Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 176 страница



 

Взгляды Тырковой быстро изменились, когда на втором съез­ де кадетской партии в январе 1906 г. она увидела, что мужчины отнюдь не считают ее и других женщин равными себе. Милюков, пытаясь убрать пункт, вставленный его женой на первом съезде, произнес речь, намекая на этот раз на низкий культурный уро­ вень крестьянок. Он был решительно поддержан представителем от казанских татар, рассказавшим делегатам о том, что женщи­ ны-мусульманки не хотят иметь право голоса. Тыркова, которая не прочитала ни одной работы по женскому вопросу за свою жизнь, поднялась и непроизвольно воспроизвела традиционный контраргумент суфражисток2. Вслед за ней выступила Милюко­ ва, а затем уважаемый и знаменитый профессор Петражицкий, чья поддержка пункта о женском политическом равноправии обеспечила феминисткам победу. Однако разногласия по данно­

 

О детстве Тырковой см.: Тыркова-Вильямс А. То, чего больше не будет. Париж, 1954; о ее жизни до 1914 года см.: Тыркова-Вильямс А. На путях к свободе. Н.-Й., 1952. С. 1-233 (о ее первом знакомстве с феминизмом).

2 Имеется в виду высказывание А.Тырковой на съезде кадетов, совпадающее с традиционным аргументом феминисток: «Как можно говорить о всеобщем голо­ совании, о демократических началах, отбросив в сторону половину населения» ( Тыркова-Вилъямс А. На путях к свободе. С. 242). - Прим. ред.


 

286


му вопросу продолжали существовать среди кадетов и после рос­ пуска первой Думы. Четыре остальные либеральные партии, хотя и выказывали заинтересованность в правовом и образова­ тельном равноправии полов, тем не менее, не упоминали в своих программах о праве голоса для женщин. Отныне Тыркова начала работать совместно с Милюковой, как представительница феми­ нисток в среде кадетов и как член кадетской партии среди феми­ нисток. В известной степени именно им женское суфражистское движение обязано тем, что среди кадетов было значительное ко­ личество его сторонников1.

 

Октябристы несомненно выступали против равноправия жен­ щин, хотя в их программе на этот счет ничего не говорилось. Но, когда на одном из их собраний представительница Союза равно­ правия Зинаида Мирович попросила разрешить ей выступить по вопросу о политическом равноправии женщин, октябристы наот­ рез отказались. Кроме того, их партия распространила антика-детскую брошюру, в которой обвинила либералов в лицемерном манипулировании женщинами ради своих политических целей.

 

брошюре говорилось и о существовании психологической про­ пасти между полами, а также об особой способности женщин и к великой любви и к великой жестокости. По свидетельству Миро­ вич, когда члены партии октябристов сталкивались с данной про­ блемой в частном порядке, они приводили более рыцарское объ­ яснение: «В Европе этого еще нет». Из семи других умеренно консервативных партий, объединившихся вокруг октябристов, лишь один Союз мирного обновления требовал равенства полов перед законом; остальные три говорили только об улучшении ус­ ловий труда работниц. И никто из них не упоминал о праве голо­ са для женщин. Женщины не были членами ни этих, ни еще бо­ лее правых партий2.

 

Программа ультраправого Российского Собрания, чьим деви­ зом было «За Веру, Царя и Отечество», была настолько напичка­ на похвалами самодержавию, церкви, дворянству и нападками на евреев, что в ней не оставалось места для женщин. То же самое можно сказать и о Русском народническом всесословном союзе. Монархисты-конституциалисты считали избирательное право «абсолютно невозможным» для России. Члены Союза Отечества


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!