I. Борьба за религиозную свободу 14 страница



 Союз государства и церкви привел к разным результатам на Востоке и на Западе. На Востоке государство сразу и бесповоротно берет преобладание над церковью, которая становится в положение одного из государственных учреждений. На то были свои исторические причины. Церковная власть соприкасалась в Константинополе непосредственно с государственной и каждую минуту могла быть подавлена силой последней. На Востоке, при нескольких епископствах, было государственное единство, и не было соперничества, которым могла бы воспользоваться церковь для своего возвышения. Наконец, здесь сильны были римские традиции о подчинении религиозного культа государству. Иначе обстояло дело на Западе, где римский епископ постепенно поднимается на степень главы церкви. Это объясняется рядом благоприятных обстоятельств. В Риме не было никакой постоянно государственной власти, которая подавляла бы власть папы. Среди ряда вновь возникающих государств оказалась одна церковь, и взаимное соперничество государей давало папе возможность принимать роль посредника, примирителя. Римское епископство должно было пользоваться особенным авторитетом в глазах германцев, относившихся с почтением к памяти Рима. К этому присоединилось и действие легенды о том, что римское епископство было основано апостолом Петром, которого Спаситель признал камнем церкви и которому вручил ключ от царствия небесного. И в самом деле, стоило этим обстоятельствам измениться, стоило только Карлу Великому объединить племена, усилить государственную власть, облечься самому авторитетом римской традиции, как папа сразу теряет свое политическое значение. К счастью католической церкви, царствование Карла было блестящим, но мимолетным эпизодом в истории молодой западноевропейской культуры.

 С той минуты, как католическая церковь почувствовала себя достаточно окрепшей и увидела трудность, испытываемую государями новых народностей при утверждении своего верховенства, - между прежними союзниками начинается отчаянная борьба за преобладание, за господство над миром. Чем более напирала церковь на отречение от всего мирского, чем сильнее выдвигала аскетический идеал, тем более стремилась к захвату власти над миром. Церковь, проникнутая римскими началами, выступает представительницей объединительных тенденций Римской империи. Она сама хочет утвердить во всем мире один общественный порядок, соответствующий божественной воле, носительницей которой на земле является только церковь.

 Борьба между церковной и светской властью "за" и "против" осуществления теократического идеала достигает наибольшего напряжения в момент столкновения папы Григория VII с германским императором Генрихом IV. При папе Иннокентии III успех папской власти достигает своей высшей точки. Период с XI по XIII столетия наполнен борьбой двух властей, которая составляет основную политическую тему средневековья.

 В этой борьбе церковь католическая изменила первоначальную точку зрения христиан на государственную власть. Действие церковной и светской власти не в разных мирах, а здесь, на той же земле. Но превосходство, конечно, на стороне папской, которая выше власти государей, как душа выше тела, как солнце выше луны, заимствующей свой свет от первого. Поэтому государи должны повиноваться папе, наместнику Христа на земле. "Церковь Христова, - говорит Фома Бекет, - состоит из двух групп: клира и народа. К первой группе относятся апостолы, епископы, ученные. К народу причисляются государи, князья, герцоги, графы. Несомненно, что государи получили свое могущество от церкви, церковь же получила свою власть не от государей, а от самого Христа. Поэтому христианские государи должны подчиняться в своих решениях главе христианской церкви". Императорам и королям внушается мысль, что они, как ставленники церкви, являются лишь орудием последней в деле осуществления на земле царствия Божья. Их призвание защищать с Божьей помощью церковь от внешних и внутренних врагов, от язычников и еретиков. "Государь, говорит Гинкмар, получает свой меч из рук церкви, потому что сама церковь не может держать кровавого оружия. Однако, она пользуется последним при помощи рук государей, которым она дает право карать. Поэтому государь есть слуга церкви, служащий ей в таких делах, которые недостойны рук духовного лица" *(330).

 Проведению такого взгляда мешает идея божественного происхождения власти государей, которую прежде поддерживала сама церковь. Но теперь эта идея отрицается той же церковью. Забывая авторитет апостола Павла, Гинкмар считает эту идею внушенной ни кем иным, как дьяволом. "Положение, что государь не подчинен закону и суду, кроме Божьего, верно, если только тот, кого так называют, действительно государь. Rex происходит от regere. Если он правит (regit) согласно воле Божьей и направляет нравы на истинный (rectam) путь, тогда он настоящий rex и подчинен только велениям и суду Бога. Но государь прелюбодей, убийца, несправедливый, корыстолюбец, насильник, раб всяких страстей, будет подвергнут суду духовному, публичному или тайному, здесь на земле, от лица первосвященника, который есть престол Господний". Папа Григорий VII идет еще дальше. "Кто не знает, что нынешние государи обязаны своей властью людям враждебным Богу, которые вследствие тщеславия, насилия, вероломства, убийств и других преступлений, влекомые дьяволом, захотели, в слепом увлечении и в невыносимом самомнении, господствовать над равными, т.е. над людьми!"

 Вместо идеи божественного происхождения церковь выдвигает идею народовластия. Государи получают свою власть от народа, который по доброй воле передает прирожденную ему власть лица, избранным самим народом. В глазах того времени такое объяснение возникновения государственной власти должно было сильно понизить ее авторитет.

 Из среды той же церкви вышла теория сопротивления государю, вопреки прежнему мнению, требовавшему безусловного повиновения. Сама церковь не раз разрешала подданных от их присяги государям, с которыми папы состояли во враждебных отношениях. Энергичный папа Николай I выдвинул мысль о необходимости различать государей и тиранов: "Тиранам мы не только не должны оказывать повиновения, но даже обязаны сопротивляться и восставать".

 Задолго до появления на исторической сцене иезуитов, в католической церкви свила себе гнездо идея цареубийства. Уже в V столетии историк церкви Созомен, передавая рассказ о том, будто Юлиан Отступник был убит стрелой христианина, служившего солдатом в его войске, заметил, что совершивший такое смелое дело во славу Божию не заслуживает порицания. Но подробнее эта теория была развита Иоанном Салисберийским в XII веке. Настоящий государь охраняет законы и свободу народа; тиран же не успокоится, пока не подавит законы и не доведет народа до рабства. Государь есть образ Божества, тиран есть образ Люцифера. Государь, подобие Божье, должен быть любим, почитаем, уважаем; тиран, порождение злого дьявола, лучше всего, если будет убит (plerumque occidendus).

 Так сложились отношения между государством и церковью, как результат столкновения римского и христианского элементов. Борьба между христианским и германским элементами является борьбой идеи мира и порядка со своеволием и необузданностью. Церковь стремится успокоить и укротить разрушительные стремления германцев, остановить их воинственные наклонности, несовместимые с идеей господства царства Божия на земле. Так она устанавливает мир Божий (treuga Dei), который хотя несколько ограждает поселян и горожан от беспрерывных войн, мелких, но изнурительных. Церковь дает исход этим силам, направляя их на внешних врагов Христа. В основе крестовых походов лежит стремление церкви не только испытать религиозность христиан, но и отвести в сторону их воинственность. Иногда эта последняя направлялась церковью и против внутренних ее врагов, как это было во время кровавых альбигойских войн. Старый германский обычай мести церковь старается заменить наказанием и тем дает развитие карательной деятельности государства.

 Однако в этой борьбе с германскими наклонностями само христианство немало теряет в своей чистоте. В IX веке нагорная проповедь представляется в виде веча, на котором вождь, Иисус Христос, окруженный дружиной апостолов, обращается с речью к воинам. В XI столетии один аббат дает в своей поэме изображение турнира между Иисусом Христом и антихристом, в котором Иисус одерживает победу и при звуке труб получает награду из рук Матери Божьей. Конечно, соответственно этому и сами представители церкви утрачивают черты смирения и заражаются воинственностью. Епископы делаются вассалами и сеньорами, проникаются всеми политическими интересами. Духовное лицо на боевом коне, в латах, с копьем в руке - явление далеко не редкое в истории средневековья, представляющего такую поразительную картину смешения различных начал, направлений, идей.

 Наконец, столкновение между римским и германским элементами дало действие двух противоположных сил, центростремительной и центробежной. В то время как короли и императоры, под прикрытием римских начал, стремились сплотить народы в обширные и прочные государственные союзы, бароны, выразители германского индивидуализма, тянули в сторону государственного раздробления. В эпоху XI - XIII столетий победа остается на стороне германских начал и выражается в торжестве феодализма, кулачного права и сословности. Последняя явилась результатом борьбы более сильных индивидов против более слабых, борьбы не сдержанной каким - либо высшим государственным началом. Германский демократизм, благодаря образовавшемуся имущественному неравенству, превратился в резкий аристократизм.

 Этой политической победе германских начал над римскими немало способствовала церковь, которая в своем соперничестве с государственной властью ослабляла последнюю в пользу феодальных сеньоров. В Германии, где германский элемент был, конечно, сильнее, нежели во Франции, феодализм пустил более глубокие корни, чем в стране, где романский элемент был не менее силен, чем германский. В конце концов, во Франции берет верх римская политическая идея, в Германии - германская.

 При торжестве кулачного права в феодальном обществе каждый, не одаренный физической силой, не надеясь на государственную защиту, спешил укрыться под охрану какого-нибудь барона и ради безопасности жертвовал личной свободой. Страх за жизнь заставлял мириться с таким порядком вещей. Еще далеко было до мечты о сильной единой государственной власти, подчинение которой избавляло бы "от зависимости феодальной".

 V. Под совместным действием тех же элементов, римского, христианского и германского, сложилось средневековое мировоззрение. Основной, характерной чертой его является господство веры.

 Сначала христиане обнаруживают совершенно отрицательное отношение к римской культуре, этому продукту язычества. Они отвергают литературу, науки, философию, искусства. Все это произведения разума, отвращающего от веры. Вследствие грехопадения разум стал лжив и потому истинным может быть только то учение, которое противоречит разуму. Таково основное положение, принимаемое с неумолимой последовательностью Тертулианом (credo, quia absurdum est). Основываясь на словах апостола Павла, что "мудрость мира сего есть безумие перед Богом" *(331)., христиане считали бесполезным и даже греховным воспринимать учение, выработанное языческим миром. "Какое спасение могу я обрести, спрашивает Лактанций, от того, что узнаю, где берет свои истоки Нил, или познакомлюсь с тем вздором, какой мелют физики насчет неба?" "Заблуждение язычников ясно обнаруживается на таких нелепых теориях, как, например, будто земля представляет собой шар и будто на той стороне ее живут люди, которые ходят вниз головой". Невозможность антиподов утверждал и Августин на том основании, что о них нет ни слова в Священном Писании.

 Но это отрицательное отношение сменяется иным. Отцы церкви вооружаются языческим знанием для того, чтобы воспользоваться им в борьбе с язычеством. Однако, именно своей философией отомстило умирающее язычество торжествующему христианству. Благодаря пользованию греко-римской философией простое, доступное каждому, евангельское учение превращается в сложную догму, непонятную массе народной. Влияние греко-римской философии сказалось в появлении многочисленных ересей чисто рационалистического характера, которые причинили молодой религии так много неприятностей.

 И не раз в течение средних веков обнаруживалось колебание между отрицательным отношением к разуму, воспитанному на языческих источникам, и желанием воспользоваться этим разумом для утверждения в мире господства веры. Создавались строгие монашеские ордена, построенные на неуклонном отречении от мирского соблазна, как, например, францисканский или доминиканский, а затем среди них появляются светочи мысли, вооруженные всем доступным тому времени знанием, как, например, Фома Аквинский или Дунс Скот. Люди уходят в лес и пустыни, чтобы среди лишений забыть все напоминающее в мире, а кончают тем, что в тиши монастырской келью перечитывают и переписывают, для сохранения потомству, памятники языческой культуры.

 Вера определила тот нравственный аскетизм, который так характерен для средневекового мировоззрения. Светлое, жизнерадостное представление греков и римлян о мире сменяется мрачным воззрением на земную жизнь и мечтательным созерцанием загробной. Земная жизнь - это время печали и страдания, единственная радость человека - это смерть. От живых, самых красивых тел ощущается зловоние, зато мертвые издают чудное благоухание. Для греков и римлян природа и божество совпадали, все естественное было угодно богам. В средневековом мировоззрении природа и Бог противополагаются, Богу угодно подавление всех естественных наклонностей. Чтобы достигнуть идеала, необходимо отречься от радостей любви, от привязанности к семье, от теплого и уютного очага, от отдыха для изнуренного тела, от здоровой и полезной пищи. Знаменитый аскет Бернард Клервосский так обрисовывает идеальное поведение человека: "Возненавидь свой народ, свой отчий дом, сбрось с себя наклонности твоего греховного тела, пренебреги светскими обычаями и приличиями:" Он гордился тем, что изнурением расстроил свой организм почти до полной невозможности пищеварения, подобно тому, как Франциск Ассизский выставлял, что потерял зрение, оплакивая страдания Христа. Все это отречение оттого, что требовала природа, от того, куда влекло сердце, совершалось с целью угодить Богу, Которому только такое поведение могло нравиться по взгляду той эпохи.

 Нелегко было церкви навязать этот идеал такому юному народу, как германцы, свободолюбивому, несдержанному, жаждущему радостей и наслаждений. Никогда не удалось бы церкви подействовать на германцев силой убеждения, если бы церковь не воспользовалась их юностью и впечатлительностью. Надо было подействовать на их воображение. Представление о загробной жизни с ее ужасами адских мучений как нельзя более подходило к детскому уму германцев. Известно, какую видную роль в обращении последних играла картина страшного суда. Обрядами надо было дисциплинировать дух, великолепием служения поразить фантазию людей, неспособных проникнуться высоким нравственным содержанием христианского учения.

 Это внушение аскетического идеала молодому, полному сил, народу не могло не иметь вредных последствий. Во-первых, сама католическая церковь, выдвинув слишком сильно обрядовую сторону и учение о загробной жизни в ущерб нравственной стороне, потеряла немало в своей чистоте. Во-вторых, невозможность подавить в человеке его природу привела к замене истинного аскетизма маской лицемерия, которому пришлось, к сожалению, играть слишком видную роль в последующей истории западноевропейской культуры. Смирение на земле, отречение от благ земных являлось в массе не делом нравственного подвига, не искренним убеждением, а сделкой, простым расчетом. Это была готовность претерпеть временно на земле некоторые лишения, в надежде получить вечное блаженство на том свете *(332). Самые лишения ухитрялись делать фиктивными. Под видом смирения давали волю природным наклонностям свыше меры. Крестоносцы принимают крест и идут освобождать гроб Господень, а под этой готовностью подвига скрываются старая страсть к набегам и жажда приобретений: когда надежда на богатую добычу оказалась окончательно потерянной, пыл сразу охладел. Церковь, проповедуя отречение от всего мирского и презрение к благам земным, всеми силами стремилась к власти и богатству.

 Достоинство человека определялось степенью приближения к религиозному идеалу. С этой точки зрения оценка человека производится исключительно на основании его ортодоксальности и отнюдь не на основании его поступков по отношению к другим людям. Доброе и злое, по мнению испанского епископа Исидора, различаются смотря по тому, на что направлены помыслы человека, на загробную или на земную жизнь. Отсюда уже был один только шаг к признанию, что человек, истинно верующий по правилам католической церкви, не должен быть преследуем за светские проступки. Значит, вера может покрыть все проступки земные. Это приводило к Miracles de Notre - Dame, в которых рассказывается, например, как Богородицы поддерживала в течение трех дней на виселице вора только за то, что он всегда отличался особенной преданностью, пока не подоспели выручившие его товарищи.

 Если исполнение внешнего обряда являлось лучшим средством угодить Богу, то теория индульгенции напрашивалась уже сама собой. По учению, формулированному Фомой Аквинским, в обладании церкви имеется сокровищница заслуг, которыми церковь может располагать по своему усмотрению и покрывать грехи отдельных людей. По остроумному замечанию Паоло Сарпи, "по этой системе грешник оплачивает свой долг перед Богом векселем, который он трассирует на небесный банк".

 Но с такой точкой зрения, являющейся лишь логическим выводом из аскетического мировоззрения, не могла примириться светская власть, особенно с того времени, как стала усложняться ее задача по водворению общественного порядка.

 Религиозный мотив проникает все проявления общественной жизни: право, нравственность, науку, искусство. В этом сущность католицизма, как системы мировоззрения, господствовавшей в средние века.

 

 § 15. Схоластика

 

 Литература: Ueberweg, Geschichte der Philosophi, т. II, 8-е изд. 1898, стр. 146-314 (книга скорее для справок, чем для чтения); Haureau, Histoire de la philosophi scolastique, 2 части в 3 т., 1872-1880 (излагает только историю метафизики; написано увлекательно); Rousselot, Etude sur la philosophi dans le mouen age, 1840-1843 (устарело); Stockl, Geschichte der Philosophi des Mittelalters, т. I-III, 1864-1866; Picavet, La scolastique (R. intern. de l enseignement, 1893, апрель).

 

 I. Средние века - эпоха господства веры и авторитета. Один только разум не заслуживает веры, один лишь разум не пользуется авторитетом. Самостоятельному критическому исследованию в это время нет места. Человек должен рассуждать так, чтобы не встать в противоречие с догматами веры, должен говорить и писать так, как предписывает католическая церковь. Человеческая мысль поставлена на рельсы: сойти с них - значит подвергнуться крушению.

 Какой бы ни возник спорный вопрос, - прежде всего необходимо отыскать авторитет, на который можно было бы опереться для убеждения в истинности отстаиваемого взгляда. Само по себе мнение, как бы сильно ни было оно обставлено с логической стороны, не способно вызвать доверие. Необходимо сослаться на кого-нибудь из отцов церкви или греческих мыслителей. "Мы, - говорит, намекая на последний, Бернард Шартрский (в XII веке), - не более, как карлики, сидящие на плечах великанов".

 Если авторитета нельзя найти в выдающихся людях, его ищут в сверхъестественном проявлении. Вера в сверхъестественное породила массу суеверий, она же создала алхимию и астрологию. Та же вера в чудесное устранила из суда доказательства, способные действовать на разум, и выдвинула доказательства, действующие на веру. Отсюда суд Божий и судебные поединки. Недоверие к разуму устраняло, конечно, всякую возможность правового творчества и создавало господство авторитета пошлины, обычая: надо поступать не так, как лучше, а как поступали более авторитетные отцы и деды. Отрицание возможности исследования, подозрение к личной инициативе привели почти к полному отсутствию в средние века изобретений и открытий. Это выразилось в цеховой системе, тщательно закрывавшей двери перед стремлением найти новые блага или новые способы производства уже известных.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!