И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца.



Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков.

Зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде: у Него нет лицеприятия.

       В) Средства к преуспеянию в совершенной жизни (ст. 16-17).

       Такими средствами Св. Павел постановляет: обогащение ума знанием божественных истин, молитву и делание всего во славу Божию.

       16-17. Первое средство для преуспеяния в жизни христианской есть обогащение ума знанием о Христе: слово о Христе – Его жизни, учении, делах, спасении людей, изложенное в новозаветных писаниях, да вселяется, говорит, в вас обильно. Не мимолетно входит и исходит из сознания, но живет в вас – и в сердце, и в уме, и в делах постоянно. Чтобы так было, нужно не только слушать слово Божие, или читать его, и понимать его умом, но необходимо приблизить его к сердцу, чтобы оно жаждало его, было постоянно увлечено им, проникнуто им и воплощало его в желаниях, стремлениях и делах. Тогда все это принесет богатый плод – выразится в постоянном христианском настроении. А чтобы слово о Христе принесло такой богатый плод, Св. Павел показывает и то, как это нужно делать. Со всякой, говорит, премудростью научайте и вразумляйте друг друга. Премудро надо обогащать себя словом Христовым, премудро обучать себя по нему (понимать его истины) и вразумлять себя им (убеждать свое сердце, вселять его туда). Не мудро делает тот, кто усердно читает слово Божие, но не обсуждает его, не доводит до чувства и не проводит в жизнь: оно и не живет в нем. Не разумно делает и тот, кто обогащает только ум словом Христовым, а не заботится о сообразовании с ним сердца и жизни: оно и лежит у него в памяти мертвым, а не живет. Не мудро богатится словом Христовым тот особенно, кто, при обсуждении смысла его, верит одному своему уму, а не поверяет своих соображений общностью церковного верования. – Второе средство для преуспеяния в христианской жизни есть молитва. Два вида молитв указывает Св. Павел: молитву словесную: псалмы, пения (оды) и песни духовные, и молитву внутреннюю – в духе, в сердце. Первая молитва – чужими словами – псалмами, одами, но характер ее должен быть духовный, т.е. когда песни изливаются из духа, по внушению Св. Духа, так и восприниматься они должны духом же, настраивая его на те же чувства, под влиянием которых они родились в душе. Так было в Церкви Апостольской (Еф. V, 19; 1 Кор. XIV, 26); так должно быть и теперь. Вторая молитва собственная – внутренняя: в благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Она созидается в сердце благодатью Св. Духа. Обращающийся к Господу и освящаемый таинствами, тотчас вызывает в себе соответственное чувство к Богу и поет Ему песнь. Так происходит внутренняя, духовно-сердечная молитва. Третье средство для совершенствования себя в христианской жизни – все делать во имя Господа. Дела земные привлекают наше внимание к себе и отвлекают от Бога и в изучении слова Христова, и в молитве. Что бы это ни было, Св. Павел и заповедует и дела земные делать во славу Господа. Наши земные дела двояки, или в словах – речи, или в физических делах. Поэтому Св. Павел и заповедует: все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца. Как словом – речью своей делать во имя Господа? – Говорить только то, что сообразно с волей Его, что может служить во славу Его – назидать других и приносить им пользу. При такой мысли в речь свою не должны допускать ничего пустого, худого, необдуманного, или легкомысленного. Как дела делать во имя Господа? – Стараться делать всякое дело так, чтобы оно было угодно Ему: всякое дело окружать молитвою к Богу – с молитвою начинать, молитвою совершать и молитвою оканчивать, в начале прося благословения, в продолжении ища помощи, а в конце, вознося благодарение, как Совершителю в нас и чрез нас Своего дела. Совершителем дела Св. Павел называет здесь Господа Иисуса Христа, как Спасителя нашего, чрез Которого должно возносить благодарение Богу и Отцу, пославшему Сына Своего для нашего спасения.

       2) Жизнь христиан в разных их положениях (III, 18-IV, 6).

       А) Семейная (III, 16-IV, 1).

       а) Отношения жены и мужа (III, 18-19).

       18-19. На согласии между собою мужа и жены зиждется семейный союз, в котором каждый строго наблюдает условия этого союза, жена – повиновение мужу, а муж – любовь к жене. Жена охотно повинуется мужу, если видит и знает, что он ее любит, также и муж охотно любит жену, если видит и знает, что она ему повинуется. Без повиновения и любви рушится семейный союз. Поэтому Св. Павел заповедует жене повиновение мужу, а мужу – любовь к жене. Но он освящает естественное повиновение жен мужьям духом христианства: повинуйтеся, говорит, в Господе, чтобы этим делать угодное Господу, исполняя заповедь Его. Это побудит жену повиноваться мужу и даже без любви последнего. Мужьям он заповедует любить своих жен и не быть к ним суровыми – не проявлять своей власти и своего главенства так, чтобы оно было горько, тяжело для жены, но делать свои указания и распоряжения так, чтобы они свидетельствовали о их любви. Не то, что приказывается, бывает иногда горько для жены, а то, в каком тоне оно произносится. Может быть, Св. Павел имел здесь в виду какие-нибудь естественные недостатки в женах, которые иногда раздражают мужей, и тем дают им повод огорчать жен. И к таким недостаткам мужья особенно должны быть снисходительны, как не зависимым от воли жены.

       б) Отношения детей и родителей (ст. 20-21).

       20-21. Родители, естественно, любят своих детей и заботятся о них, и дети всею душою бывают преданы родителям и охотно повинуются им. Опираясь на эти чувства, взаимные отношения их текут мирно и не нарушаются, пока эти чувства в силе. Пока дети во всем послушны родителям, родители бывают покойны на их счет, но коль скоро начнет оказываться непослушание, родители уже не любовно начинают смотреть на детей. Это не замедлит отразиться и в сердце детей, - и разлад зародился, особенно если дети заметят, что родители приказывают или запрещают им только для того, чтобы показать над ними свою власть. Вследствие этого мирное, сердечное отношение у детей к родителям расстраивается и детям становится тяжело жить под властью родителей: они унывают. Апостол предотвращает это, предписывая детям всегдашнее послушание, а родителям не раздражение чад. К каждой из этих заповедей он прилагает и особые побуждения. Детям говорит: будьте во всем послушны родителям своим: ибо это благоугодно Богу. Апостол пишет это к христианским детям, воспитанным в страхе Божием, для которых поэтому благоугождение Господу дороже всяких естественных побуждений; поэтому, основанное на этом чувстве, повиновение будет непоколебимо, ибо оно есть благоугождение Господу. Родителям Св. Павел заповедует не любить детей, что само собою разумеется, но не раздражать детей – и при любви и даже по любви – действовать так на детей, чтобы этим не вызвать в них неприятные к ним чувства, и не влечь к неповиновению. Не поблажку советует делать детям, а благоразумное снисхождение. Чтобы расположить родителей к такому образу действий, Апостол ставит побуждения к нему: умеряющее однако же необходимую строгость, а не устраняющее, дабы они не унывали – чтобы дети не падали духом, не ходили повесив голову, что может сильно влиять на родительское сердце и заставить родителей изменить свои отношения к детям, чтобы они не унывали.

       в) Отношения слуг и господ (III, 22-IV, 1).

       22-24. В древности рабов покупали и ими распоряжались как вещами. Забитые, они несли, молча свое иго, не мечтая о светлом будущем. Но христианство открывало им глаза и давало не только познать, но и ощутить нечто лучшее. От этого положение их могло сделаться еще более несносным, особенно когда господами их были язычники. Естественно было возникнуть в них вопросу, не освобождает ли их христианство от повиновения господам, особенно язычникам? Апостол и пишет им: нет, повинуйтесь плотским господам своим – своим телом, и не только не облегчает их рабства, но как будто усиливает его: не в глазах только служить им, но в простоте сердца, от души – без всякого лукавства и хитрости, делая дело господское, как свое собственное дело, и тогда будет легче исполнять рабские обязанности. Но как же и чем принудить сердце считать чужое дело – своим? Чувством страха Божия, отвечает Апостол. Представляй и убеждай себя, что твоя рабская работа назначена тебе Господом, тогда она покажется тебе легкой и приятной, потому что ты будешь работать не для людей, а для Самого Господа, в полной уверенности, что за свою исправную работу получишь от Господа несомненное воздаяние, потому что на Него и для Него работаешь. Как ты заповедуешь, могли ему сказать рабы, можно служить, но только господам справедливым и добрым, а как от души служить злым, несправедливым господам? Апостол отвечает на это:

       25. Если господа, говорят, бывают несправедливы к вам, не смотря на ваше усердное служение им, этим не смущайтесь. Есть Судья, Который в свое время всем воздаст должное. У Него нет ни лицеприятия, ни поблажки господам, как бы те велики и знатны здесь не были. Далее, Апостол обращает увещательную речь свою к господам.

 

Глава 4.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!