Как Вы можете опровергнуть следующее положение агностиков: «Мир познать нельзя, так как все в мире познать невозможно»?



 

Агностик считает невозможным познать истину в вопросах существования Бога или вечной жизни, с которыми связано христианство и прочие религии. Или, если это и не невозможно вообще, то, по крайней мере, не представляется возможным в настоящее время.

Агностики допускают, что, может, где–то и есть тот Сверхразум, Абсолют, Нечто (обычно называемое верующими Богом), которое и создало наш мир, Вселенную, вечность и бесконечность, одним словом – все. Возможно, это некая Субстанция, невидимая, но обладающая колоссальной силой создания и разрушения. Таким образом, все может быть в любой форме, противоречащее всем космическим законам, просто необъяснимо–непостижимое. Однако пока доказательства существования этой самой субстанции не найдены – никто в иррациональное верить не будет.

Таким образом, опровергнуть положение агностиков возможно так: «Необходимо изучать части всего мира, то есть то, что возможно познать, тогда будет возможно познать и мир».

 

Когда возникает наука как высшая форма познания и специфический тип духовного производства?

 

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки». В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности.

Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук;

1. теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);

2. практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);

3. творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т.п.

В XX в. наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.

Сущность науки:

- достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;

- выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;

- предвидение тенденций развития и функционирования объекта;

- контроль и управление процессами в объекте[4].

Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована.

Как вид деятельности наука характеризуется:

- определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

- определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;

- совокупностью методов, используемых для получения нового знания;

- способом организации научной деятельности.

Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих:

- производство нового знания;

- доведение знаний до их практического использования;

- подготовка научных кадров.

Научные исследования включают:

- использование методов научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;

- обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;

- установление закономерных связей между фактами;

- построение теории, законов, принципов;

- философское истолкование данных науки;

- накопление новых опытных данных;

- коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.

Важнейшими закономерностями развития науки являются:

- обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

- относительная самостоятельность развития науки;

- преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;

- постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развитая и революционной ломки теоретических основ науки;

- взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

- свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

- дифференциация и интеграция научного знания;

- математизация науки.

Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5–10 лет[5].

 

И разве утолишь ты жгучий голод, Воображая пиршественный стол? И разве голым ляжешь в снег январский, Себе представив летнюю жару. (В. Шекспир) Что представляет, с философской точки зрения, данное рассуждение?

 

Как мне кажется, данное выражение близко к трансцендентальной философии И. Канта.

Термин «трансцендентальный», которым И. Кант обозначает свою философию, указывает на то, что существует возможность употребления в познании таких способностей и сил человека, как созерцание (интуиция), рассудок (логика) и разум (идеал), которые не зависят от опыта и являются тем самым необходимым условием всякого опыта вообще. К таким условиям кенигсбергский философ относит, прежде всего, формы чувственности и рассудка. Они потому и доопытны, т.е. априорны, что представляют собой условия, благодаря которым опыт становится возможным, как и само познание в принципе. Но эти условия – созерцание и рассудок – принадлежат к познавательной способности субъекта.

В работе «Критика чистого разума» И. Кант разъясняет свою позицию в отношении различения видов познания – созерцания и рассудка. Теорию чувственного познания, чувственности он основывает на способности человека к созерцанию и называет эту познавательную способность эстетической. «Трансцендентальная эстетика» занимается, следовательно, изучением априорных форм чувственности.

Кантовская трансцендентальная философия демонстрирует, что в действительности всякое знание по своей природе антиномично, поскольку в основе представляет собой единство двух противоположных элементов – чувственности и рациональности. Если чувственность делает возможным созерцание, то рассудок – понятийность, мыслимость. И здесь кантовский философский стиль приближается к афоризмам: мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.

Над рассудком возвышается разум как высшее условие возможности всех синтезов рассудка. И если рассудок заполняет содержательно чувственный материал, то разум опирается на сверхчувственные, умопостигаемые, идеальные содержания, вещи в себе. «Вещь в себе» – это то, что недоступно нашему созерцанию, что лежит по другую сторону человеческого познания и остается, таким образом, непознаваемым.

Теоретический разум имеет дело с природой, с законами природы, и тем, что есть, существует. Практический же разум определяется тем, что должно быть. Тем самым уже в этой необычной формулировке модальности долженствования скрыт основной мотив метафизики нравственности: человек в своем поведении обладает изначальной способностью поступать нравственно, без принуждения творить добро, благодеяния и избегать зла, и тем самым он уже изначально имеет в себе самом закон и принцип – быть нравственным.

Таким образом, можно говорить о том, что отрывок В. Шекспира, в сущности, является концентрированным вариантом теории, которую развил И. Кант.

 

 


Список литературы

 

1. Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 160 с.

2. Жаринов В.М. Философия. Учебное пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.

3. Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005. – 96 с.

4. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 320 с.

5. Философия. / Под общей редакцией проф. Ю.А. Харина. – Минск: Наука, 1993. – 486 с.


[1] Философия. / Под общей редакцией проф. Ю. А. Харина. – Минск: Наука, 1993.

[2] Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: ВЛАДОС, 1997

[3] Жаринов В.М. Философские и социальные науки. Фундаментальные системы. – М.: Приор-издат, 2005

[4] Жаринов В.М. Философия. Учеб. пособие для студентов и преподавателей вузов. – М.: Приор-издат, 2005

[5] Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 254; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!