Аксиологическое измерение истории



У многих ученых, мыслителей, общественных деятелей складывается твердое убеждение, что линейно-поступательная концепция общественного прогресса устарела. Помимо того что она носит откровенно европоцентристский характер, смысл ее состоит в том, что определяющим фактором развития общества выступает развитие экономической сферы, материального, индустриального производства.

В этой парадигме применение все более совершенной техники и технологий должно приводить к устойчивому росту производительности труда, вещественных и иных благ, которые в своей совокупности составляют общественное богатство, предназначенное для удовлетворения растущих потребностей людей. И хотя классический либерализм и марксизм по-разному понимают цель и историческое предназначение человека, их, однако, объединяет одно — понимание западной, в данном случае индустриальной, цивилизации как техногенной.

С переходом на постиндустриальную стадию западное общество классического капитализма претерпевает значительные изменения. Но оно по-прежнему сохраняет свой техногенный характер. В западном обществе продолжают доминировать экономические, материальные интересы. Несложные подсчеты показывают, что на Западе живет пятая часть населения планеты, использующая 80% мировых природных богатств, вовлекаемых в хозяйственный оборот, для удовлетворения своих потребностей. Разрыв в уровнях развития между западным миром и остальными странами постоянно растет и достигает примерно 12–14 раз, а пять самых богатых стран мира богаче пяти самых бедных в 70–80 раз.

Многие ученые верно пишут о том, что все более заметная часть населения Запада начинает руководствоваться неэкономическими мотивами в выборе специальности, конкретных занятий, образа жизни в целом. Причины массового появления «постэкономического» человека несомненно коренятся в достигнутом высоком уровне жизни и потребления. Государство всеобщего благоденствия, социальное государство стало не просто идеологическим лозунгом, но и повседневной реальностью, по крайней мере для двух третей населения западных стран. Но Запад неизменно стремится к постоянному повышению материального благосостояния, уровня социального благополучия для себя и только для себя. Такой подход разделяют в целом и нынешние социал-демократы — оппоненты либеральной и консервативной мысли.

Мировая общественная мысль приходит к убеждению, что понимание общественного прогресса должно включать в себя в качестве безусловно высшей его цели приоритет идеи выживания человечества. Угроза глобальной катастрофы, нависшая над ним, не оставляет альтернативных решений. Неизменная же нацеленность западного общества на повышение материального благополучия делает глобальную катастрофу, за что Запад постоянно подвергался и подвергается растущей критике в мире, все более вероятной. Это же обстоятельство постоянно вызывает и на самом Западе кризисные явления в сфере духа, порождает огромную критическую литературу.

Несомненно, что западному обществу присущи как выдающиеся достижения, так и глубокие противоречия и пороки. Но сам факт наличия в обществе постоянного стремления к критическому осмыслению основ существующего строя, к созданию более совершенных общественных отношений выступает одной из его постоянных и важнейших движущих сил по пути собственного прогресса. Хотя следует все же заметить, что уровень критичности, оппозиционности в западной мысли заметно снизился в последние десятилетия. Особо это наглядно видно в сравнении с 1950—1960 гг., когда с критикой западного общества за утрату духовных ценностей, за дегуманизацию человеческих отношений выступили такие известные ученые и мыслители, как Т. Адорно, Г. Маркузе, В. Франкл, Э. Фромм, М. Хайдеггер, М. Хоркхаймер, К. Ясперс и др.

Будущее и его познание в футурологии. Методы и средства познания будущего.

С начала 1960-х под футурологией понималась «наука о будущем», «история будущего», ориентированная на познание перспектив всех явлений, и, прежде всего социальных и содержало претензию на монополизацию прогностических функций существовавших научных дисциплин. Отсутствие у понятой таким образом футурологии собственного предмета и ограниченность понимания будущего по аналогии с прошлым, выявило несостоятельность данного подхода. К концу 1960-х футурология стала пониматься как социальное прогнозирование. Преобладающим в западной футурологии было технократическое направление, признающее научно-технический прогресс как главное средство разрешения социальных проблем. В конце 1960-х — начале 1970-х на первый план выходит изучение глобальных проблем. Римский клуб стал возглавлять исследования по футурологии и инициировал компьютерное глобальное моделирование перспектив развития человечества и «пределов роста» технологической цивилизации.

Методы и средства познания будущего. Возможности и механизмы предвидения существенно изменяются и развиваются. Предвидение имеет множество модификаций, например, предчувствие, свойственное живому существу. Предвидение выступает и как предугадывание сложное предвосхищение, которое осуществляется уже интеллектуальными механизмами психики и основано на жизненном личном опыте, выражаясь в форме размышлений о будущем.

Научное предвидение это эмпирически и теоретически обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы, обществ и духовных процессов, неизвестных ныне, но поддающихся выявлению. В практической деятельности научное предвидение осуществляется в формах прогнозирования и предсказания. Под прогнозированием имеют в виду специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления.

Предсказание это локализованное во времени и пространстве конкретное предвидение, например, солнечного затмения, погоды на завтра или поведения противника во время военных действий, дипломатических акций и т. п. 4. Данное здесь определение предсказания как одной из форм научного предвидения, противоречит понятию данному в Краткой философской энциклопедии, там предсказание является одной из форм экстрасенсорного восприятия. Там подчеркивается, что предсказание следует отличать от предвидения как одну из форм научного познания, выступающего уже в качестве прогнозирования тех или иных явлений и процессов.

Там же, Предвидение в большей степени, чем предсказание, основывается на обобщении теоретических и эксперементальных данных, на учете закономерностей и связей явлений, оно уже выступает в качестве распространения познанного на область еще непознанного.

Здесь можно заключить, что прогнозирование выступает в единственно значимой форме научного предвидения, а предсказание трансформируется и все меньше ассоциируется с научным предвидение. В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал научных методов, специальных методик, логических и технических средств познания. Однако основные методы прогнозирования сводятся к следующим остальные же являются их различными сочетаниями и вариациями экстраполяция историческая аналогия моделирование сценарии будущего экспертные оценки.

Еще среди методов прогнозирования можно выделить экстрополяцию - Метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.

О методах прогнозирования можно рассказать более подробно, приводя конкретную методологию, особенности организации прогнозной работы и так далее.

Однако с точки зрения философии, это, будет представлять незначительный интерес. Гораздо важней с междисциплинарных позиций изучить законы, определить причины, движущие силы развития на основе которых можно получить информацию о будущем это основная задача планирования и прогнозирования.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 503; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!