I. Борьба за религиозную свободу 7 страница



 XI. Взгляд Платона на сущность наказания состоит в связи с одним из основных положений сократо - платоновской этики, в силу которого лучше претерпеть зло, чем причинить его *(120).

 Совершенная несправедливость никому не причиняет столько страдания, как тому, кто ее совершил. Самый жестокий тиран испытывает раскаяние и угрызения совести, слышит или чувствует осуждение его поступков со стороны других лиц. Это страдание, если своевременно не будет подана помощь, может, как застарелая болезнь, покрыть душу язвами *(121).

 Исцеление может быть найдено только в наказании. Испытание наказания есть очищение души от лежащей на ней тяжести *(122). Человек, совершивший преступление, должен сам спешить к судье, как врачу. Потому что несчастны тираны, так как они лишены той врачебной помощи, которая доступна каждому из подданных.

 Впрочем, Платон, помимо целительной силы наказания для самого преступника, признает и устрашительное действие для других *(123).

 XII. Недовольный всеми формами государственной жизни, какие только встречались в действительности, Платон смелою рукою чертит идеал государственного строя в одном из лучших своих сочинений, - в "Государстве", написанном около 380 года.

 Конечно, и его идеал, как и всякий, не составляет плода одной чистой фантазии, но является отражением исторических условий времени своего создания. Чисто эллинское представление о государстве, как городе, чисто спартанский характер жизни военного класса, спартанская свобода женщин, спартанские общественные обеды, египетское деление государственного населения на касты, связь философии с политикой, составлявшая отличительную черту пифагорейского союза,- все это камни, из которых образовался государственный идеал Платона.

 К этому присоединяются личные симпатии и антипатии философа. Идеал проникнут аристократизмом и презрением к демократии. Идеальный строй как бы противополагается историческому государственному порядку, сложившемуся в Афинах в эпоху Пеллопонезской войны. Платон лишает власти демократию, которая со времени Перикла стала всем распоряжаться, и вручает ее философам, так пострадавшим при демократическом режиме.

 Наконец, идеальное государство Платона тесно связано с общим философским его мировоззрением. Все существующие государства представляют собою несовершенное воспроизведение идеи, которую во всей своей истине и красоте способен постичь лишь философ, поднявшийся "по неровной и крутой дороге". Такое государство, постигнутое Платоном в самой идее, и стремится он начертить, чтобы показать, насколько идея выше и чище ее отражения", Город, о котором ты говоришь, и который мы устраиваем в наших рассуждениях, существует только на словах, а на земле его, думаю, нигде нет". Этот образец нужно искать не в здешнем мире *(124). Деление населения в идеальном государстве Платона имеет связь с его психологией и этикой. Каждая из трех сторон души,- познавательная, деятельная и стяжательная, - и соответствующая добродетели,- мудрость, мужество и самообладание,- имеют своих представителей в одном из сословий *(125). Государство Платона есть вместе с тем выражение идеи справедливости, которая, как мы видели, заключается в том, чтобы каждый делал то, к чему он предназначен.

 XIII. Государство Платона - это тот же город, какой представляло большинство греческих государств. Государство не должно быть ни слишком большим, чтобы не утратить внутреннего единства, ни слишком малым, чтобы не потерять способности противостоять врагам. Большое государство, лишаясь внутренней связи, представляет ничто иное, как соединение государств *(126). Поэтому расширение пределов государства возможно лишь настолько, насколько не нарушается единство. Это удерживание роста государства в указанных границах требует регулирования населения в количественном отношении. Мерами, которые будут указаны ниже, правительство, принимая в соображение войны, болезни, должно стараться поддерживать численность граждан на одном том же уровне.

 Только при сохранении определенного размера государства, государственная жизнь может преследовать идею высшего блага. А государственное устройство должно быть сообразно с благом не одной какой - либо части граждан, но с благом всего общества *(127).

 XIV. Для государства зло заключается во всем том, что разъединяет интересы граждан и раздробляет единство, напротив, благом является то, что связывает все части в одно единое" *(128). Самое опасное, когда в государстве слышатся выражения: "это мое, а это не мое, это чужое мне". Лучше всего устроено то государство, где все говорят об одном и том же: "это мое" *(129). Нет ничего гибельнее, как тот склад жизни, когда каждый тащит к себе в дом все, что только может добыть от других, и живет обособленно со своею женою и со своими детьми, которые, составляя особое его достояние, возбуждают в нем и особые, им одним только и ощущаемые, радости и печали *(130).

 Платон тонко подметил факторы, разъединяющие интересы граждан, препятствующие им жить всецело интересами государства, это - частная собственность и семья. С последовательностью истинного философа, Платон приходит к заключению, что частная собственность и семейная жизнь не должны иметь места в идеальном государстве.

 Частною собственностью создается обособленность: дом, в который никто посторонний не смеет войти, стол, за который садится только семья. Этого не должно быть *(131). Люди, занятые общественными вопросами, должны быть свободны от материальных забот. Необходимые хозяйственные блага доставляются им без всякого с их стороны участия в производстве. Потребление же происходит на коммунистических началах. Жилище общее, наподобие военного лагеря. Питание производится в общих столовых *(132).

 Уничтожение частной собственности устранит те мелочи жизни, которые так портят ее: "заискивание бедными у богатых, затруднения и беспокойства, с которыми сопряжено воспитание детей и добывание денег для необходимого содержания дома в приличном виде, искание денег под личный кредит ил под залог, припрятывание денег и т.п." *(133).

 Как особое имущество, так и особая семья отвлекают человека от интересов целого. С точки зрения Платона, хороший семьянин - дурной гражданин. В идеальном государстве браков нет *(134). Потребность в пополнении населения достигается периодическими, приуроченными к известным празднествам, сближениями мужчин и женщин. Такие сближения производятся по усмотрению начальства, которое подбирает пары, наиболее обеспечивающие здоровое потомство *(135). Происшедшие от временного сближения дети немедленно отнимаются от матерей и отдаются в общественные ясли; к кормлению привлекаются и матери, которые, однако, не знают, кормят ли они своего или чужого ребенка. Дети с телесными недостатками оставляются на произвол судьбы, т. е. обрекаются на голодную смерть *(136). Помимо начальства, половые сближения не должны иметь места, и всякие попытки строго наказуемы. Только за известными пределами возраста (40 для женщин и 50 для мужчин) граждане могут свободно сближаться, уже не в общественном интересе, а исключительно для наслаждения. Такие сближения не должны оставлять следов: для уничтожения последствий Платон рекомендует вытравление плода и даже детоубийство *(137).

 XV. Впрочем, уничтожение частной собственности и брака предполагается лишь для той части государственного населения, которая призывается к общественному делу.

 В идеальном государстве три класса: класс философов - правителей, соответствующий разумности и мудрости; класс воинов, выражающий пылкость и мужество; наконец, низший класс, занятый земледельческим и промышленным трудом, отвечающий, по - видимому, третьему элементу души, вожделению, и третьей добродетели, самообладанию. Первые два класса отделены от третьего глубокой гранью, наподобие египетских каст. Лишь в виде исключению можно было подняться снизу вверх или спуститься сверху вниз.

 Низший класс, предназначенный удовлетворять материальным потребностям государства, осужденный на земледельческий и промышленный труд, отстраненный от всякого участия в делах управления, - совершенно не останавливает на себе внимания Платона. Ни имущественные, на семейные отношения между членами этого класса, ни влияние его количественного состава на склад всего государства не затрагиваются философом, поставившим себе целью изобразить государство, которое преследует общее благо. Класс воинов, стражей государственных, организован так, чтобы был страшен врагам и безопасен для населения своего города. "Воины должны быть ласковы к своим и злы к чужим, подобно хорошим собакам". "Воин должен подражать той собаке, которая при виде чужого приходит в раздражение, хотя тот и не сделал ей никакого зла" *(138). Безопасность граждан от воинов достигается тем, что у последних отняты все мотивы враждовать, завидовать, присваивать. Наконец, высший класс представляет соединение ума, способного созерцать истину, и таланта государственного деятеля. Философу открыта истина во всей ее полноте и красоте; философ, познавший истину, может стремиться только к добру. Поэтому в руки философов вручается абсолютная власть. Их управление не стесняется законами *(139), потому что при их глубоком уме и доброй воле всякий случай представится им во всей своей истине *(140).

 XVI. Эти ценные черты характера воинов и философов могут быть усвоены воспитанием. С точки зрения Платона, государственный строй характеризуется не тем, как организована власть, а тем, как поставлено дело воспитания *(141).

 Воспитание в идеальном государстве строго общественное, по заранее установленному плану.

 Тело воспитывается гимнастикою, душа - произведениями муз. В государстве, где все должно служить целям сплочения, не может быть допущена свобода литературного и художественного творчества. Есть литература и искусство, которые вызывают в людях представления о божестве, о загробной жизни, не соответствующие видам государственного воспитания. Государство не может допустить, чтобы богов изображали злыми, сладострастными, чтобы существование в Аиде рисовалось мрачными красками, заставляющими бояться смерти (намек на Гомера). Поэзия разжигает нередко те страсти, которые государственное воспитание стремится заглушить. Поэты, не желающие в своем творчестве сообразоваться с целями государства, могут оставить его пределы *(142). Музыка допустима, насколько она возбуждает военный пыл и отвагу против врагов, но нетерпима, насколько она изнеживает и расстраивает *(143). Также строго ограничено применение живописи, архитектуры, даже ремесленного производства *(144).

 Гимнастика и музы занимают молодежь до 20 -летнего возраста. С этого времени начинается более серьезное занятие науками, как подготовление к философии. Изучению последней посвящаются только те, кто к 30 годам обнаружил выдающиеся способности, и занимаются философией в течение 5 лет. Все прочие по достижении 30 лет, закончив образование, обращаются к практической деятельности, т. е. к отправлению военной службы. Избранные же, усвоим философское мировоззрение и своим поведением до 50 - летнего возраста укрепив лестное о них представление, переходят в высший общественный класс философов правителей, от которых зависит благо государства и граждан *(145). Таких избранников, конечно, не может быть много.

 Если в воспитании и образе жизни военного класса не трудно подметить спартанские черты, то в подготовке и призвании философов нельзя не видеть пифагорейского влияния.

 XVII. Для Платона как в деле воспитания, так и в общественное деятельности нет различия между мужским и женским полом.

 Женщины должны получать совершенно то же воспитание, как и мужчины. Они должны одинаково обучаться гимнастике и музам, а также изучать военное дело. Может быть, первое время занятие женщин в палестрах в обнаженном виде способно вызвать двусмысленные улыбки, но Платон убежден, что взгляд на неприличие стоит в зависимости от привычки. С течением времени вид обнаженной женщины при гимнастических упражнениях не будет уже вызывать дурных мыслей *(146).

 И в деле служения государству Платон не находит возможным делать различия между мужчинами и женщинами. Идя навстречу возражению, будто женщина по своей природе предназначена к иной деятельности, чем мужчина, Платон делает смелое сопоставление с миром животным. Разве при назначении собак в охрану стада выбирают только кобелей, а сук отгоняют, как непригодных к сторожевой службе? *(147). Очевидно, ссылка на природу несостоятельна, - за отсутствием иных убедительных возражений, нет основания не допускать женщин, наравне с мужчинами, к отправлению военной и государственной службы *(148).

 XVIII. Таково государство, постигнутое в его идее философом и очерченное в диалоге "Государство".

 Уже в древнее время государственный идеал Платона встретил критику в лице Аристотеля *(149). Следует, однако, признать, что критические замечания Аристотеля весьма слабы, обнаруживают недостаточное внимание великого ученика к знаменитому учителю и неглубокое проникновение его в дух "Государства".

 Аристотель выражает недоумение, относится ли предлагаемое Платоном общение, имущественное и личное, только к воинам, или же и к низшему классу. Между тем сам Платон не оставляет сомнения в том, что все указанное им общение касается только высших классов, но не земледельцев и ремесленников, отношения которых его не интересуют.

 Возражая против уничтожения браков Аристотель утверждает, что при таком положении вещей каждый мужчина может сказать о каждой женщине: "моя жена". Но именно этого и невозможно сказать в платоновском государстве, где все рассчитано на устранение слова "мое", где женщина не является чьей-либо исключительной сожительницей.

 Восставая против имущественного общения, Аристотель предполагает опровергнуть его тем, что при коммунизме никто не будет трудиться, а захочет свалить труд на других. Но это соображение неприложимо к платоновскому государству, где воины и философы не обязаны вовсе трудиться над производством экономических благ, а получать их в готовом виде и в необходимом количестве от низшего класса.

 Непригодность имущественного общения Аристотель доказывает тему неудобствами, какие замечаются при общей собственности. Но Аристотель забывает, что общая собственность есть вид частной собственности, самая идея которой отвергается Платоном для класса воинов. Вообще Аристотель не понял того психического преобразования, на которое рассчитывал Платон, устранявший все, способное вызывать чувства обособленности, зависти, вражды.

 XIX. Между тем идеал Платона, при всей смелости его, легко обнаруживает слабые стороны.

 а. Идеальное государство не рассчитано на благосостояние всех граждан. "Заметим, что мы устраиваем наше государство не с тем, конечно, намерением, как бы сделать один какой - либо класс граждан счастливее прочих, а с тем, чтобы все наше государство было счастливым, потому что в таком государстве, предпочтительнее перед всеми прочими государствами, думали мы найти правду и справедливость" *(150). Вопреки такому решительному заявлению, Платон в своем идеале совершенно игнорирует низший, трудящийся класс. Все его внимание сосредоточено на классе воинов, ограждающих внешнюю безопасность, и философов, заботящихся о внутреннем благосостоянии, "Значение других классов менее важно" *(151). Но если предложенное Платоном для воинов общение, личное имущественное, есть лучшее средство удалить из государства все разъединяющее его, почему же он не устраняет брак и частную собственность для низшего разряда граждан того же государства? Если Платон рассчитывает на изменение общественной психики при реформе государственного строя, как же упускать из виду влияние одного быта на другой при совместном существовании их в пределах одного и того же небольшого города - государства? Ввиду этого представление о Платоне, как о социалисте и коммунисте, совершено неосновательно. Он не социалист, потому что он вовсе не возбуждает вопроса об организации производства, он и не коммунист, потому что в его государстве нет никакой общей организации потребления *(152).

 b. Отнимая у граждан - воинов частную собственность и семейную жизнь, что дает им Платон взамен? Ради каких благ жертвуют граждане государственному единству всеми своими частными интересами?

 Этот вопрос Платон предвидел. "Чем же, однако, защитишься ты, Сократ, если скажут, что этих людей (воинов) ты делаешь не слишком счастливыми, и притом добровольно, потому что город - то в их руках". На такой вопрос Платон отвечает, что воины обязаны к такому образу поведения ради счастья целого государства *(153).

 Но что же скрывается за целым государством, в чем же счастье его населения?

 Можно допустить, что с изменением государственного строя и общественной психики граждане способны отрешиться от тех личных радостей, какие доставляли им до того семья и собственность. Что же заменит теряемое? В государстве Платона нет свободы мысли, совести, преподавания, пропаганды, нет свободы художественного творчества, нет свободного сближения между мужчиной и женщиной на почве личного влечения. Государство Платона - это кладбище мысли и чувства. Что же заставит горожан такого государства дорожить достигнутым единением, побудить воинов защищать его до последней капли крови?

 c. Идеальное государство Платона отличается полной неподвижностью. Создав государство по своему представлению, Платон удаляет всякую мысль о возможности новых улучшений, изменений, развития.

 Эта боязнь за неприкосновенность государственного порядка особенно странна в лице, которое само выступает реформатором. Изгоняя из идеального государства всех, кто словом или примером может возбудить остатки страсти граждан, Платон расчищает дорогу самому себе. "Не забавны ли те люди, которые считают злейшим врагом своим того человека, который говорит им правду, и не забавны ли те государства, которые, будучи сами худо управляемы, запрещают своим гражданам, под страхом смертной казни, касаться государственного устройства" *(154).

 d. В основу всего государственного воспитания и управления Платон кладет ложь. Чтобы внушить воинам привязанность к отечеству, рекомендуется убеждать их, будто они произошли от земли, которую они обязаны защищать, как мать *(155). Чтобы классы не смешивались, необходимо внушить всем, что каждый из них при рождении получил от богов примесь золота, серебра или меди *(156). Чтобы поддержать в людях храбрость, нужно представить загробную жизнь в самом привлекательном виде *(157). Подбирая по жребию пары для производства потомства, правители могут подбирать номера, чтобы способствовать улучшению породы *(158).

 Вообще пользование ложью может быть дозволено правителям и только им, как одним лишь опытным врачам разрешается применение ядов. "Более чем кому - либо, идет лгать правителям государства или ради неприятелей или ради граждан, когда имеется в виду общественная польза; а всем прочим это непозволительно". Самое строгое наказание должно угрожать гражданину, который позволит себе солгать начальству *(159). Но на лжи нельзя построить ни педагогики, ни политики.

 e. Платон не улавливает тенденции своего времени. Конечно, Платон совершенно прав в своем утверждении, что единение граждан облегчается незначительностью политической единицы. Связь частных интересов с общественными представляется сознанию каждого. Но в истории наступают моменты, когда политические группы, даже помимо их воли, побуждаются к соединению в большие союзы.

 В такой именно момент жил Платон. Но он не заметил афинского союза, он не предусмотрел архейского. Он не нашел возможным указать грекам на необходимость сплочения в одно государство ввиду внешней опасности, которая сначала в лице персидской монархии, привела, при жизни Платона, к унизительному Анталкидову миру, а позднее, в лице македонцев и особенно римлян, к полному крушению политического значения греков. Платон все мечтает только о государстве - городе. Правда, он нападает на след тенденции современного ему исторического момента. Он противопоставляет борьбу между греками и варварами, которую они называют войной, борьбе греков между собою, которую он и называет междоусобием *(160). Он запрещает опустошать во время войны эллинскую землю и сжигать дома греков *(161). Но все это ограничивается национальной стороной вопроса и не затрагивать политической.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!