Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»



Война и мир» – к 150-летию великой книги

Сочинение #2: «Война и мир» – к 150-летию великой книги


Почти полтора столетия отделяют нас от того времени, когда роман Л. Толстого «Война и мир» впервые увидел свет. Однако знакомство с героями этого произведения, наблюдение за перипетиями их судеб и невольное представление себя на их месте постепенно приводят к сопоставлению с нашей сегодняшней жизнью. Тогда и начинаешь понимать, что роман «Война и мир» в самом деле — книга великих вопросов, философских, исторических, социальных и нравственных. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Вне всякого сомнения, эти вопросы ставили перед собой не только Пьер Безухов и Андрей Болконский. Их продолжает ставить перед собой всякий здравомыслящий человек в новых поколениях людей, потому что это вечные вопросы для любого времени.

Роман Л. Толстого «Война и мир» не дает готовых решений философско-исторических или духовно-нравственных проблем. Он остается художественным произведением. Но он способен подсказать верное направление поиска. Вот почему известный русский художник И. Репин, бывший младшим современником Л. Толстого, назвал роман «Война и мир» «великой книгой жизни».

Вслед за И. Репиным о романе «Война и мир» как о великой книге жизни говорили и писали И. Тургенев, А. Фет, Ф. Достоевский, В. Короленко, А. Чехов, М. Горький. А. В. Вересаев свою книгу о Толстом и Достоевском назвал «Живая жизнь». В ней раздел о Толстом озаглавлен «Да здравствует весь мир!» Эти слова из романа «Война и мир» как нельзя точно выражают жизнеутверждающий оптимизм великого произведения, дают представление о широчайшем охвате жизненной действительности в книге.

«Они затерялись в этом лесу жизни». Так описал Р. Роллан тот восторг и то смятение, которые вызвал роман «Война и мир» у французских читателей. Сравнивая произведение великого русского писателя с «морем жизни», «человеческим океаном», «потоком жизни», «лесом жизни», писатели и критики всякий раз отмечают его самую важную особенность — жизнеутверждающий пафос. И с этим трудно не согласиться. Ведь в романе даже трагические сцены несут в себе огромный заряд утверждения жизни деятельной и созидательной. Вспомним хотя бы те чувства, которые переживает князь Андрей во время Бородинской битвы, глядя на снаряд у своих ног: «Неужели это смерть?.. Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух» Или сцену смерти старого князя Болконского, повергшей княжну Марью в уныние и отчаяние. Но «требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новою, еще неизвестною силой возникли перед княжной Марьей и охватили ее».

Зов «живой жизни» помогает вырваться из крепких объятий тоски и уныния Наташе Ростовой. Ее душевная рана, как и физическая, заживает только «изнутри выпирающей силой жизни». Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь».

Но в романе много и совсем противоположных сцен, враждебных «живой жизни». Л. Толстой вводит их для воспроизведения реальной действительности «с невыразимой сложностью всего живого». Такие сцены романа учат мужеству, бесстрашию, призывают каждого человека сохранять свою честь и достоинство в самых трудных обстоятельствах. «Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все», — читаем мы в одном месте романа. «На свете нет ничего страшного», — говорит писатель в конце произведения, проведя своих героев через тяжелые испытания. Своеобразным напутствием звучат слова о том, что человек лишь тогда ощутит себя счастливым, когда научится радостно созерцать «вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, не­постижимую и бесконечную жизнь».

«Надежда и отчаяние»: аргументы

"Тихий Дон", М.А. Шолохов. Что бывает когда тебя поглощает отчаяние

Сложна женская судьба одной из героинь романа Натальи. Постоянное переживание из-за неверности мужа, желание быть рядом, жить дружной любящей семьей и невозможность это получить, приводят ее к беспредельному отчаянью. Узнав о возобновившейся неверности Григория, беременная Наталья в порыве обиды решается на отчаянный шаг. Гордая, оскорбленная, она не хочет рожать от изменника, хоть и любимого и делает аборт у деревенской бабки, после которого истекает кровью.

Придя домой, Наталья кается перед Ильиничной, которая в ужасе от сделанного невесткой, но исправить ничего уже нельзя. Тихо, но неотвратимо Наталья приближается к смерти.

Ярко и образно автор описывает последние минуты жизни героини, наполненные трагизмом. Страдающая Наталья, ставшая уже тихой и покорной, понимает, что уходит навсегда, оставляя все самое дорогое в жизни: детей, любимого Григория, единственного мужчину в ее сердце. Она прощает ему все и с новой силой чувствует любовь к нему. И даже просит свекровь нарядить ее для похорон в зеленую юбку и поплиновую кофточку – наряды, которые очень нравились мужу. При прощании с детьми, Наталья дает наставления сынишке: «Мишатка, придет батька – поцелуй его за меня, скажи, чтобы жалел вас…»

Верное сердце Натальи принадлежало только Григорию, она ему его отдала, изо всех сил стараясь построить семейное счастье, боролась, как умела, за него, видела в этом смысл жизни. И когда все разрушилось, погибла сама.

 "Девочка со спичками", Г.Х.Андерсон

Надежды могут не оправдаться, особенно, если они возложены на других, а им до вас нет никакого дела. Каждый поглощен собственными интересами. Это ярко видно на примере героини Г.Х.Андерсона, история которой представлена в святочном рассказе "Девочка со спичками".

В канун Рождества все находятся в ожидании радостного праздника, волшебства. И маленькая бедная девочка тоже надеется на чудо, что кто-то из прохожих обратит на нее внимание и купит спички (больше у нее ничего нет), тогда она сможет принести деньги на чердак, ставший ей домом, и состоится настоящий праздник. Но увлеченным собой людям нет дела до жизни и проблем бедной нищенки. Ни у кого даже не возникает желание просто проявить участие и спросить, почему она полураздетая бродит по заснеженным улицам. Никто не хочет поделиться с ней едой, теплом. Кругом царит равнодушие, жестокость и даже злобный мальчишка украл ее туфлю (которая ей была не по размеру).

Отчаявшись дождаться чуда от людей, девочка начинает жечь спичку за спичкой, погружаясь в свои фантазии, из которых к ней на помощь приходит умершая бабушка, чтобы защитить и взять к себе. Девочка так ясно видит ее образ, что перестает различать, где реальность, а где сон. Она счастлива, что не одна и, что чудо все-таки произошло, хоть и не так, как она это себе представляла.

А утром прохожие увидели заледенелый трупик маленькой девочки, которая улыбалась, держа в руках почти пустой коробок. Она замерзла? Да, но не от холода на улице, а от холода в человеческих душах, в которых не нашлось капли сострадания к бедам малышки.


 

"Господин из Сан-Франциско", И.А. Бунин

В образе главного героя продемонстрированы черты людей, откладывающих настоящую жизнь на завтра, терпеливо существующих в настоящем.

Господин из Сан-Франциско посвятил жизнь работе. Он трудился постоянно, выписывая из Китая работников, а отдых откладывал на потом. Вот когда заработаю достаточно средств, то позволю себе расслабиться.

Когда он понимает, что его целеустремленность принесла свои плоды – он решает, что достаточно богат, чтобы позволить себе двухлетнее путешествие. Он распланировал свой отдых до мелочей, продумал маршрут.

 Русская литература

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Он и она»: аргументы

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В романе представлена история любви главных героев – Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой. На первый взгляд – это странное чувство, основанное на жалости. Но их любовь излучает свет и радость, потому что взаимна.

Героев сблизило преступление и последовавшее за ним несчастье, страдание. Влюбленная пара прошла все испытания, поддерживая друг друга. И он, и она – эмоциональные, молодые, страстные.

Осознавая насколько несчастен Родион, совершивший тяжкое преступление, Сонечка заливается слезами искреннего сочувствия. И эта искренность размягчает душу Раскольникова, наполняя ее ответным чувством.

Сонечка – это глоток свежей воды из духовного родника, перст, указывающий путь к признанию, сострадалица. Своей любовью, глубоким сопереживанием она помогла возлюбленному очиститься, возвыситься, обрести уверенность.

Соне Мармеладовой помогала христианская вера, которая умирает, если ее не подкреплять делами. Девушка сама выстояла и избежала развратной пучины, и своего любимого увела с преступного пути.

Соня отправилась за Родионом на каторгу и там во всем поддерживала и помогала ему, ведя праведный образ жизни, чем через полгода заслужила обращение «матушка Софья».

Автор дает понять, что единственная сила, которая способна творить на земле чудеса – это любовь.


М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!