ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»

Для 144 гр. (в период с 06.04.20 по 19.04.20)

 

    Ответить на вопросы по материалам лекционного курса (ознакомиться с текстом лекции и ответить на вопросы, приведённые после него). Выполнить задания для интерпретации философских взглядов (ответить на вопросы по приведённому ниже высказыванию).

    Выполненную работу прислать преподавателю — Татьяне Ивановне Коптеловой в срок до 14.04.2020 г.

Лекция: БЫТИЕ И МАТЕРИЯ. УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ: ДИАЛЕКТИКА И ЕЁ АЛЬТЕРНАТИВЫ

 

План лекции:

1. Бытие и материя. Свойства материального мира.

2. Философия и современная наука о пространстве и времени, как формах существования материи.

3. Диалектика как учение о развитии. Диалектика и её альтернативы.

4. Основные законы диалектики, их методологическое значение.

5. Категории диалектики. Детерминизм и индетерминизм.

1. Бытие и материя. Свойства материального мира

    Бытие - это всеохватывающая реальность, всё существующее: и материальное, и духовное. Категория бытия - один из самых древних философских терминов. Все учения античности рассматривали эту категорию в качестве центральной. Антитезой бытия является ничто. Бытие как понятие введено в философию Парменидом, и хотя характер термина оно приобрело значительно позже - видимо, в контексте платонизма, - понятием в поэме Парменида оно является с несомненной очевидностью. До Парменида предметом размышления философов были существующие вещи, а не существование как таковое.

    Формы бытия: бытие вещей и процессов природы; бытие человека; бытие духовных явлений; бытие общества.

    Античная философия о бытии: бытие идей у Платона, бытие атомов у Демокрита и Эпикура, «морфе» - форма и понимание цельности бытия у Аристотеля.

    Категория бытия в Средние века: бытие Бога и бытие природы — монистические представления Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

    Философия Нового времени о бытии: дуализм Рене Декарта и Бенедикта Спинозы, плюрализм Готфрида Лейбница, материализм эпохи Просвещения, идеализм и монизм Немецкой классической философии.

    Современная философия: бытие человека и общества.

    Материя — фундаментальная, исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы её непременно кто-нибудь осознавал.

    Согласно Джону Миллю, материя - это постоянная возможность ощущений. Не состоятельность такого определения заключается в том что существование материи ставится в зависимость от существования субъекта: есть субъект есть материя; нет субъекта нет материи. Данное определение отрицает материю как объективную реальность.        

    На основе анализа сложной ситуации в области физики, которая сложилась на рубеже 19-20 столетия (в это время в физике произошла революция: был открыт электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, была обнаружена зависимость массы тела от скорости) некоторые ученные, опираясь на данные этих открытий, пришли к выводу: материя исчезла. Так, ссылаясь на явления радиоактивности, физики стали говорить о дематериализации (исчезновении) атома. К такому выводу они пришли на основе отождествления материи с атомами, и используя явления радиоактивного распада. Материя - это атомы? Анри Пуанкаре писал, что прежде мы называли материей всю массу, это было самое надёжное и вместе с тем «осязательное», а теперь вдруг оказывается, что массы нет совсем. Отсюда вывод: материи нет. Следовательно, всё что не масса, есть ничто? В то же время Владимир Ильич Ленин указывает на недопустимость отождествления материи с атомами, массой и т. д., подчеркивает, что единственным свойством материи, с признанием которого связан философский материализм, - это свойство быть объективной реальностью. Другие свойства материи, доступные для изучения с позиции отдельных наук: протяженность, движение, самоорганизация и т. д.

    Для описания материи выделяют три объективные формы её существования: движение, пространство, время. При этом под движением понимается не только механическое перемещение тел, но и любое взаимодействие, любое изменение состояний объектов - формы движения многообразны и могут переходить из одной в другую. Очень часто мы говорим о движении, противопоставляя ему покой, считая их равноправными. Но с точки зрения современной диалектики (учения о развитии): покой носит относительный характер, в то время как движение абсолютно.

    Фридрих Энгельс в конце 19 века выделял 5-ть основных форм движения материи:

- Механическое движение, связанное с перемещением тел в пространстве.

- Физическое (по существу тепловое) движение, как движение молекул.

- Химическое движение - движение атомов внутри молекул.

- Органическое или биологическое движение, связанное с развитием белковой формы жизни.

- Социальное движение (все изменения в обществе).

    Данная классификация к настоящему времени несколько устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

- пространственное перемещение;

- электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

- гравитационную форму движения (взаимодействие планет, звёзд, галактик);

- сильное (ядерное) взаимодействие;

- слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

- химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

- биологическая форма движение (существование и развитие организмов, «живого вещества» биосферы);

- социальная форма движения (общественная жизнь);

- геологическая форма движения (процессы изменения планеты Земля, преобразования литосферы).

2. Философия и современная наука о пространстве и времени, как формах существования материи

    Пространство и время - это формы существования материи. Термином «пространство» в философии обозначают структуру объектов, их свойство быть протяженными, занимать место среди других. При характеристике пространства употребляют термин бесконечность. Термином «время» обозначают длительность существования объектов, направленность их изменения. Категории «пространство» и «время» являются одновременно и относительными, и абсолютными. Они относительны, так как их свойства постоянно меняются, и они абсолютны, так как ни один объект не может существовать вне пространства и времени.

    Пространство — структура каждого отдельного объекта и материи в целом, а также протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Пространство является многомерным.

     Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, как изменение и развитие систем, длительность и необратимость, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

 

3. Диалектика как учение о развитии. Диалектика и её альтернативы.

    Диалектика — это философское учение о развитии, всеобщих взаимосвязях и противоречиях.

    Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики. Так, диалектика Иммануила Канта - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. В то же время, диалектика Иоганна Фихте сводится к исследованию творческой активности "Я", к взаимодействию "Я" и "не-Я" как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Вильгельм Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух. Геогрг Гегель формулирует основные законы диалектики, которые универсальны — в равной степени позволяют объяснить развитие природы, общества и человеческого мышления.

    К альтернативам диалектики относятся: метафизика, «негативная диалектика», софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

    Метафизика — это учение о свехприродных факторах бытия, которые абсолютны и неподвижны; это главная альтернатива диалектики. Подобное объясняется тем, что, во-первых, метафизика также, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией; во-вторых, метафизика на многие сходные вопросы смотрит с позиций, противоположных диалектике. Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

· по вопросу о причине движения – согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

· по вопросу взаимосвязи количества и качества – сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

· по вопросу направленности движения, развития – если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признаёт развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признаёт направленности развития.

· в системе мышления – если диалектический способ мышления идёт по пути «тезис – антитезис – синтез», то метафизический опирается на формулы «или – или», «если не то, значит – это», т. е. метафизическое мышление может быть менее гибким и односторонним;

· в отношении к познанию – согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине через последовательное постижение доступных в данное время (относительных) истин; согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приёмов, носящих «умозрительный» характер;

· в отношении к окружающему миру – диалектика видит мир во всем его многообразии («цветное видение мира»), а метафизика – однообразно, по принципу «чёрное – белое»; диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, а метафизика – состоящим из отдельных вещей и явлений.

    В XX веке получила развитие так называемая «негативная» диалектика. Она разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир. Основоположниками и видными представителями «негативной» диалектики были Теодор Адорно (1903 – 1969), Жан Поль Сартр (1905 – 1980). Можно выделить главные идеи «негативной» диалектики, отличающие её от обычной «консервативной»:

· диалектика может быть только «негативной», т. е. критической; диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;

· диалектика должна постоянно в каждом предмете, явлении искать повод для критики, всё подвергать сомнению, всё отрицать;

· новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску ещё более нового (т. е. диалектика должна идти вперёд и вперёд, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);

· «негативная» (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку всё отвергает и критикует только сознание;

· отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.

    Эклектика – неорганичное, чисто внешнее соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий; создание чисто искусственных интеллектуальных конструкций.

    Софистика – это рассуждения, доказательства, основанные на софизмах. Софизмы, в свою очередь, – кажущиеся формально правильными, но ложные по существу умозаключения, основанные на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.

    Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы, т. е. положения, принимаемые за непреложную истину, неизменную при любых обстоятельствах.

    Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности знаний, отрицающий на этом основании возможности познания объективной истины.

4. Основные законы диалектики, их методологическое значение

    Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т. к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как нечто общее, проявляющееся во множестве законов.                                                         

    Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами. Например, категория причинности - универсальный закон мира. Таким образом, закон-категория, по существу, представляет собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

    Законы диалектики:

· закон единства и борьбы противоположностей;

· закон перехода количества в качество и наоборот;

· закон - отрицание отрицания отрицанием (двойного отрицания, «снятия»).

5. Категории диалектики. Детерминизм и индетерминизм

    Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышления, они в ходе его исторического развития постепенно выделяются в особую систему. Именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

    В современной диалектике к базовым категориям относят:

· Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм внешнего проявления предметов. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

· Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

· Качество — это особая определенность каждого предмета, явления, по которой мы их и различаем. Изменение качества - это высшая форма движения — развитие. Поэтому, теряя качество, вещь перестает быть тем, чем она являлась и переходит в другую форму существования. Качество является объективной характеристикой вещи; не существует качества, оторванного от вещи.

· Количество — это внешняя определенность предметов и процессов без различия их качественной внутренней определенности. Количество непрерывно в том плане, что оно постоянно изменяется, с переходом меры меняется характер количественных изменений. Количественное различие предметов при их качественной однородности является основанием для применения количественных методов в диагностике. Это инструментальные, лабораторные показатели, например в медицине: ЭКГ, СОЭ, частота пульса, температура тела, границы органов.

· Мера — это единство качественной и количественной определенности объекта, это диапазон количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество.

· Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

· Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

· Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Азаренко, С. А. Философия: учебное пособие / С. А. Азаренко. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 220 с. — ISBN 978-5-9765-3450-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99534 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Алексеев, А. П. Современная зарубежная философия : учебное пособие / А. П. Алексеев, Г. М. Пурынычева. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2012. — 124 с. — ISBN 978-5-8158-1083-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74803 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Гайденко, П. П. Научная деятельность и философский разум / П. П. Гайденко. — Москва : Прогресс-Традиция, 2003. — 528 с. — ISBN 5-89826-0142-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77023 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ ЛЕКЦИИ:

1. Почему категория - «бытие» является центральной в философии?

2. Почему философское понятие материи нельзя отождествлять с термином «атом» в современной физике?

3. Может ли геологическая форма движения материи включать в себя все другие известные формы движения?

4. Чем содержание философской категории - «пространство» отличается от содержания термина - «время»?

5. Почему «классическая» диалектика является господствующим методом современной науки, а «негативная» диалектика характеризует состояние культуры в конце 20 — начале 21 века?

6. Какой из законов диалектики выражает внутренний механизм (причину) движения и развития?

7. Чем диалектическая категория меры отличается от других категорий диалектики?

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ

    Ответить на вопросы по приведённому ниже высказыванию:

Демокрит утверждал: «Атомы движутся непрерывно в течение вечности. Начала этому нет, потому что атомы и пустота суть причины этих движений». (Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М., 1995. 183)

Что является первоосновой бытия, согласно Демокриту?

Что такое атом у Демокрита?

Что Вы можете сказать об авторе высказывания и его философии?


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!