Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 172 страница



 

Для феминисток слово «несвоевременный» стало ненавист­ ным, и некоторые из них так никогда и не смогли простить либе­ ралам их патерналистское ханжество. Использование тезиса о не­ своевременности применительно к проблеме освобождения того

 

Мирович Н. Из истории женского движения в России. С. 11; Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. С. 348-350. О программах союзов см.: Мартов JIJO., Маслов П., Потресов А. Общественное движение в начале ХХ-говека: В 4 т. СПб., 1909. Т. 2. С. 171-179. Об агитации в провинции см.: Женский вестник. 1905. Май. С. 143-148; Первый женский календарь. Т. 8. С. 316-335; Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. С. 305-309, 343-344.О конгрессах см.: Мирович Н. Из истории женского движения в России. С. 11-16; Коллонтай А.М. Социальные основы женского вопроса. С. 343-346; Женское дело. 1910. Окт. С. 2; Smith N. The Constitutional-Democratic Movement in Russia, 1902-1906. Ph. D. University of Illinois. P. 382-394.


 

280


или иного бесправного элемента общества было присуще не толь­ ко русским либералам или либералам других стран. В Европе можно было встретить даже крайне левых деятелей, которые при­ водили тот же самый довод против предоставления женщинам из­ бирательных прав, утверждая, что с этим можно подождать до тех пор, пока не будут решены более «важные» вопросы. Это привело

 

ярость членов Союза равноправия, который в ультимативной форме потребовал гарантий от земских и городских деятелей, что они признают необходимость женских прав в будущем. Монархия и привилегированные слои, напоминали они, всегда призывают бесправных членов общества быть терпеливыми. Письмо было на­ писано в жестком тоне и предупреждало, что если следующее соб­ рание не поддержит идею политического равноправия женщин, то Союз равноправия будет вынужден обратиться за помощью к ра­ дикальным партиям рабочего класса. Однако вскоре представи­ тельницы Союза выяснили, что у либералов существовали и дру­ гие причины откладывать вопрос о женских избирательных правах - страх перед крестьянками-избирательницами, перед пре­ словутым женским консерватизмом, перед теми последствиями, к которым может привести участие слабого пола в политике. Между тем делегаты следующего съезда городских и земских деятелей, вероятно, спасовав под безжалостным потоком критики равнопра-вок, в конце концов сдались и одобрили проект, предоставлявший активное и пассивное избирательное право лицам обоего пола. В итоге члены Союза равноправия и других феминистских групп примкнули к лагерю либералов, хотя многим из них был не по душе прокисший вкус мужского либерализма1.

 

Будучи, несомненно, крупнейшим и самым мощным фемини­ стским объединением, действовавшим в 1905 г., Союз равнопра­ вия женщин не был, тем не менее, единственной организацией по­ добного рода. В апреле 1905 г. Анна Шабанова вывела на орбиту российской политики Взаимноблаготворительное общество. Она призвала членов Общества бороться за то, чтобы женщины могли

 

Мирович Н. Из истории женского движения в России. С. 12-18. Отвергая идею

том, что женщины более консервативны, нежели мужчины, некоторые феми­ нистки ссылались на существующую традицию участия русских женщин в рево­ люционной борьбе и связывали борьбу за политическое равноправие с борьбой Фигнер, Бардиной и Покровской. Плакат, появившийся в то время, изображал на фоне эшафота с висящей на виселице Софьей Перовской, суфражистку, про­ износящую речь с парламентской трибуны. Под изображением были помещены слова, сказанные в 1792 г. Олимпией де Гуж: «Если у женщины есть право взой­ ти на эшафот, то у нее есть право взойти и на трибуну» (Первый женский кален­ дарь. Т. 8. С. 335-346).


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы!






Мы поможем в написании ваших работ!