Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.



Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

3. потому что мне чрез откровение возвещена 1) тайна, о чем я и выше писал кратко,

То вы читая можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

Чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования.

Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово

И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,

Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,

12. в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ 2) чрез веру в Него.

Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа,

От Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, -

16. да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться 3) Духом Его во внутреннем человеке,

Верою вселиться Христу в сердца ваши,

Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,

И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или, о чем помышляем,

Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

       III . Открытие тайны такого домостроительства Божия (III, 1-13).

       Св. Апостол напоминает Ефесянам, что призвание язычников и приближение их к Богу есть тайна, которую Он благоволил открыть и язычникам чрез него – Св. Павла, который и открыл ее Ефесянам, будучи руководим в этом Господом Иисусом и Духом Святым, следовательно, истинно есть свидетельство его о близости их к Богу.

       Глава 3.

       1. Для того, чтобы язычники стали более близки к Богу, как Ап. ранее на это указал, не только Господь Иисус претерпел смерть, но и он – Апостол терпит за них узы. Именно – Христос наложил на него внутренние узы, повелев проповедовать Евангелие. Он же привел его и в Иерусалим для внешнего узничества. Как он стал узником за язычников, это Св. Павел объясняет далее, указывая им на свое призвание для этого и откровение ему тайны о язычниках.

       2-4. Ефесяне слышали от самого Св. Павла, что по домострительству спасения (благодати Божией) ему поручена Богом проповедь Евангелия среди язычников (Деян. IX, 15; XXII, 21). Сам Господь призвал его к апостольству. Сам Он вложил в ум его тайну призвания ко Христу и спасения язычников, так именно, как он об этом писал им выше, в этом же послании кратко (I, 9-10). Это была тайна, в собственном смысле, никому не ведомая доселе.

       5-7. «Тайна Христова обнимает воплощение, крест, воскресение, одесную сидение, призвание языков, Церковь верою спасаемых, отстранение плотского иудея, сочетание двух народов в одно тело Христово, второе пришествие и воздаяние каждому по достоянию» (Экум.). Эта тайна в предшествующие века не дана была знать ни иудеям, ни язычникам, вообще людям от Адама до Христа, не вообще не дана знать, а так, как она дана знать теперь. И язычники имели смутную надежду на избавление, не говоря об иудеях, которым чрез пророков открыто было многое из домостроительства Божия о спасении даже язычников (Ис. 55, 5). Но это все незначительно в сравнении с нынешним откровением, говорит Апостол. Многие пророки и цари желали видеть относящееся к Господу Иисусу Христу и не видели (Лук. 10, 24). Так, относительно призвания язычников в одинаковое участие с иудеями неизвестно было не только ветхозаветным, но долго и новозаветным, напр., Ап. Петру. А ныне, говорит Апостол, эта тайна открыта Духом Святым апостолам и новозаветным пророкам, что язычники наравне с иудеями получат одинаковое наследство в ветхозаветных обетованиях, именно, - в благодатном царстве Христовом, те и другие будут составлять одно тело Христово, а в будущей жизни получат то, что обетовано верующим – святым. И ко всем этим благам язычники привлечены апостольским благовествованием. Такое же служение проповедовать язычникам получил и Св. Павел; впрочем, не за свои какие-либо достоинства, но по дару – как дар – благодати Божией, данной ему особым действием Его силы, явленной в обращении его ко Христу.

       Сам же он есть наименьший из святых христиан.

       8-9. Св. Павел сам по себе наименьший не только из Апостолов, но и всех святых христиан; между тем, Бог избрал его возвестить эту тайну – неисследимое богатство Христово – спасение всего человечества крестною смертью Сына Божия язычникам и всем открыть – разъяснить и растолковать, в чем состоит домостроительство тайны, - распространение богатства Христова и на язычников, призвание и их к участию в нем, слитие и их вместе с иудеями в единое тело, которого Христос – глава, сидящий одесную Отца. Эта тайна домостроительства нашего спасения сокрыта была в Боге от вечности: прежде создания мира чрез Иисуса Христа (Иоан. 1, 3). Бог имел в уме Своем спасти род человеческий смертью Сына Своего. Но это была никому неведомая тайна; теперь только Бог благоволил открыть ее всем – и небесным и земным. Для чего же Бог держал это в строгой тайне?

       10-12. Для того, говорит Св. Павел, Бог держал план устроения Церкви во Христе Иисусе, как Главе ее, в Которую войдут и небесные силы – и все земные существа, в тайне, чтобы показать всю многоразличную премудрость Свою, предначертанную от вечности, исполненною во Христе Иисусе, - чрез Церковь – в устройстве Им Церкви, небесным силам – ангельским – начальствам и властям. Таким образом, во Христе Иисусе, искупившем нас от грехов и омывшем нас Своею Кровью, мы получаем смелость и дерзновение приступать к Отцу Небесному в уверенности, что Он примет нас в общение и, принявши, никогда не бросит и не оставит ни в чем. Такое радостное расположение прямо истекает из веры и бывает чрез веру в Господа Иисуса Христа.

       В немногих словах Апостол очертил весь ход воссоединения нашего с Богом в Господе Иисусе Христе. Верою в крестную смерть мы получаем отпущение грехов, благодатью чрез таинства, преподаваемые по вере, сочетаемся с Господом, а чрез Него и усыновляемся Богу. Как всякий верующий особо, так и все верующие в совокупности: все соединяются с Господом, чрез Него с Богом Отцом, составляя единое тело под Ним – единою Главою. Зная все это, Ефесяне не должны смущаться тем, что их Апостол терпит узы.

       13. Бог так возлюбил Ефесян, что отдал за них Единородного Сына Своего и предал на страдание рабов Своих – апостолов. В самом деле, и Св. Павел был в узах для того, чтобы они получили великие блага (Св. Злат.). Таким образом, Св. Павел несет узы ради них, для их блага, и его узы прославляют их – вводят их в славу спасенных.

       Раскрывши великую тайну спасения язычников, Св. Павел опять молит Бога о даровании Ефесянам разумения и этой тайны спасения и великой любви Божией к ним.

       IV . Молитва Апостола о даровании Ефесянам разумения тайны спасения (ст. 13-21).

       14-15. Для того, чтобы Ефесяне, призванные к участию в таких благах домостроительства спасения, поняли их и действительно получили их и всегда ими обладали, Св. Павел молитвенно преклоняет колена свои к Богу, Отцу Господа Нашего Иисуса Христа и Отцу всех небесных и земных детей Своих – Ангелов и людей. О чем же он молится?

       16-19. В этих стихах обозначаются предметы молитвы и благожеланий Св. Павла своим ученикам. Здесь в немногом заключатся все, что может желать и искать христианин.

       Во 1-х Св. Павел просит Бога-Отца всех, чтобы Он, по богатству славы Своей – преизобильно, дал им крепко силою Св. Духа утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, стать господином внутри себя. Что это за господство и ради чего оно желательно прежде всего? Припомним устройство человеческой природы. Бог вдунул в лицо устроенного из персти земной дыхание Своей Божественной жизни. Это и есть дух человека, высшая сторона нашей природы, где живут: сознание, свобода, разумность, страх Божий, совесть и недовольство всем тварным. Назначение Духа – быть в Боге и все возводить к Богу, все, что есть в человеке и вокруг него. Для этого ему дана власть над низшими силами своей природы. Принимая силу от Бога, в Котором живет дух, последний в ту же жизнь вовлекает и душу с ее рассудком и науками, с ее волею и проявлениями, с ее вкусом и искусствами – произведениями его, и с ее низшими способностями – воображением и памятью, вовлекает и тело с его потребностями, и на все низшие порядки бросает отсвет той же жизни. Когда бывает это в человеке, тогда он человек настоящий, соответствующий своей идее. И тут он духом своим есть, очевидно, владыка над собою и над всем, что в нем и кругом его. Но, очевидно, так же, что такую властную для своего духа силу он может получить только от Бога, после предания Ему себя и жизни в Нем. Отделись дух от Бога и сила эта взята будет от него. Тогда он не может уже управляться ни с стремлениями души, ни с потребностями тела, ни с чем внешним. В первом строе жизни человек весь живет внутри себя (в духе) пред Богом, во втором – весь вне себя с богозабвением. В этот последний строй проникают страсти от себялюбия и дают всей его жизни злое, противное духу или страху Божию и совести, направление, не созидающее, а разрушающее. Таков и есть падший человек. Но Бог не хотел оставить в погибели падшего и устроил ему способ восстания от падения. Сын Божий крестною Своею смертью, воскресением и сидением Одесную Отца открыл путь падшему к Св. Духу, Который восстановляет дух человека и возбуждает его к прежней силе. Каким же образом? Сначала благодать Св. Духа действует на дух как бы со вне, пробуждая совесть и страх Божий. Когда же в духе образуется решимость и готовность жить по Богу, тогда благодать Св. Духа в таинствах входит внутрь духа и с этого времени у человека начинается внутренняя жизнь пред Богом; потребности душевнотелесные не только перестают управлять им, а напротив, он сам начинает заправлять ими, по указанию Духа. Таким образом, дух наш, при содействии Св. Духа, снова становится самодержцем и внутри, и извне. Это возвращение духа к Своей независимости совершается посреди борьбы его с прежними властелинами падшего человека. Поэтому Апостол во 1-х и молит чтобы Бог помог Ефесянам утвердиться духом Его во внутреннем человеке, - окончательно стать духу их независимым ни от чего внутри. Во 2-х, он молит, чтобы Христос вселился в сердца их. Утверждение во внутреннем человеке есть приготовление жилища в нас Христу Господу; ибо утвердившийся духом, уже владеет собою – преодолел страсти, изгнал их и утвердился во всякой добродетели. О таких Сам Господь говорит: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима (Иоан. XIV, 28, 21). Апостол ставит условием вселения Христа – укоренение и утверждение в любви ради веры или верою, любовью споспешествуемою. Вера – начало, любовь – конец или вершина. Вера означает такое убеждение в истинах Евангелия, как мы уверены в своем бытии. Только такая вера прочна и тверда и дает твердую опору для жизни. Но она не вдруг становится такою крепкою, и возрастает постепенно. С первого начала она освещает весь путь жизни и указывает, что требуется от человека, и как он может того достигнуть; при свете ее видна бывает бедность человеческой природы и опасность греха; видно богатство Христово и то, что никому нет запрета овладеть им. Это и вызывает решение обратиться и прилепиться ко Христу. Он же любви обилен: лишь кто сделает к Нему шаг, как Он всего Себя отдает приходящему. И вот, в таинстве крещения или покаяния благодатью Св. Духа производится сочетание Христа Господа с духом человека, который с этой минуты становится самовластным, приняв от благодати Христовой силу к управлению собою и всем, что есть в человеке и вне его. Давши слово себе при сочетании со Христом – ходить в Его заповедях и во всем творить волю Отца Небесного, утвердившийся внутрь дух начинает все туда направлять и уже сам подчиняет под это иго все действия души, все потребности тела и все порядки внешней жизни, борясь с остающимися еще в душе движениями страстей. Весь этот труд духа есть хождение в делах любви. Но дух жизни о Христе не вдруг наполняет сердце, а путем самопринуждения и самопротивления. Бьющая из сердца жизнь приходит после. Деятельная любовь приводит к любви чувства. И это уже есть любовь укорененная и основанная. Вначале она почти незаметна не только для других, но и для самого верующего, пока происходит борьба с эгоизмом, который охлаждает чувство любви. Но, по мере победы над ним, и изгнания из сердца, общение со Христом становится весьма заметным для всех, ибо тогда уже начинают открываться благодатные дары. И вот этого-то именно и желает Св. Павел Ефесянам, чтобы Христос явно для всех вселился в сердце их. Результатом вселения Христа Господа бывает совершенство в понимании; ибо где Христос, там и ум Христов (1 Кор. 2, 16), даруемый тем, в сердце кого обитает Христос. Чтобы могли уразуметь не каждый особо, по-своему – оригинально, но со всеми святыми, наравне с совершенными христианами. Что разуметь, Апостол не указывает, но по ходу речи здесь разумеется тайна планов Божиих о спасении людей. Общий очерк дела спасения все знают и без особенного труда. Но святые люди, в которых явно обитает Христос, самым делом ощущают свое спасение, а потому понимают его в совершенстве. Такие и самый путь спасения и все связанное с ним созерцают яснее и глубже; ибо оно входит во все области бытия и силою своею простирается по всему пространству и времени и обнимает вечность. Следовательно, в нем разгадка и всего вечного и всего временного, всех тварей и хода всех событий. Все это раскрывается в уме прилепившихся к Господу, хотя и не вмещается в слова и обычные обороты речи, а только ощущается, как и сам Св. Павел не мог пересказать словами неизреченные глаголы, которые он ощущал при восхищении своем на небо. Это неизглаголанное, но созерцаемое умом в тайне спасения Св. Павел и обозначает словами – широта, долгота, высота, глубина. Понимаю их, говорит Св. Златоуст, может научить не слово наше, а Св. Дух. Вместе с познанием тайны спасения раскроется уму, созерцающему и просвещаемому Христом, вся полнота любви Христовой.

       Она не постижима для ума. Но когда вселяется в кого Христос, тогда тот сердцем ощущает величие ее и умом созерцает ее, хотя она и остается невыразимою и неизъяснимою; ибо нет меры величия ее и потому уразуметь ее умом не дано. Все это приводит христиан к совершенству, - к исполнению всего, чем преднамерен Бог исполнить христиан, - это и выражает Апостол словами: дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. Эта полнота христианского совершенства, по Апостолу, есть состояние созерцания, которое бывает в том, кто, освободившись от всякой привязанности к чему-либо земному, вступает в область Божию и видит там все и так, как мы видим все окружающее нас.

       Св. Павел заканчивает свою молитву славословием Бога Отца.

       20-21. Св. Павел как бы так говорит: о чем я вам писал, о чем молился и молюсь, что сами вы постигаете и ищете, все это велико, но вполне не исчерпывает сокровищницы благ, даруемых нам чрез Господа Иисуса Христа. Их больше несравненно, чем мы можем постигнуть и просить. И все Господь их может излить на всякого, на кого Ему благоугодно, силою, действующею в нас. Неведомо как приходит сила и проявляет свое действие или в душе только, просвещая и очищая, или и во вне – чудодействуя. Не от нас это: Божий дар. И меры этому положить нельзя, потому что мера сему есть – Божия беспредельная благость. Тому слава в Церкви, чрез Церковь, или устами всей Церкви, которую Господь устроил чистой без порока и скверны, поэтому на нее преимущественно изливает свои милости, во Христе Иисусе, чрез Которого, как Главу Церкви, церковь и должна возносить к Богу свои славословия. Эта слава не ограничивается настоящим временем и последующими веками, но простирается на все роды и чрез века веков пребывает, растет и множится, и оглашает всю бесконечную вечность.

           1) Слав.: сказася; в греч. внушена, в ум вложена.

           2) Слав.: приведение в надеянии; с греч.: в убеждении, в уверенности.

           3) Утвердиться – с греч. принять в свои руки власть над собою, стать господином внутри себя – во внутреннем человеке.

 

Глава 4.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!