I. Борьба за религиозную свободу 2 страница



 Вновь возрождающееся в последнее время естественное право, под влиянием ударов, нанесенных старому направлению историзмом XIX века, изменило несколько задачи философии права. Теперь выдвигается естественное право с изменяющимся содержанием *(14). Отрицается возможность идеального правового порядка, который был бы годен для всякого времени и места. Но в построении идеала, приспособленного к данной среде, сохраняется априорный метод.

 Представляется не вполне ясным, почему новое направление философии права выступает под именем естественного права. Представители нового направления не верят в существование идеального права наряду с положительным правом. Они желают подвергнуть нравственной оценке исторически сложившееся право и выработать основы для будущего порядка. Но при такой постановке вопроса естественное право теряет юридическую окраску и уходит в область этики. Если это нравственность, то это не право. Так же мало уместно указание на естественность предполагаемого права. Философы старого времени верили в неизменность идеального права, начертанного самою природою. Но современное направление настаивает на изменчивости идеалов, а с тем вместе устраняет возможность придать какомe-либо идеалу по преимуществу значение естественного.

 Новое направление философии права, выступающее под флагом возрожденного естественного права, сходится со старым в одном, весьма важном, пункте: в априорности построения идеала. Но субъективный идеал, оторванный от почвы действительности, как чудная мечта, способен пленить отдельные умы, увлечь на время силою своего настроения, но не убедить, не создать прочную основу для деятельности государственной власти, не проникнуть в сознание массы. Только идеал, построенный на почве опытного изучения факторов общественного развития, может рассчитывать на то, что он не останется в кабинете измыслившего его философа, по примеру многих других, а получит осуществление в действительной жизни. Откуда же заимствовала новая философия права идею об изменчивости правового идеала, как не от позитивизма, который добыл ее путем опытного исследования? Если идеал строится разумом и в то же время замечается крайнее разнообразие идеалов во времени, то не есть ли это влияние опыта на разум? Правда, новая философия права не отрицает значения опыта, но не указывает, и не может указать, какую роль должен играть опыт при априорном построении идеала.

 Во всяком случае, и старое и новое направление естественного права односторонне ограничивают задачи философии права постановкою идеала и игнорируют исследование положительного права в его основных моментах. Между тем, только проникнув в сущность права, как реального явления, можно отважиться на пользование этим средством для построения идеального порядка.

 IV. Противоположную односторонность представляет то направление философии права, которое ограничивает свою задачу исследованием существующего и признает непозволительным касаться того, что желательно было бы поставить на его место.

 Здесь также замечается двоякая постановка задачи. Одни желали бы придать философии права характер теории положительного права *(15). На основании исторического материала, философия права должна выяснить, что такое вообще право, независимо от изменчивого его содержания, что такое государство вне разнообразия действительных форм его существования, каковы источники права, каковы методы разработки норм права. Все это, несомненно, в высокой степени важные вопросы, которые не могут быть разрешаемы той или другой специальной юридической наукой, но могут быть выяснены только философски, вне того материала, который связывает каждую отдельную отрасль правоведения. Добытые формальные понятия должны составить фундамент правоведения. Но ограничиться такою теоретическою работою невозможно там, где предметом изучения является не внешняя природа, а произведения человеческой воли, особенно в правоведении, имеющем дело с законодательным аппаратом, при помощи которого воздействие на общественную среду наиболее доступно и наиболее соблазнительно. Трудно, изучая средства психического воздействия на людей, не остановиться мыслью на цели такого воздействия, не подвергнуть оценке как самые поставленные себе государственною властью задачи, так и приспособленные к ним средства; невозможно удержаться, чтобы не сделать попытки самому определить цели и указать средства. Теоретическая работа над изучением права необходимо дополняется творческим стремлением.

 Если философия права, как и вообще философия, должна стоять в ближайшей связи со специальными науками, то она не вправе уклоняться от задач, которые ставят себе отдельные отрасли правоведения. Если государственная наука, в своей современной постановке, ограничивается изучением теоретической стороны, то уголовное или финансовое правоведение давно выработали и поддерживают интерес к вопросам политики уголовной и финансовой. Гражданское правоведение, долго удерживавшееся исключительно на теоретической почве, наконец, сознало свою ошибку и усиленно старается наверстать потерянное время.

 V. Другое стремление тех, кто полагает, что наука, а следовательно и философия, может останавливаться только на том, что есть, а не на том, чему следовало бы быть, заключается в желании слить философию права с социологией. Право может быть изучаемо только совместно с другими сторонами социальной жизни, и лишь установленные таким путем законы развития и существования общественных явлений могут составить задачу философии права, как части целого. Здесь открывается возможность, чуждая формальной теории права, раскрытия, в отдаленной перспективе, не только того, что было и есть, но также и предвидения того, что должно быть *(16).

 С такой постановкой научной задачи философия права теряет свое существование, сливаясь с социологией. Социологической философии права не может быть, так как социология изучает различные стороны общественной жизни в их взаимодействии и всякая попытка изучать социологически какую-либо одну сторону, напр. право, является нарушением методов социологии. Это не преобразование философии права, а просто ее упразднение.

 С включением философии права в социологию теряется возможность объединения знания, заключающегося в специальных юридических науках. Последние изучают по частям нормы права в их взаимной логической связи, тогда как социология изучает право в его связи с другими сторонами социальной жизни. Философская задача объединения знания останется для правоведения неосуществленной.

 Социология, устанавливая законы развития общественной жизни, указывая постепенную смену форм жизни, считает себя способной начертать и то, что должно быть на место того, что есть. Но ее указание относится только к причинной последовательности, а не к желательности. Она отмечает то, что должно наступить в силу законов развития, хотя бы развертываемая картина и не соответствовала идеальным представлениям. Но в развитии права воля человека играет роль крупного фактора, который в цепи причин не может быть пренебрегаем, так как это сделала историческая школа. Напряжение воли способно ускорить наступление момента, смутно намеченного в тумане будущего, и, наоборот, оно же способно затормозить или отклонить в сторону обнаруженное движение. Высшее напряжение воли выражается в стремлении приобрести силу, необходимую для ее осуществления. Все это чуждо социологии.

 VI. В действительности философия права должна ставить своею задачею то же, что ставят и отдельные юридические науки: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Если в истории права изучают то, что уже не право, почему не изучать того, что еще не право? Философия права должна объединить в одно цельное представление все те понятия и стремления, которые вырабатываются и проявляются в отдельных областях правоведения.

 Теоретическая задача философии права заключается в критическом исследовании всех тех главных понятий, которые лежат в основе юридических наук и которые принимаются ими большею частью догматически. Это понятия о праве, его образовании и формах, о законе и кодификации, о государстве и государственной власти, о юридическом отношении, о договоре, о преступлении и наказании, о применении норм права, о методах научной его разработки и нек. др. Перерабатываемый философией права материал добывается ей из наук, а не извне.

 Хотя указанные понятия лежат в основании каждой юридической науки, но оперирование ими производится без всякой критики. Отдельные науки исследуют иногда некоторые вопросы, но без взаимной связи. Так понятием о праве пользуются все науки юридические, но критическому исследованию подвергается оно почему-то преимущественно в гражданском правоведении. Только государственная наука исследует понятие о государстве, хотя догматически его принимают все науки. Учение о наказании составляет исключительное достояние уголовного правоведения, хотя оно находится в теснейшей связи с вопросом о сущности права. И нет науки, которая бы объединила все эти понятия и подвергла их совместной критике. Такой науки нет и быть не может, потому что это дело не специальной науки, а философии права. И философия права должна взять на себя эту задачу.

 Философия права в своей теоретической части должна производить исследование с формальной точки зрения, изучать юридические понятия независимо от того разнообразного содержания, которое дается условиями времени и места. Она всегда имеет в виду положительное право. Она не должна создавать нового содержания высшим юридическим понятиям, ей следует ограничить свою задачу определением природы, установлением отличительных признаков тех явлений общественной жизни, которые носили и носят в разное время и у разных народов название права, государства, преступления и т. д. Без таких формальных понятий, вырабатываемых философией права, догма отдельных юридических наук будет всегда страдать неточностью заключений. Только при помощи формального понятия возможно решать сомнение, составляет ли данный случай юридический вопрос и где юридическая сторона граничит с другими. Только при формальном направлении философии права возможна история права и сравнительное правоведение. Если дать праву определение, связанное с тем или иным содержанием, то история того или другого института начинается и прекращается, как только возникает или оканчивается соответствие постановки института с содержанием понятия о праве. Напр., определяя право, как обеспечение свободы личности и равенства, можно начинать историю французского права только со времени первой революции, потому что весь старый режим был отрицанием данного определения права. С той точки зрения того же определения, отрицающего за неразумными и безнравственными законами характер права, следовало бы признать, что рабства, как юридического института, никогда не существовало. Такой же вопрос может возникнуть при обсуждении момента введения конституции: возникает ли при этом впервые новое государство, как это должно бы быть с точки зрения философии, которая соединяет понятие о государстве только с общей волей, или же при этом происходит только изменение в организации верховной власти, как ответит на это формальная точка зрения.

 Практическая задача философии права заключается в построении идеала правового порядка в его цельности. Зная, как следует обращаться с таким социальным средством, каким является право, взирая на общественную жизнь с философской высоты, понимая взаимное соотношение различных сторон общественной жизни, хозяйственной, нравственной, религиозной, философия права призвана к тому, чтобы возбуждать стремления и указывать пути к улучшению условий общежития, насколько они зависят от права. И здесь философия права должна быть в самой тесной связи с отдельными юридическими науками, которые в настоящее время, каждая порознь, в полном неведении того, что творится у соседки, создают положения правовой политики, не вытекающие из какого-либо общего начала, не объединенные между собою. Уголовное правоведение трактует о целях наказания и о средствах борьбы с преступностью, финансовая наука разрабатывает вопрос о наиболее справедливом обложении, административное право выдвигает принцип содействия отдельным лицам в обеспечении благосостояния и безопасности, гражданское правоведение считает необходимым оказывать помощь слабейшему контрагенту. Все это отблески чего-то цельного, которое рисуется в неясном будущем. Соединение всего этого в одно стройное представление - есть дело философии права.

 Таким образом, задача философии права двоякая: теоретическая и практическая. Она должна исследовать все те понятия, которые лежат в основании отдельных юридических наук, и выработать при помощи этих понятий и на почве исторического опыта общий идеал правового порядка. Отдельные юридические науки будут пользоваться в догме установленными философией теоретическими понятиями, а в политике займутся вопросом об осуществлении, каждая в своей области, идеала, начертанного философией права. Тогда восстановится общее представление о правовом порядке, как о чем-то цельном, ныне совершенно ускользающее от внимания, вследствие изучения права лишь по частям. Тогда установится правильное соотношение между философией права и отдельными юридическими науками, а в настоящее время между последними нет ни связи, ни единства в постановке задач, в методологии, в принципах.

 VII. Из всего сказанного выясняется также отношение философии права к общей философии. Это, прежде всего, отношение части к целому, от которого она не может отличаться по существу. Проблемы философии права для своего выяснения требуют твердой теоретической почвы, которую может дать только философия. С другой стороны, философия, занятая выработкою общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук, не в состоянии, при современном развитии знания, вступать в непосредственное соприкосновение с каждою наукою. Философия является в данном случае посредницей. Это как бы мост, перекинутый от философии к правоведению, по которому провозится отчасти обработанный юридический материал для того, чтобы потом вернуть его с той стороны вполне обработанным при помощи таких орудий, которыми правоведение не располагает.

 

 § 3. Задачи истории философии права

 

 Литература: Куно-Фишер, История новой философии, т. I, 1906, стр. 3 - 148; Виндельбанд, История философии, 1898, стр. 7 - 16; кн. С. Трубецкой, Задачи истории философии в Проблемах идеализма; Коркунов, История философии права, изд. 2-е, 1898, стр. 1 - 4; Редкин, Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще, т. I, 1889, стр. 197 - 352.

 

 I. История философии права имеет своею задачею изложение последовательного образования представлений о правовом порядке в его сущности и в идеале.

 Разрешение вопросов о сущности права, об отношении его к государству, к нравственности, находится в зависимости от тех исторических условий, при которых эти вопросы ставятся. Нередко теоретическое объяснение общественных явлений подсказывается желанием найти выход из условий данного времени. На теоретическое освещение оказывают влияние простота или сложность общественной среды. Древний город - государство представляет совершенно иную среду, нежели современное нам государство с многомиллионным населением, часто неоднородным по своему этнографическому, религиозному, культурному составу. История философии права, и должна указать, как ставились и разрешались эти вопросы в разное время и какие причины влияли на их разрешение.

 С другой стороны, на истории философии права лежит обязанность представить ряд сменяющих друг друга идеалов правового порядка. Эти идеалы находятся в еще более в зависимости от условий времени и места, при которых они появились. История философии права должна выяснить отношение между идеалом и средой, его породившею *(17). Возможно, конечно, несоответствие между идеальными представлениями и тенденциями времени, и тогда выяснение этого явления может быть найдено только в индивидуальном направлении мысли и воли творца идеала. Вот почему история философии права не в состоянии обойти личную жизнь философа, не всегда отражающуюся в его произведении, но часто объясняющую его. Следует иметь в виду еще то обстоятельство, что позднейшие идеалы нередко (однако не всегда) обусловливаются более ранними. Случается, что позднейшая философская система воспринимает тенденции предшествующих критикою, подчас без прямого указания, прежних идеальных построении. Эту взаимную зависимость, если только она может быть установлена, история, философии права должна выяснить.

 Таким образом, при изложении воззрений какого-либо мыслителя история философии права обязана обратить внимание на исторические условия, при которых появляется философское учение, на индивидуальность его создателя, на соотношение между новым и предшествующими учениями.

 II. Очевидно, история философии права находится в самой тесной связи с историей. Только на фоне культурной истории возможна история философии права. Отдельная философски - правовая система может иметь ценность и сама по себе, вне условий времени и места своего появления, но только не для истории философии права. Ни один философ XIX столетия не взял бы на себя защиту рабства, как это сделал Аристотель, находящий себе некоторое оправдание в воззрениях, господствовавших в греческом мире. Идеалы часто носятся бессознательно в общественной атмосфере, пока не найдется крупный мыслитель, который даст им обоснование и внешнюю форму. Тогда идеальное представление начинает восприниматься в подготовленной почве и распространяется с значительной быстротой, пока не проявит своего влияния на общественную организацию. Уловить эту связь между мыслителем и окружающею его средою составляет задачу истории философии права.

 III. Как часть целого, история философии права находится в связи с историей философии вообще. Мыслители в области философии являются большею частью и видными представителями общественных идеалов. Нередко философское учение о праве выясняется лишь метафизическим учением того же философа. Однако, не упуская из виду соотношения между философией права и метафизикою, не следует преувеличивать этой связи. В предположении этой зависимости историки философии права наполняют свое изложение метафизическим материалом, из-за чего почти не видно самой философии права. Сосредоточение всего внимания на философах, известных своими метафизическими построениями признать неправильным приемом изложения истории философии права. Во-первых, как известно, далеко не у всех философов практическая часть философии последовательно вытекает из теоретической части ее, и это следует заметить относительно такого выдающегося мыслителя, как Кант. Во-вторых, в истории философии права занимают почетное место нередко такие мыслители, которые не имеют никаких, или ничтожные заслуги в области метафизики. Так, Вольтер, Руссо, Монтескье по своему общественному влиянию на выработку представлений о правовом порядке стоят на первом плане в истории философии права и на последнем в общей истории философии. Материалистическая философия ХVIII столетия находится в тесной связи с подъемом общественного настроения, на которое она и оказала свое влияние, тогда как идеалистическая философия первой четверти XIX века соответствует эпохе упадка настроения. В-третьих, не всегда лучшие идеальные представления исходили от философов, и это крупная ошибка историков философии права, потому что они уделяют внимание только именам, которые прославились на страницах общей философии. История философии не может игнорировать социалистические учения, как относящиеся всецело области общественных идеалов. Томасу Мору, Карлу Марксу должно быть отведено место в области истории философии права, потому что они работали на том же поприще, как и признанные философы. В-четвертых, по причине весьма понятной, выяснение формальных моментов в правоведении, определение сущности права, государства, установление методов разработки норм права составляют всецело дело юристов, воззрениям которых, насколько они соприкасаются с философией права, должно быть отведено видное место, хотя бы учение их не имело никакой метафизической основы.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!