Вопрос № 11. Брак как договор



Традиционно брак понимается как форма существования семейных отношений между мужчиной и женщиной (мужем и женой), основанная на принятом в данном обществе способе его признания. На сегодняшний день выделяют три основных концепции взглядов на природу брака.

Первая концепция рассматривает брак как договор. Основной идеей этой концепции стал гражданско-правовой подход к рассмотрению существа брака. Данная концепция берет начало в римском праве и сегодня находит отклик среди ученых-юристов, занимающихся проблемами семейного права (М. В. Антокольская, Н. Н. Тарусина). В данном вопросе нас будет интересовать именно она.


Вторая концепция (теологическая) сводит понимание брака к таинству, выводя на первый план этические и религиозные элементы брака. Ее появление связано с тем периодом истории, когда вопросы заключения и расторжения брака стали прерогативой религиозных правил.

Третья концепция рассматривает брак как институт особого рода (suigeneric). По мнению приверженцев данной концепции, брак в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании и прекращении далек от природы договора.

Терминологическая близость конструкций «брак как договор» и «брачный договор» отнюдь не ведет ни к смешению, ни к противопоставлению понятий и обозначаемых ими явлений, хотя и предполагает общность их природы. Первый воспринимается как правоотношение преимущественно лично-правового порядка, второй – имущественно-правового. И тут, и там присутствуют элементы «согласительности». Кроме того, рядом находится и третья конструкция – договор, соглашение о заключении брака (сговор, выкуп за невесту, обручение, помолвка и т.д.).

Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы брака являлись гражданскими сделками (консенсуальной сделкой двух индивидов разного пола без обязательной огласки, влекшей гражданско-правовые последствия). Долгое время, правда, сосуществовали две существенно отличные формы брака – matrimoniumcummanu (с установлением власти мужа над личностью жены) и matrimoniumsinemanu (без таковой власти – свободный брак, зиждущийся на свободном соглашении мужа и жены, – свободном прекращении желанием обоих или одного из супругов) и ставший преобладающим в классический период Римской республики. Новую энергетику концепция брака как договора получила при секуляризации брака, то есть отделении гражданского акта бракосочетания от церковной процедуры бракосочетания и канонического права и распространении на супружеские отношения норм гражданского права (Голландия, Англия, Франция).

Договорная концепция базируется, прежде всего, на трех постулатах, создающих образ брака-договора: 1) требованиях к его форме и условиях действительности, 2) возможности получения возмещения убытков в результате расторжения брака по вине одного из супругов, а также 3) праве уйти от законного имущественного режима и предусмотреть режим договорный.

Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором. Основные их доводы можно свести к следующему:

 

    во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но в первую очередь создание союза, основанного на любви, уважении и т.д.

    во-вторых, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 2917; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!