Вопросы, задания, темы сообщений



Маяковский Семинар

Владимир Владимирович Маяковский (1893 - 1930)

 

Владимир Владимирович Маяковский родился в дворянской в семье. Детские годы его прошли в Грузии, где отец служил лесничим. В 1906 г. после внезапной смерти отца семья переезжает в Москву. Маяковский учится в гимназии, но увлечение революционной литературой, вступление в социал-демократиче­ской партию большевиков, подпольная работа, аресты отодвинули учебу на второй план.

В 1911 г. после очередного многомесячного заключения он ре­шает прервать партийную работу, продолжить учебу и посвятить себя искусству. Маяковский стал одним из создателей русского футуризма. В 1913 г. выходит первая его книга — “Я”. Социальная критика, богоборческие мотивы, поиски нового поэтического языка определили направление дореволюционного творчества Маяковского.

Большое значение в личной жизни и отражение в творчестве имело знакомство с Л. Брик, на долгие годы ставшей самым близким для поэта человеком. Ей он посвятил многие произведения.

Поэт восторженно принял Октябрьскую революцию и стремился в своих стихотворениях, поэмах (“150000000”, “Люблю”, “Про это”, “Влади­мир Ильич Ленин”, “Хорошо!”), драматических произведениях (“Клоп”, “Баня”) дать, по его словам, “героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи”.

Стремясь продолжить традиции футуризма, Маяковский организовал литературную группу “ЛЕФ”, позже вошел в крупнейшее объединение пролетарских писателей РАПП. Но избежать непонимания, травли со стороны литературных противников он не смог. Все это осложнилось сложностями личной жизни, что и стало причиной самоубийства поэта.

Смелый новатор в области поэтической формы, страстный художник-публицист, поэт, органически воплощавший глубоко личные и общественные эмоции, Маяковский оказал большое влияние на мировую поэзию ХХ века.            

    


Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

 

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

 

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь

 

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется - и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я - бесценных слов транжир и мот.

1913


Вопросы, задания, темы сообщений

В чем состоит суть и отличительные особенности эстетики футуризма? Как они проявились в раннем творчестве Маяковского и в приведенном стихотворении?

Объясните значение выделенных слов и объясните художественный смысл их параллельного употребления.

Укажите средства экспрессивно-эмоциональной выразительности.

4. В чем особенность метафоры Маяковского?

 


Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит— кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

“Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!”

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают—

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914


 

Вопросы, задания, темы сообщений

Определите тип творчества (романтический, реалистический), с которым связано стихотворение. Укажите его важнейшие признаки, реализованные в тексте.

Укажите признаки разговорного стиля речи. Чем мотивировано его использование в художественном произведении?

Дайте стилистическую оценку выделенным выражениям.

 


Письмо Татьяне Яковлевой

В поцелуе рук ли,

                         губ ли,

в дрожи тела

               близких мне

красный

         цвет

               моих республик

тоже

  должен

               пламенеть.

Я не люблю

               парижскую любовь:

любую самочку

                      шелками разукрасьте,

потягиваясь, задремлю,

                                   сказав —

                                                   Тубо

собакам

          озверевшей страсти.

Ты одна мне

                 ростом вровень,

стань же рядом

                     с бровью брови,

дай

    про этот

                  важный вечер

рассказать

             по-человечьи.

Пять часов,

             и с этих пор

стих

   людей

              дремучий бор,

вымер

      город заселенный,

слышу лишь

                 свисточный спор

поездов до Барселоны.

В черном небе

                    молний поступь,

гром

    ругней

                в небесной драме,—

не гроза,

         а это

                  просто

ревность двигает горами.

Глупых слов

                 не верь сырью,

не пугайся

              этой тряски,—

я взнуздаю,

              я смирю

чувства

       отпрысков дворянских.

Страсти корь

                  сойдет коростой,

но радость

              неиссыхаемая,

буду долго,

              буду просто

разговаривать стихами я.

Ревность,

            жены,

                        слезы...

                                   ну их!

— вспухнут веки,

                          впору Вию.

Я не сам,

               а я

                    ревную

за Советскую Россию.

Видел

      на плечах заплаты,

их

чахотка

             лижет вздохом.

Что же,

        мы не виноваты —

ста мильонам

                  было плохо.

Мы

  теперь

             к таким нежны

спортом

          выпрямишь не многих,-

вы и нам

           в Москве нужны,

не хватает

            длинноногих.

Не тебе,

         в снега

                     и в тиф

шедшей

          этими ногами,

здесь

     на ласки

                     выдать их

в ужины

           с нефтяниками.

Ты не думай,

                  щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

            иди на перекресток

моих больших

                    и неуклюжих рук.

Не хочешь?

              Оставайся и зимуй,

и это

   оскорбление

                         на общий счет нанижем.

Я все равно

               тебя

                             когда-нибудь возьму —

одну

      или вдвоем с Парижем.


1929

Вопросы, задания, темы сообщений


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!