Ибо закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления.



Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам, -

Как написано: «Я поставил тебя отцом многих народов», - пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее (Быт. 17, 5).

Он, сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов, по сказанному: «так многочисленно будет семя твое» (Быт. 15, 5).

19. И не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении;

20. не поколебался 1) в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу

И будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное.

Потому и вменилось ему в праведность.

А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,

Но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего,

Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.

       14. Бог даровал обетование Аврааму не за его личные заслуги и исполнение закона, а, исключительно, за веру. Получающий же наследство по закону не имеет, конечно, нужды ни в вере, ни в обетованиях за веру. Таким образом, если наследие Авраама дается за дела закона и по закону, то этим упраздняется и вера, и обетование за веру. Обетование есть благословение, обещанное по милости, но закон гнев соделывает, следовательно, устраняет милость, а без нее не мыслимо и самое обетование. Это Апостол и поясняет далее.

       15. Ибо где закон, там и преступление, там и гнев, где гнев, там нет места благословению, а нет благословения, нет и обетования. Следовательно, если подзаконные – наследники обетования, то тщетна вера, бездейственно – бессильно – неприложимо обетование, т.е. нет ни веры, ни обетования. Но каким образом с законом, данным для жизни – праведности, связалась греховность и смерть? Закон сам по себе свят и цель его святаяуказать человеку, как он должен жить, чтобы быть угодным Богу. Но человек, добросовестно исследуя свою жизнь под руководством закона, увидел во всей полноте и глубине свою греховность и, в тоже время, пришел к сознанию, что он не имеет сил исполнить закон, и продолжал грешить сознательно. Без закона он хотя тоже грешил, но по неведению, а при законе грешил сознательно и тем навлек на себя сугубый грех. Вот к чему ведет подзаконность!

       16. Если за дела закона нельзя получить наследства обетования, то остается вера, - получать по вере, следовательно, по милости, то и сомневаться нельзя в исполнении обетования; ибо милость Божия и верна, и безгранична. Такой порядок течения вещей в духовной жизни установил Бог, дабы обетование было непреложно. Под условием веры оно и может при таком порядке простираться на всех, - на все семя – не только подзаконных – иудеев, но и язычников, уверовавших подобно Аврааму; поэтому-то он и есть отец всех верующих. Так называет его писание.

       17. Писание называет Авраама отцом многих языков, а не одного иудейского, следовательно, отцом не по плоти, а по вере. Следующие слова: пред Богом и до конца стиха связываются с словами конца предыдущего стиха: который есть отец всем нам перед Богом и далее. Смысл же такой: Авраам – наш отец по суду Божию, по родству не по плоти, а по духу, - по чувствам, по побуждениям, по вере. Далее, Апостол указывает существенные черты веры Авраама, чтобы указать, какова должна быть и наша вера. Главное в его вере было то, что он веровал, не имея никакой опоры для своей веры, ни в себе, ни в окружающих обстоятельствах, а только по тому, что так сказал ему Бог. Это видно из всей его истории. Ему Бог обещал многочисленное потомство. Он поверил, хотя был бездетен. Наступила старость – омертвение для деторождения, а он продолжал верить в Бога, могущего оживить и мертвенное, разрешить омертвевшую утробу Сарры рождением сына, верить в Бога, называющего несуществующее, как существующее, Который по Своему всеведению видит, что у него будет сын, а по Своему всемогуществу исполнит Свое обетование. Апостол далее подробнее описывает веру Авраама.

       18. Авраам, устаревши и не имея детей, хотел сделать наследником своим Елеазара, своего домоправителя, но Бог явился ему и сказал: не он будет наследник тебе, но из тебя самого произрастет семя и семя многочисленное. Смотри, сколько звезд на небе! Так будет семя твое (Быт. 15, 1-5). Авраам по человеческим соображениям, не имел надежды, чтобы родилось от него с Саррой что-нибудь, но, сверх надежды, поверил Богу с надеждою, что Он силен исполнить Свое обещание. Шли года, Авраам и Сарра все более старели, а Господь медлил исполнением обетования. Не изнемогла ли вера Авраама?

       19. Авраам не допустил ослабеть своей вере и надежде в исполнение обетования Божия о многочисленном от него потомстве, несмотря на то, что сам он был почти столетний старец, а Сарра не только была престарелою, но и бесплодною. И это потому, что он смотрел не на себя и Сарру, а на неложное слово Господа.

       20-21. Апостол входит внутрь души Авраама и изображает, что происходило там, когда он слушал обетования Божии. Он видел, что Бог обещал ему невозможное для его плоти, противное природе, но не стал раздумывать, как того можно было ожидать, не встретил обетования неверием, или недоверием, он сразу всецело поверил обетованию Божию, хотя Бог не подтвердил обетования чудом, как другим, и пребыл тверд в вере, сохранил ее, не смотря на препятствия. Чем же укрепился Авраам в вере? Тем, что все предоставил вере, а не разуму, в противном случае и он бы пал. Он дал славу Богу, уразумел Его правду, Его бесконечное могущество и, составив себе надлежащее понятие о Боге, чрез то совершенно уверился в обетованиях Божиих. Он не просто поверил Богу, но непоколебимо убедился, как в своем существовании, в Его бытии – это суть – существо веры, и в том, что Бог, что обещал, силен и исполнить обещанное. Такая вера есть возвышеннейший акт духа и есть плод любви и живого общения с Богом и как бы исчезновение в Нем сердцем». Так веровать свойственно душе возвышенной и великой, как неверие служит признаком души неразумной и низкой» (Злат.). В виду такой высокой и глубокой веры Авраама и сказано было о нем,

       22. что вера вменилась ему в правду. Вера Авраама была подвигом большим, чем дела оправдания: ибо дела могут ограничиваться одною внешнею стороной, вера же обнимает всего человека, поэтому она и вменилась Аврааму в праведность, как и награда. Так она вменяется, как награда в праведность, и всем, верующим, подобно Аврааму.

       23-25. Вера Авраама не ему одному вменилась в праведность. События с ним пророчески указали на то, что совершается теперь в Новом Завете. Авраам уверовал в то, что Бог, воскрешающий мертвых и «нарицающий несущия, яко сущия», силен оживить мертвенность плоти его и Сарры и дать им сына. И мы, говорит Апостол, веруем в того же Бога, воскресившего Господа Иисуса Христа из мертвых. Аврааму вменилась вера его в правду, вменяется и нам, если будем подражать ему в его вере. Авраам считал себя мертвым своею плотью для деторождения, но вера оживила его плоть и дала сына; и мы, мертвые грехами нашими, однако, по вере в Распятого за грехи наши Господа, в купели крещения, получаем оправдание, а по вере в Воскресшего и сами делаемся участниками святой Его жизни, в Нем получаем плод жизни – оживаем.

       Доказавши, что человек оправдывается пред Богом исключительно верою, Апостол далее указывает плоды веры, и рисует, каким образом вера оправдывает человека пред Богом.

           1) Слав.: «не усумнеся», с греч.: не стал раздумывать, не стал искать оснований в разуме для объяснения.

Глава 5.


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!