Ибо Мелхиседек, Царь Салима, священник Бога Вышняго, - тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,



Которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира,

Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.

Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть, со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.

Но сей, не происходящий от рода их получил десятину от Авраама и благословил имевшаго обетования.

Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

И здесь десятины берут человеки смертные, а там имеющий о себе свидетельство, что он живет.

9. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:

Ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.

Итак, если бы совершенство достигалось посредством Левитского священства (ибо с ним сопряжен закон народа), то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

Потому что с переменою священства необходимо было перемене и закона.

13. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику;

Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает священник иной,

Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни не престающей.

Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека».

Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности.

Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

И как сие было не без клятвы

Ибо те были священники без клятвы, а, Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека») (Псал. 109, 4).

То лучшаго завета поручителем соделался Иисус.

23. Притом, тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;

А, Сей как пребывающий вечно, имеет и священство не проходящее,

Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес.

Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он, совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого.

Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

 

       Священство Христово по чину Мелхиседека (VII, 1-28).

       После отступления от темы, для вразумления Палестинских христиан, Св. Павел снова возвращается к прерванной речи о первосвященстве Иисуса Христа по чину Мелхиседека, и указывает Его превосходство пред Священством Левитским. Сначала (VII, 1-3). Он объясняет, почему Иисус Христос называется первосвященником по чину Мелхиседека, указанием сходства между ними.

       А) Глава 7. 1-2. В истории Авраама, которому Бог даровал обетование о Мессии, с которым заключил Свой завет, который и сам был священником в своем доме, является таинственное и совершенно ранее неизвестное лицо Мелхиседека, царя и священника Бога Вышнего. Самое имя его таинственное, Он Царь Салима и, вместе с тем, священник Бога Вышнего, ничто он не имел, по-видимому, никаккого права по своему происхождению. В писании так же ничего не говорится, когда и от кого он получил право священства и когда прекратилось это священство. Но, не смотря на все это, Авраам, отец заветов, возвратившись с победы над северными царями, (которые напали на Содом, где жил его племянник Лот, и увели в плен жителей города и Лота с его семьей), признал Мелхиседека своим священником: дал ему, как священнику, десятину, и получил от него благословение (Быт. 14 гл.). Из этого выходит, что, кроме законного священства, связанного с происхождением, с жизнью земною, Бог в Своем домостроительстве установляет высшее священство, которое исключительно зависит от Бога и которому левитское священство должно уступить свои права. Это высшее священство и является в лице Мелхиседека, который был, как самое его имя показывает (Мелхи – царь, седек – правда), царем правды и мира, потому что он царствовал в Салиме, что значит – мир. – В этом лице предизображается высшее священство Сына Божия. Мелхиседек называется царем правды и мира, и Иисус Христос по истине есть Царь правды и мира, примиривший небесное и земное. Далее, Св. Павел указывает и еще одну черту сходства между Мелхиседеком и Иисусом Христом – вечность.

       3. Мелхиседек представляется в Св. Писании без отца, без матери, без родословия; конечно, не потому, что бы он не имел их, а так угодно было Богу скрыть их от евреев, скрыть и то, когда он родился, когда умер, так что он в отрывочном сказании кн. Бытия представляется как бы вечно существующим. И это Господу угодно было сделать для того, чтобы Мелхиседек был прообразом – уподоблением Сыну Божию, Который был без отца по земному рождению, ибо по плоти Он родился от одной девы Марии. Без матери же по высшему рождению, ибо неизреченно и не постижимо рожден от одного Отца прежде всех веков. Но сверх того и без родословия, ибо род Его кто исповесть (Ис. 53, 8). Так как родивший Его Отец – на небе и непостижим и самый образ рождения Его. Нельзя так же постигнуть разумом и родившую на земле Мать, собственно образ рождения, то есть как родила Дева без мужа и тому подобное. Итак, Христос на самом деле без отца и матери; Мелхиседек же без отца и без матери не на самом деле, но в том смысле, что в Писании не упоминаются родители его. Точно также Мелхиседек представляется вечным потому, что в Писании не говорится ни о рождении его, но о смерти. Христос, как Бог, на самом деле, вечен; но как же Сын Божий – вечный священник по чину Мелхиседекову, когда несомненно, что Мелхиседек умер и не был священником во век? – Мелхиседек несомненно умер, с ним прекратилось и его священство, но так как Писание ничего не говорит ни о его смерти, ни о прекращении его священства, то представляется, как будто он жив и священство его вечное. Христос же на самом деле, как Бог, вечен, так же и священство Его – вечное. Ибо Он вечный ходатай за нас пред Отцом: во все время Он совершает за нас высочайшее и таинственнейшее священнодействие, предлагая нам Себя Самого в хлеб и питие чудным и превосходящим всякое разумение образом (Феофил.).

       Объяснивши название Священства Христова, Св. Павел указывает отсюда превосходство священства Христова по чину Мелхиседекову, пред священством по чину Аарона. Это превосходство заключается, во-первых, в том, что Авраам дал Мелхиседеку десятину, а Мелхиседек благословил его (ст. 4-10).

        Ба) 4. Мелхиседек оказывается славнее самого патриарха Авраама, который приносит ему в дар десятину и при том из всей своей наиболее ценной добычи. Если Мелхиседек выше и славнее патриарха Авраама, который дает ему десятину, то гораздо выше священников закона. Каким образом?

       5-6. Десятины (Лев. 27, 30-32) по закону народ Израильский должен был давать Левитам (Числ. 18, 21), как представителям власти и славы Божией на земле. Но Авраам, сам родоначальник Левитов, сам получивший благословение от Господа и обетования, (благословляя – благословлю тебя – говорит ему Бог – Быт. 22, 17), платит десятину человеку, совершенно чуждому рода еврейского и его обетований, следовательно, считает себя низшим его и подчиненным ему. Мало того, он еще получает благословение от него, следовательно, признает его высшим себя, представителем славы Божией и сообщителем даров Его.

       7. Все бесспорно признают, что благословляющий выше благословляемого, следовательно, и Мелхиседек выше Авраама. И, действительно, он высший, как вечный выше смертного.

       8-10. Если десятины здесь, по закону, дают священству в лице смертных людей, то тем более там – в лице Мелхиседека достойно их священство вечное, прообразом которого служит вечное священство Мелхиседека, вечное в том смысле, что в Писании не говорится о смерти Мелхиседека. Но что бы не сказали: какое же отношение к нашим священникам того, что Авраам дал десятину? Св. Павел как бы отвечает на это: и вот что скажу: Левий, родоначальник Левитского священства, произошел, ведь, от Авраама – он был в чреслах отца, в Аврааме, следовательно, в лице Авраама и сам дал десятину Мелхиседеку, как представителю и прообразу высшего, вечного священства.

       Бб) Во-вторых, в том превосходство священства Иисуса Христа, по чину Мелхиседека, что Бог учреждением священства по чину Мелхиседека отменяет священство Аарона (ст. 11-14).

       11-12. Священство учреждается для того, чтобы ходатайствовать за народ пред Богом и сообщать народу блага Божии. Если священство достигает этих целей, то оно совершенно. Но если бы народ Израильский чрез Левитское священство и обрядовые законы, тесно связанные с ним, мог достигнуть праведности пред Богом, то для чего же нужно было восстановлять новое священство по чину Мелхиседека, с новыми законами, как не для того, что Левитское священство не могло оправдать человека пред Богом? Переменяется священство, Аароново на Мелхиседеково, вместе с ним необходима перемена и в законах касательно священства – в законах обрядовых, ибо новое священство по чину Мелхиседека не имеет никакой связи с священством Аарона.

       13-14. Священство Левитское происходит из дома и колена Левиина, а священство по чину Мелхиседека из царственного колена Иудина. Ибо Христос Иисус, священник по чину Мелхиседекову, произошел не из колена Левиина, а воссиял, как звезда от Иакова, по пророчеству Валаама (Числ. 24, 17), от колена Иудина, из которого никто не приступал к жертвеннику, как священник, и Моисей в своем законе ничего не сказал, что из колена Иудина будут избираться и поставляться священники.

       Бв). В-третьих, в том превосходство священства Христова пред Ливитским, что последнее временно, а Христос – Вечный Первосвященник (ст. 15-19).

       15-17. Это превосходство священства Христова пред Левитским еще яснее открывается из того, что священство Христово, по подобию Мелхиседекова, не по закону заповеди плотской – не по внешней расовой принадлежности к колену Левиину и дому Аарона, но по силе жизни не престающей, - по внутреннему – божественному, - вечному достоинству, по вечной жизни Иисуса Христа (Иоан. 1, 4), как сказано: ты священник во век, каким вечным представляется священство Мелхиседека. – Кроме того, священство по правам закона и не может быть совершенно.

       18-19. Прежние ветхозаветные заповеди о священстве и чрез него об оправдании пред Богом жертвами и приношениями отменены как не достигающие своей цели: они бессильны были сами собою оправдать человека, поэтому и бесполезны. Ибо закон ветхозаветный был только временный, и сам по себе не мог сделать человека совершенным, он только приготовлял людей к принятию более совершенного закона, воспитывая в них веру и надежду на спасение Иисусом Христом, Который один своею крестною смертью оправдал нас пред Богом и, таким образом, приблизил к Богу.

       Бг) В-четвертых, в том превосходство священства Христова пред Левитским, что первое было дано с клятвою со стороны Бога, а последнее без клятвы (ст. 20-22).

       20-22. Священство Христово утверждено клятвою Господа, как несомненно действительное и могущее спасти нас, как видно из слов Псалма: клялся Господь и не раскаялся: Ты священник вовек… Тогда как Левитское священство не имело подобного утверждения; следовательно, оно не могло служить верным ручательством непреложности завета с Богом и спасения людей. Священство же Христово может служить таким ручательством и со стороны Бога, Который с клятвою установил это священство, как вечное, непреложное и достаточное для примирения людей с Богом, и со стороны человека, потому что поручитель (за него) Первосвященник его Иисус есть Богочеловек, взявший на Себя грехи мира и установивший, таким образом, лучший завет с Богом.

       Бд) Наконец, в-пятых, в том превосходство Христова Священства пред Левитским, что первое есть вечное, а Левитское временное (ст. 23-25).

       23-25. Левитских священников было много потому, что они смертные; в этом несовершенство Левитского священства. Христово же священство вечно, как Сам Он вечен и един, поэтому оно есть совершенное и не преходящее. Так как Христос бессмертен, то может предстоять за всех и спасти до конца, то есть, даровать спасение не временное, но полное, как здесь, так и в будущей жизни. Ветхозаветный первосвященник, хотя бы и был и славен, как напр. Самуил и подобные ему, приносил жертвы Богу, пока жил, а после того уже нет, ибо умирал. Здесь же – Первосвященник вечный и всегда живущий. Посему и может всегда до конца «не только в этой, но и в будущей жизни» (Св. Злат.), спасать приходящих чрез Него. Ибо кто верует в Сына, тот без сомнения приступает к Отцу: ибо Он – путь к Отцу. «То самое, что Сын с плотью сидит со Отцом, есть уже ходатайство за нас: как бы самая плоть умоляет за нас Отца» (Феофил.).

       Таков и должен быть истинный Первосвященник, могущий примирить людей с Богом.

       В) 26-27. Истинный Первосвященник, могущий примирить людей с Богом, должен быть идеалом человечества, - сам хотя и человек, но не причастный греху и злу во всех его видах, совершенно отрешен от грешников и превознесенный выше небес – до сидения одесную Отца. Ветхозаветные первосвященники, как люди, не чуждые зла, должны были каждодневно очищать сперва свои грехи жертвами, а потом уже приносить жертвы за грехи людей. Иисус же Христос, как Сам безгрешный (1 Петр. 2, 22; 2 Кор. 5, 2; 1 Евр. 4, 15), не имеет нужды приносить за себя жертвы, и даже не имеет нужды, как несовершенные священники, каждодневно приносить жертвы за грехи народа, ибо его жертва – Себя Самого, однажды принесенная, достаточна для спасения людей. Почему?

       28. Ибо подзаконные первосвященники были люди, подверженные немощам – греху и смерти, поэтому они и очищали себя и народ ежедневными жертвами, а Иисус Христос, Новозаветный Первосвященник, поставленный Богом словом клятвенным, есть Сын Божий, совершенный – безгрешный и вечный, однажды принесенной жертвой – Своею кровью, спас людей.

 

Глава 8.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!