Самостоятельная работа обучающихся №7



Тема 3.7.

Исторический процесс. Проблема типологии истории.

Философия истории как теоретическое знание начинается с идеи истории. Откуда она берется? Отдельные намеки на нее, различные аспекты постоянно обсуждаются в различных сферах культуры общества. Философия призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической форме, в виде философского текста.

В философии истории, пожалуй, с наибольшей полнотой проявляется природа социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальные устремления конкретного общества или цивилизации, которым она пытается придать теоретическую форму, т.е. логически последовательно и упорядоченно изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Но это теоретическое знание нельзя назвать чисто научным.

Признание закономерного характера процесса развития приводит к выделению определенных этапов в истории общества. В христианской философии истории насчитывается три этапа – от сотворения мира до явления Христа, затем от явления Христа до его второго пришествия, которое означает конец истории, и, наконец, установление Божьего царства на земле, когда спасутся лишь истинно верующие. Французский философ-просветитель М. Кондорсе в конце XVIII в. писал о десяти стадиях прогресса человеческого разума. Он считал развитие знания и просвещения главной движущей силой исторического прогресса. В начале XIX в. французский философ-утопист А. Сен-Симон разработал свою схему чередования ступеней эволюции общества – ангинная, рабовладельческая, феодально-крепостническая и, наконец, научно-промышленная стадии.

Гегель в грандиозном труде «Философия истории» пишет о направленности исторического процесса и его закономерном характере. Смысл истории – в развитии свободы. Всемирная история направляется с Востока на Запад, т.е. Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азия ее начало. Восток знал и знает только, что «один свободен», греческий и римский мир знает, что «некоторые свободны», германский мир знает, что «все свободны». Таким образом, всемирная история проходит четыре ступени, и на последней, в германском государстве, абсолютный дух – основа и движущая сила всемирной истории – достигает полной зрелости, возвращается к себе через полное раскрытие своего идеального содержания, которое он вмещал в себя, однако, еще до начала реального процесса всемирной истории.

Радикальный подход к анализу исторического процесса как порочное достояние западной мысли был критически переосмыслен К. Марксом при создании им формационной теории развития общества. Эта теория приобрела впоследствии огромную известность. Она сыграла важную роль в осмыслении мировой истории, особенно последних двух веков.

Наиболее важным типологическим различием между концепциями является наличие детерминистского или индетерминистского подходов. Ключевой вопрос при анализе характера и конфигурации исторического бытия человека заключается в выделении критериев прогресса как отдельных цивилизаций, так и всего человечества. B зависимости от того, что будет лежать в основе прогресса, можно будет пытаться доказывать тезис о прогрессивном либо регрессивном развитии человеческой истории.

Критериев прогресса достаточно много, что отражает сложность проблемы определения векторов развития человеческой цивилизации. Наиболее распространенными критериями прогрессивного развития считаются:

• степень духовности (религиозности),

• уровень развития материальной культуры,

• развитие науки и техники,

• уровень благосостояния общества,

• экономический рост,

• уровень образованности граждан,

• экологическая безопасность страны,

• продолжительность жизни,

• уровень личной свободы,

• наличие гарантий прав человека и др.

Философия истории занимается поисками обоснования и одновременно критики таких оснований.

Уже в мифологическую эпоху, тысячи лет тому назад люди задумывались над вопросами: Кто мы? Откуда? Куда мы идцм? Они мыслили существование мира, природы и общества по аналогии с циклами чередования времён года. B архаическую эпоху, когда основой мировоззрения был миф, люди судили об изменениях общества, основанных на космо-циклическом порядке вещей. По их мнению, в основе изменений лежит принцип повторяемости этапов развития. Этому миру присущ «регрессивный схематизм».

Человечество переходит от «золотого века» к «серебряному», затем к «медному» и, наконец, к «железному». Деградируют человек, нравственность, общество в целом, «силы зла» постепенно начинают доминировать над «силами добра». B предельной точке уменьшения позитивных характеристик, присущих человечеству, мир разрушается полностью, а затем, через некоторое время вновь возрождается. И опять события идут своей чередой — от «золотого» века к «железному», до бесконечности. Возникновение, существование и исчезновение материального и исторического мира происходит по воле богов. Они дают миру начало, они же и разрушают его.

B античной философии этой традиции следовал Гераклит. Ero учение о космических циклах не дошло до нас в сколько-нибудь развурнутой концептуальной форме, тем не менее, можно констатировать, что идея повторяемости и регрессивности истории не исчезла из истории мысли. Схемы «четырёхтактного» космического цикла придерживался также греческий философ Эмпедокл. Для мифологического представления об истории природы и общества в целом характерна убежденность в постоянной повторяемости событий через некоторые длительные промежутки времени, т.е., основанность на существовании космического цикличного порядка вещей, «возвращении одного и того же». Период «возникновения», «расцвета», «упадка» и наконец «гибели» мира с последующим возрождением чередуются до бесконечности.

Сколько-нибудь серьёзно обоснованной философии истории в античную эпоху не могло быть по той простой причине, что предметом философии истории может быть только интерпретация всемирной истории, то есть исторического процесса, включающего в себя истории всех известных отдельных народов. Древние греки и римляне занимались, во-первых, чисто описательной историей и, во-вторых, ставили свою историю в привилегированное положение по отношению к «варварской» истории, а то и вообще исключали ец из исторической событийности. To есть речь шла о «региональной» истории. Кроме того, исторические процессы в восточных цивилизациях считались оригинальными, автономными и самодостаточными. Отдельные «истории» не интегрировались в целостный истрический процесс. Поэтому философия истории как рефлексия относительно мирового исторического процесса возникла только на основе иудео-христианского мировоззрения. B христианской философии истории приняты постулаты о единстве исторического пространства, непрерывности истории, линейном характере истории (в противоположность анитчной цикличности). При этом характерными чертами христианского видения истории являются телеология и провиденциализм.

Типология развития обществ. Основные концепции социально-экономической трансформации общества.

Одним из первых мыслителей, систематически и фундаментально попытавшемся ответить на вопросы о целях, закономерностях и этапах истории, можно с уверенностью назвать Аврелия Августина. B своцм трактате «О граде Божьем» он предложил свой вариант структуры всемирно-исторического процесса. За основу истолкования всемирной истории Августин берёт библейскую версию божественного происхождения мира, человека и общества. B отличие от мифологического представления об изменениях общества, основанных на циклическом порядке вещей, принципе повторяемости этапов развития, регрессивном «схематизме», в его представлении история выглядит как «линейный» процесс, без катастрофических «спадов» и резких «подъёмов». Ход истории контролирует Бог. Поскольку история природы и общества не имеет самостоятельного характера и ясно выраженной «прогрессивной» либо «регрессивной» составляющей, и колебания от «лучшего» положения дел к «худшему» незначительны, можно охарактеризовать схематически христианскую философию истории как линеарную.

Позитивная или негативная нюансировка исторических событий зависит от праведности, нравственности и глубины веры субъектов истории, будь то отдельный человек или народ. B целом можно констатировать, что линеарная идея относительно структуры исторического процесса, характерная для монотеистических мировоззрений, не позволяет человеку надеяться на изменение характера исторического процесса самими историческими субъектами. Отсюда фатализм и пессимизм иудаистского, христианского и мусульманского видений истории.

Эпоха Возрождения произвела ряд идей, которые изменили пессимистически-провиденциальный взгляд на историю. Постулат человеческой свободы, активная позиция субъекта исторических событий, антропоцентристская установка привели к тому, что Макиавелли, Вико и другие мыслители стали учитывать «человеческий фактор» в деле исторического развития. He отрицая принципов христианской религии, они, тем не менее, указывали на цели, которые может ставить себе человек в истории, корректируя свои усилия, считали, что можно изменять историческую ситуацию и быть ответственным за нец.

Мыслители начала Нового времени — Бекон и Гоббс подвергли анализу стойкие стереотипы человеческих представлений о движущих силах истории, доказали, что не только религиозные интересы, но и практические нужды оказывают сильнейшее влияние на изменение хода событий в обществе.

Эпоха Просвещения выдвинула новые задачи и новые цели для европейских мыслителей. Bce они, за исключением Руссо, однозначно видели историю как сложный, развивающийся процесс от простого состояния общества к более сложному. Движущей силой исторического прогресса они считали высокий уровень интеллектуального развития человека, а именно его выработанную способность к рациональному мышлению, свободному от религиозно-мифологических предрассудков. Развитие разума закономерно влечёт за собой развитие исторического сознания и, следовательно, является необходимым условием исторического прогресса.

B противоположность этому взгляду Pycco пытался доказать, что человеческое общество урбанистического типа деградирует по всем показателям: интеллектуально, нравственно, эстетически. Он проповедовал возврат к идиллическим временам, когда люди были ближе к природе, чище, естественнее и гармоничнее, чем в современной ему Европе. Pycco отрицал, что прогрессивность исторического процесса, считая его регрессивным.

Взлёт научной и технической мысли вызывал страх у Руссо, был для него знаком полного отчуждения человека от природы, хотя для подавляющего большинства учёных эпохи Просвещения именно наука и техническое знание были гарантией развития и благополучия человечества. Как раз в эти годы (1765 г.) Вольтер ввёл в научный оборот термин «философия истории». Он считал, что исторические хроники и летописи не позволяют понять причины и закономерности истории и только философия раскрывает глубинные механизмы исторического процесса. Французский мыслитель Кондорсе в конце XVIII века попытался аргументировано доказать, что прогресс в истории существует, а его движущими силами являются разум, научное и техническое знание.

Eгo соотечественник Конт в первой половине XIX века также был убеждён в прогрессивном движении исторического процесса. Он считал, что наука обеспечивает движение общества от примитивного состояния к более сложному и совершенному. Согласно Конту в истории можно выделить три основные ступени развития. Мифологическая (теологическая) — ее доминантой является конгломерат предрассудков религиозного свойства, что мешает развитию объективного познания и эффективной деятельности. Метафизическая стадия характеризуется наличием приоритета рационального критического типа мышления, но в то же время здесь присутствуют некорректные и даже лишние проблемы и вопросы, поскольку на них никогда не могут быть даны ясные и однозначные ответы. Позитивная стадия возникает при абсолютном доминировании научного типа мышления, позволяющего получать объективные, практические и легко проверяемые результаты.

Несколько раньше великий немецкий философ Гегель в курсе лекций «Философия истории» обосновал идею развития мирового исторического процесса как социально-исторической реализации развёртывания абсолютной идеи, мирового разума. Чем более развит рациональный способ мышления, тем более высокая ступень исторического сознания присуща тому или иному народу. Таким образом, условием исторического прогресса оказывается самопознание абсолютной идеи на основе рациональности: чем более разумен человек, тем более он свободен, чем более свободно общество, тем более высокую историческую ступень оно занимает. История поэтому есть сложная эволюция общества, в основе которой лежит осознанная разумная и свободная деятельность индивидов.

Маркс и Энгельс впервые попытались сформулировать материалистическую теорию развития исторических событий как целостного, закономерного и причинно обусловленного процесса («исторический материализм»). Они полагали, что история изменяется не по воле Бога или в силу развертывания Абсолютной идеи, или по воле монархов и идеологов, но на основе действия объективных социально-экономических причин и следствий. Всю мировую историю они теоретически разделили на логически и онтологически обособленные этапы, «социально-экономические формации», состоящие из экономического «базиса» и идеологически-политической «надстройки», структура и характер которой определяются экономическими отношениями. Переход от одной формации к другой происходит B результате социально-экономической революции, целью которой является перераспределение прав собственности на средства производства. Первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (с фазой социализма и собственно коммунизма) формации по наличию эксплуатации можно разделить на неантагонистические, т.е. без классовой борьбы (первобытно-общинная и коммунистическая) и антагонистические (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая).

Несмотря на то, что попытка реализации построения коммунистического общества закончилась провалом, тем не менее в течение 80-ти лет социализм реально существовал в ряде стран. Конечно, сегодня нельзя назвать социализм (коммунизм) наилучшим видом социально- экономической практики, учитывая наличие массовых репрессий и тоталитарного контроля за гражданами, тем не менее в качестве беспрецедентного глобального эксперимента он требует глубокого многостороннего исследования представителями социальных наук.

Bo второй половине XIX века и начале XX века у Данилевского, а затем в рамках философии жизни (Ницше ,Шпенглер) формируется циклическая схема объяснения истории: отрицается существование всемирного исторического процесса, а утверждается существование автономных региональных «историй». Эта концепция восходит к архаической мифо - поэтической ментальности. Она обрела «второе дыхание» в учении о «вечном возвращении того же самого» у Ницше, найдя при этом фундаментальное философское обоснование у Шпенглера и Тойнби. Рассматривается не история человечества как единого целого, но описываются отдельные достаточно герметичные «истории», друг с другом причинно не связанные, хотя и проходящие в своум развитии типологически одинаковые исторические циклы: «зарождение», «расцвет» и «увядание» (по аналогии с «биологическим циклом» у Шпенглера). Наблюдается неявное опровержение концепции развития всемирно- исторического прогресса, что было основным допущением предыдущих интерпретаций философии истории.

Кейнсианство и теории экономического роста, ставшие теоретической основой стратегии развития в экономически развитых странах в 50-60-е годы XX века, занимались поиском условий равновесия, устойчивости, бескризисности исключительно в экономике. Главным инструментом B достижении равновесия они считали рынок, регулируемый государством. Ни кейнсианство, ни теории экономического роста не просчитывали будущее, интересуясь поиском равновесия лишь в настоящем и признавая приемлемыми для этого все средства.

Быстрый рост науки и техники, экологические проблемы, информационная революция потребовали от учёных рассмотрения экономических процессов в более широком и многомерном контексте.

Американский экономист Гэлбрейт стал одним из первых критиков экономической теории кейнсианства и одним из главных разработчиков политики «новых рубежей» Джона Кеннеди. Будучи президентом Ассоциации американских экономистов и ведущим профессором Гарвардского университета, участвовал в составлении экономических программ демократической партии США.

Одним из наиболее известных теоретиков философии истории современной философской и политической мысли является американский мыслитель Френсис Фукуяма. Он известен тем, что попытался доказать некое бесконфликтное разрешение всех исторических коллизий. B своей работе «Конец истории и последний человек» Фукуяма рассматривает «замедление» и фактически прекращение исторического процесса как такого, который примиряет в себе существовавшие противоречия. Примерно в это же время выходит работа американского политического философа С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций», где доказывается, что ближайшее историческое будущее катастрофично и в его основе лежат непримиримые цивилизационные различия, которые не стираются, а напротив — обостряются.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

    Возрастание роли самостоятельной работы студентов в получении образования — устойчивая тенденция, характерная для всех учебных заведений. Значительный багаж знаний, навыков, способность анализировать, оценивать современные события, факты, решать профессиональные задачи, вырабатываются прежде всего в процессе самостоятельной деятельности студентов.

    Самостоятельная работа рассматривается как равноправная форма учебных занятий, наряду с лекциями, семинарами, экзаменами, зачетами, но реализуемая во внеурочное время. Но и эффективность аудиторных занятий во многом зависит от умения студентов организовать в ходе них свою самостоятельную познавательную деятельность. Эта работа предполагает самообразование и самовоспитание в целях повышения профессиональной компетенции.

    Следовательно, прежде чем приступить к изучению учебной программы, студент должен научиться работать самостоятельно, овладеть соответствующей методикой и техникой самостоятельной учебы. Рекомендации, изложенные в методической работе, ориентированы на то, что значительная часть студентов уже владеет некоторыми навыками работать самостоятельно. Предлагаемые приемы и способы самостоятельной деятельности не носят обязательного и категорического характера. Студент должен сам оценить свой индивидуальный уровень подготовки, и при необходимости воспользоваться приведенными советами и пожеланиями. Важно только помнить, что это требует постепенности и тренировки, до тех пор, пока все способы и средства самостоятельной работы будут выполняться автоматически. Добившись этого, студенты могут пойти дальше — улучшить рекомендованное, ведь в таком непрерывном совершенствовании и есть гарантия успешного освоения современной профессии.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!