I. Борьба за религиозную свободу 27 страница



 Свою задачу Бодэн понимает так. С практической стороны он имеет в виду утвердить авторитет верховной власти, расшатанный религиозными войнами, а с теоретической стороны - найти для нее твердое основание, определить ее функции и цель *(458). В своей практической задаче Бодэн является наиболее верным выразителем эпохи, которая ставила проблему обеспечить свободу религиозной совести, при помощи абсолютизма. Выполнением теоретической задачи Бодэн кладет основание государствоведению, которого основателем он может быть признан по всей справедливости.

 Метод Бодэна заключается в том, что он стремится устанавливать понятие о государстве на основании исторической действительности. Чем богаче материал для сравнения, тем вернее может быть достигнуто теоретическое представление. С точки зрения Бодэна вся ценность истории в том и состоит, что она служит политике *(459). По историчности Бодэн сближается с Макиавелли, против которого он так сильно восстает, упрекая в безнравственности его государственных принципов.

 Кроме того, что он строит учение о государстве на фактах, Бодэн исключает совершенно религиозную точку зрения, характерную для средних веков, государствоведение ставится совершенно на светскую почву.

 С методологической стороны нельзя не обратить внимания, что произведение Бодэна представляет смешение двух течений мысли, - рационализма и эмпиризма.

 IV. Под именем республики, которым озаглавлено основное его сочинение, Бодэн понимает вообще государство, независимо от формы правления. Государство Бодэн определяет, как соединение многих семейств, связанных общностью, под одною высшею и справедливою властью *(460). Бодэн дает формальное определение, отказываясь включать в него, по примеру Аристотеля, признак цели, которую греки чаще всего видели в общем счастье *(461). Его задача состоит в том, чтобы уяснить, что такое государство, и потому он отклоняет от себя задачу показать, по примеру Платона или Мора, государство в его идеале *(462). Даваемое им формальное определение могло бы внушить мысль о том, что нет разницы между государством и шайкою разбойников, но признак справедливой власти *(463), по мнению автора, устраняет возможность такого смешения.

 Бодэн возражает Аристотелю, который пытался определить государство посредством понятия о гражданине. Если бы, по примеру греческого философа, считать гражданином только того, кто соучаствует в управлении, сколько бы пришлось видеть гражданских войн. В действительности гражданином можно быть и не имея политических прав. Это понятие определяется не правами, а обязанностями. Гражданин - это всякий свободный человек, подчиненный высшей государственной власти *(464). Таким признаком отличается гражданин от иностранца. Следовательно, понятие о гражданине выводится из понятия о государстве, а не наоборот.

 Главный признак, которым определяется понятие о государстве, это суверенитет и в установлении этого признака главная заслуга Бодэна *(465). Необходимость определения суверенитета тем очевиднее, что на этот вопрос не обращали до сих пор внимания ни философы, ни юристы *(466), Бодэн отличает суверенитет от самой власти, которая может быть предоставлена в самых широких размерах, как, напр., римская диктатура, и все же не совпасть с суверенитетом *(467). Суверенитет есть сила, стоящая над всеми гражданами и не имеющая над собою ничего высшего, даже закона *(468). Характерными особенностями суверенитета является его вечность и неизменность.

 Определив суверенитет, Бодэн подступает к важному вопросу о том, где же коренится этот суверенитет и способен ли он к отчуждению? Суверенитет кроется в совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ" *(469). Бодэн исходит, следовательно, из идеи народовластия. "Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить" *(470). Этот сомнительный вывод подвергнется в XVIII столетии оспариванию со стороны Руссо.

 Переход суверенитета от народа к государю производится без остатка. Поэтому власть государя не ограничена. Бодэн отрицает юридическое значение тех фактов, которые, по-видимому, говорят противное. Ни государственные чины Франции, ни парламент Англии, как это блестяще доказывает правление Генриха VIII, не стесняют воли короля *(471). Замечательное явление: французские писатели ХУ? века перенимают принципы абсолютизма из Англии так же, как полтора столетия позже писатели той же страны будут заимствовать из Англии конституционные принципы. Король, как обладатель суверенитета, не может быть связан изданными им законами или обычаями, потому что над ним нет власти, которая могла бы его сдерживать. Абсолютная власть монарха встречает ограничение только: в а) божеских и естественных законах, b) в требованиях морали, с) в частном праве. Последнее воззрение составляет особенность политического мировоззрения Бодэна: по его мнению, государство ограничивается семьею, верховная власть бессильна против частной собственности и семейных прав. Государь, свободно располагающий жизнью и смертью своих подданных, не смеет взять ни копейки без согласия народа, представленного генеральными штатами: явный отзвук нарождающейся буржуазии.

 Из суверенитета монарха вытекают следующие его прерогативы: право издавать законы, не стесняясь никакими обычаями, право объявлять войну и заключать мир, право назначать высших должностных лиц, право высшего суда, право помилования.

 V. Бодэн признает только три формы правления: монархию, аристократию и демократию *(472). В основание деления он кладет число лиц, в руках которых сосредоточивается суверенитет. Классификацию форм правления на основании характера управления Бодэн отвергает, потому что в основу такого деления кладут различие не форм государственного устройства, а форм государственного управления.

 Смешанных форм не бывает, и быть не может. В предcтавлении Бодэна не укладывается конституционная форма правления. Историческое наблюдение убеждает Бодэна, что там, где некоторые хотели видеть смешанную форму, в действительности всегда была одна из чистых форм. Так, Спарта будто бы управлялась царями, но по существу это были не монархи, а должностные лица, уполномоченные от народа, который и был настоящим носителем суверенитета *(473). Некоторые желали бы видеть смешанную форму правления и во Франции, приурочивая генеральные чины к демократии, парижский парламент к аристократии и короля к монархии. "Это мнение не только абсурдно, оно преступно. Нельзя не видеть оскорбления величества в намерении сделать подданных соучастниками короля в управлении" *(474). На самом деле Франция чистая монархия.

 В чем же сущность каждой из трех форм правления? "Королевской монархией следует признать такое государство, где подданные, пользуясь личною свободою и собственностью, повинуются законам монарха, а монарх - законам божеским и естественным" *(475). "Аристократия состоит в том, что меньшая часть граждан обладает верховною властью над всеми вообще и над каждым в отдельности" *(476). Демократия, наконец, это то государственное устройство, при котором все или большая часть граждан, как бы ни были они организованы, обладает верховною властью над всеми *(477).

 Чем же обусловливается различие в формах правления и смена их?

 На характер, нравы, религию, право и политические учреждения народа оказывают большое влияние внешние условия, как климат, почва, распределение вод. Доказыванию этой мысли Бодэн посвящает немало внимания и места в своем главном сочинении *(478), потому что он считает, что этому вопросу уделяли слишком мало внимания философы и государственные люди, а это имело своим последствием нередко потрясение и даже гибель государств. "Хороший архитектор должен сообразовать воздвигаемое здание с почвою, на которой предполагается строить" *(479).

 Бодэн замечает, что сила и могущественные армии идут с севера, философия, математика и другие созерцательные науки исходят с юга, а знания политические, юриспруденция берут начало в умеренном поясе *(480). Что северяне сильнее, а южане умнее, видно из того, что англичане всегда жалуются на хитрость, которою французы уничтожают результаты их побед, так же как испанцы, терпя поражения от французов на поле сражения, всегда берут верх над ними в дипломатии. В зависимости от темперамента народа, обусловливаемого природою, различается постановка правосудия: рассудочные доказательства плохо мирятся с горячим, страстным темпераментом южан. Холодный климат приводит к единоженству, жаркий - к многоженству. Южными народами легче управлять при помощи религии, северными - при помощи силы, жителями умеренного климата - при помощи разума.

 По второму вопросу о смене форм правления, Бодэн дает теорию революций, под именем которых он понимает перемещение суверенитета, а не изменение законов или учреждений *(481). Он указывает на те обстоятельства, которые приводят в каждой из трех форм к такому перемещению суверенитета и к превращению в другую форму. Из общих условий, способствующих революциям, Бодэн указывает, напр., на размер: чем меньше государство, тем легче революция и, наоборот, с ростом государства увеличивается трудность переворота. Из обстоятельств, затрудняющих революционное движение, Бодэн выдвигает в особенности среднее сословие, которое умеряет крайности богатства и бедности. По мнению Бодэна, государственные перевороты, в его смысле, составляют неизбежное явление и если противодействие им тщетно, то возможно облегчение переходных состояний. Мудрость государственного человека и состоит в том, чтобы предвидеть приближение переворота и облегчить необходимый процесс *(482).

 VI. Какая же форма правления является лучшею в представлении Бодэна?

 Этот вопрос ставится следующим образом: какова, применительно к данным обстоятельствам, форма правления, которая наиболее способна обеспечить свободу и собственность, т. е. личность и имущество? Ответ Бодэна, отражающего в себе отчетливо политические тенденции своего времени, может быть предугадан. Это абсолютная монархия. Доказывается это тем, что мир терпит от двух государей не менее, чем от двух богов *(483). Здесь происходит вечная борьба, вследствие которой свобода и собственность остаются не обеспеченными. Кроме того, монархия соответствует естественным законам, монархическое государство гармонирует с семьей, где власть отца абсолютна *(484).

 Бодэн рисует монарха такими красками, которые должны привлечь к нему все сердца. "Истинная монархия там, где государь настолько сообразуется с естественным правом, насколько сам желает повиновения от подданных. Если он боится Бога, если он милостив к провинившимся, благоразумен в предприятиях, смел в осуществлении планов, умерен в успехе, тверд в несчастии, непоколебим в данном слове, мудр в советах, заботлив о подданных, внимателен к друзьям, страшен врагам, любезен с расположенными к нему, грозен для злых и ко всем справедлив" - вот каким должен быть монарх *(485). По-видимому, идеал монарха, предлагаемый Бодэном, резко противоречит идеалу, начертанному Макиавелли, и Бодэн сам старается подчеркнуть это различие. Но если принять в соображение, что монарх должен твердо держаться данного слова лишь пока это не противоречит благу подданных *(486), то различие в принципах будет не так уж велико.

 По характеру управления монарх отличается от тирана. Бодэн возражает против тех, кто видит тиранию в том, что государь не сообразуется с волею народа. Разве он обязан? Какой же он был бы тогда обладатель суверенитета? Тиран тот, кто, топча законы природы, смотрит на чужую собственность, как на свою, обращается со свободными подданными, как с рабами *(487). Наименее тяжела та тирания, где она всею тяжестью обрушивается на знатных и богатых в видах обеспечения бедного народа *(488). Насколько Бодэн относится с ужасом к мысли о возможности убить законного монарха, настолько мирится он с цареубийством, когда оно направляется против тирана, захватившего власть насилием *(489).

 VII. Переходим к рассмотрению тех принципов, на которых должно быть построено государственное управление.

 Управление основывается на законности. Однако соблюдение ее лежит на совести монарха и не подлежит никакой гарантии. Благоразумие не позволит монарху оставлять без применения его же законы, но у него нет никакого обязательства перед подданными. Если государь отдает приказ, противоречащий изданному им закону, должностные лица обязаны сделать указания монарху, и не раз, а два или три, но, если государь подтвердит, приказ должен быть исполнен *(490). Должностному лицу, обязанному исполнить незаконное распоряжение, остается одно - оставить службу. Вопреки распространенному в его время мнению, Бодэн отрицает право граждан не повиноваться и сопротивляться распоряжениям должностных лиц, потому что, став на эту точку зрения, легко дойти и до неповиновения самому монарху *(491). Для правильной оценки воззрения Бодэна нужно иметь в виду, что сопротивляться властям могли не маленькие, слабые люди, а сохранившиеся еще столпы феодализма, которые в своих поместьях, и за стенами замков, не хотели знать должностных лиц.

 Для сохранения престижа монархического лучше всего, если монарх устранится совершенно от судебной деятельности. Трудно сохранить полное беспристрастие в собственном деле, и монарх всегда рискует подвергнуться осуждению, если будет принимать участие в разбирательстве дел против его лица или его имущества. Ему гораздо лучше предоставить подчиненным налагать наказания, которые всегда вызывают в обществе несочувствие, а за собою сохранить право помилования, которое всегда внушает благодарность *(492). Нельзя сказать, чтобы и в этом отношении Бодэн был слишком далек от Макиавелли, принципы которого так осуждает.

 Задачи внутренней политики, которые ставит Бодэн, обнаруживают с наибольшею ясностью, что заставляет его так настойчиво поддерживать монархизм, чему именно противополагает он это новое начало. Задача монархической власти заключается, прежде всего, в том, чтобы уничтожить в стране все, что порождает внутренние войны. "Возможно ли, ожидать процветания государства в отношении религии, правосудия, благотворительности, безопасности личной, всех знаний и искусств, если граждане не пользуются надежным миром. Кто злейший враг мирного человека, как не солдат, благочестивого крестьянина, - как не воин, философа - как не офицер. Самое большое наслаждение военных людей - отнять все продовольствие страны, грабить крестьян, жечь селения, осаждать, брать, уничтожать города, предавать смерти добрых и злых, молодых и старых, насиловать девушек, мыть руки в крови, осквернять храмы, богохульствовать, похищать церковную утварь и топтать ногами право божеское и естественное" *(493). "Насколько счастливее государство, которое пользуется обеспеченным миром, живет без войны и волнений". Поэтому Бодэн стоит за то, чтобы были срыты все феодальные замки, сняты все городские стены, так как они порождают войну, а не обеспечивают от войны. И монарх должен быть настолько силен, чтобы ему никто не мог сопротивляться силою оружья. "Безопасность в государстве обеспечивается не стенами, - как говорил ошибочно Агезилай, - а правосудием, - как справедливо сказал Помпей пареянскому царю" *(494).

 VIII. Бодэн уделяет много внимания финансовой политике *(495). Вполне естественно, что автор, который ставил общественное благосостояние в зависимость от усиления центральной власти, сосредоточенной в лице монарха, не мог не сознавать, что сила короля основывается на финансах.

 Обложению должны подлежать все подданные. Бодэн не может примириться с тем явлением, что вся тяжесть налогов падает на третье сословие, тогда как дворянство и духовенство, наиболее богатые классы, обложению не подлежат. В монархическом государстве все должны платить соответственно своим средствам. В виду этого лучшею формою налога был бы подоходный. Но Бодэн не скрывает от себя тех трудностей, какие связываются с такою формою обложения. Поэтому он предлагает организацию цензуры, которая должна определить степень состоятельности плательщиков. При помощи этой цензуры "можно будет знать, каким кто промыслом занимается, чем добывает средства существования, а благодаря тому можно будет устранить из государства всех трутней, которые поедают у пчел мед, и выгнать всех бродяг, лентяев, воров, шулеров, мошенников, которые замешались среди порядочных людей, как волки среди овец: тогда они будут обнаружены и отмечены". Очевидно, проблема, поднятая Томасом Мором, совершенно игнорируется Бодэном.

 Из источников государственных доходов, известных его времени, Бодэн особенно настаивает на доменах и таможенных пошлинах. Большие недвижимые имущества дают монарху твердую опору и независимость. Таможенные пошлины должны иметь не только финансовое, но слегка и покровительственное значение. Бодэн высказывается за судебные пошлины ввиду того, что они уменьшают тяжбы. Подробно и настойчиво говорит Бодэн против порчи монеты, которая приносит несравненно больший вред всей стране и государственным финансам, чем та мимолетная выгода, какая достигается этим приемом.

 IX. Государственная власть останавливается у порога семьи: семья и собственность, два учреждения священные и неприкосновенные, перед которыми бессильно даже государство.

 Семья - это зародыш, из которого развилось государство, и в то же самое время она - основа государства. Семья это государство в миниатюре. Поэтому определение семьи соответствует определению государства: семья есть соединение нескольких лиц, связанных общностью, под справедливою властью главы семейства *(496).

 Если семейства организованы правильно, наподобие государства, то будет прочно и государство, организованное из таких семей. Бодэн возражает против Платона в защиту семьи. "Платон не принял в соображение, что если бы установился коммунизм, то уничтожилась бы главная характерная черта государства, потому что нет ничего публичного там, где нет ничего частного, так же как не было бы государства, если бы все подданные были монархи, не было бы гармонии, если бы все звуки, ее образующие, перешли в один тон. Такое государство было бы прямо противно законам Бога и природы, которые не только отвергают кровосмешение, прелюбодеяние, отцеубийство, неизбежные при общности жен, но отвергают всякую попытку присвоить себе чужое. Отсюда следует, что государство так устроено Богом, чтобы отдать государству то, что ему принадлежит, а каждому частному лицу - то, что составляет его достояние" *(497).

 Семья состоит из отца, жены, детей, слуг и рабов. Власть главы в семье монархична и основание ее кроется в разуме. Она различается, смотря по лицу, на которое простирается: раб совершенно лишен воли, жена обладает волею, но подчиненною, дети имеют неполную волю.

 На первом плане стоит власть супружеская ее необходимость Бодэн основывает на авторитете Библии, римского права и всех древних народов. "Как бы ни были разнообразны и изменчивы постановления законов, но никогда не было такого закона или обычая, чтобы женщина была свободна от повиновения мужу и почтения к нему, с которым она должна относиться к своему главе и которое не позволит ей вызвать своего мужа к суду" *(498).

 Суровый взгляд Бодэна на родительскую власть, доходящий до признания за родителями права на жизнь и смерть своих детей *(499), является, может быть, отражением той борьбы между церковным и светским авторитетом, которая выразилась в постановлениях Тридентского Собора (1545 - 1564) и ордонанса де Блуа (1576). Церковь в этом вопросе стояла на более либеральной точке зрения, но Бодэн придерживается обычного светского взгляда. У родителей Бодэн признает две основные обязанности: вскормить и воспитать. В имущественном отношении дети не должны стеснять родителей, и Бодэн отстаивает полную завещательную свободу, потому что страх лишиться наследства сделал бы детей особенно послушными в отношении родителей *(500).


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!