Встреча со Шри Кришной благодаря сундуку



Вишванатха Чакраварти Тхакур

Шри Чаматкара-чандрика

(Лунный луч изумления)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ПРОДЕЛКА ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА В ЯЩИКЕ - Шри Кришна незаметно залезает в ящик с нарядами и украшениями, которые Матушка Яшода хочет послать Шри Радхике в подарок. Абхиманью, туповатый муж Радхи, сам того не зная, тащит этот ящик в Ее спальню по просьбе Яшоды. А потом, когда вокруг собираются гопи, ящичек открывается к великому смущению Шри Радхи и Ее подружек.

ПРОДЕЛКА ВТОРАЯ ВСТРЕЧА ПОД ВИДОМ АБХИМАНЬЮ – Шри Кришна, переодевшись мужем Радхи Абхиманью, успешно вводит в заблуждение Джатилу, престарелую свекровь Радхарани. Таким образом Он получает от Джатилы разрешение на то, чтобы приятно провести время с Радхарани в Ее собственном доме, после того как настоящий Абхиманью был отруган и прогнан Джатилой и ее глупой дочерью Кутилой.

ПРОДЕЛКА ТРЕТЬЯ ВСТРЕЧА ПОД ВИДОМ ЗМЕИНОГО ДОКТОРА - Старая Джатила подозревает, что ее невестка Радхарани каким-то образом тайно встречается со Шри Кришной. Поэтому она вообще запрещает Шри Радхе выходить из дому. С помощью Ее подруги Вишакхи, Радха притворяется, что мучается от смертельного укуса змеи. А затем появляется Шри Кришна под видом Видьявали, дочери Гарга риши, доктора, специализирующегося на излечении змеиных укусов. Так, переодевшись в молоденькую девушку – доктора, Он умудрился провести ночь со Шри Радхикой под хитрым предлогом излечения Ее.

ПРОДЕЛКА ЧЕТВЕРТАЯ ВСТРЕЧА ПОД ВИДОМ ПЕВИЦЫ – Шри Кришна, явившийся под видом девушки – певицы, не может усмирить вспышку гнева Радхарани. После этого Он обманывает Джатилу, так что та думает, что Он – кузина Шри Радхи, и принуждает Шри Радху принять Его общество на ночь.

 

 

В РОЛЯХ:

 

ШРИ КРИШНА – луноподобная Верховная Личность Бога, проказливый пастушок – брахмачари, живущий со Своими родителями в Нанда-граме во Врадже.

ВИДЬЯВАЛИ - Шри Кришна, переодетый ученой дочерью Гарга муни.

КАЛАВАЛИ - Шри Кришна, переодетый артистической молодой девушкой – певицей, а потом – кузиной Шримати Радхарани.

ШРИМАТИ РАДХАРАНИ – нежнейшее средоточие любви Шри Кришны, явившаяся как воплощение сладости, Царица Вриндавана. Божественная иллюзорная энергия Йога-майа устраивает так, что Радхарани замужем за Абхиманью и живет в Йават-граме, в 2-х милях от Нанда-грама, в доме матери Абхиманью Джатилы, Своей сварливой престарелой свекрови. Таким образом, Она живет в нескольких милях от Своих матери и отца (Киртиды и Вришабхану), которые живут в Варшане.

ШРИ ЯШОДА – царица Враджа, приемная мать Шри Кришны.

ШРИ НАНДА МАХАРАДЖ – Царь Враджа, приемный отец Шри Кришны. Вместе с Яшодой он управляет общиной пастухов из Дворца Кришны в Нандаграме.

 АБХИМАНЬЮ - глупый и ступорозный пастушок. Благодаря иллюзии Йога-майи кажется, что он – муж Шримати Радхарани, но на самом деле он никогда не касается Ее и не имеет никаких близких отношений.

 КУТИЛА - своенравная и тупая сестра Абхиманью.

ДЖАТИЛА - престарелая сумасшедшая женщина из Явата, мать Абхиманью. Вместе с Кутилой Джатила всегда пытается придраться к Шримати Радхарани и испортить Ее божественные игры.

ЛАЛИТА - ближайшая подруга Шримати Радхарани. Лалита старше, чем Шри Радха, и она очень находчиво и остроумно защищает божественные игры.

 ВИШАКХА - подруга и двойняшка Шри Радхики. Родившаяся в тот же самый момент, что и Шри Радхика, Шри Вишакха разделяет с ней точно такие же красоту, очарование и остроумие.

 РУПА МАНДЖАРИ – ближайшая служанка Лалиты, лично сопровождающая Шри Радхику.

 ТУЛАСИ МАНДЖАРИ – другое имя Шри Рати Манджари, очень дорогой служанки Радхики.

 ЛАВАНГА-ЛАТИКА – служанка Радхи, живущая и служащая в доме Шри Кришны в Нандаграме.

 ДХАНИШТХА - старшая девушка, помогающая играм Божественной Четы в очень доверительном настроении.

ГАРГИ - дочь великого святого Гаргамуни. Она очень сведуща в ведических писаниях.

КУНДА-ЛАТА - двоюродная сестра Кришны, жена Субхадры, сына Упананды, старшего брата Нанды Махараджа.

ПУРНАМАСИ - мать Сандипани Муни (гуру Кришны) и бабушка смешного брахмана-пастушка Мадхумангалы. Фактически, она не кто иной, как сама Йогмайа, явившаяся как пожилая праведная женщина всегда одетая в белое, и она организовывает все игры во Врадже таким образом, чтобы состоялась встреча Шри Радхи-Шьяма.

 

 

Мангалачарана

 

Шри Кришна Чайтанья Махапрабху - это Сам Верховный Господь. Благодаря Его милости человек может прикоснуться к чудесному бескрайнему океану чистейшей уннатаудджвала-расы, самого сладостного нектара любовных игр Шри Радха-Гириварадхари и также обрести жажду вкусить эту расу. Подобно тому, как человек, мучимый жаждой, жадно стремится испить воды, тот, кто получил милость Шри Чайтаньи Махапрабху, страстно желает слушать об играх Шри Шри Радхи-Кришны, наполненных уннатаудджвала-расой, и пересказывать их. Пусть Его милостивый взгляд защитит нас от смертоносных зубов оскорблений (апарадх), и пусть Он одарит нас надеждой обрести каплю из изумительного океана удджвала-расы (нектара божественной любви).

 

 

Лила первая

Встреча со Шри Кришной благодаря сундуку

 

Однажды ранним утром Шри Яшода, супруга Враджараджи, укладывала в сундук различную одежду, украшения и разнообразные принадлежности для шрингара (украшение женщины. Полный шрингар включает в себя шестнадцать различных процедур). Неожиданно к ней подошел Шри Кришна: - Майия (мама)! Что это ты тут делаешь в такую рань? - Сынок, - ответила Яшода, - я собираю этот сундук. - А что ты кладешь в него с таким усердием? - Милый мой, зачем Тебе это знать, иди-ка лучше на улицу и поиграй с друзьями (прия-сакха). - Но майия! Я так хочу знать, скажи, - настаивал Кришна. - Пока не скажешь, Я отсюда никуда не уйду.

«Ну так и быть, сынок, скажу! - сдалась Яшода. - Я кладу туда сандал, камфару, пыльцу цветов лотоса, кастурику (мускус), кункуму - все, что нужно для умащения тела; канчи (пояс, сотканный из золотых нитей и украшенный колокольчиками), серьги, браслеты, прекрасные украшения из берилла (ваидурья), изумрудов (мараката), жемчуга и других драгоценных камней, а также дорогие ткани и одежду».

- И все это для Меня, майия, или для Моего брата Баларамы? - Послушай сынок! - ответила Яшода. - Сундук, предназначенный для Тебя, гораздо больше этого. Он полон украшений и одежды, еще более изысканных и дорогих, чем эти. И для Баларамы я тоже подготовила подобный сундук. - Но мама, если этот сундук не для Меня и не для брата, то для кого же? Кто еще может быть объектом твоей нежной любви?

«О украшение Враджа-пура! - сказала Яшода. - Творец послал нам Тебя в награду за наше благочестие и аскезы. Ты - защитник нашей жизни. Однако в Гокуле живет одна девушка, которая олицетворяет для нас саму нашу жизнь. Она подобна прекрасному камфарному бальзаму для наших страждущих глаз. Для Нее-то я и готовлю этот сундук, наполняя его одеждой и украшениями».

- Майия! А кто эта девушка? Чья Она дочь? Где живет, и почему ты так любишь Ее? Пожалуйста, расскажи Мне о Ней. - Знаешь, сынок! Есть у меня одна подруга (сакхи) по имени Киртида. У нее и родилась эта несравненная, подобная редчайшей драгоценности девочка, освещающая Своим ослепительным сиянием даже Гопараджа Вришабхану, который сам подобен солнцу в месяц джештха (май-июнь), и распространяющая его славу повсюду. Эта девушка - воистину олицетворенный плод его аскезы (тапасьи).

«Дорогой мой! Господь Брахма создал множество прекрасных качеств, украшающих женщину: красоту, безупречное поведение, преданность старшим (гуруджанам), скромность, стыдливость, простоту, смирение и другие. Обретающий такие благородные качества обычно становится великим, но удивительно то, что сами эти качества достигли своего величия, приняв прибежище у этой девушки. Поэтому совершенно естественно, что я так люблю Ее. Имя Ее - Радха». Услышав из уст матери имя Шри Радхи и прославления Ее удивительных качеств, Шри Кришна пришел в такой восторг, что волоски на Его теле встали дыбом, и, чтобы скрыть это, Он прикрыл Свое тело накидкой.

 «Она замужем за Абхиманью и находится в доме Своего мужа, - продолжала Яшода. - Как раз сегодня он пришел к нам получить совет Гоштхараджа (царя Враджа) Шри Нандарая по поводу каких-то хозяйственных дел и сейчас сидит в гостиной. Когда же он войдет во внутреннюю, женскую половину дома, чтобы увидеться со мной, я скажу ему с любовью: ”Абхиманью, отнеси этот сундук к себе домой и отдай Радхе“».

В этот момент к Яшоде торопливо подошла служанка по имени Лавангалата: «О Гоштхарани! Золотых дел мастера Ранган и Танган, которых вы звали, уже здесь».

Услышав это, Враджешвари Яшода, преисполнившись радости, обратилась к Дхаништхе: «Дхаништха! Сейчас я ненадолго выйду, чтобы заказать для Кришны серьги, корону, ножные браслеты и другие украшения, а ты пока присмотри за этим сундуком».

Стоило Яшоде выйти, как появились Субал и другие друзья-пастушки. Обрадованный их приходу, Шри Кришна, посоветовавшись с ними, открыл в укромном месте сундук, вынул из него драгоценности, украшения и одежду и отдал все это Дхаништхе. Сам же забрался внутрь, а друзья, опустив крышку и закрыв сундук, разбежались.

Вскоре вернулась Враджешвари. Вслед за ней в комнату вошел Абхиманью и поклонился ей. Расспросив его о здоровье и делах, Шри Яшода сказала: «О Абхиманью, этот сундук с дорогими подарками я приготовила для твоей жены.

Он полон редких драгоценных камней, золотых ожерелий, браслетов, красивой одежды, мускуса и многих других прекрасных вещей. Я не могу доверить его никому, кроме тебя, поэтому отнеси этот сундук домой и передай его Радхике наедине.

И еще передай Ей мое послание: ”О Мадакши-сукхада (о счастье моих очей)! О Киртида-киртида (о преумножающая славу матери Киртиды)! О Радха! Я посылаю Тебе этот сияющий сундук. В нем находятся очень дорогие Тебе украшения (т.е. Шри Шьямасундара), достойные Тебя. Всегда украшай Себя ими (иными словами, будь погруженной в удджвала-расу). Да обретешь Ты всеблагую удачу, и да будешь жить вечно“».

Выслушав это, Абхиманью воскликнул: «О Враджешвари! Я немедленно исполню ваш приказ», - и, водрузив сундук на голову, преисполненный блаженства, отправился в путь. Шри Кришна же, оказавшись на голове Абхиманью и пребывая в нетерпеливом ожидании встречи со Своей возлюбленной Радхикой - женой Своего носильщика - тонул в океане игривого озорства, тихо и сладко смеясь.

А гопа Абхиманью ликовал: «О, как же удачлив я, обретя такое благословение. Сегодня я достиг своей цели. Этот сундук так тяжел, должно быть, он наполнен чрезвычайно редкостными сокровищами. Купив на них сотни тысяч коров, я стану таким же богатым, как Говардхан Малла, и мой дом превратится в обитель Лакшми - самой богини процветания».

Размышляя так, Абхиманью шел к себе домой из Нандаграма, дворца Нанды Махараджа. Каждая часть его тела трепетала от восторга, и слезы счастья непрерывным потоком текли из его глаз. Неся на голове такой груз, он вовсе не чувствовал усталости. И разве может быть иначе, ведь он нес того, кто сам является воплощением высшего блаженства!

Придя домой, он сразу обратился к своей матери Джатиле: «Мама! Сегодня я вышел из дома в очень благоприятный момент. Только посмотри какой сундук, полный золота, драгоценных камней, одежды и других ценностей, достался мне благодаря счастливой судьбе.

Враджешвари из-за своей необыкновенной доброты сама послала эти дорогие подарки, предназначенные для украшения (шрингара) твоей невестки. К тому же, она составила один стих, сказав мне: ”Пожалуйста, выслушай мое послание и передай его Шри Радхе“».

 Вот ее послание: ”О Мадакши-сукхада! О Киртида-киртида! О Радха! Я посылаю Тебе этот сияющий сундук. В нем находятся очень дорогие, достойные Тебя украшения. Всегда украшай Себя ими. Да обретешь Ты всеблагую удачу, и да будешь жить вечно“».

Услышав эти благословения, Джатила очень обрадовалась и подумала про себя: «Сегодня нам несказанно повезло. Получив такой дар, невестка будет восхищена моим сыном».

Вслух же, слегка улыбаясь, сказала: «Сынок! Ни твоя жена, ни я, ни твоя сестра не в состоянии даже сдвинуть с места этот тяжеленный сундук.

Отнеси-ка ты его сам в спальню дочери Вришабхану и поставь на возвышение (веди), чтобы, открыв сундук, Она могла сразу увидеть Свои любимые украшения».

Абхиманью принес сундук в спальню Шри Радхи и ушел. Когда Ее подруги увидели сундук, они почувствовали необычайную радость, а Шри Радха, воплощение чистоты и разума, сказала по секрету Лалите: «Сакхи, пожалуйста, объясни, почему это в таком неподходящем месте и в такое неподходящее время Моя левая грудь, левая рука, левый глаз, левое бедро и другие части тела трепещут от восторга?» «Радха! - ответила Лалита. - Кажется, в этом сундуке находится украшение, сделанное из самых лучших самоцветов (другими словами, Шри Кришна, носящий изысканные одежды и дорогие украшения). Воистину сама Враджешвари даровала его Тебе, и дрожь в Твоем теле говорит об этом счастливом приобретении. О сакхи, этот трепет - свидетельство наивысшей удачи».

«О Лалита! - сказала Шри Радха. - От одного вида этого сундука неописуемо игривое настроение переполняет Меня. Давай поскорее откроем его. Мне не терпится увидеть, что за сокровища, дарующие благую удачу, находятся внутри!»

 Сгорая от любопытства и желания поскорее увидеть таинственное содержимое сундука, подружки окружили его со всех сторон, а Шри Радха, сняв с Себя все украшения, быстро открыла сундук.

Как только сундук открылся, сакхи, воскликнув: «Ах!!! Что это?!» - захлопали в ладоши и залились громким смехом. В Радхе же проснулась дремлющая стыдливость, и волны безграничного блаженства захлестнули Ее. Подобный крокодилу Камадев (Купидон) овладел лишенным украшений телом Шри Радхи, и Она от стыда пришла в полное замешательство. И тут, к всеобщему удивлению, Шри Кришна, само воплощение артистизма, неожиданно выскочил из сундука и расцеловал всех юных гопи.

«О сакхи! - обратилась Лалита к Шри Радхе, подбадривая Ее. - Украшение, которое пришло к нам, благословенно. Тот, кто принес его, Твой муж, благословенен, и приславшая Тебе с такой глубокой любовью эти украшения Гоштхамахешвари Яшода тоже благословенна. Благословенно и ее послание, где говорится: ”О Радха! Будь всегда украшена драгоценностями, подаренными мною“. Благословен и дом, в котором этот сундук оказался, чтобы явить такую необыкновенную лилу».

«Сакхи, - продолжала Лалита, - ведь Гоштхешвари с большой любовью сказала Тебе: ”Пусть Тебя всегда украшают эти драгоценности“. Более того, Твой муж и свекровь тоже одобрили это. Поэтому, о Гандхарвика, Тебе следует повиноваться воле этих трех старших». От слов Лалиты Шри Радха окончательно смутилась.

«Сакхи! - возмутилась Она. - Враджешвари, несомненно, послала Мне в этом сундуке множество изысканных драгоценностей и других прекрасных вещей, но один хитрый вор украл их и, спрятав где-то, сам забрался в него. Немедленно иди к Моей свекрови и расскажи ей обо всем».

Лалита тотчас повернулась к Шри Кришне: «О жаждущий встретиться с Радхой! О несомый Абхиманью! Проехав на его голове, Ты предстал пред Радхой - его женой, желая насладиться встречей с Ней, и явил тем самым Свое намерение полностью уничтожить женское целомудрие на Земле. Сейчас же верни все украшения, иначе я позову благородную Джатилу».

«Послушай, Лалита! - ответил Шри Кришна. - Твоя подруга, Шри Радха, очень хитрая и изощренная в достижении Своей цели. Я просто из любопытства забрался в этот сундук. Это Она Сама послала Своего мужа, чтобы насильно доставить Меня сюда, а сейчас скрывает это от всех вас».

И, повернувшись к Шри Радхе, начал оправдываться: «О Радха! Почувствовав благоухание, исходящее из этого сундука, Я вынул все, что там находилось, и послал Тебе через Дхаништху, а Сам, недолго думая, забрался в сундук лишь для того, чтобы Мое тело стало таким же ароматным. И именно в этот момент неожиданно пришел Твой муж, взял сундук и принес Меня сюда».

Затем Кришна обратился к Ее подружкам: «О сакхи! Я подаю жалобу в ваш суд, а вы внимательно рассмотрите ее и вынесите приговор. Если вина Радхики будет доказана, Я накажу Ее, а если это Моя вина, то Я готов страдать здесь три ночи в горячих объятиях ваших змееподобных рук». Мы вновь и вновь склоняемся перед Шри Шри Радхой-Кришной, вечно юной Четой Враджа, всегда погруженной в разнообразные любовные игры. Благодаря Их божественному влиянию глаза гопи Враджа, подобные птице чакора, обрели желаемое, стрелы Камадева достигли высочайшего успеха, наслаждения - своей полноты в расе, изумительные стихи поэтов - своей вершины, медитация преданных достигла совершенства, а земной (бхаума) Вриндаван прославился во всех четырнадцати мирах.

 

 

 

Лила вторая


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!