АНАЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: Г. ХАРТ
С 4. Право и мораль
Харт рассматривал различные концепции связи права и морали и признавал их неудовлетворительными. Допуская возможность критики права с точки зрения справедливости, Харт подчеркивал, что этим моральная критика закона не исчерпывается. Мораль шире, чем справедливость.
Ученый констатирует как сходство, так и различия между правом и моралью. Сходство определяется в первую очередь тем, что эти регуляторы предназначены для того, чтобы очертить границы поведения индивида независимо от его желания, и поддерживаются серьезным общественным давлением. Это обусловлено задачей выживания общества. Соответственно в любом обществе существуют запреты на свободное применение силы, на самовольное распоряжение чужой собственностью, устанавливаются правила, требующие честности во взаимных отношениях и т. д. Такие правила можно обнаружить и в праве, и в морали. По мысли Харта, они образуют тот минимум естественного права, без которого не может существовать ни одно общество.
Тем не менее, важнейшее отличие этих норм (права и морали) друг от друга заключается в том, что правовые правила поддерживаются угрозой наказания за их нарушение, а правила морали поддерживаются почтительностью, которую они внушают, и угрызениями совести, которые вызывает их нарушение.
Эти различия Харт конкретизирует в следующих четырех признаках.
1. Важность. — Любое моральное правило всегда воспринимается как нечто столь важное, что требует своей поддержки. Правовое правило может и не восприниматься как достойное того, чтобы его поддерживали. Важность не является существенной для его правового статуса. Однако оно остается правовым правилом до тех ч0?, пока его не отменили.
|
|
2. Иммунитет к сознательному изменению. — Мораль есть нечто такое, что следует признавать таким, каким оно есть. В противо-чоложность праву мораль не создается волевым актом и моральное йравило не может быть сознательно изменено.
3. Сознательный характер моральных проступков. —Если кто-00 свершает внешние действия, противоречащие морали или праву, ^е желая их нарушить, он не может нести моральную ответственность. праве неумышленность действий не освобождает от ответственности.
В |
407
Раздел V
ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ^ХМгщ
4. Форма морального давления. Моральное давление обпа-щено к «внутреннему» аспекту. Оно осуществляется не путем угрозы физического наказания (как в праве), а обращением к совести чело века(р. 169-176).
Ученый не отрицал, что право в той или другой степени отражает существующую в обществе мораль. Это, по его мнению, подтверждается множеством фактов. «Ни один "позитивист" не может отрицать... того, что стабильность правовых систем частично зависит... от соответствия их морали. Если это то, что подразумевается под необходимой связью права и морали, то ее существование следует признать», — отмечал правовед (р. 199-200).
|
|
Одной из проблем, которая специально анализировалась Хартом, была проблема моральности существующих позитивных законов. Можно ли считать правом явно аморальные законы? Эта проблема была актуализирована после окончания Второй мировой войны прежде всего представителями «возрожденного» естественного права в Германии. Харт специально рассматривает вопрос, сформулированный в свое время Радбрухом: должны ли быть наказаны доносчики, благодаря которым другие немцы оказывались в тюрьме за нарушения чудовищных законов, принятых при нацистском режиме? Возможно ли было их осудить в судах послевоенной Германии за доносительство о нарушении нацистских законов на том основании, что эти законы нарушали естественное право и поэтому были юридически ничтожны?
Для ответа на этот вопрос Харт предлагает взвесить два соперничающих понимания права: узкое и широкое. В рамках широкого правопонимания Харт включил в понятие права все правила, которые действительны в силу формальных критериев системы первичных и вторичных правил, «даже несмотря на то, что некоторые из них оскорбляют нравственность данного общества или то, что мы считаем просвещенной, или истинной, моралью». В рамках узкого правопонимания из понятия права были исключены оскорбляющие нравственность правила.
|
|
Принятие узкой концепции не дает, по мысли Харта, ничего хорошего научному познанию. Пришлось бы исключать из понятия права определенные правила, которые, не отвечая представлениям о моральности, тем не менее включают все другие комплексные характеристики права. Ничего, кроме путаницы, такое предложение, по мысли ученого, принести не может. Да и какая наука тогда должна подобные правила изучать? Если же принять широкое определение
408
Глав' |
,а3
Мы поможем в написании ваших работ! |