Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 196 страница



 

Данные об американских руководительницах см.: Kraditor A. The Ideas of the Women Suffrage Movement, 1890-1920. N.Y., 1965. P. 265-283. О Фосетт и Панкхерст (обе - дочери состоятельных предпринимателей) см.: Dictionary of National Biography: 1922-1930. London, 1937. P. 297-299,652-654.


 

317


 

резкую враждебность, подобную той, которую именитые амери­ канки Кэтт, Стоун и Стэнтон, демонстрировали по отношению к рабочим и неграм, как к людям «третьего сорта»1.

 

Отличала русских феминисток и их уникальная связь с тради­ цией женского радикализма. Некоторые, как например Белокон­ ская, были абсолютными радикалками; Шабанова и Философова имели неприятности из-за своей политической деятельности. В 1890-х годах некоторые феминистки по-прежнему работали бок о бок с революционерками в сфере благотворительности и образо­ вания. Не будет преувеличением сказать, что большинство рус­ ских феминисток чтили женщин, принадлежавших Революции, особенно предыдущих поколений. Как писала одна журналистка, Россия не имела таких фигур мирового масштаба как Керри Чэп­ мен Кэтт, но у нее были Фигнер, Засулич, Волькенштейн, кото­ рые «почитались интеллектуальными и сознательными элемен­ тами России»2. Продолжавшее существовать революционное массовое движение, которое выдвигало женщин в авангард поли­ тической жизни, удержало феминистское движение от раскола на «суфражеток» и «суфражисток», как это случилось в Англии

 

в меньшей степени в Америке. Пока суфражетки разбивали окна, нападали на политиков и провоцировали аресты, русские революционерки стреляли в генералов, разрабатывали планы восстаний и шли на казнь. И хотя некоторые русские феминист­ ки восхищались мужеством суфражеток, в их стране никогда не возникало подобного движения; воинственно настроенные жен­ щины России, как правило, присоединялись к революционным партиям.

 

Большинство феминисток терпимо относились к «свобод­ ной любви», хотя по всем основным сексуальным проблемам их взгляды более совпадали с пуританскими позициями анг­ лийских и американских феминисток. Как и они, русские не увлекались чрезмерно этим вопросом. «Чем больше развита личность, - писала в 1904 году Лухманова, - тем менее суще­ ственна, в общем, ее сексуальная жизнь; и чем более поверхно­ стен и беден человеческий дух, тем больше он озабочен сек­ сом». Это утверждение, которое трудно оспорить, разделялось

 

Мнение Коллонтай см.: Коллонтай AM . Социальные основы женского вопро­ са. СПб., 1909. С. 19; мнение советского историка: Бильшай BJI. Советская демо­ кратия и равноправие женщин в СССР. М., 1948. С. 11. Консервативное отноше­ ние американских феминисток см.: Kraditor A. The Ideas of the Women Suffrage Movement, 1890-1920. P. 133-134,153-158.

Новикова М. Существует ли «женский вопрос»? / / Женское дело. 1910.

 

Апр. 18. С. 10. .


 

318


всей интеллигенцией, включая и наиболее влиятельных боль­ шевиков, пришедших после 1917 г. к власти в России. Когда в 1908 г. появился роман «Санин», Философова настолько испу­ галась его вредного воздействия на молодежь, что посвятила «вечер» его обсуждению. Покровская, выступая за ликвида­ цию двойного стандарта морали, стремилась в соответствии с представлениями того времени поднять уровень нравственно­ сти мужчин до уровня женского, но не наоборот. Она восхва­ ляла «Крейцерову сонату» и проповедовала целомудренное поведение до вступления в брак и верность после тем тоном, который в середине 1920-х гг. будет характерен для всех пар­ тийных дискуссий. Несмотря на то что феминистки совсем не беспокоились о том, регистрировать официально брак или нет, они никогда не отвергали саму семью. Президент Московского отделения Лиги Мария Райх заявила, что цель феминизма не в том, чтобы увести женщин из дома, а в укреплении и просве­ щении семьи. Некоторые из них следовали за социалистками, предлагавшими учредить общественный надзор за детьми и ор­ ганизовать общее домашнее хозяйство, что «освободило бы женщину от скучной, утомительной заботы о кухне и мелоч­ ной работы по дому». (Спустя несколько лет практически теми же словами эту идею выразит Ленин). Подобные формулиров­ ки, по существу в той же самой форме, можно найти в работах американских феминисток, которые также желали модернизи­ ровать и сохранить семью, но не уничтожить. Как заявила А.С.Блэквэлл в своей известной статье 1891 г. «супружеское восстание» совсем не было восстанием1.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!