Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.



Кириллова Алла, ОБ-РЛ-22

Занятие 6. Русская классицистическая трагедия. Трагедия А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец».

Вопрос №1

Историческая основа трагедии, ее политический и философский подтекст.

«Димитрий Самозванец», созданный в 1771 г., принадлежит к последнему этапу творчества Сумарокова, является итогом его драматургических исканий. Из всех трагедий, созданных писателем на национально-историческую тему, «Димитрий Самозванец» самая "историческая". В основу ее сюжета положены подлинные события XVII в., хотя и подвергшиеся авторскому переосмыслению, в то время как историзм ранних трагедий, например «Хорева», весьма условный, там вымысел явно преобладает над историческим фактом, а само действие отнесено к периоду глубокой древности, к легендарной эпохе основания Киева. «Димитрий Самозванец» посвящен событиям недавнего прошлого — «смутного времени», когда московский престол благодаря поддержке поляков в 1605 г. незаконно захватил Лжедмитрий, власть которого была свергнута восставшим народом. Об этой эпохе сохранилось много исторических документов, некоторые из них были известны создателю пьесы. Трагедия «Димитрий Самозванец» насыщена упоминаниями о реальных исторических лицах: Иване Грозном и Борисе Годунове, папе Клименте VIII и патриархе Игнатии. В ней слышны отзвуки борьбы католицизма с протестантизмом в Европе, кровавой истории завоеваний в странах Нового Света, сложных отношений России и Польши. Для трагедий Сумарокова 70-х годов характерно то, что они прекращаются в драматургические иллюстрации либо идеального образа монарха («Вышеслав»), либо монарха-тирана («Димитрий Самозванец»). В последней автор не ограничивается главной для классицизма коллизией между долгом и страстью в душе героя, а изображает конфликт нравственно-политический — столкновение монарха-тирана с подданными. Проблема узурпации власти в стране, поднятая драматургом в «Димитрий Самозванце», имела злободневное звучание в век Екатерины II, которая заняла престол незаконно, свергнув Петра III, и не передала власть достигшему совершеннолетия сыну Павлу. Трагедия Сумарокова, богатая политическими аллюзиями, превращалась и дискуссию о формах государственного правления в России, о сложных взаимоотношениях между «властителем» и «чернью», о нравственном облике «человека на троне».

Источник: https://studopedia.ru/11_194521_tragediya-apsumarokova-dimitriy-samozvanets.html

Вопрос № 2

Трагедия А.П. Сумарокова «Димитрий Самозванец» как произведение русского классицизма.

«Димитрий Самозванец» Сумарокова отвечает канонам жанра классицистической трагедии только в законе «триединства»: действие сосредоточено вокруг одного события, происходит в течение суток, в Кремле, в царском доме.

Действие в классицистической трагедии должно происходить в далёкие времена,но в «Димитрии Самозванце» воспроизведён эпизод из «эпохи смуты» – начала XVII века – относительно недавнее время для XVIII века. Таким образом, в трагедии проявляется один из принципов историзма – ориентация на реальные события российской истории.Однако в данной трагедии мы отмечаем авторскую интерпретацию данного принципа. В своей трагедии Сумароков следуя принципу, заявленному Прокоповичем – принципу осмысления исторической современности на материале прошедших эпох – озвучивает новую трактовку данного вопроса. Он обращается к историческим событиям не давно прошедших эпох, а к потрясениям, произошедшим в русской истории относительно недавно. Так проявляется особенность авторского замысла в трагедии через соблюдение принципа историзма. Фактически Сумароков выводит один из основных принципов историзма на новый этап развития, а вместе с тем и русскую трагедию в целом.

Конфликт чувства и долга, характерный для классицизма как внутренний, в последней трети XVIII века, уже претерпев определенное количество изменений, окончательно принимает форму конфликта внешнего, политического. На предыдущих этапах развития трагедии в центре произведения стоял монарх, для которого разрешение этого конфликта было личным нравственным выбором. Теперь же категории чувства и долга олицетворяют разные персонажи: чувства – тиран, жаждущий абсолютной власти, а долг его, который он попирает, выражен в образе народа, который ждет от правителя его исполнения, и уже является полноценным действующим лицом.

Метод классицизма – метод отвлеченно-схематического показа идей, чувств и способностей. В русской драматургии, особенно в трагедиях Сумарокова, этот способ изображения утрачивается за счет принципа близости к действительности. Ни один персонаж, мотив, идея не остается схематичным, так как остро связан с современностью. За трагедийным монархом читатель видит реально существующего правителя.

Источник: https://www.stud24.ru/literature/razvitie-klassicisticheskogo-konflikta-v-tiranoborcheskoj/278994-832107-page5.html

Вопрос № 3

Анализ сюжетосложения трагедии Сумарокова.

Нарушая законы классицистической трагедии, Сумароков делает народ активным действующим лицом пьесы, а народное восстание — необходимым сюжетным звеном.

Тема заговора, во главе которого стоял Шуйский, определяет развитие и развязку действия, вытесняя любовный конфликт на второй план, что характерно для сумароковской трагедии. Любовный конфликт в пьесе является внешним и способствует решению главного — нравственно-политического. Любовь Самозванца к дочери боярина Шуйского Ксении преступна: Лжедмитрий готов ради «царской страсти» убить жену, казнить любимого девушкой человека и против ее воли сделать своей женой. Любовь Самозванца к Ксении не только очередной каприз царя-тирана, но и трезвый политический расчет. Чтобы упрочить свою власть в России, ему нужна такая жена, как Ксения, — русская, православная, к тому же дочь основного политического противника. Любовная линия «Ксения — Георгий» в трагедии задана, но не развита, мы знаем только, что герои любят друг друга. Главная задача положительных персонажей — стать рупором авторских идей, выразить его представление об идеальном монархе.

Трагедия состоит из пяти актов. Ее стиль отличается ясностью и лаконизмом; «александрийский» стих, то есть шестистопный ямб с парной рифмовкой, которым написана пьеса, порой достигает афористичности звучания. «Блаженство завсегда народу вредно: Богат быть должен царь, а государство бедно», — рассуждает Лжедмитрий.

Источник: https://belami-club.ru/fizicheskie-zakony-i-uravneniya/tragediya-dmitrii-samozvanec-tragediya-sumarokova-dimitrii-samozvanec.html

Вопрос № 4

Пространственно-временные границы пьесы расширяются за счет упоминаний исторических событий и лиц, вовлечения в спор об истинной вере и истинной власти других стран и народов. Согласно поэтике классицизма в трагедии мало действующих лиц — шесть главных персонажей, однако в ней ощущается мощное дыхание народной стихии. Мы слышим тревожный голос набата, "голоса граждан, неясное движение за стенами Кремля", узнаем, что царский дом окружен толпой народа, однако главная роль в решении исторических судеб страны связывается Сумароковым с образами просвещенных бояр, которые являются выразителями народной воли. Причины того, что смущается народ, и все волнуются, как бурей токи вод", кроются в антинародной политике Лжедмитрия, допустившего бесчинства поляков в Москве. Самозванец не скрывает своей враждебности ко всему русскому:

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сыны отечества — поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Не случайно трагедия начинается с религиозно-философского спора, который ведут Лжедмитрий и его наперсник Пармен, выражающий точку зрения автора. Этот спор — «прение» об истинной вере, ибо Самозванец ведет наступление на православие, содействуя распространению «папской власти». Антикатолическая направленность пьесы подчеркнута в монологе Пармена, где звучит мысль об ослаблении влияния папы римского в Европе:

Сложила Англия, Голландия то бремя

И пол-Германии: наступит скоро время,

Что и Европа вся откинет прежний страх.

И с трона свержется прегордый сей монах...

По словам другого положительного героя пьесы Георгия, католическая Испания обагрила кровью страны Нового Света, и такая же участь ждет Россию, если она попадет под власть «папистов» во главе с Самозванцем.

Символом нарастающего народного негодования становятся звуки набатного колокола, повергающие Лжедмитрия в смятение:

В набат бьют! Сему биенью что причина?!

В сей час, в сей страшный час, пришла моя кончина.

Источник: https://belami-club.ru/fizicheskie-zakony-i-uravneniya/tragediya-dmitrii-samozvanec-tragediya-sumarokova-dimitrii-samozvanec.html

Вопрос № 5

В образе главного героя Сумароков вывел тип "антимонарха", который своим характером, поступками, мыслями и намерениями демонстрирует все то, чего не должно быть в монархе истинном, настоящем. Таким образом, идеальный облик просвещенного, гуманного монарха создается по принципу "от противного". Дмитрия, самозваного царя, восшедшего на русский престол путем обмана, интриг и с помощью польской армии, обличают не только положительные герои — Ксения, дочь боярина Шуйского, и князь Георгий Галицкий. Дмитрий Самозванец энергично и настойчиво выявляет собственные пороки:

Зла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может.

Я к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагрён.

В первом же явлении трагедии Дмитрий говорит, что он ненавидит русских: "Российский я народ с престола презираю". Дмитрий не уважает законов, так как считает, что высшая власть воплощается не в законе, а в "царской воле", которая, в свою очередь, диктуется не разумом, а "царской страстью". Одним из основных пороков тирана является его неуважение к личности:

Вы, ползущая тварь и черви на земле,

Внимайте рабственно монарше повеленье...

Следует подчеркнуть, что, осуждая Дмитрия за его злодейства, Сумароков не ставит ему в вину "самозванство". Устами одного из героев, Пармена, автор высказывает свое отношение к праву на престол. Не "порода" и не наследственное право являются основными условиями царствования, но личные достоинства монарха:

Когда бы ты не царствовал злонравно,

Димитрий ты иль нет, сие народу равно.

Характеры героев трагедии "Дмитрий Самозванец" (как и других пьес Сумарокова) лишены противоречивости, глубины, психологической сложности. В "Дмитрии Самозванце" нет героев, борющихся со своими пороками, страстями, преодолевающими искушение перед нравственным выбором и т.д. Конфликт между страстью и долгом не предполагает элементов психологической напряженности. Деление персонажей на положительных и отрицательных было резким и категоричным, лишенным оттенков и полутонов. Если Дмитрий — воплощение абсолютного зла, то Георгий и Ксения олицетворяют истинный патриотизм и являются носителями "разумных" чувств, а Пармен - воплощение долга и рассудительности.

Трагедии Сумарокова преследовали двоякую цель. С одной стороны, они служили "уроком царям", указывая, чего вправе требовать подданные (прежде всего, дворяне) от монархов. С другой — воспитывали самих дворян, внушая им сознание гражданского долга, любовь к отечеству, благородство, чувство собственного достоинства.

Монологи Георгия и Ксении отражают влияние на поэтику классицистической трагедии со стороны сентиментальной «слезной драмы», в них господствует чувственное начало. Убежденный в том, что «в нежности любви и раб и цесарь равны», Георгий со слезами на глазах молит Бога — «злую отвратить со Ксенией разлуку», мечтает о Москве, которая станет для них «райским селеньем», а не «мутным адом». «Несчастная судьбою» Ксения утешает себя воспоминаниями о «рощах» и «чистых лугах», где они с любимым гуляли «и воджурчанием свой слух увеселяли». Речь героев насыщена традиционными для сентиментализма «поэтизмами»: «И полны нежностью все тропки, все минуты», «О небо, ты мое вздыхание исчисли!», «И капли изочти моих горчайших слез!», «Душа моя в тебе/Тобой живу, дышу, тобою украшаюсь,/ Тобой блаженствую, тобою утешаюсь./ Не стану при тебе и в бедности тужить:/ В убогой хижине с тобой готова жить» / «Пройдите вы скоряй, пройдите, дни плачевны!»

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_18_veka/sumarokov_a_p/tragedii_sumarokova_analiz_dmitrija_samozvanca/123-1-0-2528

Вопрос № 6


Дата добавления: 2020-12-22; просмотров: 5262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!