Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.



Почитай отца твоего и мать, это – первая заповедь с обетованием.

Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Исход. 20, 12)

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу,

Не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души,

Служа с усердием, как Господу, а не как человекам.

Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.

И вы, господа, поступайте с ними также, умеряя строгость, зная, что и над нами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.

       3) Взаимное повиновение родителей и детей (VI, 1-4).

       Глава 6.

           1-3. Послушание – основная обязанность детей в отношении к родителям, естественное следствие физической и нравственной зависимости, в какой состоят дети от родителей. Христианский характер получает оно, когда, кроме того, исполняется в Господе – в духе Христовом, ради послушания Христу, или, как раньше сказано, в страхе Господнем, - короче – что оно угодно Христу и простирается только на то, что согласно с Его волею. Такого послушания от детей требует, во 1-х, справедливость (праведно): что может быть справедливее повиновения тем, от которых получили жизнь, воспитание и направление жизни? Во 2-х, этого требует заповедь Бога, повелевающего детям почитать не наружно только, но внутренне, в сердце, своих родителей. Это первая заповедь, к которой приложено обетование – обещание, что почитающие родителей получат благое и будут долголетни на земле.

       4. Что же Св. Павел заповедует родителям? Не раздражать детей своею излишнею строгостью, неразборчивой, нередко не справедливой взыскательностью, и наказаниями не вводить их в раздражение, гнев или уныние (Кол. 3, 21), что особенно практиковалось в языческом воспитании. В христианском воспитании должно быть наставление и учение Господни, т.е. родители должны приучить детей жить по-христиански, прививая им христианские нравственные навыки и влагая в их ум христианское учение, сообразуясь с степенью их восприимчивости. При этом Апостол указывает и метод такого воспитания, в противоположность раздражению, - педагогическая строгость с кротостью и любовью.

       4) Взаимное повиновение слуг и господ (ст. 5-9).

       5-8. Рабство в древнем мире было в очень широком употреблении. Св. Павел, посланный перестраивать не гражданский быт, а исправлять людские нравы, берет гражданские состояния, как они есть, и влагает в них новый дух жизни в указаниях сообразного с христианством образа действия: переделка внутреннего ведет к переделке и внешнего. Перемену во взгляде на рабство можно видеть и в том, что Апостол учит считать господ – господами только по плоти – по внешности: господа господствуют только над физическою силою рабов, дух же их не связан, совесть свободна, непринужденно может быть предана небесному Владыке Христу. Послушание рабов господам Св. Павел характеризует тремя чертами – 1) со страхом и трепетом, 2) в простоте сердца и 3) как Христу. Служа плотским господам, рабы должны помнить, что их служба есть долг послушания, поэтому они должны исполнять ее не кое-как, с рассеянностью и невниманием, а со страхом и трепетом, как бы не погрешить в чем против желания господ и не оказаться неисправными исполнителями своего долга. Так как сознание долга в совести, то Апостол и заповедует рабам служить в простоте сердца – с полным убеждением, что так и должно быть, - с добрым расположением, как бы они служат Самому Христу, Который видит их сердце. Ему нельзя показать только наружное служение, не имея его в сердце. Это должны иметь в уме и рабы, служа господам: не пред очами только их работать, а в сердце проклинать, или замышлять что злое на них, но работать от души, как следует работать Христу, - работать так в уверенности, что этим исполняют волю Божию, а не на показ только и не из человекоугодия, работать с усердием с благорасположением, с удовольствием, как исполняют волю Божию. За такую работу ради Господа, как дело доброе, угодное Ему, рабы получат воздаяние от Господа наравне с свободными, так служащими Ему – от души и благоразумием. Таково повиновение рабов господам. А каково должно быть отношение господ к своим рабам?

       9. И господам Св. Павел заповедует поступать также с своими рабами; конечно, не работать за них или на них, но относиться к ним в простоте сердца, - творяще волю Божию – от души и с усердием, - в духе учения Христова и особенно умеряет строгость к ним, и обходиться с ними с любовью и кротостью (Феод.), помня, что и над ними, как и над рабами, один Господь на небесах, имеющий воздать по делам, как им, так и рабам, без всякого лицеприятия.

 

10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его;


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!