Какова история возникновения и развития понятия «культура речи »?



Что именно роднит культуру речи с культурой в целом?

 

Культура речи определяется уровнем владения речью речи как часть культуры общения и культуры в целом. Культура речи обладает теми же свой-

ствами, признаками, что и культура в целом, и подчиняется законам культуры.

Трудность описания культуры речи состоит в разнородности, разноуровне-вости и разномасштабности входящих в нее составляющих. Речь — это своеоб-разный сплав и, пока не придумали той реакции, которая бы позволила выделить какие-то составляющие речи «в чистом виде», очень важно наметить основные направления, основные критерии, основные уровни, по которым можно, с одной стороны, оценить культуру речи данного общества, конкретного человека или проанализировать с этой точки зрения определенный текст; с другой стороны — использовать эти направления, критерии и уровни не только для констатации каких-то плюсов и минусов речи, но и для того, чтобы они служили рабочими ин-струментами, эффективными механизмами для дальнейшего культивирования речи, то есть для ее постоянного совершенствования.

 

Что входит в понятие « культура речи » ?

1. Культура речи как область культуры охватывает не всю речь, а только ту ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и рамками литератур-ного языка, соответственно это речь, регулируемая определенными правилами и нормами. Тем самым культура речи противостоит антикультуре, то есть сознательному и намеренному нарушению или искажению принятых в куль-

туре данного общества правил и манеры речевого поведения. Таким образом, отсутствие или недостаточный уровень культуры речи является показателем отсутствия или недостаточности общей культуры, прежде всего духовной.

2. Культура речи сочетает в себе все формы культуры — физическую, материальную и духовную, поскольку включает культуру мыслительной деятельности, культуру исполнения речи, коммуникативно-речевую культуру в целом (в том числе ее этическую и эстетическую составляющие), культуру создания письменных текстов и культуру их издания, хранения и пользования ими, и, конечно же, духовную культуру как содержание и цель речевой деятельности.

3. Культура речи, как и любая область культуры, включает все три вида культуры: общества, коллектива и личности, которые взаимно обогащают друг друга.

4. Культуре речи, также как и всем сферам культуры, свойственна многослой-ность и многоуровневость: это культура устной и письменной речи, культура создания текста, произнесения и восприятия текста; это разные уровни владения людьми русской речью и т. д.

5. Культура речи, как и любая культура, предполагает стремление к совершен-ствованию, а значит, и поискам наилучшего варианта из всех возможных в плане использования языковых или речевых средств. Осознанный выбор — это та творческая задача, которая и служит средством привнесения культуры в пользование речью.

6. Культура создает и задает некоторую систему ценностей в каждой своей об-ласти и в целом. По отношению к речи это проявляется в той разветвленной системе критериев, по которым речь оценивается, и по оценке значимости, ценности культуры речи в общей культуре.

7. Но самое главное в культуре речи то, что это культура осуществления специ-фической речевой деятельности, которая может и сопровождать другую, пред-метную деятельность, но очень часто выступает как самостоятельная и самоценная.

Культура речи — это область лингвистики, которая изучает осознанную речевую деятельность по созданию целенаправленной и целесообразной этически корректной эффективной речи в заданных или смоделированных условиях об-щения.

Культура речи как часть культуры в целом и культуры общения в частнос-ти — это речь данного общества и конкретного человека, которая характеризуется высоким уровнем развития. Культура речи реализует такое речевое поведение, которое одобряется и культивируется данным обществом.

Культура речи — это еще и аспект описания национальной культуры. Ком-петентность в этом отношении — это знание того, как и о чем нужно говорить или о чем нельзя (не принято) говорить в рамках данной культуры в той или иной ситуации. Например, у японцев существует верование, согласно которому опыт, выраженный словами, теряет свою сущность. Таким образом, в момент сильного эмоционального переживания, будь-то смерть родителей, или успех сына на всту-пительном экзамене, или просто прекрасное зрелище, самое правильное — ниче-

го не говорить (А. Вежбицкая, К. Годдард). В русской культуре в аналогичных ситуациях принято, наоборот, разделить с партнерами по общению их чувства и сделать это искренне, с использованием соответствующих той или иной ситуации речевых конструкций.

Культура речи — это совокупность признаков речи и, значит, свойств текста, которые делают речь наиболее пригодной для об­щения, т.е. коммуника-тивно-содержательной.

 

Какова история возникновения и развития понятия «культура речи »?

Учение о культуре речи зародилось еще в Древней Греции в рамках рито-рики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, яс-ности, точности и логичности, уместности, дослупности, выразительности речи,

а также советы по поводу того, как этого добиться. Кроме того, еще Аристотель призывал не забывать об адресате речи: «Речь состоит из трех элементов: самого говорящего, предмета, о котором он говорит, и лица, к которому он обращается и которое есть, собственно, конечная цель всего (я имею в виду слушателя)». Таким

образом Аристотель и другие риторы обращали внимание читателей на то, что ри-торических высот, искусства речи можно добиться только на базе владения осно-вами речевого мастерства, то есть правильностью, уместностью, точностью, ло-гичностью и другими достоинствами речи, которые оценивались по различным

составляющим ситуации общения.

Представление о культуре в античности было неотделимо от понятия «ду-ховность», причем в отличие от других эпох, в Древней Греции больше всего ценилась гармония во всем. Поэтому не случайно в основе риторики лежит триада этос – логос – пафос, в которой все составляющие тесно переплетены и существо-вание одного может быть достигнуто только в единстве с двумя другими. По сути, это и есть идеальная модель речевого общения, где все построено на принципах гармонии и взаимодополнительности и где каждое понятие имеет свое индивиду-альное наполнение, не нарушающее целостности и единства всей триады. Этос создает условия для речи; пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса. В основных понятиях этой три-ады соединились все внешние и внутренние условия, которые должны учитывать-ся в речи: мысль и слово в неразрывном единстве, содержание и форма речи и, ко-

нечно же, образ оратора, ибо речь не должна расходиться с делом. Поэтому важ-нейшим условием речевого мастерства, по мнению Аристотеля и его последова-телей, было следующее: «Для того, чтобы быть хорошим оратором, нужно быть хорошим человеком» (Квинтилиан).

Таким образом, нормы вырабатывались в недрах риторики, исходя из ее направленности на осмысление языковых явлений для наилучшего использования в речи и для того, чтобы сделать речь наиболее эффективной, понятной, доступ-ной и т. д. в целом.

С середины XIX века риторику во многом подменили учением об изящной словесности, а в качестве основного достоинства речи стала фигурировать образ-ность — использование разнообразных художественных средств (тропов и фигур речи), в результате представление о риторике свелось к украшенности, красивос-ти речи, и почти на столетие риторика превратилась в некий необязательный ар-хаизм, в «мертвую» науку. И уже в конце 20-х годов XX века все свелось к «куль-туре речи», под которой подразумевалось умение грамотно читать, писать и го-ворить. По сути, культура речи рассматривалась как синоним правильности речи, тем более, что большая часть населения страны в то время была неграмотна.

«Культура речи» в первую очередь помогала людям вырабатывать у них и поддерживать единый общий (литературный) язык в противовес диалектам и про-сторечию. В связи с этим главным понятием культуры речи, своеобразным ору-жием, помогающим отстоять литературный язык, стало понятие «нормативность».

В 80-е годы XX века на базе развития психологии, психолингвистики, этно-лингвистики и других дисциплин зарождается коммуникативный подход к речи. В отношении культуры речи этот подход ярко проявился в работах Б. Н. Голови-на, который выделил основные критерии анализа речи, объединил их под терми-

ном «коммуникативные качества речи» в систему, охватывающую соотношения речи и действительности, речи и языка, речи и мышления, речи и сознания. На основе этих соотношений ученым выделяются правильность, чистота, богатство, точность, логичность, уместность, доступность и выразительность как основные качества речи, набор которых обязателен и в то же время достаточен для анализа текста любого жанра и стиля. Коммуникативная направленность этой системы выразилась преимущественно в том, что Б. Н. Головин внес в свою систему свой-ства речи применительно к ситуации общения в целом и к адресату в частности.

Систему Б. Н. Головина схематически можно представить так: речь анали-зируется по тем условным составляющим, которые ее «питают», т.е. по «нерече-вым структурам», каждая из них вносит в речь что-то свое, что и оценивается как то или иное коммуникативное качество речи. А именно:

 

                                               Речь


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!