И вас мертвых по преступлениям и грехам вашим,



2. в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления 1),

Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие.

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -

И воскресил с Ним и посадил на небесах в Христе Иисусе.

Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

8. Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар:

Не от дел, чтобы никто не хвалился.

Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными, так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,

12. что вы были в то время без Христа, отчуждены 2) от общества 3) Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире;

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовою.

       Б) Явление силы Божией в верующих в Иисуса Христа (II, 1-10).

       Величие державной силы Божией явилось в том, что Он, воскресив главу Церкви, воскресил и Церковь – верующих из Иудеев и язычников: главу посадил одесную Себя, вместе с Ним и в Нем посадил и Церковь – тело Его.

       Глава 2.

       1-5. Бог державною силою Своею воскресил Господа Иисуса, тою же силою и вас (Ефесян-язычников), мертвых духовно, воскресил. Как они были мертвы? Грехами и преступлениями своими, которые влекут за собою смерть (Рим. VI, 23). Мертвыми этою смертью Апостол называет - во-первых язычников. Они живы были телом, живы и душою: действовали, рассуждали, совершенствовались в искусствах, в житейских и гражданских делах; но мертвы были духом, мертвы для Бога и для жизни в угодность Ему: грехи отделяли их от Бога, и они стали мертвыми. Грех, как скоро берет силу над человеком, умерщвляет его дух, жизнь которого от Бога. В грешнике, преданном греху, чувственные склонности и душевные страсти все более и более берут верх над высшими духовными требованиями и подавляют их до того, что свет жизни духовной совсем погасает. Вместе с тем, вянет и телесная жизнь от нарушения целости – гармонии всей человеческой природы и прекращения должных ее отношений к верховному источнику бытия и жизни. Отсюда – болезни, страдания и ранняя смерть. Так, не духовно только, но и телесно грех убивает не только одно лицо, но и целые поколения. В этой греховности до обращения ко Христу жили и Ефесяне, повинуясь производителям греха – обычаям мира сего, и власти дьявола, теперь низверженного с неба и живущего между небом и землей, - в воздухе, но князя сильного, властного. Последний внушал и распространял в мире самую, так сказать, основу – корень греха – дух противления воли Божией. Люди, охотно ему повинуясь, становились как бы детьми его и, подчиняясь ему, как своему князю, сами вступали в ряды сынов противления, - такими упорными приверженцами его, что их ничем не убедишь в противном. Этот дух противления особенно заметно действует ныне, когда началась проповедь Евангелия. Даже иудеи, которые, хотя не вполне подчинены были власти мира и князя мира сего – дьявола, потому что все порядки личной, семейной и общественной жизни заведены у них были по указанию Божию, но и они все-таки не были мертвы для грехов, производителями которых были их похоти плоти и греховные помыслы, - плотские и душевные страсти и склонности. Они следовали требованиям и влечениям страстей и себялюбивых телесных и душевных наклонностей, - не будучи в состоянии противиться тому, что пожелает плоть и что задумает душа в угоду себе. Поэтому и они были по природе – истинно – чада гнева Божия – состояли под гневом Божиим, как и все другие народы. Вот в каком ужасном состоянии были все люди: мертвые духом, рабы дьявола и мира, подневольные исполнители необузданных движений плоти – и душевных страстей, и все время находились под гнетом греховных помышлений, за что и были сынами гнева, которых ожидали вечное наказание и погибель. И над такими-то грешниками Бог проявляет могущественную Свою силу: не только спасает их, но и прославляет. Источник этого – богатство милости Божией (ср. Пс. 68, 17; 50, 3) и отсюда – особенной любви Его к Своему созданию – человеку. Мы были духовно мертвы, охотно служили греху – похотям и страстям, а о Боге забыли. Но Бог воскресил нас от такой мертвенности в лице Иисуса Христа. Во-первых, в лице Его Он оживил – воскресил истлевшую и мертвую человеческую природу вообще, а во-вторых – в Нем положил основание к оживлению и всех, верующих в Него. Это личное оживление и совершается по вере в таинстве крещения: в нем человек сначала умирает для греховной жизни и вместе оживает – получая ревность и силу для жизни духовной, а затем делается причастным оживления Христова и продолжает жить в этой обновленной жизни (ср. Рим VI). Так Бог уже сооживил со Христом нас – иудеев и язычников, уверовавших во Христа.

       Прервав последовательность речи, Апостол обращает внимание Ефесян на то, что эту милость Господь оказал им исключительно по Своей благодати: благодатью вы спасены, пусть они хорошенько это узнают и запомнят. После этого опять продолжает прерванную речь. Бог не только оживил нас во Христе, но и оказал еще большую нам милость.

       6. Бог по своей великой любви не только вдохнул жизнь в мертвую нашу природу и сделал ее способной для святой жизни – совоскресив во Христе Иисусе, положив в Нем начаток всеобщего воскресения, но и посадил на небесах в Нем, т.е. Христос Иисус, как глава Церкви, сидит одесную Бога, вместе с Ним воссядет и Церковь, как тело Его: где Он, там и слуга Его будет (Иоан. XII, 26). И теперь верные Его слуги как бы предвкушают будущее блаженство с Ним и прославляют великую милость Божию к людям. Впрочем, все то богатство благодати Божией откроется вполне не здесь, а лишь в будущем веке.

       7. Много милостей излил Бог на верующих во Христа и здесь на земле: прощение грехов, благодать Св. Духа, победа над страстьми, совершенствование в добродетелях, освящение, усыновление, чрезвычайные дарования – мало ли это? Но все это нам проявляется по частям. Тогда же – в будущей жизни, явится во всей славе и не только, но и многое другое, чего мы и вообразить себе не можем, и явится во всей совокупности верующих. Тогда очевидно станет неисчислимое обилие благодати – даров Его, излитое на верующих, по милости Его к Иисусу Христу (см. Мф. III, 17). Апостол далее поясняет почему необходима была благодать Божия в деле спасения и прославления людей. Именно:

       а) Благодать дает веру (8-9).

       8-9. Господь изливает Свои милости на людей и здесь и особенно обильно изольет их в будущей жизни. За что? – За их веру. Но вера не имеет сама по себе никакой особенной силы, а если и имеет ее, то только потому, что Богу угодно было сочетать с нею силу спасения. Угодно было, чтобы мы спаслись верою, вера и спасает. Божий дар есть то, что мы спасаемся чрез веру (Злат. Феофилакт). Еще меньше спасение наше зависит от наших дел, потому, что их-то, собственно ни у кого из людей не было. Вот почему спасение наше исключительно зависит от благодати Божией. Поэтому-то спасение людей есть в полном смысле Его творение.

       б) Благодать же дает нам и способность творить добрые дела (10).

       10. Как вначале, в мертвую персть земную Господь вдунул дыхание жизни и стал человек душою живою, так и теперь в человеческую природу, умерщвленную грехом, Он вдохнул благодать Духа, которая оживила его дух, и он стал живым человеком – новым творением Божиим, по вере в Иисуса Христа. Но воссоздан человек не для грешной жизни, а на добрые дела, какие, по планам Божиим, предназначено исполнить нам здесь на земле, и, опять, при помощи благодати Св. Духа.

       Итак, благодать Божия возбуждает веру и спасает; иначе говоря, она и добрые дела вам указывает и помогает их исполнить. Что же нам то принадлежит в нашем спасении? – Хотение верить и хотение совершать добрые дела, и тогда подается благодатная помощь на совершение хотения.

       В) Особенно резко проявилось богатство милости Божией в спасении язычников, на что Ефесяне должны обратить особенное внимание и постоянно помнить и благодарить Бога: именно – они были прежде далеко, теперь стали близко. Это и разъясняет теперь Апостол (ст. 11-22).

       а) Как далеко были язычники (11-12)?

       По неведомым нам планам Божественного промысла о нашем спасении, избран был один народ, которому вверено было обетование о Христе Спасителе и, соответственно тому, устроен весь его быт – церковный и гражданский, и семейный, чем он и обособлялся от всех других народов. Печатью избрания было обрезание. Обрезанные были, таким образом, свои у Бога, а все другие – как бы чужие. Те знали Единого Истинного Бога, были у Него в милости и несомненно знали, что среди них явится Христос Спаситель и осчастливлены были утешительными обетованиями. Язычники же ничего такого не имели, были без Бога, без Христа, без обетований. Вот какое горькое было ваше состояние, говорит Апостол Ефесянам!

       11-12. Чем были язычники до призвания ко спасению? Необрезанными, которых чуждались имеющие плотское обрезание, как внешнюю печать избрания Божия, иудеи. Иудеям был обетован Христос Спаситель, а язычники не имели этого обетования, - были без Христа. Они хотя и чувствовали свою погибель, но не знали, кто их спасет от нее. Иудеи имели порядки жизни, учрежденные Самим Богом. Им даны были заповеди, указывающие, как угождать Богу, и как очищать себя в случае нарушения заповедей и прогневления Бога. Порядки эти показывали, что Израиль есть царство Божие, в котором царь – Бог. И Он обязательно царил в них, являл дивные знамения и хранил народ этот для великой цели – спасения рода человеческого. Язычники сами отчуждались от всего этого, как блудный сын, сами убежали из отцовского дома, поэтому лишились заветов обетования, в которых Бог обещал народу Своему Свою защиту и главное – Мессию – Христа. Иудеям было на что надеяться и чего ожидать. А язычники на что могли надеяться? Бога определенно не ведали, забот – промышления Его не знали, не знали и того, как угодить Ему и очиститься пред Ним от грехов. Не знали будут ли они жить по смерти, или нет. Но так как без надежды жить нельзя, то и язычники выдумали себе сами призрачные и обманчивые надежды. Наконец, что главное – иудеи знали Бога истинного, без Которого человеку нельзя и быть. Язычники же не знали истинного Бога. А так как человеку нельзя быть без Бога, то сами выдумали себе богов ложных, которые не были Богом в своем существе. Поэтому язычники не имели Бога – были безбожники в мире, который сотворен был истинным Богом и громогласно проповедует о Нем (Рим. 1, 20). В таком состоянии отчужденности были язычники, и только, исключительно, по милости Божией стали близкими Ему.

       б) Каким образом стали близко (ст. 13-18).

       13. А теперь во Христе Иисусе – теперь, когда обетованный Христос пришел и устроил нам спасение, когда было устроено и стало проповедоваться всем благодатное царство Христово, вы – язычники, отчуждившиеся от иудеев и их обетований, и стоявшие, таким образом, далеко от них, теперь стали близко, - введены в участие, наравне с иудеями, в их обетование. Каким же образом стали близко? Кровью Христовою – страданиями и смертью Иисуса Христа, что Апостол подробно и объясняет далее (Ст. 14-46).

       1) Противления – с греч. неубежденности, неубедимыми, т.е. кого ничем не убедишь.

           2) Отчужденцы – с греч. отчуждились сами.

           3) Слав.: от жития – в греч. порядка жизни.

 

14. Ибо он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди, преграду 1),


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!