КОНСТРУИРОВАНИЕ из крупногабаритных блоков «Арена цирка»



Задачи. Взаимообогащать два вида детской деятельности: констру­ирование и игру.

Учить сооружать постройки из крупных блоков, объединяя их общим замыслом.

Развивать умение работать коллективно, договариваясь, какую часть работы будет выполнять каждый.

Материалы, инструменты, оборудование. Крупногабаритные мягкие модули, строительный материал, игрушечные зверушки (для обыгрывания), несколько гимнастических палок, ткань для занавеса.

341


Предварительная работа. Если вы впервые вносите в группу дан­ный материал, накануне дайте детям возможность исследовать и осво­ить его самостоятельно (рассмотреть отдельные блоки, увидеть в них готовые предметы или отдельные их части, попробовать соединять час­ти, чтобы получить такие конструкции, на которых можно самим лежать или сидеть).

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей: любят ли они ходить в цирк; со всех ли мест в цирке удобно смотреть пред­ставление и почему; как устроен цирк. Вспоминает вместе с деть­ми, что главное место в цирке — это арена, место для выступления артистов; вокруг арены расположены места для зрителей; за ареной есть комнаты для людей-артистов и «клетки» для зверей-артистов. У входа в цирк имеется билетная касса, часто рядом продают моро­женое.

Педагог говорит, что наши куклы и игрушки никогда не были в цирке. Предлагает построить цирк и организовать цирковое пред­ставление.

Просит детей разделиться на четыре группы по желанию. (Для ускорения этого процесса можно самой определить детей-бригади­ров и предложить остальным выбрать, в чьей бригаде им хотелось бы работать.) Самой многочисленной группе (шесть—восемь детей) поручается построить арену, придумать, как сделать занавес. (Напри­мер, можно использовать стойки для прыжков в высоту или вешал­ку-перекладину для костюмов, накинув на нее кусок ткани.) Другой группе (шесть-восемь детей) — соорудить места для зрителей в два или три ряда. (При недостаточном количестве модулей, можно использовать и стулья.) Третьей группе поручается построить клет­ки для зверей-артистов, четвертой — билетную кассу и киоск с моро­женым.

Воспитатель напоминает детям, что строить они будут коллектив­но, поэтому важно заранее договориться, как будет делаться построй­ка и распределить обязанности: кто что будет строить. В процессе работы надо советоваться друг с другом, обсуждать варианты. Каждый может предлагать свои идеи, всех надо выслушать и выбрать один из вариантов.

В процессе работы педагог может помочь детям договориться, под­сказать вариант конструкции, привлечь детей к обсуждению.

После завершения строительства, педагог предлагает детям полю­боваться замечательным цирком, который получился, отмечает тех, кто работал дружно и слаженно. Затем педагог ввозит из-за двери заранее заготовленную (втайне от детей) тележку, в которой находят­ся игрушечные зверюшки с надетыми на них элементами костюмов (блестящие накидки, юбочки, пышные воротнички, колпачки с кис­точкой, сделанные из бумаги и т. д.). Объявляется об открытии цир­ка. Выбираются дети, которые будут выступать вместе со зверюшка­ми-артистами. Остальные дети приглашаются на представление

342


вместе со своими «детьми»: куклами, плюшевыми игрушками. Разы­грываются ситуации, как родители с детьми идут в цирк, покупают билеты, мороженое, фотографируются. Организуется небольшое представление игрушек-животных (спонтанные сценки, придуман­ные самими детьми).

Завершить занятие-игру можно стихотворением Романа Сефа «Артисты».

Постройку можно не разбирать несколько дней (в случае необхо­димости — перенести ее на ковер), пока у детей не иссякнет к ней интерес.

Примечание. При отсутствии крупных модулей можно построить цирковую арену и из нескольких наборов обычного строительного материала, разместив всю постройку на сдвинутых вместе столах. Игрушки для представления при этом надо подобрать так, чтобы их размеры были сомасштабны постройке.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Что я видел?»

Задачи. Вовлекать детей в общий разговор, побуждать высказы­ваться на темы из личного опыта.

Учить строить предложения разной грамматической структуры.

Учить образовывать названия профессий цирковых артистов.

Учить составлять короткие тексты-повествования на заданную тему.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ш. Учить подбирать слова с этими звуками.

Закреплять представления детей о словесном составе предложе­ний.

343


Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: звери и люди в цирке. Игрушки: медведь, собака, кошка, тигр, обезьяна, лошадка, слон, клоун.

Содержание занятия

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение С. Погоре-ловского «Прежде и теперь».

Зайчишка-трусишка Жил в чаще лесной, Зайчишка-трусишка Дрожал под сосной. Под липой, под елкой От страха дрожал. От серого волка Едва убежал. А ныне зайчишка Уже не трусишка: Артистом работает В цирке зайчишка. Вот марш раздается; Дивятся кругом: Зайчишка несется На волке верхом! Ничуть не боится, А все же и сам Порядком дивится Таким чудесам!

Затем педагог обращается к детям: «А каких еще цирковых артистов вы видели? Что умеют делать цирковые звери? Что делают дрессиро­ванные собаки? Кошки? Тигры? Львы? Медведи? Обезьяны? Лошади?» (Высказывания детей.)

— Как называют артистов, которые дрессируют зверей? (Дресси­ровщики.)

— А какие еще цирковые профессии есть у артистов людей? (Акро­баты, клоуны, фокусники, гимнасты, канатоходцы и др.)

Воспитатель задает наводящие вопросы:

— Кто показывает фокусы? Кто ездит на лошадях? Кто ходит по
канату? Кто жонглирует? Кто прыгает на батуте?»

Воспитатель говорит детям, что цирковые артисты умеют делать такие номера, что трудно даже поверить. Предлагает послушать стихо­творение А. Усачева «Цирк»:

Новый трюк! Смертельный номер! Бегемот — на голове! Лев стоял на бегемоте. Крокодил стоял на льве. Волк стоял на крокодиле. И вдобавок на hocv

344


Двухметрового удава (Все кричали: Браво! Браво!) Волк держал, как колбасу. Вдруг - немыслимое дело! — На удава муха села... И, удав, отпрянув вправо, Поскользнулся на носу... Волк качнулся — и удава Проглотил, как колбасу. Рот открыв от удивленья. Волка слопал крокодил, Но и сам через мгновенье Льву в желудок угодил. Зашатался лев — и прямо Рухнул в пасть гиппопотама. Бегемоту стало плохо. Ох была и суматоха! В зале хлопали, визжали И кричали: Браво! Браво! Но, по счастью, прибежали Силачи из-за кулис. Нелегка была работа — Льва тащить из бегемота, Крокодила изо льва... Волк застрял вдобавок —

что-то Плохо лезла голова. Чтобы выгладить удава. Принести пришлось утюг! А толпа кричала: — Браво! — Думая, что это трюк! Вам, друзья, надеюсь, ясно — Как опасно

быть

гимнастом (А тем более — зубастым!) — Чуть оступишься — и в рот! Все окончилось прекрасно, А могло — наоборот!

Воспитатель спрашивает детей, бывают такие чудеса или это ска­зочная история.

Далее организуется игра с мячом в кругу. Воспитатель говорит детям, что он будет бросать мяч и называть разные действия, а тот, кому попадет мяч, будет отвечать: верит он или нет и почему. Напри­мер: «Волк катается на самокате. Веришь? Почему?» (Используются предложения: Медведь катается на коньках. Обезьяна едет на велосипе­де. Слон качается на шаре. Тигр поет. Лошадка танцует.)

Затем сами дети должны так же перекидывать мяч друг другу, при­думывать предложение и отвечать, что бывает, а что — нет; и почему они этому верят (не верят).

345


После этого проводится игра «Живые слова». Воспитатель объясня­ет: «Дети будут словами. Из слов составляют предложения. Будем «читать» предложения».

Педагог вызывает двух детей и говорит:

— Один из вас будет словом «слон». Другой — «смеется». Прочита­ем предложение: «Слон смеется». Какой первый звук в этих словах? (с) Слова поменяются местами. Читаем предложение: «Смеется слон». Слово «смеется» сядет на место.

Затем вызывается другой ребенок, который становится словом «шутит». Педагог предлагает прочитать предложение. Все дети читают: «Слон шутит». Воспитатель спрашивает: «Какой первый звук в слове «шутит»? (ш)

Слово «слон» садится на место. Вместо него вызывается другой ребенок, он будет словом «шмель». Воспитатель просит детей прочить предложение «Шмель шутит». Спрашивает детей: «Так бывает или нет? Какой первый звук в слове «шмель»? (ш) Просит назвать как можно больше слов со звуком с (ш).

Педагог показывает детям, какие игрушки есть у него на столе (мед­ведь, собака, кошка, тигр, обезьяна, лошадка, слон, клоун). Предлагает сочинить историю «Как медвежонок попал в цирк»: «Придумайте, как медвежонок в лесу потерял маму. Кто его нашел? Вырастил? Как мед­вежонок попал в цирк? Как он стал выступать в цирке? (Выслушать желающих.) Кто хочет придумать историю о других зверятах?»

РИСОВАНИЕ

«Веселый клоун» (с передачей движения)

Задачи. Учить рисовать клоуна с передачей настроения и движе­ния адекватными изобразительными средствами.

Показать изобразительно-выразительные средства для отражения в рисунке изменений внешнего вида человека (формы и пропорций тела, жестов и мимики).

Вызвать интерес к самостоятельному поиску характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным.

Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержа­нием и характером образа.

Предварительная работа. Беседа о цирке, цирковых выступлениях. Рассматривание схематических рисунков, передающих разные движе­ния. «Изучение» мимики с помощью зеркала. Рисование и лепка «улыбки». Беседа о разных эмоциях.

Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кис­точки двух-трех размеров, листы бумаги белые и тонированные (разно­го размера), баночки с водой, палитры.

346


Цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» для демонстрации детям закономерностей цветовых сочетаний и знакомства с явлением цветового контраста.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям клоуна (игрушку, иллюстрацию, афишу) и проводит краткую беседу о том, кто такие клоуны, чем они занимаются, чем отличаются выступления кло­унов от остальных цирковых номеров. Спрашивает, почему в цирке всем весело? И почему артисты цирка все время улыбаются?

Затем воспитатель предлагает детям нарисовать веселых клоунов, выступающих в цирке. Предлагает подумать, что умеет делать клоун: жонглирует, ходит на руках, играет с собачкой, кувыркается или шутит со зрителями. Просит детей улыбнуться друг другу и спрашивает, как передать в рисунке, что клоун веселый. Показывает варианты изобра­жения улыбки и других мимических изменений (брови подняты вверх, глаза сужены или даже полузакрыты). Делает беглые эскизные рисунки мелом на доске или угольным карандашом на листе бумаги.

Уточняет представление детей о костюме клоуна — очень яркий, обычно разделен по цвету на две части (правую и левую), например, одна половина костюма зеленого цвета, а другая половина красного. Показывает детям цветовые модели «Радуга» и «Цветовой круг» и пред­лагает подобрать разные варианты контрастных цветосочетаний (в цве­товых парах — диадах, размещенных на цветовом круге напротив друг друга): синий — красный, синий — желтый, синий — оранжевый и др. Если есть возможность, педагог показывает детям иллюстрацию или фотографию клоуна в костюме или поясняет принцип контраста на подборе пар цветных бумажек.

Педагог спрашивает, как дети будут рисовать костюм клоуна, чтобы он получился двухцветным. Уточняет последовательность работы (мелом на доске или угольным карандашом на листе бумаги, помещен­ном на мольберт).

Напоминает детям, как можно получить розовый или телесный цвет, чтобы нарисовать лицо и руки клоуна (смешать краски на палит­ре или дощечке, добавив к белой несколько капель красной и коричне­вой (желтой).

Дети выбирают цвет и формат фона, составляют сложный цвет (розовый, телесный) на палитре и начинают рисовать веселого клоуна в движении.


347


В конце занятия проводится экспресс-выставка портретов.


После занятия. В свободное время педагог предлагает детям (по желанию) составить описательные или сюжетные рассказы о своих клоунах.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Занятие 16

Задачи. Показать детям, как образуется количественная группа, называемая числительным «семь», с использованием предметов, кото­рые называются существительными как мужского, так и женского рода.

Учить детей при пересчете согласовывать числительные с сущест­вительным в роде, числе и падеже; различать процесс и итог счета.

Познакомить детей с цифрой 7.

Учить устанавливать равенство групп предметов двумя способами.

Развивать у детей внимание, произвольность поведения.

Учить детей делить треугольник на две и четыре равные части.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал:

Счетная лесенка.

Игрушки четырех видов по семь штук каждого.

Карточки с цифрами 6 и 7 по две штуки каждой.

Цифры 6 и 7 для доски или наборного полотна.

По семь картинок четырех видов (например, «мяч», «мальчик», «елочка», «бабочка»).

14 кружков двух разных цветов (например, семь красных, семь синих).

Бумажный равнобедренный треугольник со стороной примерно 21 см.

Треугольная косынка.

Раздаточный материа.1:

Счетные карточки из плотной бумаги для работы со счетным мате­риалом (размером 30x20 см).

По 14 кружков двух разных цветов (диаметром приблизительно 3 см). Цифры 6 и 7 высотой не более 4—5 см.

Равнобедренный треугольник со стороной 10—12 см из бумаги. Ножи для разрезания бумаги или ножницы.

Содержание занятия. Методика работы по первой, второй и треть­ей задачам аналогична представленной на занятиях № 13 и 14 (сначала используются предметы, названия которых существительные мужско­го рода, потом — женского).

Дополнительно к методике, описанной в конспектах № 13 и 14 включается самостоятельная работа детей. На столах у детей лежат кар-

348


точки из плотной бумаги с двумя проведенными линиями, расстояние между линиями 5—6 см.

Воспитатель предлагает детям положить на верхнюю полоску их карточки шесть синих кружков. А на нижнюю семь красных. Просит посчитать хором вначале синие кружки и положить около них соответ­ствующую («нужную») цифру. Дети выполняют. Затем посчитать хором красные кружки и положить цифру. Посмотреть друг у друга: так ли положили. После чего предлагает детям сделать поровну двумя спосо­бами и рассказать всем, как это им удалось.

Игра «Летает не летает»

Воспитатель объясняет детям правила игры: «Я буду называть пред­меты, которые или летают, или не летают. Если они летают, то вы машите руками, как птички, если не летают — то держите руки внизу. А я же буду размахивать „крылышками" постоянно». Например, «самолет летает?», «арбуз летает?», «кочерга летает?», «Баба-Яга лета­ет?», «орел летает?». Обычно дети сами замечают, кто ошибся, смеются и поправляют его, обмениваются репликами. Воспитатель продолжает игру в бодром игровом темпе. Игра длится две-три минуты.

Воспитатель показывает детям треугольный лист бумаги (равнобед­ренный треугольник со стороной примерно 21 см, вырезанный из обычного листа бумаги А4) и спрашивает: «Какой формы этот лист бумаги?» Дети: «Треугольной. Или треугольник». Воспитатель: «Что на него похоже?» Дети пытаются вспомнить, что они знают треугольной формы. Воспитатель достает косынку, показывает ее детям так, чтобы была видна ее треугольная форма. Вновь показывая бумажный тре­угольник, спрашивает у детей, можно ли из этой «косынки» сделать две или четыре косыночки и как это сделать. Дети: «Да, можно. Нужно раз­делить эту «косынку» на две, а потом на четыре равные части». Воспи­татель показывает детям технику деления треугольника: соединяет между собой равные стороны треугольника, акцентируя внимание детей на совмещении углов; после чего разрезает треугольник. Воспи­татель: «Сколько частей получилось?» Дети: «Две». Воспитатель: «Две. А нам нужно четыре. Как это сделать?» Дети: «Разделите каждую ее половину пополам». Воспитатель снова тщательно демонстрирует тех­нику складывания треугольника, совмещения углов, выравнивания линии разреза. Показывает четыре получившихся треугольника детям и ставит их в наборное полотно. Воспитатель спрашивает: «Сколько частей получилось?» Дети, пересчитывая треугольники: «Один, два, три, четыре», — говорят итог счета: «Четыре косыночки».

На столах у детей лежат небольшие бумажные равнобедренные тре­угольники. Воспитатель предлагает детям разделить их треугольные листочки на четыре равные части. Дети делят. Воспитатель просит показать одну из четырех частей, или одну четвертую. Затем две четвер­тых и т. д. Дети выполняют.

349


АППЛИКАЦИЯ коллективная

«Шляпа фокусника» (оформление цирковой афиши)

Задачи. Учить детей составлять коллективную композицию из апп-ликативных элементов на основе объединяющего образа.

Показать рациональный способ вырезания из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам (ленточная аппликация).

Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве, чувство ответственности за общее дело.

Предварительная работа. Подготовка основы для коллективной композиции (большой лист бумаги: внизу размещена шляпа фокусни­ка, вырезанная из бумаги, и приклеенная полуобъемно, из шляпы «вылетают» фокусы — две-три ленточных аппликации (например, голуби, цветы, сердечки, звездочки, конфеты; см. рис.).

Материалы, инструменты, оборудование. Полоски и прямоуголь­ники цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки, простые карандаши для прорисовки элемента. Незавершенная компо­зиция «Шляпа фокусника» с двумя-тремя фокусами (ленточными апп­ликациями).


Содержание занятия. Воспитатель в накидке и цилиндре фокус­ника показывает фокус (вынимает из своей шляпы новогоднюю гир­лянду). Затем показывает детям незавершенную композицию «Шляпа фокусника», подготовленную заранее и предлагает детям придумать и смастерить свои фокусы, которые также будут вылетать из шляпы.

Знакомит детей с новым спосо­бом вырезания из бумаги, сложен­ной гармошкой или дважды (четы­режды, в зависимости от мягкости бумаги) пополам.

— Посмотрите на этот фокус. (Разворачивает одну из ленточных вырезанок — голуби, цветы, конфе­ты.) Видите, все они соединяются между собой. А сделать это можно так. Беру полоску бумаги, складываю пополам, еще раз пополам, рисую картинку, например, елочку, таким образом, чтобы нижние веточки попа­ли на сгиб. Вырезаю и оставляю места на сгибе неразрезанными, — эти веточки будут держаться друг за друга, и получится вот такой хоровод.

350


Дети задумывают свой фокус, складывают полоски бумаги, рисуют простым карандашом один элемент, воспитатель проверяет, чтобы были зафиксированы места на сгибах, напоминает, что в этом месте нельзя разрезать.

В конце занятия дети приносят свои «фокусы» (ленточные аппли­кации) на общую композицию «Шляпа фокусника», красиво и свобод­но размещают, приклеивают.

После занятия. В свободное время дети по своему желанию допол­няют композицию «Шляпа фокусника» и при участии педагога превра­щают ее в цирковую афишу.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!