Revolution: The Russian Colony in Zuerich (1870-1873); a Contribution to the Study of Russian Populism. Assen, 1955. P. 208-212. 168 страница
273
женщин, имевших на руках детей или же испытывавших денежные затруднения. Подобная практическая деятельность объясняет, по чему, несмотря на политический консерватизм, Общество обладало большим авторитетом среди женской части интеллигенции*.
Почти такой же интерес, как деятельность Шабановой и Фило-софовой, вызывает деятельность консервативной феминистской организации - Международного женского совета (МЖС). Осно ванный в Чикаго в 1893 г. МЖС регулярно проводил свои кон грессы в крупнейших европейских городах. В значительной степе ни он исходил из англо-американской идеи о том, что женские благотворительные группы всего мира должны быть объединены
|
|
взаимодействовать друг с другом. Политические и экономиче ские проблемы им игнорировались. Когда представительница Гер манской социалистической партии, Лили Браун, подвергла эту по зицию критике и подняла вопрос о защите женского труда, лиде ры МЖС в ответ приняли резолюцию об «абсолютной свободе труда» и решили не приглашать на свой следующий конгресс со циалисток. В действительности программа МЖС была настолько тривиальна (занятия садоводством, карманные деньги, роскошные завтраки в замке Виндзоров)2, что к 1904 г. политически ориенти рованные женщины, не придерживавшиеся социалистических взглядов, создали свою собственную Международную женскую суфражистскую ассоциацию (МЖСА). Эти две организации, плюс женское подразделение II (социалистического) Интернацио нала, возглавили три международных женских течения предвоен ных лет. Русские женщины присоединились к организациям всех трех направлений, и этот их выбор является ключом к пониманию идеологического спектра российского феминизма3.
|
|
|
|
|
|
Данные о системе управления взяты из следующих документов: «Положение о детских очагах» (1901); «Устав Российского женского взаимноблаготворитель ного общества в Санкт-Петербурге» (1902); «Инструкции для совета РЖВБО в Санкт-Петербурге» (1903); «Инструкция Благотворительного отдела РЖВБО в Санкт-Петербурге» (1908); «Проект устава РЖВБО» (1913) (ЦГИАЛ. Ф. 1075. Оп. 2. Д. 3,14,16,22,40); Коллонтай AM . Социальные основы женского вопроса. С. 175-177; Полянский А. Русская женщина: Первый женский календарь. СПб., 1899-1916. VIII, 1906.
2 Имеется в виду программа лондонского конгресса МЖС 1899 г., на котором впервые присутствовала русская делегация от Всероссийского женского взаим ноблаготворительного общества. Среди прочих на конгрессе обсуждались вопро сы о пользе птицеводства, фермерства и садоводства и необходимости для за мужних женщин иметь собственные карманные деньги. Для делегаток конгресса был устроен завтрак в королевской резиденции. - Прим. ред.
3 Aberdeen I. Women in Social Life. London, 1900; Новое слово. 1896. Февр. II. C. 90-91; Коллонтай AM. Социальные основы женского вопроса. С. 90-95,236-252.
274
моменту, когда лидеры Взаимноблаготворительного обще ства стали проявлять интерес к международному сотрудничест ву, существовала только одна значимая международная женская организация - МЖС. После того как в качестве гостей Шабанова
другие члены РЖВБО посетили его первые конгрессы и в яр ких красках описали деятельность Философовой, МЖС принял решение назначить ее почетным вице-президентом и поручил ей сформировать в России Национальный женский совет. Этот со вет мог быть признан только при том условии, что в избрании его членов примут участие все женские группы России. Типичным национальным советом небольшого европейского государства был Датский национальный женский союз, созданный в 1899 г. 55 женскими организациями, насчитывавшими около 80 ООО чле нов. К 1908 г. существовали уже 23 подобных совета, регулярно направлявшие своих делегатов на конгрессы МЖС, некоторые из них были созданы в новых, небольших государствах, например в Болгарии. Философова постоянно атаковала Министерство внутренних дел петициями с просьбой разрешить создать нацио нальный совет. Возможно, на карту здесь было поставлено и лич ное тщеславие; из ее переписки можно предположить, что мечтой престарелой дамы было провести конгресс МЖС в Петербурге и обеспечить прием госпожи Абердин (президента МЖС) в Зим нем дворце. Правительство отвечало отказами. Национальная женская организация с членством «без различения религии и на циональности», и имевшая иностранные связи, была не той иде ей, которую царская бюрократия могла бы принять. После смер ти Философовой эту бесплодную работу продолжила Шабанова. Поэтому, несмотря на взаимную симпатию и регулярные отно шения, формально Россия не входила в МЖС1.
Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!