, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990613416.html
  2. Философия [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И.И. Квасова. - М. : Издательство РУДН, 2011. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209035152.html
  3. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436851.html
  4. Философия [Электронный ресурс] : учебник / В. Д. Губин и др.; под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970420935.html
  5. Философия [Электронный ресурс] : учеб. / Хрусталёв Ю. М. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970431849.html
  6. Философия [Электронный ресурс] / Войтов А. Г. - М. : Дашков и К, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394009006.html
  7. Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов по дисциплине "Философия" для естеств. и техн. специальностей / Петров В.П. - М. : ВЛАДОС, 2012. - (Серия "Учебник для вузов"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691018589.html
  8. Философия [Электронный ресурс] : Учебник / Л.Е. Балашов - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785394017421.html

Первоисточники

Милль Дж. Ст. Утилитарианизм.

Вопросы:

1. Объясните выражение Милля «Лучше быть недовольным Сократом, чем довольным дураком».

2. Как определить, какое удовольствие лучше по качеству по мнению Милля?

3. Какие возражения были выдвинуты против утилитаризма?

4. В чем суть утилитаристского принципа всеобщего счастья?

Ницше Ф. Предрассудки альтруистической и сострадательной морали.

Вопросы:

1.Почему Ницше считает, что надо воздерживаться от сострадания?

2. В чем заключается сущность истинной морали по Ницше?

3. Почему Ницше называют моральным нигилистом?

4. Какую переоценку ценностей предлагает совершить Ницше?

Швейцер А. Культура и этика.

Вопросы:

1. Как понимаются отношения между человеком и природой в этике благоговения перед жизнью?

2. Каковы причины этического конфликта между обществом и личностью?

3. Что представляет собой нравственная личность по мнению Швейцера?


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!