Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 174 страница
политическом отношении Женская прогрессивная партия стояла между воинственным Союзом равноправия женщин и консервативным Взаимноблаготворительным обществом. Всегда законопослушная партия отказалась от революции и насилия, избрав тактику быстрого, но мирного улучшения положения женщин законными способами. Кроме того, члены партии горди лись широкой постановкой проблем и задач. Сама Покровская исповедовала некую разновидность социализма, представляв шую смесь европейских принципов 1789 г. и русской традиции 1860-х гг., хотя и обращалась с этим «социализмом» так же воль но, как западные феминистки с христианством, и на деле высту пала против забастовок. С другой стороны, партия отличалась от своих «буржуазных» сестер на Западе тем, что уделяла присталь ное внимание работницам, выступая не только за общую фабрич
|
|
ную реформу, но в частности за назначение женщин на
|
|
Женский вестник. 1906. Янв. С. 26-29; 1906. Март. С. 90-91.
Ариан цит. по: Женский вестник. 1905. Авг. С. 239-241; сторонница Покров ской, Горизонтова цит. по: Женский вестник. 1905. Июль. С. 194-197; 1906. Март. С. 65-69.
283
должности фабричных инспекторов, десятимесячный оплачивае мый отпуск по беременности, за создание на фабриках возможно стей для матерей ухаживать за детьми, а также за равную оплату за равный труд. Женская прогрессивная партия являлась одной из тех российских либеральных групп, чья программа была го раздо более социалистической, нежели у их европейских коллег1.
|
|
Манифесте от 17 октября царь пообещал наделить правом голоса всех граждан России, и у множества женщин появилась на дежда, что они окажутся в их числе. Глубокое разочарование на ступило 11 декабря 1905 г., когда правительство объявило, что в выборах в новую Думу не будут принимать участие «лица женско го пола». Однако поскольку Манифест предполагал, что Дума бу дет рассматривать вопрос об изменении избирательной системы, феминистки сконцентрировались на том, чтобы выяснить пози ции партий по этой проблеме. Спектр политических партий был широк - от толстовцев и анархистов, с одной стороны, до экстре мистских монархических групп - с другой. Пункт о женском по литическом равноправии присутствовал в программах лишь трех основных партий: социал-демократов (большевиков и меньшеви ков), эсеров и кадетов. Марксистские партии всегда рассматрива ли женское избирательное право как часть всеобщего избиратель ного права и никогда - как отдельный вопрос. Однако у эсеров и кадетов первоначально существовали некоторые внутрипартий ные разногласия по этому вопросу2.
|
|
Партия эсеров, созданная Гершуни, Виктором Черновым, Брешковской и другими за пять лет до этих событий, рассматри вала себя продолжательницей дела народников и враждебно от носилась к дискриминации по признаку пола. В 1904 г. Чернов представил первый набросок программы эсеров, который содер жал пункт о всеобщем избирательном праве «вне зависимости от пола» как основной социалистический принцип. Однако на съез де крестьянских союзов, на чьи голоса надеялись эсеры, прозву чало несколько оппозиционных мнений. Некоторые настаивали на предоставлении крестьянкам только активного избирательно го права. Сторонники же полного равноправия привели множе ство аргументов в пользу того, что сельские женщины являются компетентными членами деревенского сообщества. На одном из
В дополнение к двум предыдущим сноскам см.: Женский вестник. 1906. Июнь. С. 175-179; Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. С. 100-101, 333-335.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!